Рабочая программа факультатива по русскому языку "Лингвистическая кладовая" (5 класс)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Программа факультативного курса «Лингвистическая кладовая» ориентирована  на языковое развитие учащихся 5 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они   расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку

«Лингвистическая кладовая» (5 класс)

Программу составила Частоступова Марина Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Северодвинская городская гимназия».

-

                                     Северодвинск – 2015г

                                            Пояснительная записка.

Программа факультативного курса «Лингвистическая кладовая» ориентирована  на языковое развитие учащихся 5 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они   расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти  вступительные испытания перед поступлением в гимназию.

Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. 

Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:

                     коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения)

                    интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация)

                 информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)

                    организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее)

Структура факультативного курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5-е классы рассматривается как этап основного обучения, имеющий  морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание  вводный курс синтаксиса и пунктуации.

Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией

А.Д. Шмелёва. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для дальнейшего успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала.

      Цели программы:

- повышение качества знаний учащихся по русскому языку;

- поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка.

Задачи:

1.    Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

2.     Содействовать формированию навыка орфографической и пунктуационной грамотности;

3.     Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).

Объем факультативного курса  – 34 часа.

Количество часов в неделю – 1 час.

      

        Формы, виды занятий.

Курс «Лингвистическая кладовая» имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают  самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.

На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.

Программой предусмотрены практические  занятия.

    

     

  Методы  обучения.

1.     Объяснительно-иллюстративный;

2.     Частично-поисковый, исследовательский;

3.     Словесно-наглядный, практический;

4.     Самостоятельная работа учащихся с информацией.

   Средства обучения:

Предметные: тексты, предложения, слова.

Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.

Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эмоциональные: интерес, радость, увлечённость.

   

                         

 Ожидаемые  результаты

Предметные:

             

Иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы  современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.

Метапредметные:

- овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарями.

- слушать и понимать других.

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- строить речевые высказывания в соответствии с учебными задачами.

Личностные:

Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

                           

                       После изучения курса учащиеся должны знать:

     правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

       правила постановки знака препинания или его отсутствия;

     условия, от которых зависит написание;

     норму, действующую при данных условиях;

   последовательность обнаружения изучаемой орфограммы.

   

                    Формы подведения итогов реализации программы

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью промежуточных тестов, итогового теста за 1 полугодие, который включает 10 заданий по основным проблемам курса. В конце учебного года проводится итоговый контрольный диктант.

Содержание программы

Наш родной язык

Введение. Роль языка в жизни человека. Можно ли сломать язык? Азбука важных и вежливых слов. Как правильно употреблять слова. В руках умелых слово творит чудеса. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.()

Фонетика

В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо.()

Система языка

Морфемика. Словообразование.()

Правописание

Звонкие и глухие согласные. Безударные гласные в корне слова. Правописание приставок, суффиксов.

Решение различных орфографических задач.(18ч) Промежуточный и итоговый

контроль – 3ч.

                                           

                                   Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1.

Роль языка в жизни человека.

1ч.

2.

Язык – создатель и организатор   речи.

1ч.

3.

Тайна фонемы.

1ч.

4-5.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

2ч.

6-7.

Коварные словарные слова.

2ч.

8.

Орфографический словарь - наш главный помощник.

1ч.

9.

Практическое занятие. Работа с текстом. Тест.

1ч.

10.

Опасные согласные.

1ч.

11.

Звонкие и глухие «двойняшки».

1ч.

12.

Разделительные Ь и Ъ.

1ч.

13.

Большие и маленькие (правописание имен собственных).

1ч.

14-15

Приставки – труженицы.

2ч.

16-17.

Суффиксы – большие молодцы.

2ч.

18.

Как «справиться со сложными словами»?

1ч.

19

Решение орфографических задач.

1ч.

20.

Итоговый тест за 1 полугодие.

1ч.

21-22

Орфографические головоломки

2ч.

23-25.

Имя существительное. Трудности в написании окончаний.

3ч.

26-27.

Имя прилагательное. Трудности правописания.

2ч.

28.

Не жалею, не зову, не плачу…(не с глаголами).

1ч.

29-31

Е или И? (Правописание окончаний глаголов).

3ч.

32

Проверь себя. Тест.

1ч.

33.

Волшебный клубок орфограмм.

1ч.

34.

Путешествие в страну русского языка.

1ч.

Использованная  литература

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
  2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
  3. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.:

Просвещение.1990г.

  1. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
  2. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
  3. Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.
  4. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
  5. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс

Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.

Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....

Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса

Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...

Рабочая программа факультатива по русскому языку 5 класс "Занимательный русский язык"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет расширить и углубить знания по предмету, вызвать интерес к нему...

Рабочая программа факультатива по русскому языку (8 класс) "Диалог с текстом"

Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углуб...

Рабочая программа факультатива по русскому языку 10 класс "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Данная программа факультатива поможет учителям спланировать свою работу по подготовке к ЕГЭ...