Русский язык 5 класс "Типы речи. Рассуждение"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока ОНЗ (открытия нового знания) по требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_5_kl_rassuzhdenie.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5 «А»

Автор УМК: М.Т. Баранов,Т.А., Ладыженская, Н.М. Шанский

Тема: Типы речи. Рассуждение

Тип урока:  открытие новых знаний

Содержательная цель: сформировать представление о типе речи рассуждение; повторить  изученный материал о типах речи повествование и описание; отработать умение определять типы речи в тексте и создавать свой текст, используя  тип речи рассуждение; проконтролировать уровень усвоения материала по  теме  «Типы речи».

Деятельностная цель: формирование активной личной позиции;  развитие образного мышления,  речевых способностей и потребностей в эстетическом совершенствовании своей речи, навыков самоконтроля и адекватной самооценки; создание ситуации успеха.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационное начало (1 м)
  1. Мотивация   (3 мин)

Цель: выработка готовности к реализации нормы учебной деятельности

В знанье – величие и краса,

Знанье дороже, чем клад жемчужин:

Время любой уничтожит клад,

Мудрый и знающий вечно нужен.

(восточная мудрость)

  1. Вы хотите быть знающими и нужными?
  2. Зачем это надо? 3. Сможете?

Объясняют, как поняли эти слова

  1.  Повторение пройденного (5 мин)

Цель: подготовка к новому материалу, повторение пройденного по теме

СТИХОТВОРЕНИЯ О ЗИМЕ

  1. А.С.Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя…»
  2. С.А.Есенин «Белая береза»
  3. Какие типы речи использовали поэты в этих стихотворениях? Расскажите об этих типах речи.

Объясняют, чем отличаются эти стихотворения о зиме.

  1. Рассказывает, снимаем фильм
  2. Описывает, пишем картину
  3. Отвечают на вопросы.
  1. Актуализация  знаний и фиксирование затруднений (8 м)

Цель: осознание новых знаний, выявление причин затруднений в собственной деятельности

  1. Русские поэты с восторгом говорят о зиме. Нравится им это время года? А вам?
  2. Ролевая игра: Представьте, что вы известный человек, даете интервью. Вам задают вопрос: Почему вы любите зиму? Какой тип речи вы используете для ответа? Подходят ли для этого повествование и описание?
  3. Тип речи – рассуждение. Что делает рассуждение? Доказывает, объясняет
  4. Какой будет ЦЕЛЬ урока?
  5. ПЛАН рассуждения: тезис, доказательства, аргументы, вывод
  6. Какие слова будут часто употребляться в рассуждении?

  1. Дают ответы на вопросы
  2. Рассуждают, отвечают на вопросы. (Вариант: ответ на вопрос «Почему я люблю зиму?» написать на бумажной снежинке; из которых потом составляется коллаж)

  1. Объясняют
  2. Формулируют цель урока
  3. Составляют план рассуждения
  4. Приводят примеры

Во-первых, потому что, так как, поэтому

  1. Закрепление с анализом и проговариванием во внешней речи + физминутка (9 мин)

Цель: закрепление знаний, отработка умений, навыков

Игра в рассуждалки (по группам):

  1. Встать, разбиться по группам в 3 человека, прочитать рассуждалку, осудить, кто рассуждает и о чем, приводятся ли доказательства – 1 мин.
  2. Команда выступает: читает рассуждалку, дает ответы.
  3. Промежуточная рефлексия, оценивание работы

1.2. Участвуют в игре

3. Оценивают свою и чужую работу

  1. Самостоятельная работа с взаимопроверкой (9 м)

Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (в парах) достижения цели пробного учебного действия, применения нового знания

1.Самостоятельная работа: используя план, докажите или опровергните  утверждение «Снег  есть нельзя. Это вредно».

2. Прочитать  рассуждение соседа, определить его убедительность

3. Понравилось ли задание, полезное ли оно.

1.Выполняют письменную работу в тетрадях, потом выполняют взаимопроверку.

