Разработка урока по русскому языку в 11 классе "От анализа текста к сочинению"
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему

Тема урока: «От анализа текста к сочинению»

Программа: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык. Программы

общеобразовательных учреждений. Сборник.10-11классы.– Москва.: Просвещение,2011г.

Раздел программы: «Публицистический стиль речи»

Место занятия в программе: это последний урок в разделе «Публицистический стиль речи» перед написанием сочинения на публицистическую тему

Место проведения: кабинет литературы МБОУ Больше-Аратской средней

 общеобразовательной школы

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Цель: анализируя текст Д.С.Лихачёва, подготовить учащихся к написанию сочинения  (С1) по русскому языку    

Оборудование:   компьютер, мультимедийный проектор, презентация, текст

Д.С.Лихачёва, папки с методическими материалами по работе с частью С1, видеофильмы, музыкальный клип.

    Работа на уроке  проходит с использованием электронной презентации, демонстрация которой проходит на интерактивной доске. В презентацию урока включены:

 1. «Алгоритм написания сочинения»

 2. Жизнь и творчество Д.С.Лихачёва (фрагменты)

 3. Высказывания Д.С.Лихачёва

 4. Названия писем Д.С.Лихачёва

 5.Фрагменты фильмов: «Легенда о Данко», «Матрёнин двор»

 6. Музыкальный клип «Дорога добра»

                                   

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный отдел народного образования

администрации Гагинского района Нижегородской области

МБОУ Больше-Аратская средняя общеобразовательная школа

 

Урок русского языка в 11 классе

«От анализа текста к сочинению»

Работу выполнила:

Шабунина Валентина Витальевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ  Больше-Аратской средней

 общеобразовательной школы

607874

Нижегородская область,

Гагинский район, с. Большая Арать,

ул. Первое Мая, дом 35

2013г.

Пояснительная записка

Тема урока: «От анализа текста к сочинению»

Программа: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.Русский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Сборник.10-11классы.– Москва.: Просвещение,2011г.

Раздел программы: «Публицистический стиль речи»

Количество часов в неделю: 1 час

Год проведения: 2013г.

Место занятия в программе: это последний урок в разделе «Публицистический стиль речи» перед написанием сочинения на публицистическую тему

Место проведения: кабинет литературы МБОУ Больше-Аратской средней  общеобразовательной школы

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ

Цель: анализируя текст Д.С.Лихачёва, подготовить учащихся к написанию сочинения  (С1) по русскому языку                                                      

Задачи:                                                                                                                                  

Обучающие: 

  • познакомить учащихся с фактами биографии учёного-литературоведа, общественного деятеля Д.С.Лихачёва;
  • совершенствовать навыки анализа исходного текста;
  • продолжить работу над способами комментария и подбора аргументов.

Воспитывающие:

  • способствовать духовному становлению личности, совершенному владению речью;
  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;
  • помочь ученикам определить своё отношение к нравственным ценностям, проявить определённые коммуникативные умения общения со сверстниками.                      

Развивающие:

  • вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;
  • стимулировать мыслительную деятельность, творческие способности учащихся;
  • развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему, выражать своё отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы. 

Внутренние средства:

   1. Проектировочные, организационные, управленческие, рефлексивные умения  учителя.

   2. Знания возрастной психологии учащихся.

   3. Знания учителем содержания изучаемой темы.

Внешние средства: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, текст

Д.С.Лихачёва, папки с методическими материалами по работе с частью С1, видеофильмы, музыкальный клип.

Формы и методы работы:

  создание проблемных ситуаций

  репродуктивный

  частично-поисковый

  фронтальная и индивидуальная формы

Работа на уроке  проходила с использованием электронной презентации, демонстрация которой проходила на интерактивной доске. В презентацию урока включены:

 1. «Алгоритм написания сочинения»

 2. Жизнь и творчество Д.С.Лихачёва (фрагменты)

 3. Высказывания Д.С.Лихачёва

 4. Названия писем Д.С.Лихачёва

 5.Фрагменты фильмов: «Легенда о Данко», «Матрёнин двор»

 6. Музыкальный клип «Дорога добра»

В ходе подготовки к уроку была использована следующая литература: 

1. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2011. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами. – М.: Издательство “Экзамен”, 2011.

2. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку. Подготовка к выполнению части 3 (С.)  – М.: Издательство “Экзамен”, 2011.                    

3. Нарушевич  А.Г. Методика подготовки к ЕГЭ: планирование работы, организация уроков, методика их проведения. (Лекция №8) - Москва, Педагогический университет “Первое сентября”, 2010.

4. Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки. –Москва, 2010г.

5. Лихачёв Д.С. Раздумья о России. Статьи. СП, Логос, 2004.

6. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном . – М.: Детская литература, 1990.

 

Урок  в 11 классе построен по тексту письма Д.С.Лихачёва «Путями доброты».

Седьмой год я работаю  по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Высоких результатов достигают учащиеся по данному предмету.(Средний балл  по русскому языку в 2007-2008уч.г.составил 58б.,в 2008-2009уч.г – 70б., в 2009-2010уч.г.– 55б., в 2010-2011уч.г. – 63б.,в2011-2012уч.г. –75б., в 2012-2013уч.г. – 68б.)  

Задание части С1 ЕГЭ по русскому языку – это задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его подготовке. В качестве аргументов  при написании сочинения (С1) я советую ребятам опираться на тексты писем Д.С. Лихачёва, в которых автор рассматривает разные нравственные проблемы. 

Кроме того, я считаю, что многие фразы из этих писем могут послужить и  комментариями. «Письма о добром и прекрасном» – это сборник мудрости. В них содержатся высказывания на разные темы. 

Работая с текстами писем Лихачёва в отдельных тетрадях, ребята выделяют название письма, отмечают проблему и выписывают небольшие цитаты, отражающие основную  мысль текста.

Чередование различных методов и форм учебной работы позволяет осуществить контроль за деятельностью учащихся на всех этапах урока, позволяет поддерживать мотивацию ребят, реализовать поставленные на уроке  цели. Сообщение учащихся о Лихачёве позволило ещё раз напомнить о том, что жизнь Лихачёва – это пример для всех. «Письма о добром и прекрасном» - это неиссякаемый источник, и чем больше приникаешь к нему, тем больше находишь чистого, ясного, доброго.

Работа с эпиграфом является подтверждением мысли о том, что доброта─ это главное качество человека. Для активизации восприятия на уроке использовался музыкальный  клип «Дорога добра».

Считаю, что этот  урок позволил ребятам ещё раз вспомнить и закрепить  все  подходы  к написанию сочинения, к умению определять проблему текста, писать комментарии, находить авторскую позицию в тексте и подбирать аргументы. Это должно ребятам помочь при написании сочинения на экзамене

       План работы   выполнен.   Все учащиеся были включены в работу на уроке, который  вызвал у них живой познавательный  интерес. На уроке царила атмосфера доброжелательности, доверия, и открытости.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы урока

Деятельность

 учителя

Деятельность

учащихся

В своей книге "Письма о добром и прекрасном"...                                                            

   я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить,                                                  

  что следование путём добра – путь самый приемлемый и                  

   единственный для человека.                                                                                

   Он испытан, он верен, он полезен...                                                                                                                          

                                                (слайд1)                           Д. С. Лихачёв

I. Организационный момент.

II.Этап актуализации знаний и умений учащихся

 - Сегодня на уроке мы постараемся закрепить умения и навыки работы с текстом. Запишите число и тему урока: От анализа текста к сочинению.

Сегодня у нас очень важный урок, ведь скоро вам предстоит сдавать ЕГЭ. Нам необходимо повторить материал о том, как строится сочинение-рассуждение, какие проблемы рассматривают авторы текстов, как  их можно прокомментировать и как правильно подобрать аргументы.

- Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной?

                                    (слайды 2,3 )                                                                                                                                                                                                

III.Этап обобщения и систематизации знаний

- Вначале совершим небольшой экскурс в часть С, чтобы вспомнить, как пишется экзаменационное сочинение.

Выступление ученицы (работа с презентацией «Алгоритм написания сочинения»”).         (слайд 4)                                                                                                                                                             

Текст, с которым мы сегодня будем работать, взят из книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном». Чтобы глубже понять содержание исходного текста, послушаем сообщение об его авторе – академике Д.С.Лихачёве.

Задание классу: Во время просмотра презентации и прослушивания сообщений делаем в тетрадях необходимые для дальнейшей работы с текстом записи.

Сообщение о Лихачёве           (слайд 5)

- «Письма о добром и прекрасном» - это сборник мудрости Д.С.Лихачёва. В них он щедро делится своими размышлениями о том, что кажется важным ему самому: о смысле жизни, красоте, совести, справедливости, дружбе, любви, культуре. Это речь доброжелательного учителя, каким и был  Д.С.Лихачёв. В сборник «Письма о добром и прекрасном», как мы уже говорили ранее, вошло 46 писем. В них учёный писал: «В жизни всего ценнее доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная…». Эти слова можно воспринимать как завещание Лихачёва.

 IV.Этап  актуализации  знаний

Работа с эпиграфом:

- Эпиграфом нашего урока являются слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва.

                                                    (слайд 6)

- Что означает выражение «следование путём добра»?

- Книга Д.С. Лихачёва написана в форме писем. Что такое письмо?

- Почему же автор выбрал именно форму писем и к кому они обращены прежде всего?   

  Каждая работа учёного – очередная попытка привлечь внимание общества и отдельного человека к духовным ценностям жизни, к “доброму  и прекрасному”.

-Что же такое доброе и прекрасное стало предметом статьи-письма Д.С.Лихачёва? Именно это нам предстоит с вами узнать.

А сейчас я попрошу вас обратить внимание на некоторые высказывания Д.С.Лихачёва, взятые из его «Писем…»

                                                         (слайд 7) 

Эти  высказывания, действительно, содержат мудрость. Они учат нас жизни.

 - Ребята, с текстами писем Д.С.Лихачёва мы уже работали. У нас имеются отдельные тетради. Откройте их.

Работая по письмам Лихачёва, мы выделяли название статьи, то есть письма, проблему, которую рассматривает автор в этом письме, и выписывали цитаты, отражающие основную мысль.

- Скажите, пожалуйста, этот собранный в течение двух лет  материал помогает вам при написании сочинений?

- Ребята, давайте вспомним ещё раз название статей, написанных этим учёным. Я попрошу сейчас вас их назвать,указать проблему, которую рассматривает автор, и зачитать цитаты. Назовите, пожалуйста,  по одному письму.                                            

                                                        (слайд 8)

Письма Д.С.Лихачёва – это, действительно,  прекрасный материал, который можно использовать при написании сочинения. Мы можем в качестве аргументов сделать ссылку на эти письма.

 V. Работа с текстом.

К записям в тетрадях мы ещё вернёмся, а сейчас я попрошу вас провести анализ одного текста письма, который находится у вас на столах.

    Прежде чем приступить к чтению и анализу текста, давайте вспомним, что включает в себя анализ текста. На доске и в тетрадях рисуем схему:                             (слайд 9)

Работая с текстом,нам нужно определить стиль речи, тип речи,тему, идею,рассмотреть проблему.

- Что такое тема? (предмет речи; то, о чём говорится в тексте)

– Идея (основная мысль) – то, для чего написан текст, к чему призывает.

– Проблема – вопрос, требующий исследования.

-  Итак, внимательно прочитаем текст. Прочитаем так, как мы всегда его читаем, готовясь к написанию сочинения (С1).

- Как можно озаглавить его? Письмо называется  «Путями доброты».  Запишем в тетрадь.

