Урок русского языка в 11 классе по теме: Роль запятой перед союзом И в простом и сложном предложении
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс) на тему

Веренич Наталья Павловна

Урок по обобщению и систематизации знаний и умений. Проведены мини - исследования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_verenich_novyy1.docx54.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 11  классе

Урок разработала Веренич Н.П., учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 6 г.Бикина.

Пояснительная записка

Тип урока:     обобщение и систематизация предметных знаний  

Вид урока:    урок-исследование  

     Место и роль урока в изучаемой теме:  раздел: «Сложноподчиненные  предложения»,  урок № 4, в общем количестве уроков планирования № 57 

     Базовый учебник:  Г. А. Богданова, Е.М. Виноградова  Русский язык  11 класс, профильный уровень.

М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012г.

Тема урока: «Роль запятой в простом и сложном предложении перед союзом  И»  

     Цель урока: Обучающиеся получат возможность  систематизировать предметные знания, универсальные учебные действия при определении роли запятой перед союзом И в разных типах предложений. 

 

 

Планируемые результаты:

у обучающегося будут сформированы:

Личностное понимание:  

-  смысла учения, которое базируется на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач;  

-  осуществления  самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и проведения объективного самоанализа результатов;  

- умения аргументированно высказывать собственную точку зрения при решении проблемы;

 - о совместном сотрудничестве при решении проблемы;

 -  самостоятельного исследования о необходимости постановки запятой  перед союзом и;

- важности целеполагания,  для решения проблемного вопроса, связанного с темой урока;  

Метапредметное понимание: 

 регулятивное

- понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;

- понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;

- принимать план действий для решения  учебных задач и следовать ему;

- осознавать результат учебных действий, объяснять  результаты действий, используя изученные правила пунктуации;

познавательное -

- ориентироваться в материалах учебной литературы и интернет- источников и находить нужную информацию для выполнения выбранного задания;

- проводить сравнения объектов (простых и сложных предложений) с целью выделения их различных признаков;

- составлять алгоритм действий для правильной постановки запятой;  

- выбирать основания классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов (предложений) на группы) по заданному или установленному признаку;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- понимать и строить модели предложений различной сложности (в форме схем) и использовать их при решении учебных задач.

коммуникативное 

- принимать участие в работе  групп: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;

- задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра;

- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;

- применять лингвистические знания и языковедческую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь;

- уважительно вести диалог с товарищами.

  •  

- анализировать, сопоставлять, обобщать, проводить аналогию, применять индуктивные способы рассуждений, выдвигать гипотезы при решении учебных задач в исследовании необходимости постановки запятой в предложениях различной степени сложности;

- интерпретировать и применять полученные знания и умения при выполнении заданий, требующих практического навыка

 

 Предметное понимание: 

 

- владеть ключевыми понятиями для выработки прочными пунктуационными навыками;

- обобщать и систематизировать знания и умения постановки запятой перед союзом и; 

-  сравнивать и сопоставлять разные типы предложений.

    Роль учителя – тьютора:

  • направляет  познавательную   активность обучающихся на формирование личностного опыта в использовании необходимых знаний и умений путём самостоятельного освоения материала;
  • оказывает дозированную помощь ученикам по возникающим вопросам в ходе работы.

  На уроке использовались:

•        дидактическая модель обучения – создание проблемной ситуации,

•        вид деятельности учащихся – овладение основополагающими  синтаксическими понятиями и навыками учебно- исследовательской деятельности,  получение результата при написании сочинения.

•        мотивация урока -  развивающие образовательные технологии: системно-деятельностный подход, тьюторское сопровождение (учитель-тьютор), проблемное и интерактивное обучение, коллективный диалог,  исследование;  

•        здоровьесберегающие  технологии - для снятия  напряжения проводилась смена видов деятельности; физминутка.

•        компетенции:  

          учебно – познавательная

           -на базовом уровне - обучающиеся могут отличать простые от сложных предложений, расставлять знаки препинания, составлять схемы;  

           -на продвинутом уровне – обучающиеся могут различать сложные предложения разных типов (ССП и СПП), расставлять запятые перед союзом И, составлять собственные предложения и  находить их в тексте;

          - на творческом уровне - обучающиеся могут составить предложение – клише при формулировке проблемы по заданному тексту.

информационно-коммуникативная – обучающиеся вступают в диалоговое общение, отражают в устной и письменной форме результаты своей деятельности;  

     рефлексивная – обучающиеся ищут и устраняют причины возникновения трудностей, знают сферу своих интересов и возможностей, владеют навыками само- и взаимоконтроля, умеют работать в группе.

Ресурсы:  печатный текст с заданиями, раздаточный материал в виде карточек. 

Формы работы: индивидуальная, групповая, самостоятельная работа.

