урок русского языка в рамках системно-деятельностного подхода "Типы речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Коновалова Галина Анатольевна Ухта

Урок русского языка в рамках системно- деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tipy_rechi.docx41.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  на основе системно - деятельностного подхода в 7 классе на тему:

                                «Типы речи».            

Учителя русского языка

МОУ «СОШ №19»          

г. Ухты Республики Коми

 Коноваловой Г.А.

                                                         

 Цели:

Предметные:           создать условия для учащихся, чтобы

  • повторить и систематизировать знания учащихся о типах  речи;
  • ввести новое  для них понятие «комбинированный тип речи»;
  • они могли оценить красоту и многообразие русского языка.

Метапредметные:     

  • они могли формулировать цели предстоящей учебной деятельности;
  • они могли планировать последовательность своих действий;
  • контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности;
  • аргументировать свое мнение;
  • перерабатывать, систематизировать информацию;
  • вступать в диалог;
  • выполнять логические операции :сравнение, анализ, синтез, обобщение.

Личностные:    

  • они могли определять свои ближайшие цели саморазвития;
  • проявлять свою собственную точку зрения.

                             

 Методы: деятельностный метод, наблюдение над текстом, индивидуальные выступления, создание  проблемной ситуации.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная , групповая, парная ( по выбору учащихся).

Место темы данного урока в системе обучения русскому языку: пятый  урок в модуле по разделу «Союз».

Межпредметные связи: литература, история, информатика.

Формирование УУД ( универсальных учебных действий) :

Регулятивных: целеполагание (постановка учебной задачи самим учащимся), планирование, контроль сличения способа действия и результата), коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательных: поиск и выделение нужной информации, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, анализ, синтез, сравнение по выделенным признакам, построение логической цепи рассуждений.

Личностных : самоопределение, смыслообразование  ( связь между учебной деятельностью и ее мотивом).

Коммуникативных: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Технологии:  технологии на основе системно -деятельностного подхода: информационные и коммуникативные технологии; технология, основанная на создании учебной ситуации, технология уровневой дифференциации.

Вид урока : комбинированный

Тип урока: урок обобщения знаний и способов действий; открытия новых знаний

Оборудование учебники, компьютер, мультимедийная система, экран, рабочие листы учащихся, индивидуальные папки с таблицами и схемами.

Ожидаемые результаты: учащиеся должны уметь самостоятельно повторять теоретический материал, определять типы речи в тексте, создавать тексты разных типов речи, уметь работать в группах, анализировать текст, знать и любить города нашей Родины.

                                                     План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Этап мотивации ( работа с эпиграфом).
  3. Запись темы, целеполагание.
  4. Работа над темой урока:

а) актуализация знаний

 – заполнение таблицы типы речи;

-составление памятки по определению типа речи;

б) тренировочно – обобщающий этап:

–анализ текстов разных типов речи;

-оценивание ответов учащихся ( если позволит время)

в) этап подготовки к домашнему заданию, включение в систему знаний.

-составление модели (кластера) своего текста ( отзыва, сочинения, другого вида работы), написание своего вступления.

  1. Домашнее задание
  2.  Рефлексия.

Ход урока:

  1. Оргмомент.-1 мин.

Здравствуйте, ребята, проверьте, пожалуйста, свою готовность  к уроку. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошей работы.

      2.  Этап мотивации ( работа с эпиграфом ).- 4 мин.-

Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад- «Онегина» глава,

О Блоке вспоминают острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский…

                                  С.Я. Маршак

Слово учителя

Ребята! Сегодняшний урок я предлагаю вам начать с эпиграфа, в качестве которого я выбрала четверостишие С.Я. Маршака, которое описывает город, из которого недавно  мы с Вами вернулись. Посмотрите на слайд и сформулируйте, пожалуйста, учебную задачу. Как название этого города? Проговорите одним предложением, чем для Вас является этот город. А пока Вы делаете запись, мы просмотрим несколько слайдов презентации о  нашей поездке.

- Санкт- Петербург- это город моей мечты, лучший город моей Родины.

- Какие чувства Вы испытываете, когда вспоминаете нашу поездку?

- Радость, восхищение, удивление…

- Я хочу, чтобы такие же положительные эмоции оставались у Вас на протяжении всего урока.

  1. Запись темы урока. Целеполагание (цели урока выводятся обучающимися с помощью учителя).-4мин.-

20 января мы вернулись… и вот какую ситуацию я наблюдала в коридоре нашей школы:(2 ученика инсценируют небольшой диалог)

-Привет! Ну что, типа, ты вернулся из Санкт- Петербурга?