- Как вы думаете, почему мы взяли для работы на уроке именно этот текст?

 Продолжим работу над текстом.  Ключ к восприятию понятий “тема” и “идея” можно найти в словах Максима Горького, который говорил: “Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать”.

Итак: что? как? для чего?

- Определите тип речи данного текста. Докажите это.

- Определите  стиль текста. Докажите правильность ответа.

- В каких предложениях наиболее полно раскрыта основная мысль автора? Для этого вам нужно отметить и выписать ключевые тезисы из текста.  (Зачитываются ключевые тезисы и ключевая фраза) 

Запишите их в свои тетради.

                            Работа в тетрадях          (слайд 10)

-Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось.                                                  

   Самое  главное  в жизни– это…   следовать путями доброты. Другими словами, нужно жить и творить добро. Это можно считать позицией автора.

- Прежде  чем приступить к написанию сочинения, важно продумать его композицию.Что называется композицией сочинения? ( Построение сочинения)

Работа над композицией сочинения по тексту

- Давайте  вспомним, на что необходимо обращать внимание при работе над композицией сочинения?

- В соответствии с требованиями  к написанию сочинения (С1)                           в экзаменационной работе должно быть несколько обязательных смысловых частей: Давайте ещё раз назовём эти части.                                                                       

                                                                       ( слайд 11)

- Повторение компонентов структуры текста (задание с развёрнутым ответом (C1)

- Ребята, сегодня на уроке мы не будем подробно рассматривать все структурные части текста. Конечно, мы должны знать, что любое сочинение включает в себя вступление и заключение. Виды вступлений  и заключений мы тоже с вами рассматривали. Вам нужно это повторить.

1. Работа с текстом начинается с правильного  определения проблемы. Проблема — это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования .

- Какова, на ваш взгляд, проблематика исходного текста?
- Выделим основную проблему, используя различные способы формулировки проблемы.  

В тексте рассматривается проблема «следования путём доброты»

- Как вы думаете, к какой категории относится эта проблема?

2.   Комментарий 

Комментарий — «рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо».                                                                                      

- Что значит “прокомментировать” проблему?

Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст!!! 

Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои,  а комментируя, мы говорим о том, что делает автор. 

- Я вновь предлагаю вам обратиться к тетрадям, в которых мы проводим работу по письмам Д.С.Лихачёва. По некоторым  из них  комментарии уже написаны .Давайте зачитаем их.

  3.Авторская позиция  (идея текста)

- Авторскую позицию мы уже называли. Давайте ещё раз озвучим её.

4. Собственное мнение                                                       
- По какому типу речи строится эта часть сочинения?

- Вспомним, что такое аргумент?

- Что значит аргументировать?

- Вспомним, какие вы знаете виды аргументов?

(Логические, иллюстративные, предположительные)

- Ребята, мы знаем, что при написании сочинения по критерию К4  вы можете  получить 3балла, если приведёте 2 аргумента из художественной литературы. С аргументами  из  публицистических статей Д.С.Лихачёва мы уже работали, а в каких  художественных произведениях   рассматривается проблема текста «Путями доброты»? Чтобы вспомнить эти произведения, я попрошу вас

посмотреть  фрагменты видеофильмов. Вам нужно будет определить, о каких героях пойдёт речь, назвать произведения и их авторов.

Просмотр фрагментов видеофильмов   (слайд 12)

- Вы узнали этих героев? Из каких произведений взяты эти фрагменты?

Ребята, в рассказе «Старуха  Изергиль» можно выделить образы таких героев, как Лара и сама старуха Изергиль. Жизненная позиция этих героев─жить только для себя. Их жизнь прошла бесследно.

- В каких ещё произведениях рассматривается данная проблема?

- Ребята, вам нужно было дома работать над одним из аргументов утверждения, что, люди, живущие для других, оставляют о себе добрую и долгую память у окружающих. Давайте заслушаем ваши работы.

