статья "Подготовка учащихся к сочинению по картине на уроках развития речи"
статья по русскому языку на тему

Белоусова Наталия Юрьевна

Ни для кого не секрет, что работа по картине является одной из самых трудных, но она необходима, так как специфические функции картины являются источником высказывания, помогают формировать определенные коммуникативные умения учащихся: умение увидеть тему, затем уяснить основную мысль произведения, а  впоследствии соотнести название репродукции с ее содержанием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_sochineniyu.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка учащихся к сочинению по картине на уроках развития речи

      Ни для кого не секрет, что работа по картине является одной из самых трудных, но она необходима, так как специфические функции картины являются источником высказывания, помогают формировать определенные коммуникативные умения учащихся: умение увидеть тему, затем уяснить основную мысль произведения, а  впоследствии соотнести название репродукции с ее содержанием.

      Хорошо, когда на картине ,которая берется для рассмотрения, изображен фрагмент действительности, ведь это облегчает наблюдение, формирует умение собирать и систематизировать материал.

      Очень важно, чтобы картина вызывала эмоциональный отклик у учащихся, чтобы они почувствовали настроение, которое испытывал сам художник при ее создании.

      Сочинение, написанное учеником,  должно обладать подчеркнутой логичностью, четкой композицией текста. В нем должно быть:

   1).Вступление, из которого мы чаще всего узнаем о коммуникативном намерении автора.  

   2). Основная часть, в которой развитие темы происходит в  плане последовательного  описания.

   3). Заключение, в котором подводятся итоги.

    Для облегчения работы над собственным сочинением ученикам предлагается

прослушать  один из текстов, написанных известными искусствоведами .

    Эти тексты – в зависимости от цели и сферы общения – могут принадлежать различным стилям речи, однако чаще всего они встречаются в научной и научно -  популярной литературе, поэтому подобным текстам присущи такие стилевые черты, как точность выражения мысли, использование терминов, понятий, четкая логика изложения материала, наличие языковых средств,  антонимы, обобщающие слова, соединительные и противительные союзы,  сравнительные и усилительные частицы.

   

    Безусловно, важную роль в восприятии картины учащимися играет вступительное слово учителя, задача которого стимулировать, облегчить процессы постижения художественного произведения, создать эмоциональный настрой на это восприятие, пробудить у учащихся желаемый отклик.

     Для работы  возьмем репродукцию картины В.А.Серова «Дети».

                                          дети

     Можно начать так:

    «Ребята, перед вами репродукция картины замечательного русского художника В.А.Серова, ее название «Дети».

   «Дети» - одно из самых поэтических произведений В.А. Серова. Это маленькая картина – портрет, написанная в 1899 году, привлекает не яркостью и силой красок, а гармонией и четкостью построения живописных планов. Сложное взаимоотношение между фигурами детей на переднем плане и расстилающимся вдали до горизонта морским пейзажем Серов передает с большим мастерством и особым тактом. Характерные силуэты мальчиков выделяются на фоне пасмурного неба и моря и вместе с тем погружены в насыщенную влагой прохладную атмосферу. Лица детей написаны бережно, фигуры и пейзаж – в своей образной, но строгой манере»

     Дальше   можно задать учащимся вопросы ,которые помогут выявить степень эстетического восприятия и понимания картины.

   По окончании беседы предлагаем учащимся   текст об этой картине В.А. Серова искусствоведом Г.С. Арбузовым :

   «  Серов глубоко понимал духовный мир детей. За свою жизнь он исполнил немало детских портретов. Лучшие из них относятся к 1899 – 1901 годам. Они проникнуты чувством суровой нежности.

    В 1899 году была написана небольшая по размеру картина «Дети». Она изображает сыновей художника.

    Двое мальчиков стоят на террасе дачи: старший смотрит на разворачиваю –

щуюся  перед ним панораму уходящего вдаль Финского залива и угасающего вечернего неба; взгляд младшего обращен к зрителю. Это маленькая жанровая картина и вместе с тем портрет двух мальчиков. Оба одеты в одинаковые белые блузы и синие штаны, у обоих вьющиеся темные волосы, в беспорядке спадающие на лоб. Но различие их характеров подчеркнуто художником.

    Суровая объективность, какая – то пронзительная острота видения, окрашенная нравственной чистотой – таково неизгладимое впечатление от картины. Здесь не происходит никакого события, нет действия.

   Серов воплощает знакомое с нам по детским годам состояние, когда ребенок , оставшись наедине со своими мыслями, погружается в созерцание.»

 (Арбузов Г.С. Валентин Серов: Портретная живопись. – Л., 1968 – с. 19)

     Арбузову важно описать картину, сказать о времени её создания, сообщить о других детских портретах Серова. Текст Арбузова представляет собой описание с элементами повествования. Сначала даются отличительные признаки мальчиков (старшего, затем младшего), потом указываются их общие черты (одежда, волосы).

    Делаем выводы, что при построении текста возможны разные подходы: от частного к общему и от общего к частностям, т.е. параллельное и последовательное сравнение. Можно сначала охарактеризовать  одного из героев, затем другого и в конце написать о том, что у них есть общего и в чем они отличаются друг от друга. Можно начать с того общего, что есть у обоих, а затем сказать об индивидуальных особенностях каждого.            Главное обеспечить развитие темы в соответствии с целевой установкой и замыслом ,  сделать обобщение.  

    После такой подготовительной работы   учащимся предлагается самостоятельно написать план сочинения, соблюдая законы построения, а затем приступить к написанию самого сочинения.

     Надеемся ,что определенная последовательность при формировании коммуникативных умений и связь этой работы с изучением курса русского языка, разнообразие источников высказывания, воспитание речевого этикета позволит справиться учащимся с предложенной задачей – написанием сочинения по картине.

             

                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Репродукции картин для уроков развития речи в 5 - 7 классах (учебник С.И. Львовой, В.В. Львова)

Презентация содержит репродукции всех картин, по которым запланированы письменные работы  в 5,6,7 классах по учебнику С.И. Львовой, В.В. Львова: Михаил Врубель "Царевна-Лебедь", Виктор Васне...

Методическая разработка урока развития речи в 5 классе по теме "Сочинение по картине А.А.Пластова "Летом"(конспект урока с мультимедийным приложением)

Урок развития речи носит обучающий характер. Учащиеся 5 класса овладевают алгоритмом сбора материала для написания творческой работы. Закрепляя материал об изобразительно- выразительных средствах, отр...

«Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наследие региона»

«Живописное полотно, воздействуя на чувства учащихся яркими, запоминающимися образами, способствует развитию у них  духовно ориентированного мышления, обогащению их словарного запаса. Это особенн...

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи посредством опоры на нестандартное использование произведений живописи с учетом расширения форм работы и социокультурное наслед

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательного интереса учащихся к изучению русского языка на уроках развития речи  посредством опоры на нестандартное использование  произведений ...

Репродукции картин для уроков развития речи 5-8 класс

В презентации представлены репродукции известных русских художников....

Сочинение по картине как средство развития речи учащихся на уроках русского языка в 5-6 классах

Методика работы с картинами (подготовка, проведение и анализ сочинений) в процессе преподавания русского языка в 5-6 классах...