- Привет! Ну, типа, да…

- Ну и как там?

- О! Все здорово, были везде, и все очень красиво!

- О, да ты, типа зазнался…

-Что мы можем сказать об этой ситуации?

- Разговорный стиль, диалог, слово- паразит- типа, которое засоряет нашу речи. А это слово может использоваться в другом значении?

-Какова тема нашего урока? О чем пойдет речь?

- Типы речи. Анализ и создание текстов разных типов речи.

Запишите число, тему урока и подумайте над целями, задачами сегодняшнего занятия.

Цели:

1???.Систематизировать все знания по теме : «Типы речи»; узнать о текстах с комбинированным типом речи.

2. ???Учиться организовывать свои действия по систематизации и обобщению материала, по усвоению новых знаний.

Задачи:

1.Повторить изученный материал по теме.

2.Определять типы речи в любом тексте.

3. Уметь составлять тексты разных типов речи.

.

                         

  1. Работа над темой урока:-15-20 минут мин.

а) актуализация знаний- 3 слайд

Сформулируйте себе учебные  задачи по данной таблице.

-Заполнить свободные графы в таблице «Стили речи».

Тип речи- это способ изложения, избираемый автором в зависимости от задач.

Вопросы

Характерные особенности

В каких стилях чаще используется

           

             ?

Что делает предмет?

Что с ним происходит сначала, а что- потом? Что? Где? Когда?

Главный жанр- рассказ, который строится по опред. структуре: экспозиция (не всегда есть), завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Используются глаголы сов. вида, различные обстоятельства.

Главная мысль выражается через поступки героев, оценку их автором.

Художественный ( описание путешествий, в мемуарах, письмах),

Разговорный

Публицистический

Официально- деловой

             ?

Какой предмет? Каков предмет? Как он выглядит?

Описание строится чаще по структуре: общая хар-ка предмета, признаки предмета, общая оценка предмета- описания. Виды описания: описание предмета, животного или человека; описание места; описание состояния (среды или человека); описание действия.

Использование прилагательных, отглагольных сущ., глаг. несов. вида наст., прош. времени, сравнений, оценочных слов.

Художественный

Разговорный

Публицистический

             ?

Почему? Что это такое? Как быть? В чем причина?

Бывает Р- объяснение, Р- доказательство, Р- размышление. Строится по структуре : тезис (почему?), доказательства ( что из этого следует?), вывод ( поэтому, итак, следовательно).

Содержит умозаключение. Имеет в составе вводные слова и предложения.

Публицистический

Художественный

Разговорный

Научный

              ?

Свои вопросы к каждой смысловой части

Свои характерные особенности к каждой смысловой части.

Художественный

Разговорный

Научный

Публицистический

Официально- деловой

С какими затруднениями вы встретились? Что мы еще не знаем?

- Комбинированный тип речи. Сравните свою составленную таблицу с правильным вариантом ответа.

Тип речи-это способ изложения, избираемый автором в зависимости от задач.

Вопросы

Характерные особенности

В каких стилях чаще используется

Повествование

Что делает предмет?

Что с ним происходит сначала, а что- потом? Что? Где? Когда?

Главный жанр- рассказ, который строится по опред. структуре: экспозиция (не всегда есть), завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Используются глаголы сов. вида, различные обстоятельства.

Главная мысль выражается через поступки героев, оценку их автором.

Художественный ( описание путешествий, в мемуарах, письмах),

Разговорный

Публицистический

Официально- деловой

Описание

Какой предмет? Каков предмет? Как он выглядит?

Описание строится чаще по структуре: общая хар-ка предмета, признаки предмета, общая оценка предмета- описания. Виды описания: описание предмета, животного или человека; описание места; описание состояния (среды или человека); описание действия.

Использование прилагательных, отглагольных сущ., глаг. несов. вида наст., прош. времени, сравнений, оценочных слов.

Художественный

Разговорный

Публицистический

Рассуждение

Почему? Что это такое? Как быть ?В чем причина?

Бывает Р- объяснение, Р- доказательство, Р- размышление. Строится по структуре : тезис (почему?), доказательства ( что из этого следует?), вывод ( поэтому, итак, следовательно).

Содержит умозаключение. Имеет в составе вводные слова и предложения.

Публицистический

Художественный

Разговорный

Научный

Комбинированный

Свои вопросы к каждой смысловой части

Свои характерные особенности к каждой смысловой части.

