Морфологический разбор деепричастия
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Михайлова Вера Михайловна

Тема:        Морфологический разбор деепричастия.

Цели:     -  сформировать умение определять морфологические    признаки

                   деепричастия и производить морфологический разбор

                   деепричастия;

                -  развитие  теоретического и практического мышления;

                -  воспитание дисциплинированности, организованности,

                   воспитание познавательной активности,

                   воспитание  интереса и  бережного  отношения  к языку.

     Тип урока: комбинированный.

     Виды деятельности: коллективная, самостоятельная, тестирование,

                                           взаимопроверка, диалог, работа в тетрадях,

                                           у доски, с памятками, сигнальными карточками,

                                           анализ.

     Оборудование: учебники, тетради, памятки, сигнальные карточки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           МОУ Краснополецкая СОШ

 Морфологический разбор деепричастия

Урок русского языка

7 класс

Учитель Михайлова Вера Михайловна

         

                                               

                            д.Захоломье, 2013г.

     Тема:        Морфологический разбор деепричастия.

Цели:     -  сформировать умение определять морфологические    признаки

                   деепричастия и производить морфологический разбор

                   деепричастия;

                -  развитие  теоретического и практического мышления;

                -  воспитание дисциплинированности, организованности,

                   воспитание познавательной активности,

                   воспитание  интереса и  бережного  отношения  к языку.

     Тип урока: комбинированный.

     Виды деятельности: коллективная, самостоятельная, тестирование,

                                           взаимопроверка, диалог, работа в тетрадях,

                                           у доски, с памятками, сигнальными карточками,

                                           анализ.

     Оборудование: учебники, тетради, памятки, сигнальные карточки.

                                              Ход урока

  1. Организационный момент.

   Мы продолжаем изучать деепричастие. Эта тема из раздела «Морфологии» для вас оказалась сложной, но в то же время интересной. Сегодня мы  постараемся научиться безошибочно определять морфологические признаки деепричастия. Эти умения помогут нам повторить и закрепить знания о причастии и деепричастии

Я надеюсь, что вы будете дисциплинированны, организованны и активны.

  1. Проверка домашнего задания

-проверка письменного задания

Списать группы слов, вставить буквы, подчеркнуть лишнее слово, составить три предложения с любыми словами, включив в них деепричастные обороты

изв..нившись
ИЗВ..НЯЯСЬ                                                            
ИЗВ..НИВШИЙСЯ
ИЗВ..НИВ                                                                              

                                                                                    задание проверяется при помощи

                                                                            сигнальных карточек

РА..БЕЖАВШИЙСЯ
РА..КАИВАЯСЬ

РА..ПРОСИВ
РА..ПИСАВ

                                                                               

  Н..КАЗАВ

  П..БЕЖДАТЬ
 ПР..КЛЕИВАТЬ
 КР..СОВАТЬСЯ

ОТР..ЖАЯ
ОТР..ЗИВШИСЬ
ОТР..ЗИВШИЙСЯ
ОТР..ЖАЯСь

гл..деть

гл..дя

гл..девший

взгл..нув

-проверка теоретических знаний       -      заполнение таблицы

                                                                     «Отличительные признаки

                                                                      причастия и деепричастия»

                                                                ( взаимопроверка при помощи памяток)

                                                           

                                                                          -      фронтальный опрос:

               

                                                                     1.Как найти деепричастие?

                                                                                        2.Назовите признаки глагола у

                                                                                           деепричастия.

                                                                                        3.Назовите признаки наречия у

                                                                                            деепричастия.

         

  3.Устное тренировочное упражнение     «Выбери лишнее» 

   - общие признаки глагола у деепричастия:   спряжение

                                                             вид

                                                             неизменяемость

                                                             возвратность

  - общие признаки наречия у деепричастия:   вид

                                                              склонение

                                                              роль в предложении

                                                              неизменяемость

  -общие признаки причастия и деепричастия:  

                                                               возвратность

                                                               склонение

                                                               роль в предложении

                                                               вид

                                                             

    Как видим, у нас есть ещё некоторые пункты «незнания». Где мы допускаем ошибки?

    1. При различении деепричастия с другими частями речи.

    2. При определении морфологических признаков деепричастия.

    Как вы думаете, умение производить морфологический разбор деепричастия  поможет нам преодолеть это «незнание»?

4.Знакомство с новым материалом ( тема на доске)

    Прочитайте план разбора  ( на доске).

    Прочитайте образец разбора  ( на доске).

5.Тренировочные упражнения.

 1.  Запишите предложение, расставьте знаки препинания, найдите в нём деепричастие

Работая на уроке, я  внимательно слушаю учителя.

   Сделайте морфологический разбор деепричастия (у доски и в тетради)

2.Упражнение № 188 (учащиеся выписывают указанные предложения, находят деепричастия и производят морфологический разбор) Проверяется с помощью ключей. Ошибки учащиеся отмечают на полях.   Морфологический разбор проверяется устно, выборочно - письменно.

6.Синтаксическая пятиминутка – итог урока.

     Произвести синтаксический разбор предложения.(коллективная деятельность)

    Открыв книгу на сороковой странице, я нашёл лист клёна, засушенный ещё летом.

7.Задание на дом. № 189, второй абзац, разбор любого деепричастия.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

                                ПРИЛОЖЕНИЕ

Как найти деепричастие ?

