Лингвистическая вселенная
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мельникова Наталья Игоревна

 

                    Урок русского языка в 5 А классе.

             Тема урока: «Лингвистическая вселенная»

(в учебнике Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова параграф 14 «Текст»)

Цели: 1. Систематизировать известные учащимся сведения о структурных компонентах текста;

              2. Познакомить учащихся с разными видами текста;

              3. Продолжить формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;

               4. Способствовать воспитанию навыков коллективного содружества.

Сверхзадача: Вызвать желание у ребенка научиться грамотно работать с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lingvisticheskaya_vselennaya_v_5a.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

                    Урок русского языка в 5 А классе.

             Тема урока: «Лингвистическая вселенная»

(в учебнике Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова параграф 14 «Текст»)

Цели: 1. Систематизировать известные учащимся сведения о структурных компонентах текста;

              2. Познакомить учащихся с разными видами текста;

              3. Продолжить формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;

               4. Способствовать воспитанию навыков коллективного содружества.

Сверхзадача: Вызвать желание у ребенка научиться грамотно работать с текстом.

На заметку: «Ключевые направления формирования умений работы с текстом» (5-6 классы – выделение главного в тексте; составление примеров, аналогичных приведенным в тексте; умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос; грамотно пересказать прочитанный текст).

Деятельность учителя

Деятельность детей

Результативность

  1. Приветствие учеников.

Запись числа, темы урока (ее осмысление).

  1. Как вы думаете, что можно назвать «лингвистической вселенной»?

Встречаетесь в жизни с текстами? Где?

Вы много  перечислили, но и это далеко не весь перечень. На экране высвечивается  слайд №1 (см.Приложение).

Ответы учащихся. Возможно, кто-нибудь уточнит у учителя  слово «лингвистическая».

 (ответы звучат «русский язык», «рассказ», «предложение», благодарю каждого и подвожу к слову «текст»).

Дети называют «в книгах», «в учебниках» (здесь, на мой взгляд, важно помочь им понять, что задача по математике – это тоже текст, инструкция по технике безопасности на технологии – тоже текст и т.д.)

Ребята комментируют знакомые виды текстов.

Выяснение значения нового слова «Лингвистика – наука о языке, языкознание».

Расширение представления понятия «Текст». Делают сами вывод, что в современной жизни постоянно приходится обращаться к текстам.

  1. Давайте подумаем, текст – это что?

Можно ли считать эти предложения текстом?

На экране слайд№2 (см.Приложение)

А эти предложения можно считать текстом?

На экране слайд №3 (см.Приложение)

Дети называют ключевые слова, записываю на доске: «много предложений», «последовательность предложений», «последовательность событий», «информация»…

-Нет. Потому что нет смысла ( дополняем запись « смысловая связность»).

-Да. Можно придумать название.

(направляем мысль ребят к понятиям «тема», «рема», «основная мысль автора», даем понятие «идея», помогаем увидеть абзацы, дописываем «абзацное членение», подводим к «средствам связи».

Сопоставление написанного с определением, данным в учебнике. Удовлетворение от открытия.

  1. Вы сказали, что в жизни всё время приходится встречаться с текстами, создавать самим. Хотите узнать, какие приемы работы с текстом можно использовать?

На экране слайд №4 (см. Приложение)

Беседа о разных ситуациях, выводим детей на учебную деятельность.

Приводим к выводу о  ценности выразительного чтения.

Ценность выразительного чтения – средство глубокого понимания содержания.

Умения и навыки работы с текстом призваны помочь каждому в успешной учебе, самообразовании, жизни.

  1. Работа в группах (формулировки заданий см. Приложение).

Предлагаю договориться, кто будет озвучивать результаты работы группы,  слежу за временем (5 минут), прислушиваясь к версиям участников групповой работы. Важно следить и за активностью учащихся в обсуждении.

Выполняют задания, согласуя мнения.

  1. Распределение ролей;
  2. Обсуждение;
  3. Соблюдение правил говорящего, слушающего;
  4. Подготовка выступления.

Умеют работать в группе, слышать мнение одноклассника, тактично поправлять неточный ответ.

  1. Отчет о работе в группах.

Выступающий докладывает о выполнении задания (выразительное чтение подготовленных текстов).

Обобщается работа на уроке по теме «Текст», просматривается перспектива осмысления данной темы.

  1. Спасибо за правильные ответы. Давайте попробуем составить синквейн ( эта работа начата на уроках литературы)

Дети предлагают прилагательные, глаголы, фразу из 4-5 слов. Вместе с учителем отбирают самые точные по смыслу.

Синквейн, составленный учащимися 5А класса.

             Текст

Последовательный, смысловой;

Информирует, помогает понять, учит;

Встречается на протяжении всей жизни.

              Помощник.

  1. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Согласны, что текст можно назвать «лингвистической вселенной»?

 Просьба заполнить первую колонку на листе «Что ты умеешь?»

(см. Приложение)

-Спасибо за урок.

Ответы детей.

Заполнение учащимися листа самооценки на 1 полугодие, для планирования  дальнейшей работы по теме «Текст».

-Спасибо за урок.

Перспективное видение работы над важной темой «Текст» (не только на уроке русского языка).