Художественный

Разговорный

Научный

Публицистический

Официально- деловой

С какими затруднениями вы встретились? Что мы еще не знаем?

- Комбинированный тип речи.

Что мы сделали на этом этапе урока?

Систематизировали и обобщили  теоретический материал по теме, узнали о новом виде типа речи. Каков будет наш следующий шаг?

- Нужно учиться на практике определять типы речи. Какой инструмент мы можем использовать, чтобы правильно определить тип речи?

- Можно создать памятку, алгоритм наших действий. Как мы быстро это можем сделать?

-Дополнить ее.

- Хорошо.

Б) работа с памяткой.

                         Памятка       «Как правильно определить  тип речи»

  1. Внимательно прочти текст, определи, ради чего создано это высказывание:

А) если охарактеризовать какой- либо предмет, место, действие, то это ………;

Б) если сообщить о сменяющих друг друга действиях, то это ………………;

В) если дать объяснение какому- либо факту, явлению, событию, то это …………;

Г) если идет объединение характеристик, то это ………………… тип речи.

                  2.      Если Вы сомневаетесь в правильности ответа, то прибегните к приему фотографирования:  

                        А) если содержание текста можно  передать одной фотографией, то это         …………………….;

                        Б) если содержание текста можно передать несколькими фотографиями, то это …………………;

                        В) если содержание текста нельзя передать при помощи фотографий, то это ………………………;

                        Г) если к каждой части текста можно подобрать свой способ- то это ……………………….. тип речи.

Как можно проверить правильность нашей работы?

-Сравнить с правильным вариантом.

                    Памятка       «Как правильно определить  тип речи»

1.Внимательно прочти текст, определи, ради чего создано это высказывание:

А) если охарактеризовать какой- либо предмет, место, действие, то это описание;

Б) если сообщить о сменяющих друг друга действиях, то это повествование;

В) если дать объяснение какому- либо факту, явлению, событию, то это рассуждение;

Г) если идет объединение характеристик, то это комбинированный тип речи.

                  2.      Если Вы сомневаетесь в правильности ответа, то прибегните к приему фотографирования:  

                        А) если содержание текста можно  передать одной фотографией, то это         описание;

                        Б) если содержание текста можно передать несколькими фотографиями, то это повествование;

                        В) если содержание текста нельзя передать при помощи фотографий, то это рассуждение;

                        Г) если к каждой части текста можно подобрать свой способ- то это комбинированный тип речи.

            В) тренировочно -обобщающий этап - 10 минут.

Сформулируйте учебную задачу:

Как мы будем работать? Со всеми текстами или по отдельности?

-Прочитать текст выразительно; найти общее и отличия: озаглавить тексты; определить тему, идею, объяснить орфограммы и пунктограммы, определить тип речи, стиль, составить кластер о типах речи.

-Как целесообразно построить нашу работу?

-Индивидуально, в парах, в группах….( учащиеся сами выбирают, каким образом они хотят поработать).

 

Таблица для работы с текстами.

общее

отличия

тема

тема

идея

идея

проблема

проблема

стиль речи

стиль речи

тип речи

тип речи

орфограммы:

проверяемая безударная гласная

непроверяемая безударная гласная

сомнительная согласная

непроизносимая согласная

не с разными частями речи

н и нн в словах разных частей речи

безударные окончания прилагательных и причастий

безударные  личные окончания глаголов

орфограммы:

проверяемая безударная гласная

непроверяемая безударная гласная

сомнительная согласная

непроизносимая согласная

не с разными частями речи

н и нн в словах разных частей речи

безударные окончания прилагательных и причастий

безударные  личные окончания глаголов

Пунктограммы:

Запятая при однородных членах

Запятая в ССП

Запятия в СПП

Запятая в БСП

Запятая при причастных и деепричастных оборотах

Пунктограммы:

Запятая при однородных членах

Запятая в ССП

Запятия в СПП

Запятая в БСП

Запятая при причастных и деепричастных оборотах

Тропы:

эпитеты

метафоры

олицетворения

антонимы

синонимы

гипербола

фразеологизмы

градация

лексический повтор

Тропы:

эпитеты

метафоры

олицетворения

антонимы

синонимы

гипербола

фразеологизмы

градация

лексический повтор

                                         

Г) Анализ предложенных текстов.

1.Санкт- Петербург со времени своего основания играет важную роль в развитии культуры.

Ведь даже в самом имени города соединились три языка: Санкт (Santa- святой))- слово латинское; Петр (Peter-от Petros-камень, скала)- слово греческое; бург (Burg-замок, крепость)- слово немецкое.

