КОНСПЕКТ РАЗНОУРОВНЕВОГО МОДУЛЬНОГО УРОКА НА ТЕМУ: "СЛОВОСОЧЕТАНИЕ"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Баянова Лариса Александровна

Конспект разработан на основе разноуровневого метода обучения. Представлены задания для трех уровней: А (слабый), В (средний), С (сильный). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_4.doc88 КБ
Office presentation icon urok_4.ppt91 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ РАЗНОУРОВНЕВОГО МОДУЛЬНОГО УРОКА (6 класс)

1. Название модуля: «Словосочетание».

2. Интегрирующая дидактическая цель: активизировать знания учащихся о словосочетании, полученные в 5  классе.

3. Целевой план действий для учащихся:

  • систематизировать знания учащихся о словосочетании;
  • развивать умение выделять главное и зависимое слово в словосочетании;
  • совершенствовать навыки разбора словосочетания;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

4. Банк информации: а) входной контроль.

Уровень А.

  1. Что такое словосочетание? (Словосочетание — сочетание двух или нескольких слов, в котором выделяют главное и зависимое слово).

Альтернативный вопрос: в каких вариантах представлены словосочетания:

а) веселый;

б) веселить;

в) веселый клоун;

г) читать;

д) читать книгу.

Ответ. В. Д.

Уровень В.

1.  Что такое словосочетание? Приведите примеры. (Словосочетание — сочетание двух или нескольких слов, в котором выделяют главное и зависимое слово).

Альтернативный вопрос: задание уровня А.

Уровень С.

1. Чем словосочетание отличается от слова и предложения? (Словосочетание — сочетание двух или нескольких слов, в котором выделяют главное и зависимое слово; они объединены по смыслу и грамматически. Слово — единица языка, которая называет отдельное понятие. Предложение —  слова и словосочетания, выражающие законченную мысль.

Альтернативный вопрос: задание уровня В.

б) повторение ранее изученного материала (адаптировано для всех уровней).

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Словосочетание — сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.

Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой.

Зависимое слово связывается с главным по смыслу. Смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому.

                                  что?                               какие?

Например, читать           книгу,            теплые            дни

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Эта связь чаще всего выражается с помощью окончания, а также с помощью окончания и предлога.

                                               какая?                                            о ком?

Например,       хорошая       погода,               говорить          о друге

Словосочетание отличается от слова и предложения.

Слово — единица языка, которая называет отдельное понятие.

Предложение —  слова и словосочетания, выражающие законченную мысль.

!!! Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием!!!!

Разбор словосочетания

  1. Назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос.
  2. Определить, какой частью речи является главное слово.
  3. Определить, каккой частью речи выражено зависимое слово.
  4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).

Образец разбора

            какие?

теплые       вечера

      (прил.)        (сущ.)

Примечание. Теоретическая информация урока также представлена в виде слайдовой презентации.

в) закрепление ранее изученного материала.

Уровень А.

Задание 1.         

Цель: закрепить умение составлять словосочетания.

Методический комментарий для учащихся: составьте словосочетания, учитывая смысловую и грамматическую связь между главным и зависимым словом.

Московский, улицы; бассейн, дети, для;  украшения, янтарь, из; перешел, дорога, на; ключ, машина, от; вечерний, газета;  усталость, жара, от;   подарок, память, на; сентябрьский, краски; окраины, город.

Ответ. 

Московские улицы, бассейн для детей,  украшения из янтаря, перешел на дорогу, ключ от машины, вечерняя газета,  усталость от жары,  подарок на память, сентябрьские краски, окраины города.

Задание 2.         

Цель:  развивать навык выделения главного и зависимого слова, совершенствовать умение определять части речи; совершенствовать навык разбора словосочетания.

Методический комментарий для учащихся:  прочитайте словосочетания, укажите в каждом из них главное и зависимое слово и чем они выражены; выполните разбор 2-3 словосочетаний (на выбор).

Покупать шапку, шёлковое платье, встретиться с друзьями, стучать молотком, застрелить волка, построить мост, отличная погода, плач ребенка.

Ответ. Покупать (гл.сл., глагол) шапку (зав.сл., сущ.), шёлковое (зав.сл., прилаг.) платье (гл.сл., сущ), встретиться (гл.сл., глагол) с друзьями (зав.сл., сущ. с предлгом), стучать (гл.сл., глагол) молотком (зав.сл., сущ.) , застрелить (гл.сл., глагол) волка (зав.сл., сущ.), построить (гл. сл., глагол) мост (зав.сл., сущ.), отличная (зав.сл., прилаг.) погода (гл.сл., сущ.), плач (гл.сл., сущ.) ребенка (зав.сл., сущ.).