Необходимое техническое оборудование:  интерактивное оборудование, визуализатор,  нетбуки (ММК портал)

Организационная структура урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического совзаимодействия 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся 

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Мотивация к   учебной деятельности 

Организация осознанного вхождения обучающихся в пространство учебной деятельности  для стимулирования их  практического опыта.    

  1. Используя слова В.Г. Белинского о богатстве русского языка, была определена задача, которая подвинула обучающихся к совместной деятельности.
  2. Предлагает им оценить смысловую значимость запятой в предложениях с союзом И.  

Слушают учителя

1.Слушают учителя. 2.Обдумывают сказанное учителем

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Актуализация субъектного опыта обучающихся

Поднять на «поверхность» знания  о роли запятой в предложениях разных типов  для выработки прочных пунктуационных навыков, необходимых в социуме   каждого обучающегося.      

 Помогает обозначить проблему после прочтения предложения, оформленного неверно с точки зрения пунктуации: Жаворонки поют звонко и играют на рожке.  

Создает условия для возникновения противоречия в ходе прочтения предложения.

Задаёт вопросы:

  1. Какие мысли возникают при первом чтении?
  2. Какая картина предстаёт перед глазами?
  3. Из-за чего произошло абсурдное истолкование?

Предполагает ответы обучающихся:

Абсурдность истолкования из-за неправильного определения типа предложения (простое или сложное;

Это сложноподчинённое предложение и поэтому необходима запятая перед союзом И. и т. п.

1.Анализируют предложенную ситуацию.

2.Осознанно   строят речевое высказывание в устной форме. 

3. Формулируют проблему.

4. Создают  алгоритм деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера.  

1.Участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

2. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

3.Контролируют оценку действий друг друга. 

1. Активизируют мыслительную деятельность

2.Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что  вызывает затруднения.

 Целеполагания

                                 

Сформулировать тему, цель и задачи урока 

 

1.Подводит обучающихся к формулированию темы урока и собственной цели каждым (предлагает записать в тетрадь).

2.Цель формулируется согласно выводам обучающихся.

3.Учитель - координатор действий.

 

 Сами формулируют тему урока и собственные цели для достижения результатов обучения.

1.Учатся осмысливать и соотносить поставленную цель  с конечным результатом.

 2.Аргументируют свои позиции

 Учатся планировать пути достижения цели и прогнозировать результаты.

 

Здоровьесбережения

Использовать педагогические технологии, нацеленные на охрану здоровья  обучающихся

1.Предлагает снять статистическое напряжение с помощью эмоциональной разрядки (физминутка).

2. Способствует созданию субъект - субъектных взаимоотношений с целью дальнейшего плодотворного сотрудничества на уроке.

3.  Организует оптимальный учебный процесс и физическую активность обучающихся (повременная смена видов деятельности) 

4. Создаёт благоприятный психологический климат на уроке

Слушают учителя

Слушают учителя

 Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

  Обобщения и систематизации знаний и умений 

Презентации проведённых мини –исследований пунктуационного анализа о постановке запятой в разных типах предложений, выполненных  обучающимися  при подготовке к уроку.  

1.Предлагает представителям групп обучающихся выступить с презентацией своих исследований:

- Рассказать о постановке запятой (или её отсутствии) в простом предложении с однородными членами перед союзом И.

- Рассказать о постановке запятой (или её отсутствии) в сложносочинённом предложении с союзом И.

- Рассказать о постановке запятой (или её отсутствии) в сложноподчинённом предложении с союзом И с однородными придаточными.

2. В ходе выступлений способствует организации обсуждений по вопросам, вызывающим затруднения.

 Предполагаемые вопросы:

             

Почему в выражении «и день и ночь» не ставится запятая перед союзом И?

 Как пишутся  слова «юный», «осенний» и т. д.?  

Составьте схемы предложений, и т. п.

3.Подводит обучающаяся к осмысленному пониманию  предоставленных аргументов, содействует умению анализировать, обобщать,  

 корректирует знания обучающихся, организует деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме (предлагает делать выводы).  

1.Учатся основам исследовательской деятельности.

2.Осуществляют расширенный поиск нужной информации из различных источников.

3. Строят логические рассуждения,.

4.Делают умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументаций.

5. Учатся устанавливать причинно-следственные связи, обобщать понятия о сложных и простых предложениях и о роли запятой в них.  

1.Участвуют в обсуждении содержания материала (задают вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества)

2. Развивают мысль собеседника

3. Выступают перед аудиторией        

4.Доносят своё мнение до других        

5.Находят приемлемое решение при наличии разных точек зрения          

1.Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы её решения.

2.Осуществляют самоконтроль. 3.Учатся планировать пути достижения целей для ориентиров действия в  учебном материале.  

Применение   знаний и умений в нестандартной ситуации        

 

Провести исследования в ходе практической работы и проверить полученные результаты с помощью визуализатора.

1.Объясняет выполнение задания и указывает на конечный результат (выход на творческое задание уровня части С (ЕГЭ по русскому языку).

2.Направляет и контролирует выполнение заданий в группах.

