Сборник упражнений по повышению грамотности. часть 1.
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

СЕЛЕЗНЁВА КАРИНА АРКАДЬЕВНА

 Данное учебное пособие предназначено как для школьников старших классов, так и для абитуриентов, а также для всех, кто хочет быстро и качественно повысить общий уровень практической грамотности.

Сборник содержит несколько разделов, содержащих теоретические сведения , правила и практические упражнения по наиболее трудным аспектам русской орфографии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Орфографический тренинг33.32 КБ

Предварительный просмотр:

СЕЛЕЗНЁВА К.А.

СБОРНИК  УПРАЖНЕНИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ГРАМОТНОСТИ

Пояснительная записка

Данное учебное пособие предназначено как для школьников старших классов, так и для абитуриентов, а также для всех, кто хочет быстро и качественно повысить общий уровень практической грамотности.

Сборник содержит несколько разделов, содержащих теоретические сведения , правила и практические упражнения по наиболее трудным аспектам русской орфографии.

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ.

Правописание гласных в корнях слов подчиняется трем группам правил:

  1. Правописание проверяемых безударных гласных в корнях слов.
  2. Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
  3. Правописание непроверяемых слов ( так называемых словарных слов).

                                           РАЗДЕЛ 1

ПРАВОПИСАНИЕ ПРОВЕРЯЕМОЙ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЯХ СЛОВ

Для правильного написания безударной гласной в корне слова следует подобрать такое однокоренное проверочное слово, в котором на эту гласную падало бы ударение.

Например,   увядать – вЯнуть,

                        увидать – вИдеть,

                        долина – дОл,

                        река – рЕки.

Примечание: слова с полногласными сочетаниями проверяются только однокоренными словами с полногласием:

                                       Подголовник – гОловы; деревенька – дЕрево.

Слова с неполногласием проверяются однокоренными с неполногласием:

оглавление – глАвный, охлаждение – хлАдный, прохлаждаться – прохлАда.

Следует обратить внимание на  алгоритм последовательности действий : сначала подбираем проверочное слово и только потом вставляем букву.

       

                                      УПРАЖНЕНИЯ

1.1.Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы в следующие слова:

Загл…денье, огр…ждение, оч…рование, обр…мление, нагр…ждение, насл…ждение,нагр…вательный, г…лодающий, сп…на, уд…вление,раск…яние, прит…гательный, ш…птать, разл…ниться, с…мволизм, см…рение, осв…щение ( электрическое), озл…бление, с…стренка, ст…ронник, сумр…чный, угн…татель, выл…вать, исп…ку, запр…щенный, зар…нить, од…рённый, зар…дить (ружьё), зар…дилось (зерно сомнения), ор…сительная система, сл…мать, ст…жироваться, ш…рстяной, тл…творный, оц…нить, ш…повник, вопл…тить, разм…хнуться, объед…нить, уед…ненный, вл…дения, зам…нить (лампочку).

  1. Определите лексическое значение слов с пропущенными буквами  в парах словосочетаний и правильно   подберите проверочное слово. Вставьте пропущенные безударные гласные в корни слов.

        Зап…вать песню-зап…вать; зав…вать кудри – нав…вать мысли; обв…вать ветром- обв…вается вокруг ; разв…вается в соответствии с возрастом - разв…вается на верхушке башни, пол…скать малыша – пол…скали бельё, починить осв…щение  -  написать посв – щение, сп…шите, а то опоздаете – сп…шите с образца , стерильная ч…стота – ч…стота сердечных сокращений; ум…лятьо пощаде – ум…лять чей-то вклад, пос..дели волосы –пос…дели на травке, раск..лите полено- раск…лите докрасна, прим…рять недругов – прим…рять одежду, казачья ст…ница – ст…лица государства, отв…рить дверь – отв…рить картофель, зал…зать в дупло- зал…зать рану, разр..дить густые посевы – разр…дить обойму; пл..скалась волна – пл..сала под музыку.

                       1.3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

                          Унылая п…ра, …чей оч…рованье.

                          Приятна мне твоя прощальная кр…са.

                          Люблю я пышное природы ув..данье,

                          В багрец и золото одетые леса.

                       

                          Ярем он барщины ст…ринной

                          Оброком лёгким зам…нил,

                          И раб судьбу благосл…вил.

