Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Зауэр Мария Александровна

 

Данная работа предназначена для уроков по обучению сжатому изложению. С помощью предложенных упражнений отрабатываются основные приемы сжатия текста, умения выделять главную информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_szhatomu_izlozheniyu.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Зауэр Мария Александровна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «СОШ №15» п.Светлый РС(Я)

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Цели: 1. Систематизировать знания, необходимые для работы с текстом.

2. Повторить приемы сжатия текста.

3. Развивать навык сжатого пересказа текста

Задачи:

Образовательная: повторить теоретический материал по теме: «Приемы сжатия текста»;

отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста на конкретном тексте, умение выделять главную информацию.

Развивающая: развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты; способствовать развитию мышления, внимания, речи и памяти; работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к предмету.

Оборудование: раздаточный материал

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Я надеюсь, что вы пришли на урок с прекрасным настроением. Поэтому сегодня будете работать в полную силу.

  1. Актуализация знаний.
  1. Закончите предложения

Текст – это…

Микротема – это…

Изложение – это…

Сжатое изложение – это…

Основные приемы сжатия – это…

  1. Вспомните основные этапы работы с текстом.
  1. Определение темы текста
  2. Определение идеи текста
  3. Определение структуры текста
  4. Определение микротем текста как частей общей темы
  5. Моделирование сжатого изложения

  1. Работа с текстом.

Учитель: 1. Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который у нас перед глазами. О чем этот текст? (текст без деления на абзацы)

        Современная жизнь с ее все возрастающим темпом заставляет людей общаться с большим числом людей. Удивительно, но чем больше таких «мимолетных» знакомых мы встречаем, тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно одно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении, близкие дружеские отношения по-прежнему нам необходимы так же, как пища и вода. Каким же должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, но он никогда не будет делать вид, что рад, и при этом в душе завидовать вам. Друг всегда найдет нужное слово поддержки, которого так часто не хватает людям. На друга всегда можно положиться, потому что он честен с вами. Не стоит думать, что друг должен быть идеальным человеком, лишенным любых недостатков. Нет. Друг – тоже человек, а идеальных людей нет. Главное – относиться к нему с добротой и вниманием.

(По И. Бондаревой)

  1. слова

2.Работа в группах.

Задание 1. Определите тип и стиль текста. Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя

понять смысл. Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите микротемы.

(Текст относится к публицистическому стилю. Тип речи: рассуждение. 3 абзаца. Микротемы: 1. Дружеское общение необходимо современному человеку, хотя, несмотря на знакомство с большим числом людей, человеку очень сложно встретить настоящего друга. 2.Настоящий друг всегда придет на помощь, не будет использовать вас в корыстных целях. 3. Идеальных людей нет, поэтому не стоит ожидать, что друг будет идеальным человеком.)

Задание 2. Составьте синквейн по тексту.

Возможный вариант ответа:

Друг

Настоящий, честный

Сможет помочь, не будет использовать, порадуется

Друг не обязательно должен быть идеальным человеком

Товарищ

Учитель: Ребята, на экзамене вы должны будете продемонстрировать практический

навык сокращения текста, поэтому сейчас мы обратимся к упражнениям, которые помогут нам правильно сократить текст.

Задание 3.

Найдите и подчеркните в тексте однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них.

Задание 4.

Подчеркните фрагменты сложных предложений, которые не войдут в сжатый текст (второстепенная информация)

Задание 5.

Подчеркните предложения, которые можно целиком исключить из сжатого текста.

Задание 6.

Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Укажите, что именно вы обобщили.

В результате работы над сжатием получился текст

         Современная жизнь заставляет человека общаться с большим числом людей, но чем больше таких знакомых мы встречаем, тем сложнее найти среди них настоящих друзей. Однако очевидно: мы все ощущаем сильную потребность в дружеском общении.

Каким же должен быть настоящий друг? Настоящий друг всегда сможет помочь вам в трудное время, не будет использовать вас в корыстных целях, разделит с вами радость и горе. На друга всегда можно положиться..

Не стоит думать, что друг должен быть идеальным человеком. Идеальных людей нет. Главное – относиться к другу с добротой и вниманием.

  1. лов
  1. Подведение итогов урока.

Какие приемы сжатия текста мы сегодня вспомнили?

  1. Домашнее задание

Написать сжатое изложение по тексту к варианту 2 ОГЭ 2015 под ред. И.П. Цыбулько

Учитель: Спасибо, ребята, за интересный урок! Вы сегодня прекрасно поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Данная разработка поможет учащимся успешно подготовиться к одному из заданий ГИА - С1(сжатое изложение)....

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»

Цели урока: 1. продолжить подготовку учащихся к части С1 ОГЭ по русскому языку – сжатому изложению;2. обобщить знания учащихся о способах сжатия текста;3. формировать общеучебные навыки работы с текст...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует...