Проверочная работа вводная. 5 класс. Русский язык, развитие речи.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Работа содержит тестовые и творческие задания по развитию речи; направлена на развитие умения работать с искусствоведческим текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проверочная работа50 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа. 5 класс (сентябрь)

Ф.И.О.                                                                                        

  1. Дайте определение следующим понятиям

Искусствоведческий текст –                                                                

                                                                                                        

Пейзаж –                                                                                        

                                                                                                        

Стили речи –                                                                                        

                                                                                                        

  1. Определите основную мысль текста:

В пейзаже должна быть душа, должно быть ощущение связи человека с природой. Тогда картина рождает в нас чувства, заставляет мыслить, пробуждает воспоминания.

Пейзажи Левитана, певца русской природы, замечательны именно тем, что они – «не слепок» с природы, «не бездушный лик», в них есть дыхание человеческой жизни. Его пейзажи – это эмоциональные поэмы, это повествования о сложных переживаниях человека. Одни картины воспринимаются как психологический рассказ, другие наполнены глубоким философским смыслом, есть пейзажи, проникнутые социальным содержанием.

                                                                                                                                                                                                                

  1. Определите тему текста:

Солнечный день. Цветут лесные поляны. Всюду аромат лета и земляники, у дорог благоухает донник. Пчела пролетела и стихла в ромашковом поле.

Ярка еще сочная листва, не потускнела весенняя обнова густолиственных деревьев. Улыбается солнцу ясная поляна белоснежных цветов, сияет белое пламя ромашек.

А кругом – жужжание пчел, стрекот кузнечиков, сладкий аромат земляники и горячего меда-липеца. Хрустально чист знойный воздух, свежи краски душистого ковра цветов, и нежно сияние ласковой лазури.

                                                                                                                                                                                                                

  1. Озаглавьте  текст (см. в задании № 3)

                                                                                                        

  1. Опишите фрагмент картины А.А. Пластова «Летом» по выбору (девочку; женщину; тихий солнечный день)

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        

  1. Напишите миниатюру (3-5 предложений) на тему «Краски (запахи, звуки) летнего дня»

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        

  1. Чем отличаются тексты?

а) На натюрморте И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин»

изображены ягоды. Большую часть картины занимает красивая спелая, такая разная по форме, по цвету клубника. Тут же разложены веточки малины. За клубникой большой белый кувшин. На тарелке похожая на бусинки чёрная смородина и прозрачная белая. В обыкновенной стеклянной банке - букет из веток смородины. За тарелкой – блюдо с крупной  тёмно-красной клубникой.

б) Большая часть натюрморта отдана клубнике. Она и на столе, и в металлическом блюде. Какие разные клубнички! Одна, самая большая, с тёмным наростом посередине, горбатенькая, не круглая, а вытянутая. Внизу у неё долька, так напоминающая черепашью головку. Рядом с ней ягодка-сердечко, тоже крупная, ярко-красная, с желтоватыми отблесками солнца. Перед нами две большие, спелые, тёмно-красные ягоды.

За клубникой разместился большой, белый, матовый кувшин. Он такой важный, пузатый. А ручка у него изящная, с продольными полосками.

Перед клубничкой три веточки малины с ярко-зелёными свежими листьями. В центре натюрморта в простой стеклянной банке  с прозрачной водой букет из веток чёрной и белой смородины. Около этого букета на простой белой тарелке с тёмной каёмкой разложена блестящая иссиня-чёрная смородина и янтарная прозрачная белая. За тарелкой и банкой металлическое блюдо с ярко-красной, крупной, спелой клубникой.

Не правда ли, очень красиво?!

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        

  1. Напишите короткий рассказ по картине И. И. Машкова «Натюрморт с маками и васильками», опираясь на образец:

И. И. Машков – автор известных натюрмортов. Он жил и творил в конце XIX века – первой половине XX века.

Натюрморт «Клубника и белый кувшин» написан летом 1913 года на даче у бабушки художника, в старом деревенском доме.

На большом накрытом холстом столе стоит овальное серебряное блюдо с клубникой, от нее исходит чудесный аромат. Рядом – фарфоровый кувшин с молоком, гладкий, блестящий и холодный, тарелка с черной и белой смородиной. На переднем плане, словно артисты на авансцене, крупные ягоды клубники и малины. В центре – букет из веточек смородины в стеклянной банке. Клубника ярко освещена солнцем. Каждая ягода словно играет свою роль. Клубника только что сорвана. Душистая, сочная, приносящая столько радости человеку! Чудесный дар природы!

Солнечные лучи освещают ягоды и кувшин, предметы объемные. Это из-за игры света и тени. На черных ягодках смородины сверкают блики, а белые смородинки просто светятся на солнце, как бриллианты. Сильны контрасты между предметами.

Картина вся пронизана теплом, светом и ароматом ягод. Хочется протянуть руку и взять их, положить в рот и насладиться неповторимым вкусом!

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                                

  1. Запишите 5-7 вопросов к тексту задания № 8

                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                        

                                                                                                        

  1. Запишите план к тексту задания № 8
  2. Дайте ответ на вопрос: для чего нужно знать термины живописи?

Во-первых,                                                                                                

во-вторых,                                                                                                

в-третьих,                                                                                                

Таким образом,                                                                                        

  1. Соедините стрелками изобразительно – выразительные средства с примерами

Эпитет

Моей души коснулась ты –

Она тревожна, как листы… (А. Толстой)

Сравнение

Утро седое (И. Тургенев)

Повторение

В саду горит костер рябины красной... (С. Есенин)

Метафора

Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин)

Метонимия

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он! (И. Козлов)

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма max

Оценка

Баллы

3

2

1

2

5

5

3

5

5

5

4

5

45

Ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа на тему «Лексика и культура речи» 6 класс

Проверочная работа содержит два варианта тестовых заданий                                     ...

Проверочная работа по теме: « Тропы и фигуры речи»

Подготовка к ЕГЭ. Задание В8. Проверочная работа по теме: « Тропы и фигуры речи» в 2-х вариантах....

Проверочная работа на тему "Прямая и косвенная речь"

Данную работу можно использовать для проверки усвоения темы "Прямая и косвенная речь" ....

Методическая разработка к уроку русского языка. Развитие речи. Работа над частью С в заданиях ЕГЭ (11 класс)

Особенности текста-портрета. Пошаговое написание сочинения-рассуждения....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ТЕСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА (РАЗВИТИЯ РЕЧИ).

Статья содержит способы организации речевой деятельности на уроках русского языка....

Проверочная работа по темам "Причастие как часть речи" и "Деепричастие как часть речи"

Проверочная работа  "Причастие" и "Деепричастие" предназначена для учащихся 7 классов, занимающихся по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой в двух частях. Ма...