3.Консультирует по возникающим вопросам в ходе выполнения практической работы исследовательского характера.

Приложение 1

1.Находят   выделяют необходимую информацию; 2.применяют  методы информационного поиска

3Составляют предложения –клише  при формулировке проблем (часть С)

1. Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками 

2. Управляют поведением  одноклассника

3.Осуществляют взаимо- и самоконтроль,

4 Проводят коррекцию знаний и умений.

5.Умеют устраивать  групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

1. Планируют последовательность действий

2.Прогнозируют результат;   3.Контролируют   способы действий и  результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;   4.Саморегулируются   для мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Рефлексия собственной    деятельности.                

                        

Провести самодиагностику обучающихся.

1.Создает условия:

 для рефлексии, через постановку  задачи:

 Из группы предложений выбрать только те, в которых ставится одна запятая

   (проверка и анализ результатов деятельности будет осуществлён на следующем уроке).  

2. Работу предлагает выполнить на нетбуках с помощью ММК портала.

Приложение 2

1.Учатся объективно оценивать важность изучения данной темы.  

2.Получат возможность делать умозаключения и выводы на основе аргументации.

1.Учатся владеть основами коммуникативной рефлексии. 2.Получат возможность научиться устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями для принятия полезных совместных решений.

Получат возможность научиться осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

5. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Провести анализ предложений в текстах разных типов с целью закрепления практических навыков по данной теме и определить уровень подготовки к сдаче ЕГЭ.  

Создает мотивацию к выполнению домашнего задания.  

 Предлагает провести исследование предложений в текстах разных типов (художественный, публицистический, разговорный, деловой, научный – на выбор)  

Приложение 3  

Научатся выполнять задания, аналогичные предлагаемым тестам ЕГЭ.    

Научатся использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Научатся прилагать волевые усилия и преодолевать трудности  на пути достижения целей.

 

Приложение 1.

Лист заданий к уроку по теме: «Роль запятой в простом и сложном предложении перед союзом И»

  1. Задание

Разграничьте  простые и сложные предложения. Объясните знаки препинания. Составьте схемы.

  1. Они брели молча и через километр окончательно оторвались от спутников.
  2. Машина проехала  лишь километр  и  шофёр тут же высадил пассажира.

  1. Задание

  Найдите соответствие. Каким схемам соответствуют данные предложения?

1.  [двусоставное],  и  [безличное].  

2.  [ безличное ],   (как… ) и  (как…).

3.  [ назывное],  и  [двусоставное].  

4.  [безличное],  и  [безличное].      

  1. Взошло солнце и  стало чётче видно дома.

2. Небо заволокло тучами  и  стало темно.

 3. Слышно было, как ветер выл и как дождь стучал по крыше.

 4. Осень, и  с деревьев медленно падают листья.

 или    

Составьте предложения, соответствующее данным схемам

                       

  1.  [двусоставное],  и  [безличное].  

2.  [ безличное ],   (как… ) и  (как…).

3.  [ назывное],  и  [двусоставное].  

4.  [безличное],  и  [безличное].      

  1. Задание

  Творческая работа.

 Составьте  предложения-клише,  используя  разные типы предложений с союзом  И  для формулировки  проблем  при создании вторичного текста  (текст не обязателен).

Приложение 2.  (рефлексия)

Укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Солнце поднимается всё выше и от этого трава быстро сохнет.
  2. В ненастье сосны стонут  и их ветки  сгибаемые порывами разъярённого ветра  трещат  иногда царапая  иглами по коре дерева.
  3. На одном и том же кусте сирени я увидел желтые листья и начавшие набухать почки.
  4. Набежал ветерок и затих в верхушках деревьев и только листья берёзы трепетно зашевелились.
  5. Ветер выл и снег бросал в лицо.
  6. По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо. (И. Бунин)
  7. После грозы всё блестело и сверкало и дышалось легко. (Г. Федосеев)
  8. Все жители были одеты по-праздничному и говорят это было одно из красивейших зрелищ на всём побережье.
  9. Солнце закатилось и ночь последовала за днём без промежутка. (М. Лермонтов).
  10. Слышно как возятся в ветвях дерева утренние птицы и как звонят в церкви.

Ответ:  1, 4, 9, 10.

Приложение 3. (тексты)

Научный стиль. Текст.

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы:  физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.

( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

 

Художественный стиль. Текст.

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

(Л. Н. Толстой)

 

Публицистический стиль. Текст.

«Нужны ли современному человеку стихи?»

(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раз доказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

Официально-деловой стиль. Текст.

Директору управления

 Информационных

технологий Иванову А. И.

программиста Петрова В.В.

докладная записка.

         Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.

          Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера.

 6 октября 1998 г.                       Петров. 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Союзы и союзные слова в СПП"

Презентация направлена на решение образовательных задач урока, содержит материал для выполнения практических работ с последующей самопроверкой....

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...