Задание 3.         

Цель: совершенствовать навык выделения словосочетаний среди слов и предложений.

Методический комментарий для учащихся: прочитайте, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее».

а) выросла сосулька, хороший знак, пришел в школу, отвечал у доски;

б) шуба из кролика, под снегом, маленький ребенок, красивое небо;

в) я пришел, лежал на земле, яблоки поспели, месяц встал;

г) помощь, ответ, принес тетрадь, принес.

Ответ: а) выросла сосулька; б) под снегом; в) лежал на земле; г) принес тетрадь.

Задание 4.         

Цель: развивать навык определения главного и зависимого слова и способах их выражения; совершенствовать навык разбора словосочетаний.

Методический комментарий для учащихся:  Распределите слова на три группы в зависимости от того, чем выражено главное слово; выполните разбор 2-х словосочетаний на выбор.

Поймать ёжа, махнуть рукой, ствол березы, наполнить водой, лаборатория института, добежать до речки, чемодан из кожи, капуста с огорода, поссориться с соседом,  пролететь над лесом, глубокое ущелье, суп из мяса.

Главное слово выражено именем существительным

Главное слово выражено глаголом

Ответ. 

Главное слово выражено именем существительным

Главное слово выражено глаголом

Поймать ёжа, махнуть рукой,  наполнить водой, добежать до речки,  поссориться с соседом,  пролететь над лесом.

Ствол березы, лаборатория института,  чемодан из кожи, капуста с огорода, глубокое ущелье, суп из мяса.

Уровень В.

Задание 1.         

Цель: закрепить умение составлять словосочетания.

Методический комментарий для учащихся: составьте словосочетания, учитывая смысловую и грамматическую связь между главным и зависимым словом.

Московский, улицы; бассейн, дети, для;  украшения, янтарь, из; перешел, дорога, на; ключ, машина, от; вечерний, газета;  усталость, жара, от;   подарок, память, на; сентябрьский, краски; окраины, город, зимний, вечера; пойти, покупки, за; играть, мяч, с.

Ответ. 

Московские улицы, бассейн для детей,  украшения из янтаря, перешел на дорогу, ключ от машины, вечерняя газета,  усталость от жары,  подарок на память, сентябрьские краски, окраины города, зимние вечера, пойти за покупками, играть с мячом.

Задание 2.         

Цель:  развивать навык выделения главного и зависимого слова, совершенствовать умение определять части речи; совершенствовать навык разбора словосочетания.

Методический комментарий для учащихся:  прочитайте словосочетания, укажите в каждом из них главное и зависимое слово и чем они выражены; выполните разбор 2-3 словосочетаний (на выбор).

Покупать шапку, шёлковое платье, встретиться с друзьями, стучать молотком, застрелить волка, построить мост, отличная погода, плач ребенка, носки из шерсти, шуба на меху, заячьи следы.

Ответ. Покупать (гл.сл., глагол) шапку (зав.сл., сущ.), шёлковое (зав.сл., прилаг.) платье (гл.сл., сущ), встретиться (гл.сл., глагол) с друзьями (зав.сл., сущ. с предлгом), стучать (гл.сл., глагол) молотком (зав.сл., сущ.) , застрелить (гл.сл., глагол) волка (зав.сл., сущ.), построить (гл. сл., глагол) мост (зав.сл., сущ.), отличная (зав.сл., прилаг.) погода (гл.сл., сущ.), плач (гл.сл., сущ.) ребенка (зав.сл., сущ.), носки (гл.сл., сущ.) из шерсти (зав.сл., сущ.    с предлогом), шуба (гл.сл., сущ.) на меху (зав.сл., сущ. с предлогом), заячьи (зав.сл., прилаг.) следы (гл.сл., сущ.).

Задание 3.         

Цель: совершенствовать навык выделения словосочетаний среди слов и предложений.

Методический комментарий для учащихся: прочитайте, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее».

а) шумит ветер, хороший знак, выпал на рассвете, отвечал у доски;

б) шуба из кролика, на высоте, оказать помощь, красивое небо;

в) бушует непогода, бег на месте, яблоки поспели, месяц встал;

г) чудесный, путешествие, чудесное путешествие, принес.

Ответ: а) шумит ветер; б) на высоте; в) бег на месте; г) чудесное путешествие.

Задание 4.         

Цель: развивать навык замены словосочетаний с главным словом, выраженным именем существительным, на словосочетания с главным словом, выраженным глаголом, и наоборот; совершенствовать навык разбора словосочетаний.

Методический комментарий для учащихся:  замените словосочетания по образцу, назовите, чем выражено главное и зависимое слово; выполните разбор 2-х словосочетаний на выбор.