- Мы  уже говорили, при написании сочинения необходимо соблюдать композиционную соразмерность. Сочинение должно состоять из вступительной части, основной  и заключения. Вам нужно будет дома ещё раз повторить этот материал.

Советы:

Не забывайте каждую часть начинать с новой строки.

Продумывайте логику перехода от одного абзаца к другому.

VI. Подведение итогов

-Ребята, давайте подведём итог урока.

- Достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой?    

                                                    (слайд 13)

Ответы учащихся.

- Ребята, прочитаем  высказывания великих людей. Какое из них вы смогли бы использовать в качестве главного вывода по уроку? Объясните свою позицию.        (слайд 14)

Учащиеся доказывают свою позицию.

VII. Домашнее задание

Написать сочинение по основной проблеме текста Д.С.Лихачёва, соблюдая композиционную соразмерность.

VIII. Заключение

В своём письме, обращённом  к молодым, Д.С.Лихачёв писал: "Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца. А я помашу вам вслед..."                                    

                                                           (слайд 15)

Я желаю вам, ребята, найти правильный путь и следовать по нему, даря добро окружающим. Заканчивая наш урок, я попрошу вас послушать музыкальную композицию. Слушая её, задумайтесь, ребята, над своими поступками, действиями и поймите, что  самое главное в жизни –дарить добро людям!.

    Клип песни «Дорога добра»      (слайд 16)

Воспитательный и развивающий аспекты урока планируется раскрыть через использование частично-поискового метода, через индивидуальные способы организации познавательной деятельности, через атмосферу на уроке.

Организация позитивного настроя на работу, создание

благоприятного климата

взаимодействия.

Введение мотивационного

компонента познавательной

 деятельности.

Постановка учебных и познавательных задач.

Постановка проблемной ситуации, требующей творческого поиска.

Самостоятельное  выполнение  заданий  способствует  развитию творческих способностей и совершенствованию учебных умений и навыков.

Использование в своей работе индивидуального  подхода позволяет учителю развить творческие силы в ученике, активизировать их деятельность, воспитывать потребность узнавать всё больше и больше о жизни и творчестве  Д.С.Лихачёва.

С целью формирования  умений и навыков используется частично-поисковый метод.

Вовлечение учащихся в основные мыслительные операции.

Правильно организованная с учётом специфики материала работа тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;   стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.

Развитие аналитических

способностей. Формирование

стремления к самопознанию

Развитие стремления к

самоанализу и приобретению

положительных качеств,

необходимых в жизни.

Создание проблемной ситуации.

Идёт фронтальная работа с учащимися, беседа по вопросам  на основе ранее изученного материала

Частично-поисковый  метод          

позволяет осознанней усваивать систему учебных методов.

Активизация самоанализа

Ориентация на свободное речевое высказывание, развитие  у учащихся  умения формулировать самостоятельно выводы

Развитие творческих способностей и логического мышления

Использование на уроке разных методов обучения позволило повторить большой по объёму изученный  материал, проверить умение применять полученные знания на практике.

Подведены  итоги урока, внесены коррективы  в свою деятельность.

Работа каждого оценена, учебно-воспитательные  задачи

достигнуты.

Рефлексия учащимися

проведённой деятельности,

оценивание своей работы

Снятие напряжения, создание

позитивного эмоционального настроя.

Подготовка учащихся  к восприятию материала.

Включение детей в решение

 поставленных задач.  

Учащиеся вовлекаются в процесс усвоения знаний постепенно, сами выделяют новое.

Учащиеся активно работают на уроке, нет пассивных, развивается память, стимулируется умственная деятельность, познавательный интерес к предмету.

Учащиеся демонстрируют ранее полученные знания по «Письмам Д.С.Лихачёва».

 

                                                                                                                   

Учащиеся демонстрируют ранее полученные знания   по данной теме.

Учащиеся демонстрируют ранее полученные знания по работе с текстом.

Идёт активная работа по анализу текста. Повышается творческий потенциал. В работе учащихся отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение применять полученные знания на практике.

