Однородные члены предложения, урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Куклина Юлия Александровна

Урок построен в рамках требований ФГОС ОО, урок нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_teme_odnorodnye_chleny_predlozheniya.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 5 классе.

Тема: «Однородные члены предложения».

Цели урока:

образовательные:

а) знать опознавательные признаки однородных членов предложения;

б) уметь находить однородные члены в предложении;

в) соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами;

г) обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.

воспитательные:

а) формирование аккуратности, усидчивости, внимательности, самостоятельности, уважения

друг к другу, умения работать в команде;

б) создание атмосферы творчества и успеха;

в) воспитание нравственного отношения к природе, формирование умения видеть прекрасное в природе.

развивающие:

а) формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся;

б) развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать предложенный

материал;

в) формирование умения реализовывать мыслительные возможности в процессе нахождения однородных членов предложения, постановки знаков препинания;

г) развитие памяти, воображения и речи учащихся;

д) формирование положительной мотивации учебной деятельности.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

СЛАЙД 1. Проверка домашнего задания.

Откройте тетради с домашним заданием, подготовьтесь к проверке.

К доске выйдут трое  учащихся.

Первый продемонстрирует разбор словосочетания,

второй – выпишет сочетания слов, которые не являются словосочетанием,

Третий – выполнит задание на карточке (списать, выделить грамматическую основу),

Четвертый – задание на карточке.

Проверка.

1 ответ:  опавшие листья, голые деревья, хмурые дни, поздняя осень, холодные ночи,

 холодно за окном, рано темнеет, срываются с деревьев.

2 ответ: наступила осень, красив лес, листья летят.

СЛАЙД 2-3. Карточка №1. Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу предложений и определения.

Ст..ят последние дни поз..ней ос..ни. На синем неб… в..сят белые обл..ка. В пр..зрач..ном воздух.. плывут тонкие нити паутины. На высокой ел… уселась стайка ч..рных др..здов.

СЛАЙД 4-6. Карточка №2. Произвести синтаксический разбор предложения, дать характеристику.

Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.

Слово учителя: Ребята, какой теме посвящены все словосочетания и предложение?

Осень. Потому что за окном сейчас поздняя осень. Ноябрь.

Запишем в тетради число (Четырнадцатое ноября), классная работа. Оставьте одну строку для написания темы урока. Подготовьтесь прослушать стихотворение.

СЛАЙД 7. Ученица  читает стихотворение наизусть под музыку Чайковского «Времена года». Осень.

Светлана Богдан

Наступают холода. Небо помрачнело,

Даже в озере вода будто почернела…

И цветы, что лишь вчера так цвели красиво –

Изменили свой наряд и глядят уныло.

Листья кружат на ветру, землю укрывают,

Завершая жизнь свою, тихо умирают.

Улетели стаи птиц вслед за тёплым летом…

Уже Матушка-Зима ходит рядом где-то.

Спасибо.

Слово учителя: Скажите, какая тема этого стихотворения? Какое настроение передано?

Сейчас ноябрь, поздняя осень, скоро выпадет снег, станет светлее, а пока всё уныло и дожди… Но, говорят, у природу не бывает плохой погоды, поэтому любое время года имеет свои плюсы.

К доске приглашается ученик.

СЛАЙД 8.  Все вместе давайте выпишем 3-е и 4-е предложения. Определите грамматическую основу. Составьте схемы предложений.

  1. Объяснение нового материала.

Постановка темы урока.

СЛАЙД 9. Посмотрите на предложения, записанные на доске.

И цветы, что лишь вчера так цвели красиво –

 Изменили свой наряд и глядят уныло.                [--- == и ==].

Листья кружат на ветру, землю укрывают,

 Завершая жизнь свою, тихо умирают.                  [--- == , ==, ==].

Слово учителя: В первом предложении у нас два сказуемых, во втором – три. Из курса начальной школы вы уже знаете, как называются такие члены предложения. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Ответ.

СЛАЙД 10. В оставленной строке запишите тему урока (вместе с учителем + на слайде): «Однородные члены предложения».

СЛАЙД 11. Наши задачи на сегодня:

  • Научиться находить однородные члены предложения;
  • Соблюдать правильную интонацию при чтении;
  • Обосновывать постановку знаков в предложении.

Первые выводы.

СЛАЙД 12. Опираясь на предложения на доске, сделайте вывод: какие члены предложения называются однородными?

  • Отвечают на один и тот же вопрос;
  • Относятся к одному и тому же члену предложения;
  • Выполняют одну и ту же синтаксическую функцию в предложении (являются одним и тем же членом предложения).

СЛАЙД 13. Запишите в свои опорные конспекты.

СЛАЙД 14. Физминутка из интернета. «Вертушки», сидя на стуле.

Ну а теперь продолжим. Выполните задание, которое перед вами на брошюрке и на экране.

СЛАЙД 15. Попробуйте сами составить предложения с однородными членами и прочитать их, соблюдаю интонацию.

  • Осень – самая (какая?) ……. пора.
  • Осенью все (что делают?) …….. .
  • Осенью я люблю (что делать?) ……. .
  • Я любуюсь (какими?) ……. листьями.

