Урок русского языка 5 класс "Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Чарушникова Наталья Израилевна

 

Цели:

 

  1. Углубить сведения о звуках и буквах русского языка, их роли.
  2. Способствовать развитию умения учащихся свободно пользоваться русским алфавитом и правильно называть буквы алфавита.
  3. Развивать логическое мышление, внимание, речь и память.
  4. развивать коммуникативно-речевые умения, навык выразительного чтения.
  5. продолжить формировать мотивацию к изучению предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvedenie_v_temu.doc88 КБ
Office presentation icon azbuka.ppt1.64 МБ
Microsoft Office document icon pril2.doc30.5 КБ
Microsoft Office document icon pril1_1.doc89.5 КБ
Файл alfavit.docx12.38 КБ
Office presentation icon alfavit_osn_2.ppt2.79 МБ

Предварительный просмотр:

АЛФАВИТ(2 часа)

Азбука – к мудрости ступенька.СЛАЙД 1

Пословица 

Цели:

  1. Углубить сведения о звуках и буквах русского языка, их роли.
  2. Способствовать развитию умения учащихся свободно пользоваться русским алфавитом и правильно называть буквы алфавита.
  3. Развивать логическое мышление, внимание, речь и память.
  4. развивать коммуникативно-речевые умения, навык выразительного чтения.
  5. продолжить формировать мотивацию к изучению предмета.

Ход урока:

1.Оргмомент. Запись даты, классная работа.СЛАЙД 1

С добрым утром! Начат день.

 Первым делом гоним лень!

 Утром надо не зевать,

 А проснулся и вставать!

. Работа над пословицей.

 – Прочитайте предложение (с побудительной интонацией, с вопросительной интонацией).

Азбука – к мудрости ступенька.

 – Как называется это предложение?

(Пословица)

 – Кто знает, что такое пословица?

 Пословица – это краткое произведение народного творчества, которое используется для яркой характеристики разных сторон жизни.

Объясните смысл.

2.Введение в тему СЛАЙД 2

 Учитель: Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке.

-Дети: А Б В Г Д Е

У. Скажите, что у вас получилось, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Д. Мы назвали буквы в алфавитном порядке. Значит, тема сегодняшнего урока – «Алфавит».

-Теперь мы можем записать тему урока (далее  прослушиваем  песню И.Резника «Алфавит».  Распечатки текста  на партах)

Алфавит.

Слова И. Резника

Музыка Р. Паулса

А! Алфавит поём мы вместе!

Б! Будем петь его как песню.

В! Весело споём его мы

Г! Громче грома, громче грома.

Д! День сегодня музыкальный.

Е! Есть у вас талант вокальный.

Ж! Жить без знаний скучно б было

З! Знанья это наша сила,

И! И тому пути открыты.

К! Кто подружит с алфавитом,

Л! Лошадь, лама, ландыш, ложка,

М! Мел, метель, метро, матрёшка,

Н! Небо, невод, нить, невеста,

О! Овод, облако, оркестр.

П! Попу гай поет по нотам.

Р! Рой пчелиный строит соты.

С! Стрекоза в саду стрекочет.

Т! Такса лапками топочет.

У! Утка слушает пластинки.

Ф! «Фанту» пробует фламинго.

X! Хор не плох, Есть слух у хора!

Ц! Царь зверей — его опора.

Ч! Чтим его — рычит он чисто.

Ш! Шесть заменит он солистов.

Щ! Щедрый мир нам дарят песни.

Э! Этот день собрал нас вместе.

Ю! Юмористов, оптимистов,

Я! Ясли- садовских солистов!

3.

 Изучение нового материала

- Нам можно двигаться дальше..

Текст известной шведской писательницы Астрид Линдгрен  читает  учитель.

-Вот что написала известная шведская писательница Астрид Линдгрен:

«Ну, разве не удивительны все эти буквы и слова? Подумать только, что можно взять великое множество всех этих С и К, и Б и прочих, как они там еще называются, букв и сложить их вместе так, чтобы они превратились в слова, слова, которые кое-что да значат. А потом можно взять эти слова, сложить их в предложения, одеть их в переплет, вот тебе и книжка готова! Книжка, которая, быть может, начинается вот такими словами: «Однажды темной осенней ночью какой-то человек вышел крадучись через маленькие воротца в стене, окружавшей замок. Он пугливо оглянулся: быть может, они, его враги, лежат в засаде, быть может, они подстерегают его там, среди деревьев парка? Под черным развевающимся плащом человек нес сверток, тесно прижимая его к себе. Нет, никогда не отнять им у него это сокровище, прежде он отдаст за него свою жизнь. Быстрый прыжок, и вот он уже сидит верхом на лошади».

- Что это такое? Да, собственно говоря, не что иное, как множество букв. Но когда ты читаешь, ты об этом не думаешь. Ты видишь человека в развевающемся черном плаще, видишь, как он боится, как живо вскакивает в седло… Но разве не удивительно, что несколько маленьких букв могут так тебя околдовать? А ты знаешь, что они рождают в тебе? Они воспламеняют волю, пробуждают твою фантазию…»

Обсуждение:

-О каких чудесах рассказывает А.Линдгрен?

-Но чтобы превращать буквы в слова, а слова в образы, нужно уметь с ними обращаться.

-Буквы – это инструменты, а вы со временем станете умелыми

мастерами. 

-А что же такое буква?

4.Немного  истории.

-Буква – это

1) графический знак, входящий в азбуку  

2)Алфавит (или азбука)-расположение букв в определенном,

обязательном порядке.

Учитель:  . Любое слово состоит из разных звуков. Но каждый звук прозвучит и исчезнет. Какие-то доли секунды- и его нет.

А если как-нибудь остановить звуки, чтобы их можно было потом встретить ещё много раз? Это было так необходимо древним людям, что самые разные народы в разных уголках земли искали способы «остановить» звуки. Люди придумали буквы - письменные фигурки, значки для звуков. (слайд3-4) Каждая фигурка-буква-это как бы застывший звук . Жители Финикии – древней страны на берегах Средиземного моря – около 4000 лет назад изобрели специальные значки для обозначения звуков – буквы. Писать и читать сразу стало намного легче. У древних финикийцев было всего 22 буквы.  (СЛАЙД 5). 

Ими обозначались только согласные звуки. . Ими  удавалось записать всю человеческую речь. В их языке этим можно было обойтись.

А мы с такой азбукой не смогли бы работать. Как бы мы отличали на письме луну от Лены, ведро от выдры?

.(слайд 6-7) Финикийцы знакомили другие народы со своей письменностью. На её основе стал разрабатывать алфавит  другой древний народ - греки. Но они не могли обойтись записью только согласных звуков, так как в их языке было много гласных. Пришлось  придумать для них обозначение.  

Греческий алфавит состоял из букв, которые обозначали и согласные, и гласные звуки. Благодаря грекам стало 27 букв

 Впоследствии греческий алфавит «завоевал» почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность.

Сейчас и русский народ, и славянские народы имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но в далёкие времена, более тысячи лет назад, этого не было. Славянские народы не имели своей письменности.

 -Кто же создал славянскую азбуку? (СЛАЙД8-9

И вот во второй половине 10века, в 863 году, двое учёных родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию (территория современной Чехии и Словакии) и стали работать над созданием славянской письменности. Они хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить славянскую азбуку. Новый алфавит понадобился для перевода священных книг. Так появились первые славянские азбуки- глаголица (от слова «глагол»-  по старославянски «слово») и кириллица.

 (СЛАЙД 10

Глаголица довольно быстро вышла из употребления, а от кириллицы произошли русский, украинский, белорусский, болгарский, сербский и многие  другие алфавиты

 5.Над новым.

  На  презентации  кириллическая азбука.(внимательно  рассмотреть )(слайд 11

– Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука)

 – Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»?

 – Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.

 – Прочитайте, как назывались буквы А и Б (Аз, Буки)

- Из этих названий и получилось слово «азбука». (по начальным буквам кириллицы)

-Что значит кириллическая?(  В 863 году с помощью брата Мефодия и учеников Кирилл составил старославянскую азбуку, которая была названа его именем (кириллица).

-А, вот слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит»

 Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и тоже; все буквы расположены в установленном порядке.

-Работа с учебником (упр 292) чтение  вслух.

-Раньше каждая буква азбуки имела своё наименование. Не просто буква А, а АЗ, не Б, а БУКИ. Так дети и заучивали:

АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЕСТЬ, ЖИВЕТЕ, ЗЕЛО, ЗЕМЛЯ и так далее.

Писатели составляли для лёгкости запоминания целые предложения из этих слов, например, аз – я, буки – буквы, ведаю – знаю. Глаголю – говорю, добро – хорошо, есть – жить… Или: рцы – говори слово твердо. Сочиняли стихи, была даже азбучная молитва.

6.

                

-Раньше ваши родители, наши предки учились читать по учебнику.

 – Как назывался этот учебник?

 – Кто знает? Букварь.

 – Кто из вас слышал о том, когда и кто написал первый русский букварь?

 Первый русский букварь был написан и напечатан в 1574 году Иваном Федоровым.СЛАЙД 12

----  Один ученик читает наизусть стихотворение «Как церковный грамотей в старину учил детей».

«Как церковный грамотей в старину учил детей»

В старину учились дети,

Их учил церковный дьяк .

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как Аз да Буки,

В как Веди, Г – глаголь.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали

Из гусиного крыла!

Этот нож  не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

     Нашим предкам в старину

А девицам полагалось .                                                       Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки  .

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки                  

На славянском языке.

7.

Буквы – значки, как бойцы на парад,

 В четком равненьи построились в ряд.

 Каждый в условленном месте стоит,

 И называется все – алфавит.

-Алфавит – ваш старый знакомый. Впервые вы встретились с ним в начальной школе. Многие из вас, наверное, могут назвать его своим другом.(читаем  учебник стр.119

Обсуждаем  прочитанное:

-У. Где используется алфавит?

-Д. Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, каталогов. В регистратуре поликлиники, где медицинские карты лежат по адресам и по фамилиям пациентов (в строгом соблюдении алфавитного порядка), в классном журнале, где фамилии учеников записаны по алфавиту, в алфавитном порядке располагаются и личные дела учащихся.

У. С какой целью слова располагаются в алфавитном порядке?

Д. Для удобства поиска нужного слова.

8.-Алфавит ваш старый знакомый, и конечно вы его сразу узнаете.(Рисунок (буквы в беспорядке).слайд 13

-Ну что, узнали? Почему? Его действительно нельзя узнать.Почему?(Алфавит – это буквы, расположенные по порядку. У каждой свое место. Алфавит – это, буквы, расположенные в определённом порядке. Каждая буква имеет своё место и своё название).

Учитель:

-Прослушайте  внимательно  ,какие  не прозвучали буквы?

Ученик читает наизусть стихотворение Б. Заходера «Песенка-азбука».

Песенка-азбука.

33родных сестрицы

Писаных красавицы

На одной живут странице,

А повсюду славятся.

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –

Прикатили на еже.

Зэ, И, Ка, эЛь. эМ, эН, О –

Дружно вылезли в окно.

Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –

Оседлали петуха.

Цэ, Че, Ша, Ща, Э, Ю, Я –

Все теперь мои друзья!

Пять сестрёнок опоздали –

Заигрались в прятки.

А теперь все буквы встали

В азбучном порядке.

Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком,

Очень  плохо жить на свете

Тем, кто с ними незнаком.

  • О каких 5 сёстрах идёт речь? Какие буквы не назвал ?            

     (ё, й, ы, ъ, ь)

У  учеников  на парте  распечатка  алфавита (без названия

Учитель:

-Каждая буква в алфавите имеет своё определённое название. Вспомните их). СЛАЙД 14.Читаем вслух.

-Чтение алфавита вполголоса друг другу.(СЛАЙД 15-24)

 Самостоятельно: у ребят на парте распечатка алфавита без названия  букв,дети заполняют, а потом проверяем все вместе)

9.Слайд 25

-Сколько в русском языке гласных букв? Согласных?(10/21)

-Чего больше в русском языке, букв или звуков?( 42 звука, 33 буквы)

-Чем отличаются буквы Ъ и Ь от всех остальных?

-Писатель А.П.Сумароков называл эту букву «уродом», М.В.Ломоносов не включил в азбуку. С неё начинается всего несколько русских слов, а остальные слова – иностранцы.(Э)

-Памятник  букве  е(слайд 26-27

-Работа с учебником :упр 286 у

-Для чего нужно знать названия букв? Ответ: чтобы правильно читать сложносокращённые слова (упр 288)

6.Тренировочные упражнения.

Задание. слайды 28-29

 Прочитайте предложение:

Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, корзинку, картинку, картонку и маленькую собачонку.

-Кто знает, что такое чемодан, саквояж?

-Послушайте. Что о них написано в словаре:

Чемодан - твёрдая коробка из кожи с прикреплённой, запирающейся крышкой, употребляемая в дороге для вещей.

Саквояж -дорожная сумка с запором, обычно кожаная.

Эти слова можно назвать синонимами.

-Запишите  в алфавитном порядке всё вещи, которые сдавала дама в багаж, в  И.п.

Проверка.слайд

-Как располагали слова на букву «ка» в алфавитном порядке, на что обращали внимание?

-Почему не записали слово собачонка? (не вещь)

 6.Работа   с презентацией (слайд 30-32)

7.Слайд 33

            Л

          С

        

                   Ш              О         Р

Х

к            Ф

                                Й  

 

СЛАЙД 33 Посмотрите на облако, пошёл буквенный дождь. Нужно записать эти буквы в алфавитном порядке и назвать их правильно. (один у доски)

(Й К Л О Р С Ф Х Ш)

8. Задание “Прочитай без запинки”

На доске записаны буквы, обозначающие согласные звуки, названия которых вызывают затруднения. Прочитайте их без запинки.слайд 34

К, Х, Ш, Щ, Й, П, С / Т, Ч, Ц, Л, М, Н, Р

9.Соедините букву с правильным ее названием.слайд 35

К                        М                        С                        Л

    ка        кэ            мэ       эм              эс         сэ              эль       лэ

        Н                        Ч                        Ш                        Щ

              нэ            эн        че         ча              ша      ше             щэ        ща

====================================================

  1. Практическая работа

а) напишите слова в алфавитном порядке (слайд 36-37

        Гора, моря, ученик, очаровать, погода, аквариум, радостный, билет, мягких, наслаждение.

-Классный журнал. Но в классе, например, на букву «бэ» у нас 4 ученика, а на букву «ка»-5 учеников. Как в таком случае расположить слова в алфавитном порядке, если они начинаются с одной буквы?

10.Итог урока.

-Можем ли мы обойтись без знания алфавита? АЛФАВИТ – это порядок, система. А порядок и система – это хорошо. Это необходимо в жизни.слайд 34

А, Б, В, Г, Д, Е, Ё – постираем мы бельё.

Ж, З, И, Й, К, Л, М – апельсинку быстро съем.

Н, О, П, Р, С, Т, У – погуляем на мосту.

Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ –ах, какая чаща!

Ъ, Ы, Ь – не запомнятся никак.

Э, Ю, Я – вот и все мои друзья!

-В конце урока предлагается поиграть.

Назвать первую букву алфавита Назвать последнюю букву алфавита. Назвать пятую букву алфавита. Какая буква стоит предпоследней в алфавите? Какая буква стоит между Ъ и Ь знаками? Назвать правильно следующие буквы Л, С, Ф, Ш. Сколько букв в русском алфавите? Сколько гласных букв? Сколько согласных букв?

9.Д/З: записать названия из 15слов – 1ряд-птиц, 2ряд- рыб. 3ряд-зверей в алфавитном порядке.

Если останется время, можно провести игру «Сквозная буква»

Каждому ряду выдаются листочки с буквами алфавита, записанными в столбик. Ученики по цепочке должны записать слова так, чтобы буква в слове была второй, например:

шАпка

аБажур

кВартира и т.д

Спасибо за урок До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

Письмо – одежда устной речи. Оно передаёт, «изображает, устную речь. Звук произносят и слышат, букву пишут и читают. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страдает звук, его называют буквой. Буква – это фигурная линия, рисунок. Рисунок произнести нельзя.



Предварительный просмотр:

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я



Предварительный просмотр:

Кириллица

Буква

Название

А

аз

Б

буки

В

веди

Г

глаголь

Д

добро

Е, Є

есть

Ж

живете

Ѕ

зело

З

земля

И

иже (8-ричное)

І

и (10-ричное)

К

како

Л

люди

М

мыслете

Н

наш

О

он

П

покой

Р

рцы

С

слово

Т

твердо

У, Ѹ

ук

Ф

ферт

Х

хер

Ѡ

от

Ц

цы

Ч

червь

Ш

ша

Щ

ща

Ъ

ер

Ы

еры

Ь

ерь

Ѣ

ять

Ю

ю

ІА

А йотированное

Ѥ

Е йотированное

Я, Ѧ

юс малый

Ѫ

юс большой

Ѩ

юс малый йотированный

Ѭ

юс большой йотированный

Ѯ

кси

Ѱ

пси

Ѳ

фита

Ѵ

ижица

 



Предварительный просмотр:

Алфавит.

Слова И. Резника

Музыка Р. Паулса

  1. А! Алфавит поём мы вместе!

Б! Будем петь его как песню.

В! Весело споём его мы

Г! Громче грома, громче грома.

Д! День сегодня музыкальный.

Е! Есть у вас талант вокальный.

Ж! Жить без знаний скучно б было

З! Знанья это наша сила,

И! И тому пути открыты.

К! Кто подружит с алфавитом,

Л! Лошадь, лама, ландыш, ложка,

М! Мел, метель, метро, матрёшка,

Н! Небо, невод, нить, невеста,

О! Овод, облако, оркестр.

  1. П! Попу гай поет по нотам.

Р! Рой пчелиный строит соты.

С! Стрекоза в саду стрекочет.

Т! Такса лапками топочет.

У! Утка слушает пластинки.

Ф! «Фанту» пробует фламинго.

X! Хор не плох, Есть слух у хора!

Ц! Царь зверей — его опора.

Ч! Чтим его — рычит он чисто.

Ш! Шесть заменит он солистов.

Щ! Щедрый мир нам дарят песни.

Э! Этот день собрал нас вместе.

Ю! Юмористов, оптимистов,

Я! Ясли- садовских солистов!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5- М№6. Тип урока: Комплексное применение знаний Практика под руководством учителя. Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Т

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 5-  М№6. Тип урока: Комплексное применение знанийПрактика  под руководством учителя.Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Г...

Урок русского языка в 5 классе "Алфавит".

Этот урок я составила и провела,когда мои ученики были в 5 классе.Урок прошёл живо и интересно.Советую воспользоваться материалом, надеюсь,что он будет полезен моим коллегам....

методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса "Алфавит"

Методическая разработка урока русского языка с подробным алгоритмом действий учителя. Кроме основного учебного материала содержится материал о самой "молодой"  букве русского языка....

Урок русского языка в 5 классе "Алфавит"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Алфавит" по УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. Цели:- дать представление о том, что изучают графика и каллиграфия, и о назначении...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....