2. Выполнить взаимопроверку.

3. Рефлексия

  1. Включениев систему знаний и повторение (5)

Цель: повторение и закрепление ранее изученного материала, включение нового способа действий в систему знаний

  1. С каким типом речи мы познакомились?  Для чего нужно рассуждение? В каких жизненных ситуациях  понадобится умение рассуждать и доказывать свою точку зрения?
  2. Перечитайте стихотворение на доске. Какой тип речи использовал восточный мудрец? Где здесь тезис? Где аргументы? Где вывод?
  1. Отвечают на вопросы
  2. Обсуждают стихотворение
  1. Рефлексия и д/з (5 м)

Цель: самооценка результатов своей деятельности, осознание  применения новых знаний, умений и навыков

1.Оцените свою устную работу на уроке

2. Д/З: Напишите рассуждение на тему «Зима- прекрасное время года». Начните свое рассуждение со слов «Я считаю/не считаю, что зима – прекрасное время года»

1. Выставляют оценки в тетрадь, озвучивают их

2. Записывают  д/з. «Зима- прекрасное время года».

В знанье – величие и краса,

Знанье дороже, чем клад жемчужин:

Время любой уничтожит клад,

Мудрый и знающий вечно нужен.

(восточная мудрость)

Дата

Классная работа

Тема:

План

I.

II.

 1.

 2.

 3.

III.

Д/З:

Лист – А 3

со снежинками

1.Рассуждали две котлеты:
«Что мы хуже, чем конфеты?
Почему, чтоб съесть котлету,
Дети требуют конфеты?
Ну, когда ж, чтоб съесть конфету,
Будут требовать котлеты?»

(много вопросов, ответов нет)

2.Рассуждали две калоши:
На кого же мы похожи?
Мы не туфли, не сандалии,
Для чего же нас создали?
Может, судя по картинке,
Мы для валенок ботинки?

(правильные вопросы и предположение в качестве ответа)

3.Рассуждали как-то мышки:
«Для чего читают книжки?
Сколько книжек не прочесть,
Все равно охота есть.
Ну, какая в них корысть,
Книжки лучше просто грызть!»

(мышки объясняют, почему они грызут книжки)

4. Рассуждали дальше мышки
«Надоело грызть нам книжки.
Мы б хотели их читать,
Чтобы все, все, все узнать,
Только нету книг нигде
На мышином языке!»  (объяснение, почему не читают книг)

5.Рассуждали две сосиски:
Лучше б нас отдали киске,
Потому что люди сами,
Издеваются над нами - 
Они, прежде чем съедают,
Нас горчицей поливают!

(тезис и аргумент)

6.Рассуждали рассуждалки:
«Все же нам детишек жалко.
Мы такое наплели,
Что запутались они!
За такое поведенье
Просим мы у них прощенье!»

(тезис, объяснение)


Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж отморозил пальчик:
Ему и больно и смешно, 
А мать грозит ему в окно.

А.С.Пушкин

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром

С.А. Есенин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЕГЭ по русскому языку. Схема сочинения-рассуждения

Данная схема призвана помочь учащимся не допустить ошибок при построении текста сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку....

ЕГЭ русский язык. Образец сочинения-рассуждения.

ЕГЭ русский язык. Образец сочинения-рассуждения....

Разработка урока по русскому языку на тему: "Рассуждение как тип речи"

Разработка урока по русскому языку на тему: "Рассуждение как тип речи"...

МСТ1/31.10.2020/Русский язык/Типы речи.Рассуждение

Написать сочинение-рассуждение...

ПК1/02.11.2020/русский язык/Типы речи. Рассуждение

Выполнить предложенные задания...

План - конспект урока русского языка (развитие речи) 5 классе. Тема: Рассуждение как тип речи.

В период обучения русскому языку в  ООШ  следует осозновать, что необходимо вести системную работу по развитию речи. Данный урок включает разные виды деятельности, обогащает словарный запас,...