СЛАЙД 16. На слайде схемы:

  • Осень – самая O, O, O пора.
  • Осенью все любят O и O.
  • Осенью я люблю O, O и O
  • Я любуюсь O, O, O листьями.

Итак, графически однородные члены изображаются O O O.

Чтение своих вариантов учащимися.

СЛАЙД 17. Прочитав предложения, вы убедились, что однородные члены связаны между собой интонационно, и интонация эта перечислительная.

СЛАЙД 18 1 часть. А какие знаки ставятся при однородных членах предложения?

Работа с учебником. Рассмотрите правило на странице 87 учебника и сделайте вывод.

Ответ.

СЛАЙД 18, 2 часть. Однородные члены предложения связаны при помощи союзов в письменной речи, и от постановки союзов зависят знаки препинания.

Заполните таблицу.

Запятая ставится:

Запятая не ставится:

Интонация перечисления;

Повторяющиеся союзы;

Союзы а, но, да (=но)

Одиночный союз и, да (=и), или;

Фразеологизм.

СЛАЙД 19 1 часть. Что такое фразеологизм?

 СЛАЙД 19 2 часть. Фразеологизм – это устойчивое и неделимое словосочетание или предложение.

СЛАЙД 20-22. Примеры фразеологизмов.

Ни слуху ни духу – ничего не известно, не слышно, не видно

Ни туда ни сюда – об отсутствии движения, о стоянии на месте, застрял.

Ни к селу ни к городу – неуместно, не во время.

Вывод: в устойчивых оборотах речи при однородных членах запятая не ставится.

СЛАЙД 23. Графический диктант. Предложения есть на брошюре.

Составить схемы однородных членов.

 (учащиеся выполняют самостоятельно в тетради)

•        Листья осины могут быть багряными, алыми, лимонными, коричневыми, чёрными, серыми, белыми.

•        Ветер бросал горсти листьев на стол, на кровать, на пол, на книги.

•        Мы спали на листьях и насквозь пропитались их запахом.

•        Синицы висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клёна.

•        Под весенним солнцем, под белыми облаками в теле берёзы копится живительный сок.

•        Берёза воспета в фольклоре, в поэзии, в музыке и живописи.

•        Осенью солнце светит ещё ярко, но не греет.

СЛАЙД 24.  Проверь себя!

  • O, O, O, O, O, O, O
  • O, O, O, O
  • и O
  • и O
  • O, O
  • O, O, O и O.
  • O, но O.

СЛАЙД 25. Обобщение. Выполните тест. На листах.

1. В каком предложении есть однородные обстоятельства?

1) Мальчик охотно и умело решал сложные задачи.

2) Пословицы, поговорки, загадки — малые жанры фольклора.

3) Фольклор создавался народом, передавался от одного поколения к другому.

4) Закличка — обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам.

2. В каком предложении есть однородные дополнения?

1) Образы и сюжеты сказок вошли в пословицы.

2) Старик обрадовался, положил все добро в сани, посадил дочь, повез домой.

3) Обратите внимание на присказки, зачины, концовки.

4) В некотором царстве, в некотором государстве жил царь.

3.  В каком предложении надо поставить только одну запятую?

1) Полез Петров  да зацепил камень ногой.

2) Дал печенежский князь Претичу коня саблю стрелы.

3) Антоний Погорельский писал стихи статьи прозу.

4) Гудел ветер бил в рамы и заставлял их дрожать.

4. В каком предложении надо поставить две запятые?

1) Нужен мне повар конюх плотник.

2) Молчит собака трется ему об ноги и хвостом махает.

3) В Германии Ломоносов изучал механику физику и  химию.

4) Лирические произведения передают чувства и мысли человека.

СЛАЙД 27. Проверь себя!

 СЛАЙД 28. Выставление оценок.  Домашнее задание.

Всем: выучить опорный конспект, выполнить упражнение № 288 (задания 1,2,3).

По желанию: Из стихотворения Михаила Исаковского (на брошюре) выпишите однородные члены предложения, составьте схему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Главные члены предложения. Урок русского языка в 8 классе.

Тема урока:   Главные члены предложения. (Обобщающий урок)Цели урока:   1) закрепить  и  углубить  знания  учащихся  о  главных членах...

Однородные члены предложения. Урок русского языка 5 класс

Методическая разработка урока русского языка "Однородные члены предложения"в соответствии с ФГОС.  Технологическая карта урока....

Однородные члены предложения.Урок русского языка в 8 классе

Урок углубляет знания об однородных членах предложения. Урок-объяснение нового материала...

Однородные члены предложения. Урок русского языка в 5 классе. УМК В.В.Бабайцева

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Обобщение изученного по теме "Обособленные члены предложения", урок русского языка в 8 классе

Технологическая карта урока и дидактический материал для урока русского языка в 8 классе по теме "Обобщение изученного по теме "Обособленные члены предложения"...

«Повторение по теме «Обособленные члены предложения» урок русского языка в 8 классе

Урок русского языка в 8 классе по теме «Повторение по теме «Обособленные члены предложения» - это урок развивающего контроля. Школьники работают в группе, распределяя роли, в парах, ...

Однородные члены предложения. Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: «Закрепление  темы  «Однородные члены предложения».Цель: Систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации  при н...