Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку на тему

Краснова Оксана Евгеньевна

 Достаточно подробно рассмотрен кластер как способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы.

Краснова Оксана Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 166 г.о.Самара

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Поэтому представляется очевидной необходимость применения технологии развития критического мышления через чтение и письмо наряду с традиционными формами работы в школе.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной; свой вклад в развитие идеи внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. и другие.

Технология РКМ представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере.

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. (Кабанова - Меллер Е.Н. Формирование приёмов умственной деятельности умственного развития учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 288с.)

Цели и задачи технологии развития критического мышления

  • Формирование нового стиля мышления, для которого характерны гибкость, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
  • Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
  • Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. (Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. - М.: Совершенство, 1998. - 608с.)

Задачи – научить школьников:

  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • понимать, как различные части информации связаны между собой;
  • выделять ошибки, нелогичность в рассуждениях;
  • делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
  • избегать категоричности в утверждениях;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • выявлять предвзятое отношение, мнение и суждение;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
  • отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.

Основная идея технологии развития критического мышления - создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. (Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.)

Технология развития критического мышления предполагает структуру урока, состоящую из трёх этапов:

  • стадии вызова
  • смысловой стадии
  • стадии рефлексии.

(Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. - 203с.)

Приёмы технологии «Развития критического мышления

  • Проблемные вопросы
  • Взаимоопрос
  • Мозговая атака.
  • Групповая дискуссия.
  • Ключевые термины.
  • «Корзина» идей, понятий, имен…
  • Написание эссе
  • Лекция со стопами
  • Синквейн
  • Кластеры.

Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

  • Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
  • Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
  • Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Возможны следующие варианты:

  • Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
  • Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.

Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.

В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.

Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Кластер используется мною на разных этапах урока:

- в начале – для стимулирования мыслительной деятельности;

- на этапе ознакомления с новым материалом или для  закрепления его – для структурирования этого материала;

- на этапе обобщения, повторения большой темы – для подведения итогов того, что учащиеся изучили.

Рассмотрим, как можно использовать прием кластера на примере темы «Имя существительное».

В 5-ом классе перед изучением данной темы задаемся вопросом: «А что дети уже знают по данной теме?» Конечно, можно обратиться к учителю начальных классов или почитать учебник русского языка для 4 класса, но интереснее проверить, что знают и помнят по теме сами ребята. Поэтому чертим на доске овал, пишем в центре «Имя существительное» и предлагаем учащимся говорить все, что они знают об имени существительном. Вся эта информация оформляется учителем на доске.

Получается первичный кластер.

Далее предлагаем расставить цифры, обозначив порядок сведений о существительном, можно также что-то добавить, что-то с чем-то объединить. Получаем вторичный кластер.

Когда в 5-ом классе тема «Имя существительное» изучена, получены новые сведения об этой части речи, мы вновь возвращаемся к нашему кластеру и уже не на этапе актуализации собственных знаний в начале урока, а на стадии повторения и обобщения изученного по теме дорабатываем его. Получается следующее:

Используя принципы опережающего обучения, показываю учащимся уже в 5-ом классе, что и определением имя существительное тоже может быть. Сразу делаем вывод, что имя существительное может быть ЛЮБЫМ членом предложения.

В шестом классе на заключительном уроке по теме «Имя прилагательное» получаем такой кластер:

Я думаю, что цветовые обозначения полей помогают разграничить постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного, а значит, правильно выполнить морфологический разбор.

Кто работает по программе Е.А.Быстровой, тот знает, что на изучение темы «Разряды предлогов» в 7 классе в учебнике отводится полторы страницы, теоретические сведения даны не в системе, что затрудняет понимание морфологических особенностей этой части речи. На стадии вызова («Что мы знаем о предлоге как части речи?») составленный учащимся кластер выглядел так:

На стадии рефлексии, после представленных учащимися работ, составляем такой кластер:

Использование приёма кластера на уроках литературы позволяет, на мой взгляд, не только разобраться в содержании текста, но и создаёт предпосылки для совершенствования анализа художественного произведения. Примером тому служит работа на уроке в 5 классе по сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

Так, на стадии осмысления, отталкиваясь от названия сказки и названия деревни, в которой происходят описываемые события (тёплый – сделанный с любовью, добром; Бережки – берега – оберегать – беречь… - жить мирно, беречь друг друга, приносить добро), выходим на составление кластера «Что такое добро?»

Далее, обращаясь к эпиграфу урока (слова В.Шкловского о Паустовском: «Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра»), задаёмся вопросом: неужели творить добро – трудно?

Обращаясь к тексту сказки, видим, что старик из рассказа Филькиной бабки умер от охлаждения сердца. У Фильки тоже замёрзло сердце, но он понял свою ошибку. Кстати, писатель нам  уже намекнул, что Филька – не потерянный для общества человек, и эту подсказку мы видим в самом имени героя: Филька – Филипп – «любящий коней». Филька пошёл за советом к мельнику Панкрату. Но мы-то понимаем, что этот мельник может всё, раскрыв тайну его имени: Панкрат – «всевластный». Именно Панкрат помогает Фильке попросить прощения у коня по кличке Мальчик. И наш кластер дополняется следующими записями:

Зло, грех (бросить хлеб на землю)

мальчик  Филька                                                                конь Мальчик        Филипп        

                                                                                добрый «любящий коней»                         отражение

        

Панкрат, «всевластный»

        

Таким образом, выходим на понимание того, какой долгой и трудной оказалась для Фильки дорога добра. Но разве жить без добра легче? Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее сердца человеческие добром. Произошло чудо: зло, лихо отступило перед Добром.  И ещё один момент: теперь мы видим особенность построения сказочного повествования – зеркальную композицию. Также становится понятным, почему свою сказку автор назвал не «Раненый конь», а «Тёплый хлеб»: тёплый – сделанный с любовью, добром. Таким образом выходим с детьми на идею произведения.

Как видно из вышезложенного, составление кластера – несложное дело. Учащиеся любят эту работу ещё и потому, что в ней есть элемент рисования, а значит, можно проявить свою фантазию, чтобы кластер (а ведь это опора по всей теме) был ярким, запоминающимся.

Итак, использование такой формы работы, как составление кластера, помогает учащимся:

  • актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме;
  • стать основой для составления связного высказывания в научном стиле;
  • запомнить теоретический материал по теме;
  • проявить свои творческие способности, фантазию.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Кластер как приём организации самостоятельной работы с текстом на уроках русского языка и литературы Краснова Оксана Евгеньевна Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №166 г.о.Самара

Слайд 2

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит) В России свой вклад в развитие идеи РКМ внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. И др. Идея РКМ: освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включённого в межкультурное взаимодействие

Слайд 3

Что такое критическое мышление? (по Д.Клустеру) Самостоятельное мышление Информация является отправным, а не конечным пунктом Начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить Стремится к убедительной аргументации Социальное мышление: всякая мысль проверяется и оттачивается, когда с нею делятся с другими

Слайд 4

Приёмы технологии критического мышления Проблемные вопросы Взаимоопрос (Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приёмы// Директор школы, 2005. №4) Мозговая атака (не путать с мозговым штурмом!) (Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс. Книга 2. – Казань: Изд-во Казнского университета, 1998. -318 с.) Групповая дискуссия (Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: 1986. -234с.) Ключевые термины «Корзина» идей, понятий, имён…

Слайд 5

Эссе Лекция со ст о пами или чтение с остановками Синквейн Кластеры Приёмы технологии критического мышления

Слайд 6

Кластер – «пучок, созвездие» Как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии Как индивидуальная, так и коллективная деятельность в виде совместного обсуждения Предметная область не ограничена

Слайд 7

«Имя существительное» в 5 классе

Слайд 15

Составление кластера помогает Актуализировать, обобщить, структурировать знания по теме Стать основой для составления связного высказывания в научном стиле Запомнить теоретический материал по теме Проявить творческие способности, фантазию

Слайд 16

Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность Бернард Шоу Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с темой самообразования "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы"

Одно из направлений современной методики преподавания русского языкаявляется текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста....

Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования коммуникативной компетенции"

Школа – большой и важный этап не только в образовании, но и в судьбе каждого человека. От того, какие знания приобретёт в её стенах ребёнок, какие умения разовьёт, во многом зависит его будущая жизнь....

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

Новые ФГОС декларируют  как основной приоритет образования формирования у школьников  общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных з...

Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

Научно-методическая публикация по проблемам образования и воспитания обучающихся  "Организации индивидуальной работы с обучающимися на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)"...

«Эффективные методы и приёмы при работе с текстом на уроках русского языка и литературы».

Наиболее успешные приёмы и методы технологии проблемного обучения и развития критического мышления,которые можно использовать на уроках русского языка и литературы при работе с текстом....

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы в системе личностно-ориентированного обучения

Материал содержит презентацию и текстовое сопровождение к ней по обозначенной теме.  Сегодня на первый план в качестве важнейших целей обучения выдвигается формирование умений и навыков речевого ...