  1. Образец: уборка класса — убрать класс.
  2. Образец: составить расписание — составление расписание.

1) Закупка продуктов, презрение врагов, уважение товарищей, ремонт телевизора, любовь к Родине, жизнь в городе.

2) Пригласить на танец, предлагать помощь, преодолеть препятствия, посетить выставку, осветить коридор, оформить документы.

Ответ. 1) Закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизор, любить  Родину, жить в городе.

2) Приглашение на танец, предложение помощи, преодоление препятствия, посещение выставки, освещение коридора, оформление документов.

Задание 5.         

Цель: совершенствовать навык выделения словосочетаний из предложения; совершенствовать умение определять, какой частью речи выражено главное и зависимое слово.

Методический комментарий для учащихся: 1. Выпишите из предложений все возможные словосочетания. 2. Укажите, чем выражено главное и зависимое слово.

  1. Речка вилась синеватой тенью между белых и пустынных полей.
  2. Зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы и до нивы гонит ветер прихотливый золотые переливы.
  3. Маленькие речушки родятся в глухих местах нашей области.

Ответ. 1. Вилась тенью, вилась между полей, синеватой тенью, белых полей, пустынных полей. 2. Зреет над нивой, над жаркой нивой, гонит от нивы, гонит до нивы, прихотливый ветер, золотые переливы, гонит переливы. 3. Маленькие речушки, родятся в местах, в глухих местах, в местах области, нашей области.

Уровень С.

Задание 1.         

Цель: закрепить умение составлять словосочетания.

Методический комментарий для учащихся: составьте словосочетания, учитывая смысловую и грамматическую связь между главным и зависимым словом.

Московский, улицы; бассейн, дети, для;  украшения, янтарь, из; перешел, дорога, на; ключ, машина, от; вечерний, газета;  усталость, жара, от;   подарок, память, на; сентябрьский, краски; окраины, город, зимний, вечера; пойти, покупки, за; играть, мяч, с; сарафан, ситец, из; осложнение, грипп, после; крик, чайка.

Ответ. 

Московские улицы, бассейн для детей,  украшения из янтаря, перешел на дорогу, ключ от машины, вечерняя газета,  усталость от жары,  подарок на память, сентябрьские краски, окраины города, зимние вечера, пойти за покупками, играть с мячом, сарафан из ситца, осложнение после гриппа, крик чайки.

Задание 2.         

Цель:  развивать навык выделения главного и зависимого слова, совершенствовать умение определять части речи; совершенствовать навык разбора словосочетания.

Методический комментарий для учащихся:  прочитайте словосочетания, укажите в каждом из них главное и зависимое слово и чем они выражены; выполните разбор 2-3 словосочетаний (на выбор).

Покупать шапку, шёлковое платье, встретиться с друзьями, стучать молотком, застрелить волка, построить мост, отличная погода, плач ребенка, носки из шерсти, шуба на меху, заячьи следы, встать из-за стола, книга в переплёте, ночь перед боем.

Ответ. Покупать (гл.сл., глагол) шапку (зав.сл., сущ.), шёлковое (зав.сл., прилаг.) платье (гл.сл., сущ), встретиться (гл.сл., глагол) с друзьями (зав.сл., сущ. с предлгом), стучать (гл.сл., глагол) молотком (зав.сл., сущ.) , застрелить (гл.сл., глагол) волка (зав.сл., сущ.), построить (гл. сл., глагол) мост (зав.сл., сущ.), отличная (зав.сл., прилаг.) погода (гл.сл., сущ.), плач (гл.сл., сущ.) ребенка (зав.сл., сущ.), носки (гл.сл., сущ.) из шерсти (зав.сл., сущ.    с предлогом), шуба (гл.сл., сущ.) на меху (зав.сл., сущ. с предлогом), заячьи (зав.сл., прилаг.) следы (гл.сл., сущ.), встать (гл.сл., глагол) из-за стола (зав.сл., сущ. с предлогом), книга (гл.сл., сущ.) в переплёте (зав.сл., сущ. с прелогом), ночь (гл.сл., сущ.) перед боем (зав.сл., сущ. с предлогом).

Задание 3.         

Цель: совершенствовать навык выделения словосочетаний среди слов и предложений.

Методический комментарий для учащихся: прочитайте, найдите в каждой строчке «четвертое лишнее».

а) снежинки красивы, хороший знак, вспышки молнии, отвечал у доски;

б) пиджак с орденами, на высоте, оказать помощь, красивое небо;

в) выросла сосулька, выпал на рассвете, яблоки поспели, месяц встал;

г) елка, из густых елок, принес, тетрадь.