Учащиеся демонстрируют ранее полученные знания   по работе с текстом

Учащиеся строят монологическое высказывание на публицистическую тему, выражают своё отношение к каким-либо фактам, правильно подбирая аргументы. 

Работа привлекает детей и тем самым создаёт почву для закрепления большого и сложного материала.

Учащиеся активно работают на уроке, нет пассивных, развивается память, стимулируется умственная деятельность учащихся, познавательный интерес к предмету.

Работа по тексту поможет учащимся  в дальнейшем избежать ошибок, обогатит их знаниями и умениями, которые ребята смогут применить  на ЕГЭ при выполнении  заданий части  С1.



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

 МАТЕРИАЛЫ К ПЛАНУ ЗАНЯТИЯ И К ПРЕЗЕНТАЦИИ

1)  к слайду1                                                                                                                            

Эпиграф к уроку

                                                                         В своей книге «Письма о добром и прекрасном…»                      

                                                                          я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить,  

                                                                          что следование путём добра─ путь самый        

                                                                          приемлемый и единственный для человека.    

                                                                          Он  испытан, он верен, он полезен…    

Д.С.Лихачёв

2) к слайду2                                                                                                                                                        

Знать:                                                                                                                                                                

- основные этапы работы с текстом для написания сочинения-рассуждения          

 3) к слайду3                                                                                                                                                      

 Уметь:                                                                                                                                                                        

- выполнять различные элементы комплексного анализа текста;                                            -  

- создавать отдельные композиционные части сочинения по отдельному тексту      

 4) к слайду4                                                                                                                                                      

презентация ученицы «Алгоритм написания сочинения»

     План сочинения – рассуждения по исходному тексту

1. Вступление. Виды вступлений к сочинению

2. Проблема. Виды проблем.

3. Комментирование проблемы

4. Авторская позиция  

5. Аргументация своей  позиции

6.Заключение. Виды заключений  к сочинению

5) к слайду5

сообщение учащихся о жизни и творчестве Д.С.Лихачёва с презентацией:

- Д.С.Лихачёв

Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства «За честь и достоинство таланта»

- «У него была судьба такая, как стрела»

- Филолог, историк, общественный деятель

- Академик АН СССР /1970/

- Дважды лауреат Государственной премии /1952,1969/

-Герой Социалистического труда /1986/

-Лауреат Государственной премии

 Российской  Федерации /1993/

- Он был человеком удивительной судьбы

- Историк  древнерусской  литературы

дм

- «Многим в своём воспитании я обязан школам, в которых учился»

3-3

- Соловки и Беломоро-Балтийский канал

04

- Годы войны в блокадном Ленинграде. Институт  русской литературы (Пушкинский дом)

05

- Тревожная совесть

 20-31

- «Самое лучшее, что я хочу сказать молодому поколению, - спешите учиться, спешите получать образование»

09

- Уроки нравственности  

  http://festival.1september.ru/articles/417857/image4497.gif

«Если жить только для себя, то от прожитого не останется и следа.

Если жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы».                                          

                                       

  - «Надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать».   


  http://festival.1september.ru/articles/417857/image4496.gif


  - «Дмитрий Сергеевич Лихачёв – фигура не только знаковая, культовая, не только во многом эталон нравственности. Это, в первую очередь, фигура человечная…» Д.Гранин

- Признание

     18                      

- Памятник  совести

mon05    mon04

6)    к слайду 6      эпиграф  к уроку

«В своей книге "Письма о добром и прекрасном" я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить, что следование путём добра – путь самый приемлемый и  единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен».    Д.С.Лихачёв

7)  к слайду7      Высказывания Д.С.Лихачёва

1. «Самая большая ценность - жизнь»

2.«Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто»

3.«Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими»

4.«Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека. …Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо»

5. «Привязанность к семье и дому создается той атмосферой, которая царит в семье»

8)  к слайду 8        Название писем                     

2. «Молодость – вся жизнь» (проблема молодости как основы жизни)