                          Увы,Татьяна ув…дает,

                          Бл…днеет, гаснет, но м…лчит.

                                                            ( А.С. Пушкин)

                     

                         Тут Сол…вей …влять св…ё искусство стал:

                          Защ…лкал,засв…стал,

                          На тысячу л…дов т…нул, перел…вался;

                          То нежно он осл…бевал и томной вд…леке

                          Свирелью  отд…вался,

                          То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

                                                                                                             ( И.А. Крылов).

                           Д…вишься драгоценности нашего языка: … всё з…рнисто, крупно , как сам жемчуг. В нём все т…на, оттенки…; он беспределен и … может обог…щаться ежеминутно. ( Н.В.Гоголь).

                           1.4. Подберите проверочные слова, вставьте буквы, сгруппируйте однокоренные слова, выделите корни.

     

 Бест…лесный, вы…снить, впеч…тление,бессл…весный, препод…ватель, т…лосложение, прогл…тить, разъ…снять,в сл…варе, гл…тать, сл…варный, расп…чатывать, развл…чения, усл…ждать( слух), объ…снение, увл…кать, насл…ждение, т…лодв…жения,подсл…стить, разд…вать ( подарки) , запеч…тано, сл…вопрения, прод…вец, привл…кательный ,

впеч…тлительный, т…льняшка.

РАЗДЕЛ 2

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ.

        В русском языке есть некоторое количество корней, на которые не распространяется правило « проверяемая безударная гласная в корне».

Правописание этих корней подчиняется правилам чередования гласных. Эти корни и правила, по которым они пишутся,  приведены в следующей таблице.

             О//А

зависит от ударения

        О//А

зависит от последующей буквы

               О//А

зависит от лексического значения.

         Е//И

Если за корнем следует суффикс А,

то в корне пишется И

гор – гар

В безударном положении пишется

 -гор- под ударением–

 -гар-

загар – загорать,

угарный – угорать,

огарок – сгореть.

Исключения:

вЫгарки, Изгарь,прИгарь

-лаг-а – лож-

- кас-а -  кос-н

В этих корнях пишется буква А, если за корнем следует суффикс а

( исключение:

полог)

Слагаемое – сложение,

Излагать – изложение,

Касаться – коснёшься,

Прикасается – прикоснулись.

равн-ровн-

Корень –равн- пишется в словах со значением равный, одинаковый;

Уравнять, сравнивать, сравнительный,

Корень -ровн -употребляется в словах со значением ровный, гладкий.

Выровнять,

Подровнялись.

Исключения:

Равнина, равнение, равняться.

Бер- бир-а-

Заберешь-забирать

Пер-пир-а-

Запер- запирать

Дер-дир-а-

Раздерёшь-раздирать

Тер-тир-а

Вытер-вытирать

Мер-мир-а

Замер-замирать

-зар- - зОр 

( в безударном положении –зор-, под ударением – зАр);

зоренька- заря,

зарницы – зори

Исключения:

Зорянка, зоревать.

рос – раст – ращ- в безударном положении перед СТ и Щ пишется А перед С пишется О.

Возраст, отращивать, поросль, вырастает, подросли.

Исключения:

росток, отрасль,Ростов, Ростислав,ростовщик.

Мак – мок

Корень-мак- пишется в словах со значением «макать»:погружать в жидкость и доставать.

макать сухари в чай, макнуть перо в чернила.

Корень мок имеет значение «промокнуть насквозь».

Вымокли, промокашка, непромокаемые сапоги.

Стел-стил-а-

Постелить-выстилать

Блест-блист-а-

Заблестеть-заблистать

Жег-жиг-а

Зажёг-зажигать

-клан- клон-

 в безударном положении всегда пишется –клон-

склонился,

склоняться,

преклоняться.

-скак-скоч-

В безударном положении перед к пишется буква – а- ,а перед ч – пишется  о.

Выскочить-выскакивать,

Подскочить-подскакивать.

Исключения:

Скачок, скачу.

Чет-чит-а

Вычесть –вычитать

Исключения:

сочетание, сочетать.

плав-плов-плыв-

В безударном положении пишется –плав-, кроме слов

Пловец- пловчиха,

Плывун-

жук - плывунец.

Плавательный бассейн, плавать в море, плавающий брасом.

