Конспект урока по теме "Имя существительное" 6 класс с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Урясьева Ирина Валериевна

Материал урока посвящен закреплению изученного в 5 классе  материала по теме. К конспекту прилагается тематическая  презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Конспект урока в 6 Б классе

                   Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цели урока (для учащихся):

  1. Повторить и обобщить знания о значении, морфологических признаках, синтаксической роли имени существительного.
  2. Закрепить правописание изученных орфограмм, развить орфографическую зоркость.
  3. Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся.
  4. Воспитание любви к русскому языку.                                                                                                        

Цели урока (для учителя):

Воспитание любви к русскому языку.

Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

Освоение знаний о русском языке и расширение круга используемых грамматических средств.

Формирование умений извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Формировать и развивать компетенции:

- коммуникативную – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения;

- языковую и лингвистическую (языковедческую) – овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- культуроведческую – владение нормами речевого этикета.

                                   

                                               Ход урока.

1.Слово учителя.

Имя существительное – важнейшая часть речи. По наблюдениям учёных существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов.

Слайд 1

К. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

С ними согласен поэт Александр Шибаев, Послушайте, что он пишет в своём стихотворении «Всему название дано…»

2. Ученик читает стихотворение. (Пашков Дмитрий).

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно.

А безымянных -  нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами –

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

Учёные лингвисты подсчитали, что в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

3. - Что же такое имя существительное? (Сущ. – самост. часть речи, которая обозначает…)

- Почему к существительным мы задаём два вопроса – кто? Что? (Одушевл,.неодушевл.)

4. –Какие морфологические  признаки имеют существительные? ( род).

    - Как изменяются существительные? ( По числам, падежам).

    - Давайте поработаем над морфологическими признаками существительных, используя данный текст.

Слайд 2 – Прочитайте текст.

             Мягким сиянием месяц освещал кроны больших деревьев. Испарения над рекой сгустились. Высоко в небе ровным белым светом сверкал Юпитер. Голубой сумрак ещё окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе чувствовалось приближение зари.

- Докажите, что это текст. (Предложения объединены общей темой – наступление утра, приближение зари)

- Озаглавьте текст. (Приближение утра).

- Определите тип текста. (Описание. Мы представляем картину уходящей ночи, в тексте используются эпитеты и олицетворения).

- Найдите в тексте существительные, определите  род, выпишите их в три  столбика.

(3 чел. у  доски, у них распечатанные тексты в руках).

Слайд 3 Проверь себя

М.р.                                             Ср.р.                                                     Ж.р.

Месяц  ,                                  Сиянием,                                               Кроны,

светом,                                 деревьев,                                                рекой  ,                                                                

Юпитер ,                               испарения ,                                           землю,

сумрак  ,                                в небе ,                                                    реку,

в воздухе                                на небе  ,                                               зари

                                               приближение    

Итак, существительные бывают м.р., ж. р., ср. р..

- Найдите в тексте имя собственное.(Юпитер).

- Как называются другие существительные? (нарицательные).

- В каком числе  существительное «Юпитер»? (В единственном).

- А может оно быть во множественном числе.( Нет.)

- Правильно, в русском языке есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе.

 - Приведите примеры (устно) : молоко, шерсть, золото, человечество, сор, листва, терпение.

- В каком числе в тексте даны существительные «кроны», «испарения»? (Во множ.ч.)

- Какие существительные используются нами только во множественном числе? (Сумерки, очки, брюки,, качели, сутки, хлопоты.)

6. - Мы с вами вспомнили, что существительные имеют  род и изменяются по числам. А как ещё могут изменяться имена существительные ? (По падежам).

- Как называется изменение имён существительных по падежам и числам? (Склонение).

- Сколько склонений у имён существительных? (Три).

_Распределите существительные в столбики по типам склонения .( 1 чел. у доски).

Учитель читает словарный диктант:

                    Рожь, тополь, брошюра, цыган, местность, смелость, луч, шалаш, циркуль, ёлка, аллея, ветка, ель, чувство, ветвь, шорох.

1 скл                                                 2 скл.                                                  3 скл.

М.р. и ж.р. на –а, -я                   м.р. с нул. оконч, ср. р. на –о, -е.           ж.р., оканч. на ь      

Брошюра                                          тополь                                                 рожь

Ёлка                                                  цыган                                                   местность

Аллея                                                луч                                                       смелость  

Ветка                                                шалаш                                                  ель

                                                          Циркуль                                               ветвь          

                                                           Шорох

                                                           чувство  

 - Проверим, насколько вы внимательные. Найдите «лишнее» слово в каждой строке и обоснуйте свой ответ.

Слайд 4

 Игра «Четвёртый лишний»

Ковш, училищ, полчищ, горечь.

Круг, упряжь. глушь, печь.

(Много) дач, (варенье) из груш, пейзаж, роскошь.

Вывод: ь знак пишется только в существительных жен. рода, 3 склонения.

7. - Ребята, мы с вами повторили все морфологические признаки имён существительных. Теперь для закрепления этих знаний произведите морфологический разбор имён существительных  из текста. 1 ряд – (освещал) кроны, 2 ряд –(над) рекой, 3 ряд – (приближение) зари.

Устная проверка:

Кроны – сущ., н.ф. – крона, неодуш., нариц., 1 скл.,  ж. р., мн. ч., В.п.. доп..

(над) рекой – сущ., н. ф. – река,. неодуш., нариц.. 1 скл., ж.р., ед.ч., Т.п., доп..

Зари – сущ., н.ф. – заря., неодуш., нариц., 1 скл., ж.р., ед.ч., Р.п., доп..

8. - Одним из морфологических признаков имени существительного вы назвали падеж. А так ли важно правильно писать падежные окончания имён существительных?

Слайд 5  Сравните

Подарок бабушки  или подарок бабушке?

Уч-ся: высказывания имеют разные лексические значения..

8. Уч-ль: сделать правильный выбор орфограммы Е-И в окончании существительных бывает непросто. Чтобы не допускать ошибок в окончании слов, давайте обратимся к таблице

Слайд 6

Падежи

Склонение

Существительные на

 

1-е

2-е

3-е

-ия

-ий

-ие

Р.


Д.
П.

-и(-ы)











      Уч-ль: от чего зависит выбор орфограммы в окончании существительных? (От склонения и падежа).

Какому склонению надо уделить больше внимания? (Первому, т.к. в окончаниях  слов может писаться как «Е», так и «И».

9. Работа с сигнальными карточками.

Учитель читает словосочетания, а уч-ся поднимают ту букву, какая должна писаться в окончании слова: Е или И.

Рисовать в альбоме, оказаться на опушке, просить о помощи, идти к дороге, писать в тетради, петь от радости, участвовать в соревновании, рассказ о путешествии.

10. Ребята, мы повторили написание  имени существительного, теперь вспомните,  какую синтаксическую функцию в предложении может выполнять имя существительное? (Может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством).

Давайте в этом убедимся. Запишите предложения и подчеркните существительные как члены предложения.

                  Осень – волшебная пора. Деревья наряжаются в разноцветные уборы. На траве и дорожках лежит пёстрый ковёр из листьев. Погода  радует нас солнечными днями. Я люблю осень.

11. Вывод: что на нашем уроке мы повторили об имени существительном? (Самост.часть речи, называет предмет, имеет род, изменяется по  числам, падежам, в предложении может  быть как главным, так и второстепенным членом предложения).

12. Учитель.  Давайте вновь обратимся к эпиграфу нашего урока. (Уч-ся читают). – Что помогают нам «увидеть» и почувствовать имена существительные?

Слайд 7

К. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

С  помощью существительных мы можем описать природу и  передать чувства человека..

13. Задание «Волшебное слово».

- Попробуйте составить небольшой текст-описание по картинкам (3-5 предложений), употребив как можно больше существительных. На выполнение задания – 3-4 минуты.

14. Уч-ся зачитывают тексты.

15. Впечатление от урока: что больше всего понравилось?

Д/з _____________________

Оценки за урок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

Слайд 2

К. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Слайд 3

Мягким сиянием месяц освещал кроны больших деревьев. Испарения над рекой сгустились. Высоко в небе ровным белым светом сверкал Юпитер. Голубой сумрак ещё окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе чувствовалось приближение зари.

Слайд 4

Проверь себя М.р. Месяц, светом, Юпитер, сумрак, в воздухе Ср.р. Сиянием, деревьев, испарения, в небе, на небе, приближение Ж.р. Кроны, рекой, землю, реку, зари 5

Слайд 5

Игра «Четвёртый лишний» Ковш, училищ, полчищ, горечь. Круг, упряжь, глушь, печь. (Много) дач, (варенье) из груш, пейзаж, роскошь.

Слайд 6

Выполните морфологический разбор имён существительных 1 ряд – (освещал) кроны - 2 ряд –(над) рекой - 3 ряд – (приближение) зари-

Слайд 7

Сравните Подарок бабушк и подарок бабушк е ? или

Слайд 8

Падеж С к л о н е н и е Существительные на 1 - е 2 - е 3 - е - ия - ий - ие Р. -и (-ы ) -- - и -и -- -- Д. - е -и -и П. - е - е -и -и -и -и

Слайд 9

К. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 6 классе и презентация к уроку по теме "Литература Древней Греции"

Конспект открытого урока литературы в 6 классе специальной(коррекционной)общеобразовательной школы 2 вида в форме игры-соревнования "Олимпийские игры"...

Конспект урока физики в 8 классе и презентация по теме "Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации"

Статья содержит конспект урока изучения нового материала по учебнику А.В. Перышкина.Урок включает основные этапы: мотивацию, активизацию знаний, изучение нового материала, закрепление и рефлекси...

конспект урока алгебры в 8 классе и презентация

конспект урока алгебры для 8 класса на тему дробно - рациональные уравнения.Урок - деловая игра "Профессии" можно использовать при закреплении темы решение дробно - рациональных уравнений....

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

План-конспект урока по литературе(6 класс) с презентацией по повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка" , который может вам пригодиться в вашей работе....

конспект урока изобразительного искусства 5 класс, с презентацией . Раздел: Цветовидение. Тема: "Тайна цвета"

Развитие общества без искусства немыслимо...  П. Чистяков.  Все дети любят рисовать-ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать непр...

Конспект урока алгебры в 9 классе с презентацией по теме Степенная функция.rar

Конспект урока алгебры в 9 классе с презентацией  по теме Степенная функция.rar...