Таким образом, он связывает античное язычество, христианство и Возрождение.

                                                                                                 ( по страницам Интернета)

  1. «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит это улица- красавица нашей столицы?»

«…Всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нем следы свои! И неуклюжий грязный сапог отставного солдата, под тяжестью которого, кажется, трескается самый гранит, и миниатюрный, легкий, как дым, башмачок молоденькой дамы, оборачивающей свою головку к блестящим окнам магазина, как подсолнечник к солнцу, и гремящая сабля исполненного надежд прапорщика, проводящая по нем резкую царапину, -- все вымещает на нем могущество силы или могущество слабости.»

                                                                            (Н.В. Гоголь «Невский проспект»)

   3.  Город пышный, город бедный,

       Дух неволи, стройный вид,

      Свод небес зелено- бледный,

      Скука, холод и гранит- все же мне вас жаль немножко,

       Потому что здесь порой

       Ходит маленькая ножка,

        Вьется локон золотой.

                                                                                      (А.С. Пушкин.  «А. Олениной» )

4.  «Молодой человек во фраке и плаще робким и трепетным шагом пошел в ту сторону, где развевался вдали пестрый плащ, то окидывавшийся ярким блеском по мере приближения к свету фонаря, то мгновенно покрывавшийся тьмою по удалении от него. Сердце его билось, и он невольно ускорял шаг свой. Он не смел и думать о том, чтобы получить какое-нибудь право на внимание улетавшей вдали красавицы, тем более допустить такую черную мысль, о какой намекал ему поручик Пирогов; но ему хотелось только видеть дом, заметить, где имеет жилище это прелестное существо, которое, казалось, слетело с неба прямо на Невский проспект и, верно, улетит неизвестно куда. Он летел так скоро, что сталкивал беспрестанно с тротуара солидных господ с седыми бакенбардами».

                                                                                     (Н.В. Гоголь «Невский проспект»)

Как мы будем оценивать выступления спикеров групп, по каким критериям?

  1. Правильно определен тип речи.
  2. Аргументированность.
  3. Подача материала.

-

 5. Включение нового знания в систему. Выход на дом. задание.-10 минут—6 слайд-

Где мы сможем применить наши знания?

- при создании текстов, при анализе текстов, при решении ЕГЭ.

Вернемся к эпиграфу.

- Что нового о Санкт- Петербурге Вы сегодня узнали?.

- Какой текст мы можем создать по результатам поездки?

- Отзыв о поездке, отзыв о посещении театра, о фильме. Давайте попробуем создать схему своего отзыва. Сконструируйте в любом виде схему вашего будущего текста и объясните, почему в такой последовательности.

0-п-р; р-о-р; П-О-Р. Можете написать вступительную часть своего отзыва( 3-4 предложения).

Учащиеся пишут и зачитывают, поясняя, какой тип речи они используют.

 Домашнее задание.

Индивидуально:

написать на выбор сочинение-рассуждение, или отзывы о поездке в Санкт- Петербург, или  другие задания, предложенные учащимися.

6.Рефлексия.- 3 минуты- 6 слайд

Рефлексия ( заполнение листка учащегося).или работа с мишенью.

Опросник самодиагностики

.Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях

Очень уверенно

Уверенно

Довольно уверенно

Неуверенно

1.Я знаю теоретический материал  о типах речи

2.Я умею анализировать тексты с разными типами речи

3.Я могу создавать тексты с разными типами речи

4.Я достиг(ла) цели своего урока

Если работа с мишенью, то разными стикерами учащиеся указывают свою самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»

Данная работа содержит теоритический и практичесский материал по формированию устойчивой мотивации учащихся через включение их в инновационную учебную деятельность...

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»

Данная работа содержит теоритический и практический материал по формированию устойчивой мотивации учащихся через включение их в инновационную учебную деятельность....

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»

Данная работа содержит теоретический и практический материал по проектированию уроков русского языка на очнове системно-деятельностного подхода....

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»

Данная работа содержит теоретический и практический материал по проектированию уроков русского языка на очнове системно-деятельностного подхода....

Урок по физике в рамках системно-деятельностного подхода в 8 классе по теме "Объяснение электрических явлений".

Тип урока: Урок « открытия» нового знания.Образовательная цель: объяснить, зная строения атома, электрические явления.Деятельностная цель: приобретение опыта самостоятельного поиска и отбора информаци...

Проектирование уроков физической подготовки в рамках системно – деятельностного подхода

Презентация на тему " Проектирование уроков физической подготовки в рамках системно – деятельностного  подхода"...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...