Обобщение опыта работы
материал по русскому языку на тему

Юдина Юлия Анатольевна

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_opyt_4.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы»

               

В  начале было Слово. Эти слова из Библии нам, учителям русского языка и литературы, хорошо знакомы. Мы точно знаем, что слово – это и есть дело. Мы любим слово, слова, умеем с ними работать, учим ценить слово наших учеников.

Это общеизвестно. Мы давно освоили разные приемы работы не только со словом, но и с текстом: лингвистические, литературоведческие, комплексные подходы к анализу текста. Это наша работа.

Я поделюсь опытом использования необычных приемов работы с текстом. Эти приемы увлекли меня и моих учеников в нынешнем году. В русле компетентностного подхода к обучению предлагаемая технология является не только актуальной, но и результативной.

Инновационная программа модернизации российского образования ориентируется на компетентностное образование.

       Ни одна школа, ни один учитель не могут научить на всю жизнь: сегодня ученик должен уметь учиться всегда, постоянно приобретая новые знания.

       Ключевые компетенции характеризуют не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Значительная роль в проявлении компетенции зависит от обстоятельств.

       Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания и опыт в конкретной ситуации.

       Современные условия развития общества доказывают, что умение выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знания от мнения, делать выводы из анализа, применять имеющиеся знания в нестандартной обстановке – становятся более актуальными.

      Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет вырабатывать указанные компетенции, - это технологии развития критического мышления.

Теоретическая база опыта

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана в конце XX века в США (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Куртис Мередит). В ней синтезированы идеи и методы технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной; свой вклад в развитие идеи внесли Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Галактионова Т.Г., Гершунский Б.С., Бутенко А.В. и другие.

Она развивается в рамках проекта «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». Этот проект реализуется в шестнадцати странах мира, а в России с 1997 года в 6 регионах

       Цель технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны жизни и т. д.

       Сегодня уже никто не сомневается, что ученики в школе должны получать не фактические, узкие знания, а концептуальные, которые могут быть применены не только на уроках, но и в практической деятельности – критически и творчески.

       Именно для этого разработана технология развития критического мышления, которая формирует навыки обработки информации через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности.

       Урок, построенный по технологии развития творческого мышления, в общем виде состоит из 3 частей: 1) вызов (мотивировка задания), 2)осмысление и выполнение задания, работа с информацией, 3) рефлексия (прояснение смысла, обобщение).

Методических приемов много:

  1. Разбивка на кластеры (конспекты).
  2. Синквейн (стихотворение из 5 строк).
  3. 3-Х-У (Знаем/Хотим/Узнаем).
  4. Взаимообучение.
  5. Двойные дневники.
  6. Дискуссии.
  7. Десятиминутное эссе.
  8. Пятиминутное эссе.

       Особенно интересны и близки мне модельные уроки, в частности – «6 шляп критического мышления».

       Метод 6 шляп позволяет произвести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере. Главное – строго придерживаться направления работы, которое задает шляпа. Признаться, было много опасений. Уместны ли сами шляпы? До какой степени серьезен и обусловлен данный прием работы с текстом? С некоторыми сомнениями я начала подготовку к первому уроку. Ученики, приученные к разным  формам игр, с интересом откликнулись на предложенную идею, сделали символические шляпы, разделились на 6 групп – в соответствии с цветом шляпы. На уроках ученики менялись «шляпами», пробовали разные подходы к тексту, оттачивали свои умения обработки информации, которые мы сегодня называем компетенциями. На каждом уроке работали все: ученики были поставлены с ситуацию успеха, имели право на свое мнение, даже оригинальное. Активность учащихся на таких уроках 100 %. Обсуждение текста вызывает неподдельный интерес. Это очень перспективная и результативная технология.

Учитель на таком уроке выступает в роли координатора, а не ментора. Он не вмешивается в ход урока, изредка направляет поиск ответов, углубляет выводы. На первый план выходят ученики, которые превращаются в исследователей. Они формируются в группы, определяют конкретную задачу, производят исследование текста по направлению, заданному шляпой, - высказывают свои мнения, делают обобщения.

Итак, некоторые выводы.

Технология «6 шляп критического мышления» позволяет:

1.Производить сложную, многоаспектную работу с текстом, все виды анализа:

- лингвистический;

- литературоведческий;

- комплексный;

- социокультурный;

- нравственно-философский.

На уроке звучат полноценные, глубокие устные высказывания.

2.Формировать ключевые компетенции личности, необходимые в современных условиях:

- умения анализировать различные стороны жизни;

- умение действовать в экстренных ситуациях;

- умение принимать взвешенные решения;

- умение брать ответственность на себя и т.д.

3.Развивать языковую, лингвистическую, культуроведческую, коммуникативную компетенции личности.

Технология находится в стадии внедрения, накопления  методического материала, систематизации, требует глубокого осмысления. Однако и сейчас можно увидеть перспективность данной методики в плане развития учебных и надпредметных умений и компетенций учащихся, а также для подготовки выпускников к успешной сдаче ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"

В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....

"Формы и методы работы с одаренными детьми" обобщение опыта работы

обобщение опыта работы по теме "Формы и методы работы с одаренными детьми"...

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Обобщение опыта работы заместителя директора по воспитательной работе

В концепции модернизации российского образования подчеркнута приоритетность задач воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь с ее социально-экономическими реалиями требует новых подходов к ...

Обобщение опыта работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями»

Представляю свой опыт работы педагога-психолога Володиной Н.А. по теме: «Организация первичной профилактики употребления ПАВ через систему занятий с учениками 4 – 8 классов и работу с родителями». Дан...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...