  1. Образовано от глагола.
  2. Имеет суффиксы –а, -я, -в, -вши, -ши.
  3. Обозначает добавочное действие.
  4. Относится к глаголу-сказуемому.
  5. Отвечает на вопросы ч т о  д е л а я ? ч т о  с д е л а в ? и вопросы обстоятельства.

              Как найти деепричастие ?

  1.  Образовано от глагола.
  2. Имеет суффиксы –а, -я, -в, -вши, -ши.
  3. Обозначает добавочное действие.
  4. Относится к глаголу-сказуемому.
  5. Отвечает на вопросы ч т о  д е л а я ? ч т о  с д е л а в ? и вопросы обстоятельства.

              Как найти деепричастие ?

1.  Образовано от глагола.

  1. Имеет суффиксы –а, -я, -в, -вши, -ши.
  2. Обозначает добавочное действие.
  3. Относится к глаголу-сказуемому.
  4. Отвечает на вопросы ч т о  д е л а я ? ч т о  с д е л а в ? и вопросы обстоятельства.

СПРЯЖЕНИЕ

ВИД

НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ

ВОЗВРАТНОСТЬ

ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА

ПРИЗНАК ДЕЙСВИЯ
ПРИЗНАК ПО ДЕЙСТВИЮ
ПРИЗНАК ПРИЗНАКА

ИЗВ..НИВШИСЬ                                                  
ИЗВ..НЯЯСЬ
ИЗВ..НЯЯСЬ                                                            
ИЗВ..НИВШИЙСЯ
ИЗВ..НИВ

РА..БЕЖАВШИЙСЯ
РА..КАИВАЯСЬ
РА..СПРОСИВ
РА..ПИСАВ

Н..КАЗАВ
П..БЕЖДАТЬ
ПР..КЛЕИВАТЬ
КР..СОВАТЬСЯ

ОТР..ЖАЯ
ОТР..ЗИВШИСЬ
ОТР..ЗИВШИЙСЯ
ОТР..ЖАЯС
ь

гл..деть

гл..дя

гл..девший

взгл..нув

Списать группы слов, вставить буквы, подчеркнуть лишнее слово, составить три предложения с любыми словами, включив в них деепричастные обороты


ИЗВ..НЯЯСЬ ИЗВ..НИВШИСЬ
ИЗВ..НЯЯСЬ
ИЗВ..НИВШИЙСЯ
ИЗВ..НИВ

РА..БЕЖАВШИЙСЯ
РА..КАИВАЯСЬ
РА..СПРОСИВ
РА..ПИСАВ

Н..КАЗАВ
П..БЕЖДАТЬ
ПР..КЛЕИВАТЬ
КР..СОВАТЬСЯ

ОТР..ЖАЯ
ОТР..ЗИВШИСЬ
ОТР..ЗИВШИЙСЯ
ОТР..ЖАЯСЬ


                  ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА У ДЕЕПРИЧАСТИЯ

  1. Возвратность и невозвратность: вытираясь полотенцем.
  2. Вид: решая задачу (несов. вид), решив задачу (сов. вид.).
  3. Распространяются  как глаголы: читать книгу, читая книгу.

 

              признаки наречия у деепричастия

1.Неизменяемость.

2.Зависит от глагола-сказуемого: сидит к а к ? склонившись (дееприч.)

                                                              сидит к а к?  прямо(наречие)

3.В предложении является обстоятельством.

                   ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА У ДЕЕПРИЧАСТИЯ

1.Возвратность и невозвратность: вытираясь полотенцем.

2.Вид: решая задачу (несов. вид), решив задачу (сов. вид.).

3.Распространяются  как глаголы: читать книгу, читая книгу.

 

              признаки наречия у деепричастия

1.Неизменяемость.

2.Зависит от глагола-сказуемого: сидит к а к ? склонившись (дееприч.)

                                                              сидит к а к?  прямо(наречие)

3.В предложении является обстоятельством.

 

     

вид                                                 склонение                                                    роль в предложении                                                                                                                   неизменяемость 

возвратность

склонение

роль в предложении вид

                                                           

 

1.Всю ноч _ гремел овраг соседний , ручей , бурля, бежал к ручью.

2.Ручьи, журча и извиваясь и меж собой перекликаясь, в долину гулкую спешат.

  1. Сад, всё больше редея, переходя в настоящий луг, спускался к реке.

  4.Вдали увеличивалось и, уносясь по ветру, поднималось голубоватое облако дыма.

     5. На полях, поднимаясь в небо, трепеща крылышками, заливались песнями жаворонки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку: Морфологический разбор деепричастия

КОНСПЕКТА УРОКАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУКулиевой Диляры Тофиковны, учителя русского языка и литературы МОБУСОШ № 8 им. А.Я.Тимова п. Прикубанского...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфологический разбор деепричастия"

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Морфологический разбор деепричастия"....

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Урок способствует развитию навыков морфологического разбора деепричастий; обобщению и систематизации знаний о деепричастии; закреплению знаний о деепричастии и деепричастном обороте....

Конспект урока по теме "Повторение по теме "Деепричастие". Морфологический разбор деепричастия"

Конспект урока разработан для учащихся 8 класса. Данный материал поможет учащимся повторить и систематизировать знания учащихся по теме "Деепричастие" и подготовиться к контрольному диктанту...

Морфологический разбор деепричастия. Повторение и обобщение материала, изученного о деепричастии.

Цель данного урока: повторить материал по деепричастию,получить навыки морфологического разбора данной части речи...