Ответ: а) снежинки красивы; б) на высоте; в) выпал на рассвете; г) из густых елок.

Задание 4.         

Цель: развивать навык замены словосочетаний с главным словом, выраженным именем существительным, на словосочетания с главным словом, выраженным глаголом, и наоборот; совершенствовать навык разбора словосочетаний.

Методический комментарий для учащихся:  замените словосочетания по образцу, назовите, чем выражено главное и зависимое слово; выполните разбор 2-х словосочетаний на выбор.

  1. Образец: уборка класса — убрать класс.
  2. Образец: обложка книги — книжная обложка.

1) Закупка продуктов, презрение врагов, уважение товарищей, ремонт телевизора, любовь к Родине, жизнь в городе.

2) Лучи солнца, час класса, житель города, перо гуся, сбор денег, опушка леса.

Ответ. 1) Закупить продукты, презирать врагов, уважать товарищей, ремонтировать телевизор, любить  Родину, жить в городе.

2) Солнечные лучи, классный час, городской житель, гусиное перо, денежный сбор, лесная опушка.

Задание 5.         

Цель:  развивать творческие способности учащихся.

Методический комментарий для учащихся:  составьте словосочетания, соответствующие предложенным схемам.

  1. Сущ. (гл.сл.) + сущ. (зав.сл.)
  2. Гл. (гл.сл.) + сущ. (зав.сл.)
  3. Сущ. (гл.сл.) + прилаг. (зав.сл.)
  4. Сущ. (гл.сл) + сущ. с предлогом (зав.сл.)
  5. Гл. (гл.сл) + сущ. с предлогом (зав.сл.)

Возможный ответ. 1. Крик чайки. 2. Читать книгу. 3. Хороший день. 4. Пирог с капустой. 5. Прийти на полянку.

5. Выходной контроль.

Уровень А.

  1. Словосочетание — это

а) грамматическая основа предложения;

б) сочетание двух слов;

в) слова, связанные по смыслу;

г) сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.

  1. Из данных сочетаний слов являются словосочетаниями:

а) начался снегопад;

б) земля бела;

в) с добрым утром;

г) играть в снежки;

д) на улице;

е) зима — прекрасная пора.

  1. Правильно выделены главные слова в словосочетаниях:

а) звонко побежали;

б) читать книгу;

в) писать аккуратно;

г) поздняя осень;

д) сентябрьский день;

г) играть с мячом.

4. Найдите словосочетания с главным словом, выраженным именем существительным.

а) отвечал грустно;

б) запевать песню;

в) уборка класса;

г) веселый разговор;

д) оформление документов;

е) отрезать хлеб.

  1. Найдите словосочетания с главным словом, выраженным глаголом.

а) писать книгу;

б) ключ от машины;

в) бег на месте;

г) дышать воздухом;

д) голубое небо;

е) бороться за свободу.

Ответы. 1 –  г.  2 – в, г.  3 – а, б, д.   4 – в, г, д. 5 –  а, г, е.

Уровень В.

     1. Словосочетание — это

а) грамматическая основа предложения;

б) сочетание двух слов;

в) слова, связанные по смыслу;

г) сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.

  1. Из данных сочетаний слов являются словосочетаниями:

а) начался снегопад;

б) земля бела;

в) с добрым утром;

г) играть в снежки;

д) на улице;

е) зима — прекрасная пора.

  1. Правильно выделены главные слова в словосочетаниях:

а) звонко побежали;

б) читать книгу;

в) писать аккуратно;

г) поздняя осень;

д) сентябрьский день;

г) играть с мячом.

4. Найдите словосочетания с главным словом, выраженным именем существительным.

а) отвечал грустно;

б) запевать песню;

в) уборка класса;

г) веселый разговор;

д) оформление документов;

е) отрезать хлеб.

  1. Найдите словосочетания с главным словом, выраженным глаголом.

а) писать книгу;

б) ключ от машины;

в) бег на месте;

г) дышать воздухом;

д) голубое небо;

е) бороться за свободу.

  1. Выберите ряд, в котором словосочетания с главным словом, выраженным глаголов, все верно заменены на словосочетания с главным словом, выраженным именем существительным.

Презирать трусов; бороться за мир; осветить улицы; выполнить приказ.

а) презрение труса; борьба за мир; освещение улицы; выполнение приказа;

б) презрение трусов, борьба за мир; освещение улиц; выполнение приказа;

в) презрение трусов; борьба за мир; освещение улицы; выполнение приказа;

г) презрение трусов; борьба за мир; освещение улицы; выполнение приказов.