Урок подготовила  и провела Мельникова Наталья Игоревна, учитель русского языка МБОУ ПГО «СОШ№8».

Приложение.

Слайд№1.

Тип текста

Тип навыка

Автобиография

Составление

Аннотации

Составление

Выводы

Формулирование

Выписки

Конспектирование

Выступления

Подготовка, составление плана и конспекта

Гипотезы

Формулирование

Дайджесты

Составление

Доклады

Подбор материалов, составление плана, написание

Дискуссии

Подбор материала, выступление

Заявление

Составление

Инструкции

Составление

Картотеки библиографические

Составление

Книги

Выбор по заданным признакам, определение примерного содержания, подбор

Конспекты

Составление

Лекции

Составление плана, конспекта

Обзоры литературы

Составление, оформление

Описания, в том числе сравнительные

Составление

Отзывы

Написание

Отчеты о работе

Написание, оформление

Письма

Составление

Планы

Составление

Протоколы

Составление

Репортажи

Ведение

Рефераты

Написание

Рецензии

Написание

Сообщения

Отбор фактов, подготовка, написание

Статьи

Составление, оформление

Схемы

Составление

Таблицы

Составление, оформление

Учебники

Ориентация по оглавлению, конспект

Характеристика

Составление

Эксперимент

Оформление результатов

Слайд №2.

  1. Звёзды ещё сверкали остро и холодно.
  2. Солнце светило ярко, и дети купались.
  3. Для соревнования была подготовлена лыжня.
  4. Серая туча затянула небо.

Слайд№3.

   Звёзды ещё сверкали остро и холодно. Небо на востоке уже светлело. Деревья понемногу выступали из тьмы.

    Вдруг налетел сильный ветер. Лес сразу ожил, зашумел полнозвучно и звонко. Свистящим шёпотом перекликнулись между собой столетние сосны, и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Слайд №4.

  1. Маркировка текста.

«V» - известно

«-» - не согласен

«+»- согласен

«?» - неожиданно и интересно

Плюсы

Минусы

Интересно

  1. Дискуссия с самим собой.

Аргументы «за»

Аргументы «против»

  1. Двойной дневник

Цитаты

Комментарий

  1. Идея.

Самая важная мысль

Самая спорная мысль

Идея, которую хотелось бы попробовать на практике.

                                     ЧТО ТЫ УМЕЕШЬ?

ТЫ УМЕЕШЬ?

I ПОЛУГОДИЕ

II ПОЛУГОДИЕ

Озаглавливать текст

Строить связный текст по заданной теме

Самостоятельно ставить вопросы к тексту

Отвечать на вопросы по тексту

Понимать смысл текста

Обращать внимание на трудные слова в тексте,

их правописание.

Составлять план текста

Приводить свои примеры к тексту

Не умею – 1 балл

Умею иногда – 2 балла

Умею с чьей-то помощью – 3 балла

Умею, но это зависит от сложности текста – 4 балла

Умею всегда – 5 баллов

             Задания для работы в группах.__

Перед вами текст. Добавьте в него вопросительные  и побудительные высказывания, чтобы текст «ожил».

Невидимки бывают не только в сказках. В небе плывут облака. Их несет невидимка-ветер, воздух. За невидимками следят метеорологи. Везде у них есть метеорологические стации, где метеорологи наблюдают за погодой. У них есть помощники. Флюгер показывает направление ветра. Градусник определяет температуру воздуха. Есть ещё барометр, измеряющий атмосферное давление.

Восстановите  «рассыпанный» текст. Дайте ему заголовок.

Сто с лишним лет назад центр Москвы освещался керосиновыми фонарями. Но они проедали с кашей большую часть конопляного масла, которое предназначалось для фонарей. А на окраинах были масляные фонари. И поэтому даже извозчики боялись ехать ночью на окраины, где царила кромешная тьма. Заправлять эти фонари должны были пожарные.

Составьте текст из «рассыпанных» слов. Озаглавьте его.

метель после началась весенних дней теплых

снег навалил занес домов крыши сугробы

копошится серых стога только у стая птиц сена

заставил холод их жилью поближе прилететь и голод

Перед вами отрывок из сочинения «Осенний наряд природы». Всё ли удачно в этом отрывке?

   Красавица рябина тоже принарядилась. Она надела на себя красные бусы. Как они ей к лицу! Эти красные ягодки – плоды рябины. Они зимой являются хорошим кормом для птиц.

Перед вами сочинение. Попробуйте найти и устранить недочеты.

   В воскресенье мы были в зоопарке. Сначала мы смотрели обезьян. Мы видели, как они ели банан. Потом мы пошли к белым медведям. Мы посмотрели, как они купаются. Потом мы видели слона. Слон ел морковку. Мне очень понравилось в зоопарке.

Для контакта с инопланетянами готовится группа. Необходимо заполнить документы для участия в этой группе: заявление, автобиографию, ходатайство от класса и школы, анкету. Составьте один из этих документов прямо сейчас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Предмет:литература, 5 класс. Тема урока: «Почему такие разные две Вселенные: Вселенная Взрослых и вселенная Детей?»

Конспект урока по литературе. Тема "Почему такие разные две Вселенные: Вселенная взрослых и Вселенная детей?"...

Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная.

Узнать, как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологическ...