Конспект урока по Русскому языку в 6 классе "Народные промыслы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Макарова Татьяна Васильевна

Целью урока является знакомство учащихся с народным художественным творчеством, ознакомление с произведениями хохломских, гжельских, палехских и жостовских мастеров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6_klasse.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Макарова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы   высшей категории ГБОУ Школа № 544 Московского района СПб

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе

Тема: Народные промыслы

Цель урока: познакомить учащихся с народным художественным творчеством; продолжить обучение написанию сочинения-описания предмета; развивать речь учащихся.

Задачи:

Обучающие:  организовать  деятельность учащихся по ознакомлению с народным художественным творчеством; формировать  умение создавать тексты описательного характера.

Развивающие:  использовать современные технологии обучения для развития у учащихся навыков активного усвоения учебного материала;  способствовать обогащению словарного запаса учащихся; совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся, а также самоконтроля и взаимоконтроля.

Воспитывающие:  воспитывать  внимание и познавательный интерес к предмету;  воспитывать у учащихся чувство прекрасного и чувство гордости за талант и трудолюбие русского народа.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование:  компьютер, экран, проектор,  изделия хохломских и гжельских мастеров, а также иллюстрации к изделиям Палеха и Жостово.

Ход урока: 1. Организационный момент

                      2. Сообщение темы и цели урока

                      3. Вступительное слово учителя

                      4. Индивидуальные сообщения учащихся

                      5. Оценка класса

                      6. Коллективная работа над вступлением к сочинению

                      7. Выбор учащимися изделий народных промыслов для дальнейшего

                          описания

                      8. Написание сочинений

                      9. Чтение 2-3 работ (по желанию учащихся). Оценка класса и самого

                           ученика

                     10. Домашнее задание

Содержание урока:

1.Организационный момент (раздать тетради, черновики, отметить отсутствующих)

2. Тема урока «Народные промыслы». Мы уже знакомились с вами с народным творчеством. Где? Когда? (На уроках литературы, когда изучали УНТ – сказки, песни, загадки, пословицы, поговорки и т.д.) А сегодня мы  познакомимся с иным народным творчеством – рукотворным. Мы узнаем о творчестве гжельских мастеров, художников Палеха, познакомимся с яркими, красочными изделиями  из Хохломы и , наконец, полюбуемся  удивительными изделиями  гжельских  умельцев. Итак, пишем

                                   Сочинение-описание  «Народные промыслы»

                                       (Гжель, Жостово, Палех, Хохлома)

  3. Вступительное слово учителя.                                                                                              Но прежде чем начать урок, надо понять, что же такое «народные промыслы»?  Запишите в тетрадях по развитию речи «Народные промыслы – одна из форм народного художественного творчества, в которой отчётливо прослеживаются  русские традиции, зародившиеся много веков назад».

          Провести урок мне сегодня помогут ученики вашего класса: Киносян Карина, Шестакова Софья, Михайлова Мария и Лютвинская Полина.

4. Индивидуальные сообщения учащихся.

      Киносян Карина – Палех

      Михайлова Мария – Жостово

       Шестакова Софья – Хохлома

       Лютвинская Полина – Гжель

                                                                                                                                                                           

5. Оценка класса  

- Вам понравились сообщения девочек? Чьё выступление вам кажется наиболее интересным?   Как бы вы оценили их работу? (Обсуждение сообщений, выставление оценок.)

6. Коллективная работа над вступлением к сочинению.

     Давайте вспомним, с чего начинается любая творческая работа? (Со вступления)

     Как вы думаете, что может стать началом вашей работы? (Определение народных промыслов).

     Как вы думаете, этого достаточно для вступления? (Нет, конечно.)

     А что бы вы добавили в это вступление? (Виды этого творчества.)

Давайте запишем, назовём те виды народного творчества, о которых сегодня шла речь. «Хохломская роспись, изделия Палеха, фарфоровая и фаянсовая гжельская посуда, жостовские подносы – всё это формы народного творчества».

7. Выбор учащимися  изделий народных промыслов для дальнейшего их описания.

     Вступление к работе написано. Теперь перейдём к основной части. Но прежде чем вы начнёте писать дальше, каждый из вас должен решить, какое изделие он будет описывать. Можно взять предметы на парту, можно обратиться к экрану, где вы также увидите изделия гжельских мастеров.

     Начало основной части – это переход к конкретному виду творчества, и вам надо вспомнить, что вы слышали сегодня на уроке, и прежде чем начать писать, обязательно сказать несколько слов о том виде народного творчества, о котором вы будете писать, выбрав то или иное изделие. По окончании  работы не забудьте сделать вывод, либо о направлении в целом, либо о вашем конкретном предмете.

8. Написание сочинения

9. Чтение 2-3  работ (по желанию учащихся). Обсуждение и оценка класса и самого ученика.

10. Домашняя работа. Нарисовать иллюстрацию к любому виду творчества.

Приложение

ГЖЕЛЬ. В 17 веке на территории Московской области появились изделия, расписанные только синей краской. В настоящее время этот характерный рисунок получил название «Гжель».

ХОХЛОМА – старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и чёрным тонами по золотистому фону.

История ЖОСТОВО восходит  к началу 19 века, когда в Московской области в ряде сёл и деревень возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий. Сначала это были изделия из папье-маше, а затем появились жостовские  расписные подносы, которые вытеснили все остальные изделия. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет.

                           

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

Конспекты уроков по русскому языку на темы "ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА", "ПЕРИОДЫ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА"

Цели: дать представление о происхождении языка и истории народа, создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.Тип урока: усвоение новых знаний.Методы: исследовательский, сам...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...