твар- твор-

В безударном положении пишется

-твор-

Претворить, творец, тварь.

Исключение:

утварь

***

В ряде слов в корнях гласная А или Я чередуется с-ИМ- ИН

Пожать-пожинать;

Начать-начинать,

Принять-принимать.

В производных формах сохраняется – ИМ даже без  а.

Снять-снимать-сниму.

Помните: под ударением во всех корнях пишется та гласная, которая слышится.

УПРАЖНЕНИЯ

    2.1. Спишите ,вставьте буквы в корни слов .

Разд…рать – разд…рёшь, отб…рать - отб….рёшь, разб…раться- разб…рутся,, выт…рать – выт…р, выд…рнуть – выд…рать, бл…стающий – бл…стишь, забл…стели – забл…стали,зап…рать – зап…реть, обж…гать – обж…чь, зан…маться – зан…лись, нач…нать- нач…ть,разж…гать – разожж…шь, зам….реть – зам…рать, ум…рающий –  вым…рли, , вычесть – выч…тать,рассч…тывать –рассч…тать, , отп…реть – отп…рать, , расп…рает, , выб…рать - изб…рём, поб…раться -выб…рем, расст…лить - выст…лать, уп…реться – уп…раться, раст…рать – раст…рать, уст…лешь – уст…лать.

    2.2. Спишите, вставляя гласные  в соответствии с правилами чередования гласных а\\о в корнях слов.

Г…релка, раг…рается,оз…рились, на з…ре, пог…рели, выг…рать , з…ренька, скл…нились, пог…рельцы, оз…рение, прекл…няться, возг…рание,накл…нить, уг…релый, покл…нение,тв…рение,раств…рились,неукл…нный, откл…нение, скл…нился, ог…рок, удовлетв…рение,сотв…рить,втв…рить, самовозг…рание, непрекл…нный, тв…рение, заг…релый, выг…рели, заг…р,  пл…вание, пл…вучий, пл…вец, жук- пл…вунец, запл…вать, попл…вок, оз…рённость.

    2.3. Вспомните правила, которые регламентируют правописание гласных в приведенных ниже корнях, спишите, вставляя буквы.

К…саться, прик…сновение, соприк…снуться , к…сательная, к…снувшись, неук…снительно ,  предл…гать, предл…жение, соприк…сновение, возл…гать, прик…саться, сл…гаемое, прил…гательное, изл…гать, предпол…жение, сл…жение.

    2.4.  Составьте словосочетания с приведенными ниже словами. Запишите их, вставляя пропущенные буквы.

Обж…чься, заж…гательный, подсч…тали, оп…реться, пробл…сковый ( маячок),

отбл…ск, отч…таться, соч…тание, подн…мать, зам…реть, выд…рать, з…рницы, птичка- з…рянка.

     2.5. Спишите текст, вставляя пропущенные в корнях слов буквы .

1. На небе заж…гались одна за другой холодные звёзды. Над сонной землёй нач…налась своя необъясн…мая  ночная  жизнь. Ярче других г…рело созвездие Большой Медведицы. На секунду Иван теряет самообладание от страха: что он натв…рил!( По В.Быкову).

 2. Г…рит восток з…рёю новой. Имел он счастливый талант без принуждения в разговоре к…снуться до всего слегка. Одна з…ря см…нить другую спешит, дав ночи полчаса. (А.С.Пушкин).

3. Оливковые жуки-пл…вунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков. Существование комбината немыслимо без основных сл…гаемых – сырья, топлива и воды. Летчик обл…котился о перила и смотрел, как разг…рается рассвет. Чай впитывает запахи, как пром….кашка чернила. (К.Г.Паустовский)

4. Под самым окном, накл…нясь над водой, р…сла развесистая береза.

(С.Т.Аксаков)

5.Оригинальный вид имеют зар…сли тростников с длинными листьями. В одном месте было много пл…вникового леса. Все поднялись рано , с з…рёй. Мыочень скоро вым…кли до последнейнитки. (В.К. Арсеньев).

6.Пол…гаю также неуместным вникать в настоящие причины нашего столкновения. Му-му принялась есть с обычной своей вежливостью , едва прик…саясь мордочкой до кушанья.( И.С.Тургенев).

