технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глагола. Не с глаголами.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Власова Марина Геннадьевна

технологическая карта урока русского языка в 5 классе правописание безударных личных окончаний глаголов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: усвоение новых знаний

Тема урока: Правописание безударных личных окончаний глаголов. Не с глаголами.

Разновидность урока: традиционный

Уровень подготовленности класса: средний

Средства обучения: слово учителя, таблица, записи на доске, информационный текст

Класс: 5

Цели урока:

Лингвистическая: знать морфологические признаки глагола (время, лицо); уметь употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени 

Языковая: знать спряжение глаголов; личные окончания глаголов I и II спряжения; знать о раздельном написании НЕ с глаголами.

Коммуникативная: уметь  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Ход урока

Этап

Время

Деятельность  учителя

деятельность

учащихся

примечания

1. Орг. момент

1

        Цель: активизировать внимание учащихся, настроить на работу

Метод: беседа

Приём: психологический настрой

Средство: слово учителя, записи на доске

- О чём мы говорили с вами на предыдущем уроке?

На сегодняшнем уроке мы продолжим тренироваться в правописании безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

Приветствие учителя, запись числа, темы урока, сдача тетрадей с дз

2. Словарно-орфографическая работа

5

Цель: развитие орфографической зоркости у учащихся. 

Метод: беседа

Приём: слово учителя, этимологический анализ

Средство: слово учителя, записи на доске

Запоминают правописание слов.

3. Изучение нового материала

10

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

Метод: беседа, проблемное изложение изучаемого материала

Приём: слово учителя, фронтальный опрос, самостоятельная работа  

Средство: слово учителя и ученика, карточки, записи на доске

  1. Слово учителя

Наш сегодняшний урок не совсем обычный - в качестве учебного материала мы будем использовать только произведения устного народного творчества. Как вы думаете, с чем нам предстоит сегодня работать? Вспомните жанры устного народного творчества.
- Пословицы и поговорки существуют в нашем языке с незапамятных времен. Они приучают нас к краткости и простоте речи. Жизнь отбирает для них самые точные слова, шлифует силу мысли. Для нас пословица – концентрация народной мудрости.


Задание 1. Восстановить пословицы:
1 уровень – с опорой на слова для справок

2 уровень – самостоятельно

- Эти пословицы построены на противопоставлении. Скажите, какие глаголы вам надо использовать? Что такое антонимы?
Мир строит, война разрушает.
Горьким лечат, сладким калечат.
Труд кормит, а лень портит.
Смелый побеждает, а трус погибает.
Ласточка день начинает, а соловей кончает.
Дождик вымочит, а солнышко высушит.

- Каким алгоритмом пользовались при определении гласной в окончании глаголов? (если окончание безударное, спряжение определяем по суффиксу инфинитива)

Задание 2. Самостоятельная работа. Списать пословицы в тетрадь. Вставить окончание глаголов. Определить спряжение. С последующей взаимопроверкой

Труд не кнут, а человека подгоняет.
Трудом Родину славим, трудом ее украшаем.
И споем, и спляшем, только поле вспашем.
Упустишь время – потеряешь урожай.
Без заботы и репу не вырастишь.
Рабочие руки не знают скуки.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- Какая тема объединяет все эти пословицы? 

Рассматривают пословицы и поговорки.

Отвечают на вопросы учителя.

Восстанавливают пословицы с опорой на слова для справок и самостоятельно

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно.

Самостоятельно записывают пословицы в тетрадь, определяют какая тема объединяет все эти пословицы

На доске записаны пословицы и поговорки

4. Закрепление изученного материала

20

Цель: зафиксировать преодоление затруднения

Метод: беседа, анализ, сравнение, обобщение,

Приём: слово учителя, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа

Средство: слово учителя и ученика, карточки, текст

1. Турнир грамотеев.  
Народные приметы мы часто используем в своей современной жизни, чаще всего в определении погоды, в сельском хозяйстве. Некоторые из народных примет вам хорошо знакомы.
Дым из трубы поднима_тся столбом вверх – к стуже, стел_тся по земле без ветра – к снегу или дождю. Ворона карка_т - к снегопаду. Когда зацвета_т акация, время сажать огурцы.
Соль станов_тся влажной – к дождю. Треск деревьев в лесу усилива_тся – к сильным морозам. На Пасху небо ясное и солнце игра_т – к хорошему урожаю и красному лету.
Собака ката_тся на спине – к ветру.

- Какой глагол-исключение вам встретился?

2. Слово учителя.

– Сказка - самый любимый жанр устного народного творчества. Предлагаю вам написать выборочно-распределительный диктант по этому тексту. Что вы будете распределять?
Как поп себе работницу нанимал.
Зовет поп себе девушку в работницы и молв_т: «Житьё тебе у меня буд_т лёгкое. Не столько работа_шь, сколько отдыха_шь.
Утром встан_шь до свету. Избу вымо_шь, двор и хлев вычист_шь, коров подо_шь, в поле выпуст_шь - и спи, отдыхай.
Завтрак состряпа_шь, самовар согре_шь, нас завтраком накорм_шь – и спи, отдыхай.
Днём в поле поработа_шь, в огороде пропол_шь, коли зимой – за дровами, за сеном съезд_шь – и спи, отдыхай.
Вечером коров встрет_шь, напо_шь, подо_шь – и спи, отдыхай.
Ночью попрядёшь, поткёшь, повяж_шь, повышива_шь – и опять спи, отдыхай».
 

        

Индивидуальная работа с текстом.

Класс делится на 3 команды, от каждой по одному эксперту. Учащиеся получают карточку с предложением-приметой, вставляют окончание, сдают эксперту.

Отвечают на вопрос учителя

2 человека у доски выписывают глаголы 1 и 2 спр., остальные самостоятельно

5. Итог урока

3

1

Цель: оценить результаты собственной деятельности

Метод: беседа

Приём: постановки вопроса

Средство: слово ученика, учителя

- Что нового вы узнали для себя на уроке?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

Домашнее задание: § 18. Личные окончания глаголов запомнить. Упр. 84 и 85

Отвечают на вопросы учителя

Оценка результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта по русскому языку 5 класс " Правописание –тся и –ться в глаголах"

Познакомить обучающихся со способами действия при выборе правильного написания –ться и –тся в глаголах.Планируемые результаты:•         Предмет...

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

Технологическая карта урока русского языка. 5 класс. Тема: «Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-/-лож-»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.  Тема: "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-"...

Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Безударные гласные"

Технологичсеская карта для урока в 3 классе АООП 9.1...