Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Конспект урока с применением ЦОР.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Кормашова Надежда Сергеевна
  1. Цель  урока: познакомить  учащихся с условиями написания Н – НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

9. Задачи:

          - обучающие

          - знать причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях;

 

-  знать условия выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего    времени и в отглагольных прилагательных;

- знать слова-исключения;

-развивающие

- работать над навыками грамотного письма;

- формировать навык построения высказывания в научном стиле речи;

-воспитательные

- воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес к истории Российского государства и его символике;

- воспитывать ответственность за результат своего труда;

- развивать умение работать в коллективе.

  1. Тип урока: объяснение нового материала
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_po_prichastiyu_s_tsor.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Правописание Н и НН в суффиксах страдательных  причастий

                                                          прошедшего времени. (1 час)

ФИО (полностью)

Кормашова Надежда Сергеевна

Место работы

Вологодская область, Бабаевский район, г.Бабаево, МБОУ «Бабаевская средняя общеобразовательная школа №1»

Должность

учитель

Предмет

Русский язык

Класс

7 класс

Тема и номер урока в теме

Правописание Н и НН в суффиксах страдательных причастий. Урок № 41

Базовый учебник

«Русский язык. Теория 5-9 класс» Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

  1. Цель  урока: познакомить  учащихся с условиями написания Н – НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.

9. Задачи:

          - обучающие

          - знать причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях;

-  знать условия выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего    времени и в отглагольных прилагательных;

- знать слова-исключения;

-развивающие

- работать над навыками грамотного письма;

- формировать навык построения высказывания в научном стиле речи;

-воспитательные

- воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес к истории Российского государства и его символике;

- воспитывать ответственность за результат своего труда;

- развивать умение работать в коллективе.

  1. Тип урока: объяснение нового материала
  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютеры, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
  4. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1.

Организационный момент

Формулировка цели и задач урока, исходя из формулировки темы.

Учатся формулировать цели урока.

3

2.

Актуализация получения новых знаний о причастии.

Интерактивное определение №1 «Полные и краткие причастия».

Электронное задание №2

«Правописание Н и НН»

Проверка усвоения понятий полное и краткое страдательное причастие (повторение). Предлагает сравнить свой ответ с текстом интерактивного определения.

Предлагаются задания для работы в парах: образуйте краткие формы страдательных причастий, запишите причастия парами: полная форма – краткая форма.

Провести взаимоконтроль.

(Или работают с текстом – приложение №1 по тому же заданию).

Вопрос: как изменяются суффиксы страдательных причастий в краткой форме?

Даёт формулировку кратких страдательных причастий и их грамматических признаков.

Отрабатывает на практике навык образования краткой и полной формы страдательных причастий.

Проверяют друг у друга выполнение задания.

Замечают, что в суффиксы  кратких причастий сокращаются - остаётся одна буква Н.

6

3.

Объяснение нового материала.

Интерактивная схема №3 «Правописание НН в полных страдательных причастиях прошедшего времени»

Интерактивная схема №4 «Правописание Н».

Проблемный вопрос: а) - Какими частями речи может быть слово «раненый»? Как от этого зависит его правописание?

 б) - В чём возникает трудность при выборе Н или НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени?

1)Предлагает самостоятельно сформулировать правило в ходе работы с предложенными интерактивными схемами.

2)Вопрос: -Когда страдательные причастия переходят в разряд отглагольных прилагательных? Как меняется их написание?

3) Задание: Проанализируйте теоретический материал («Теория» параграф 139 стр.178)

- Какие случаи написания двух букв НН не нашли отражения в выполняемых заданиях?

Формулируют своё видение проблемы. Дают ответ.

Работая с интерактивными схемами, формулируют правило «Правописание Н – НН в страдательных причастиях прошедшего времени».

Изучают материал параграфа 139 и выделяют ещё два условия написания двух НН:

А) наличие приставки  в причастии;

Б) наличие суффиксов – ова, - ева.

14

4.

Закрепление материала:

Электронное задании №5 проверка теоретических знаний о правописании Н иНН в страдательных причастиях прошедшего времени.

Электронное задание "Причастие. Теория". Вариант 4 (N 139935)

Даёт задание:

предлагает закрепить правило в ходе работы с упражнением (приложение №2.)

Предлагает проверить полученные навыки с помощью теста.

Задаёт итоговые вопросы:

- Когда в страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН?

- Когда в страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н?

Выполняют задание по карточкам с последующим объяснением.

Решают тесты и повторяют условия выбора Н или НН в причастиях.

Отвечают на поставленные  итоговые вопросы, выделяя основные условия правописания НН в полных причастиях:

1)сов.вид причастия;

2)наличие суффиксов с –ова-, -ева-;

 3) наличие зависимых слов.

16

5.

Рефлексия.

Задаёт вопрос учащимся:

-Какие новые знания и умения вы приобрели на уроке?

- Какие задания было особенно интересно выполнять?

Оценивание.

Высказываются о том, что они узнали новое и задают вопросы по теме учителю, делятся впечатлениями от урока.

Выставление оценок.

4

6.

Домашнее задание.

Предлагает повторить правило п.139 «Русский язык. Теория. 5 – 9 класс» Бабайцева В.В…,

1 вариант: написать сочинение-рассуждение на тему «Трудности в правописании Н и НН в суффиксах страдательных причастий»;

2 вариант: выполнить упр.192 стр. 71

Фиксируют домашнее задание.

2

                  Приложения  к плану-конспекту урока

«Правописание Н – НН в страдательных причастиях прошедшего времени».

                                                      (Тема урока)

Приложение №1.

Из истории Российского герба.

   Государственный герб Российской Федерации представляет собой золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральдическом щите. …

  Над орлом расположены три исторические короны Петра Великого (две малые – над головами и над ними одна большая). В лапах у него скипетр и держава – символы величайшей власти.

   На груди двуглавого орла, на красном щите, изображен всадник, поражающий копьём дракона. Поражённый всадником дракон олицетворяет собой побеждённое зло, тьму.

   Почему же головы орла повёрнуты в разные стороны?

Наша страна располагается в двух частях света – Европе и Азии, поэтому и головы направлены одна в сторону Европы, а другая в сторону Азии.

   Современный герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны.

                                       (Из сочинения Карповой Марии, ученицы 7-б класса).

  Приложение 2.

Дидактический материал, контролирующий усвоение знаний.

Задание:

- Вставьте Н или НН в суффиксы причастий, графически и устно объясните орфограмму.

Написа…ый пейзаж,  написа…ый художником пейзаж,  пейзаж написа…, прочита…ый учеником рассказ,  нарисова…ый натюрморт,  построе…ый дом,  краше…ый забор, покраше…ый забор,  дом покраше…,  маринова…ый огурец,  кваше…ая капуста,  кваше…ая бабушкой капуста,  увиде…ый фильм, виде…ый мною фильм.

Таблица 2.

              ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Интерактивное определение "Полные и краткие причастия"

локальный

автономный

Интерактивное определение

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/333279e3-7fc8-47c4-be26-24e3da145551/view/

2.

 Электронное задание "Правописание Н и НН". Вариант 1

локальный автономный

Интерактивный тест

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/97d0dd95-84ff-44f8-80f6-7d2e04f4f912/view/

3.

Интерактивная схема "Правописание Н"

локальный автономный

Интерактивная схема

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7e3bb4dd-ac7e-4d95-b223-dc45d1d520e4/view/

4.

Интерактивная схема "Правописание НН в полных страдательных причастиях прошедшего времени"

локальный автономный

Интерактивная схема

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/de27ef85-8525-43cd-beed-c0a18cef59f8/view/

5.

 

Электронное задание "Причастие. Теория". Вариант 4 (N 139935)

локальный автономный

Интерактивный тест

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a3769a3b-76d9-420f-a94b-0bf31911757a/%5BRUS7_132-140%5D_%5BQS_328%5D.html

.

                                                                                                                               

                                        Таблица оценивания.

    Задание

Ошибок нет

Одна – две ошибки

Три - четыре ошибки

Более четырёх ошибок

Электронное задание №2

Письменное задание по тексту

Работа с интерактивными схемами № 3,4

Выполнение задания по карточке

Электронное задание №5

5

4

3

2

 Средняя оценка = общее количество баллов: _________________________

                                Фамилия, имя обучающегося______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока с применением ЭОР 1. «Подготовка сочинения-рассуждения по заданию «С» ЕГЭ. Урок № 3

статья содержит подробный конспект урока развития речи - способы выявления и формулировки проблемы по прочитанному тексту, ссылки на использование ЭОР, готовые приложения (дидактический материал), мет...

Конспект урока с применением ЦОР Правописание производных предлогов

·   Использование ЦОР на уроках русского языка позволяет активизировать познавательные интересы учащихся, контролировать деятельность каждого, значительно увеличить темп работы, решить сразу...

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации....

Путешествие во времени конспект урока по биологии 11 класс

Тема: Эволюция. Цель урока: Закрепить знания учащихся о наследственности, изменчивости, естественном отборе, борьбе за существование, биологическом прогрессе и регрессе....

План – конспект урока по применению технологии развития критического мышления на примере урока русского языка в 7 классе « Причастие как часть речи» в условиях реализации ФГОС.

Тип урока:  усвоение  и    новых   знаний в условиях реализации ФГОС.Форма урока: урокМетод: комбинированныйМодель обучения: базовая.Реализуемая программа: сос...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...