3. «Самая большая ценность жизни» (проблема ценности жизни)

6. «Цель и самооценка» (проблема жизненной цели)

11. «Про карьеризм» (проблема карьеризма)

15. «Про зависть» (проблема зависти)

22. «Любите  читать!», «О личных библиотеках» (проблема роли книг)

27. «Четвёртое измерение» (проблема сохранения прошлого, традиций)

40. «О памяти» (проблема памяти)

41. «Память культуры» (проблема сохранения культурных традиций)

9)  к слайду 9        текст письма Д.С.Лихачёва

 (1) Что же самое главное в жизни? (2) Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. (3) Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смысле жизни — оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.  

(4) В жизни ценнее всего доброта, умная, целенаправленная. (5) Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое верное, в конечном счёте, по пути к счастью.

6) Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах. (7) Если жить только своими заботами, то от прожитого не останется и следа. (8) Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.

(9) Всё плохое и мелкое в жизни быстро забывается. (10) Люди, ни о ком не заботящиеся, исчезают из памяти. (11) А люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. (12) Помнят их слова, шутки, их облик, поступки, а иногда чудачества. (13) О них рассказывают.

(14) В жизни надо иметь своё служение — служение какому-то делу, даже если оно маленькое. (15) Если этому делу будешь верен, оно станет большим.

(16) Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. (17) Поверьте мне!                                                              (По  Д.С.Лихачёву)

10) к слайду 10           Схема анализа текста


11) к слайду 11

Ключевые  тезисы из текста Д.С.Лихачёва «Путями доброты»

2.  «Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным»

5. «Умная доброта – самое ценное в человеке…и самое верное на пути к счастью»

 6. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах»

11. «…люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго»

14. «В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу, даже если оно маленькое»

16. «Следовать путями доброты очень важно»

12) к слайду 12

Структура сочинения С1 (ЕГЭ)

1.Вступление. Формулировка проблемы.

2.Комментирование проблемы.

3.Выявление авторской позиции.

4.Выражение собственной позиции. (согласие или несогласие с позицией автора).

5.Аргументация (не менее двух-трех аргументов).

6.Выводы, заключение.

13) к слайду 13

Просмотр фрагментов фильмов

1.«Матрёнин двор»

2. «Легенда о Данко»

14) к слайду 14

Цели урока:

– повторить основные этапы работы с текстом для написания сочинения-рассуждения;                                                                                                                               – отработать основные элементы комплексного анализа текста;                                      

– создавать отдельные композиционные части сочинения по тексту

 15) к слайду 15  

Высказывания

1.Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил. (Сенека) 

2.Самый счастливый человек тот, кто дарит счастье наибольшему числу людей. (Д.Дидро) 

16) к слайду 16     Из письма Д.С.Лихачёва

«Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца. А я помашу вам вслед...»   Д.С.Лихачёв

17) к слайду 17

Музыкальный клип песни «Дорога добра»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 11 класс "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению"

Урок развития речи в 11 классе "Анализ текста И. Бойко "Гимн хате". Подготовка к сочинению-рассуждению" формирует умение анализировать текст, находить тему , проблему текста,расширяет представления уч...

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста.

Методическая разработка урока по русскому языку с использованием ИКТ. Комплексный анализ художественного текста....

Методическая разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме: "Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста"

Данная методическая разработка позволяет повторить и обобщить материал, изученный за курс средней школы, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа....

Открытый урок по русскому языку в XI классе. Подготовка к сочинению-рассуждению по исходному тексту (часть С, ЕГЭ)

Данная работа поможет учащимся отработать  навыки в написании сочинения-рассуждения....

Разработка урока по русскому языку. Речеведческий анализ текста.

Урок по русскому языку для 11 класса на тему Речеведческий анализ текса...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе : "Комплексный анализ текста"

Урок систематизации и обобщения знаний, необходимых  для комплексного анализа текста. Анализ текста для приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости и обогащения словарного запа...