Ответы. 1 –  г.  2 – в, г.  3 – а, б, д.   4 – в, г, д. 5 –  а, г, е. 6  в.

Уровень С.

      1. Словосочетание — это

а) грамматическая основа предложения;

б) сочетание двух слов;

в) слова, связанные по смыслу;

г) сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.

  1. Из данных сочетаний слов являются словосочетаниями:

а) начался снегопад;

б) земля бела;

в) с добрым утром;

г) играть в снежки;

д) на улице;

е) зима — прекрасная пора.

  1. Правильно выделены главные слова в словосочетаниях:

а) звонко побежали;

б) читать книгу;

в) писать аккуратно;

г) поздняя осень;

д) сентябрьский день;

г) играть с мячом.

4. Найдите словосочетания с главным словом, выраженным именем существительным.

а) отвечал грустно;

б) запевать песню;

в) уборка класса;

г) веселый разговор;

д) оформление документов;

е) отрезать хлеб.

  1. Найдите словосочетания с главным словом, выраженным глаголом.

а) писать книгу;

б) ключ от машины;

в) бег на месте;

г) дышать воздухом;

д) голубое небо;

е) бороться за свободу.

  1. Выберите ряд, в котором словосочетания с главным словом, выраженным глаголов, все верно заменены на словосочетания с главным словом, выраженным именем существительным.

Презирать трусов; бороться за мир; осветить улицы; выполнить приказ.

а) презрение труса; борьба за мир; освещение улицы; выполнение приказа;

б) презрение трусов, борьба за мир; освещение улиц; выполнение приказа;

в) презрение трусов; борьба за мир; освещение улицы; выполнение приказа;

г) презрение трусов; борьба за мир; освещение улицы; выполнение приказов.

     

       7. Выберите словосочетания, построенные по схеме: глагол (главное слово) +  имя существительное в Т.п. с предлогом (зависимое слово).

а) отличный день;

б) пришел из армии;

в) отвечал с энтузиазмом;

г) играл с мячом;

д) писал письмо;

е) хвастался ножом.

Ответы. 1 –  г.  2 – в, г.  3 – а, б, д.   4 – в, г, д. 5 –  а, г, е. 6 – в. 7 – в, г.

Оценка результатов.

Уровень А. Правильно 5 ответов – «5»; 4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень В. Правильно 6 ответов – «5»; 5-4 ответа – «4»; 3-2 ответа – «3».

Уровень С. Правильно 7 ответов – «5»; 6-5 ответа – «4»; 4-2 ответа – «3».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модульный разноуровневый урок на тему: «Словосочетание»

Слайд 2

Словосочетание – сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.

Слайд 3

Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой . Зависимое слово связывается с главным по смыслу . Смысловая связь устанавливается по вопросам , которые ставятся от главного слова к зависимому. что? какие? Например, читать книгу, теплые дни.

Слайд 4

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Эта связь чаще всего выражается с помощью окончания , а также с помощью окончания и предлога . какая? о ком? Например, хорош погода, говорить о друг ая е

Слайд 5

Словосочетание отличается от слова и предложения. Слово — единица языка, которая называет отдельное понятие. Предложение — слова и словосочетания, выражающие законченную мысль. !!! Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием!!!

Слайд 6

Разбор словосочетания 1. Назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос. 2. Определить, какой частью речи является главное слово. 3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово. 4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).

Слайд 7

Образец разбора какие? Тепл вечера (прилаг.) (сущ.) ые


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании".

Цель данного урока - актуализировать знания по теме: «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения. Задачи: Формиро...

Интерактивный урок по теме "Словосочетание"

Урок подходит как для работы в классе, так и для индивидуального обучения...

Методическая разработка обобщающего урока по теме "Словосочетание"

Заключительный урок по теме "Словосочетание" разработан с использованием игровых технологий по программе М.М.Разумовской. К конспекту урока прилагается информационная карта. В ней прописаны предметные...

КОНСПЕКТ РАЗНОУРОВНЕВОГО МОДУЛЬНОГО УРОКА НА ТЕМУ: "ПРЯМАЯ РЕЧЬ. ДИАЛОГ"

Конспект разработан на основе разноуровневого метода обучения. Представлены задания для трех уровней: А (слабый), В (средний), С (сильный). ...

Конспект урока по теме "Словосочетание"

Данная методическая разработка создана для педагогов, работающих в 8 классах по программе М.М.Разумовской. Используемое интерактивное задание формирует познавательную мотивацию к учению, умение работа...

урок по теме"Словосочетание. Связь слов в словосочетании"

Урок составлен в соответствии ФГОС, урок закрепления и обобщения знаний о словосочетаниию...