3 РАЗДЕЛ

НЕПРОВЕРЯЕМАЯ ГЛАСНАЯ В КОРНЕ СЛОВА

Что такое непроверяемая гласная в корне слова? Мы знаем, что, когда затрудняемся в написании гласной в корне, нужно подбирать проверочное слово, чтобы на эту гласную падало ударение. Такие гласные называются проверяемыми. Мы говорили о них в разделе 1.

     Есть достаточно большое количество слов ( и оно стремительно увеличивается), когда проверочное слово подобрать нельзя. Это касается слов иноязычного происхождения, которые пополняют наш язык в результате заимствований ( аромат, карандаш, барабан, адъютант и т.д.).

     Правды ради надо отметить, что некоторые слова иноязычного происхождения, которые давно в нашем языке освоились , прижились, ассимилировались, стали источниками новых слов, освоили и это правило русского языка и стали ему подчиняться. Например:

     

 Свеча – свЕт;

зеркальный – зЕркало и т.д.

   

      Но все же большинство заимствованных слов входят в категорию –слова с непроверяемой гласной в корне. А это означает, что об их правописании надо справляться в словаре. В школьной практике такие слова называют словарными. И это означает, что их надо учить, запоминать их правописание. Перечень этих слов в школьной программе достаточно велик. Вы найдете их в приведенных упражнениях. Поработайте с ними и постарайтесь запомнить их правописание.

                                                УПРАЖНЕНИЯ

   3.1.  Проверьте по орфографическому словарю правописание следующих слов, запишите их в соответствии со словарем.

     

     Аб…жур, аккомп…немент, апл…дировать, ар…мат, б…калея, б…хрома, б…гряный, в…негрет, в…нтиляция, в…стибюль, г…рмония,  гор…зонт, д…легация, д…станция, к…литка, к…нифоль, к…нвергенция, п…лисадник, п…риферия, пол…клиника, рот…принт, р…мштекс, экск…ватор, эск…латор, к…вчки, пиг…лица, предв…рительный,  об…няние, к…рниз, ур…ган,  ф…нарь, экзам…натор, эл…ксир,  ярм…рка, обл…гация, об…няние, об…яние, пр…мьера, д…путаты.  

  1. Составьте с приведенными ниже словарными словами словосочетания и запишите их.

     Аккомп…ниатор, пр…зидент, экск…ваторщик, в…трина, г…рмонист, п….лисадник, об…няние, пласт…лин, к…рнишон, проп…ганда, ст…пендия, л…леять, иде…логия, к…вычки, прив…легия, ман…фест, б…лагур, к…блук, нав…ждение, св…репый, лот…рея,д…путаты, в…тага.

 

     

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник упражнений по коррекции познавательных способностей детей, обучаемых в 1 – 3 специальных (коррекционных) классах VIII вида обучения.

Уважаемые учителя!Вашему вниманию предлагается сборник занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также с учащимися  специальных (коррекционных) классов 8 вида обучения от 8...

Технические упражнения в спортивном ориентирование(Сборник упражнений по спортивному ориентированию) Методическое пособие

Данная работа предназначена для тренеров по спортивному ориентированию, педагогов дополнительного образования, педагогов- организаторов туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной работы образов...

Сборник упражнений для подготовка к устной части ОГЭ по английскому языку

Данная презентация представляет собой готовое пособие для использования его на уроков. Надеюсь, что данные групповые и парные задания превнесут в ваш класс атмосферу сотрудничества, радости и разнообр...

Сборник задач по финансовой грамотности

Усложнение финансовой деятельности, которым характеризуется современная ситуация, сопровождается развитием системы количественных методов в области финансового анализа. С целью ориентации вбольшом мно...

Сборник обществознание по финансовой грамотности

Сборник обществознание по финансовой грамотности...

Сборник упражнений по подготовке к устной части основного государственного экзамена по английскому языку (задания № 2 и № 3) к учебнику «Английский в фокусе» Ю.Е.Ваулиной , Д.Дули, О.Е. Подоляко.

Цель  предлагаемого сборника упражнений - помочь учащимся подготовиться  к устной части основного государственного экзамена (ОГЭ ) по английскому языку (задания 2 и 3). В сборнике приведена...

Сборник задач по финансовой грамотности

Сборник задач по финансовой грамотности...