Экологическое образование обучающихся на уроках русского языка
статья по русскому языку (7, 8, 9 класс) на тему

Игнатович Елена Анатольевна

В  работе  описываются  формы  и  методы  формирования  у  обучающихся  экологического сознания  на  уроках  русского  языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №161

имени Героев  Советского Союза  

выпускников Куйбышевского военно-пехотного  училища №1  

городского округа Самара

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ  УЧАЩИХСЯ НА  УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА

Учитель русского языка и литературы

Игнатович Елена Анатольевна

Актуальность

На основании образовательных стандартов РФ цель общего образования - подготовка высокоинтеллектуальных и разносторонне развитых личностей, способных к активной социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

В законе «Об образовании» говорится, что учащийся имеет право на получение всего комплекса учебных знаний. Задача, стоящая перед преподавателями школы - готовить молодое поколение, которое гибко приспосабливается к стремительным изменениям, происходящим в мире, влияет на происходящие социальные перемены, с активной позицией в жизненных обстоятельствах, критически мыслящих, способных к пониманию других людей и сотрудничеству, возрастающей личной ответственностью, за свое самообразование.

Экологическая культура человека является частью общей культуры и органично связана с личностью в целом, ее различными сторонами и качествами, она возникает как новое психическое образование, многогранное и сложное для формирования личности, так как включает естественнонаучную, философскую, нравственную, политическую,           правовую, эстетическую, трудовую и другие стороны взаимоотношений Человека и Природы.

В соответствии с социальным заказом общества перед школой стоит сегодня задача формирования качеств личности, ее направленности, которые бы обеспечили использование творческих потенций в интересах решения глобальных проблем человечества. Разработка новых технологий в промышленности и сельском хозяйстве будет осуществляться теми, кто сидит сегодня за школьной партой. От них будет зависеть облик нашей планеты и решение самой глобальной проблемы выживания человечества. В связи с этим наблюдается экологизация учебных предметов, что способствует развитию экологических знаний и экологической культуры школьников как составляющих экологического воспитания.

Экологическое образование и воспитание рассматривается как одно из приоритетных направлений развития современной педагогической науки. Цель экологического образования и воспитания - формирование экологической культуры личности и общества.

Хорошо известно, сколь огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом обладают русский язык и литература как учебные предметы. Русский язык и литература как действенный фактор социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества и как средство общения обладают и определенными возможностями в плане экологического воспитания. Человек понял, что недостаточно беречь и сохранять только тот участок земли, на котором он живет. Планета -  наш общий дом, и для предотвращения экологической катастрофы и решения общечеловеческих проблем требуется консолидация сил всего человечества в рамках движения за мир, охрану окружающей среды, сотрудничества по выработке экологически чистых технологий. И в этих условиях роль школы в решении этих проблем и каждого отдельного учебного предмета, в том числе и русского языка и литературы, возрастает. Все это определяет актуальность  экспериментальной работы.

Объект исследования – экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка  и литературы

Проблема охраны  окружающей среды стоит в одном ряду с проблемой сохранения мира, человечества. В нашем обществе слабо выработана культура взаимоотношений человека и природы. Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету». Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить, и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего, нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.

Задача школы (в том числе и словесника)- вырастить культурного человека, готового держать в своих руках экологическое будущее своей страны.

Поэтому уроки русского языка и литературы мною проводились и проводятся в русле экологизации   предмета.

Экологическое образование в школе реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у школьников экологической культуры. Для экологизации русского языка  и литературы   были разработаны принципы отбора экологического материала. Принцип научности требует, чтобы вопросы экологии включались в содержание учебного предмета без искажения. Принцип краеведения предполагает систематическое обращение в процессе преподавания, во внеклассной и внешкольной работе к окружающей учащихся действительности, к природе родного края; вопросы экологии, изучаемые на уроках и на внеурочных занятиях, включают  материал с экологическим содержанием.

Анализ проводимой работы показал, что уроки русской словесности, как никакие другие, имеют огромный потенциал для формирования экологического воззрения школьников, позволяют расширить их кругозор. С помощью текстов о природе учащиеся смогли ощутить ее красоту через богатство языка, пополняя тем самым свой словарный запас.

Исследовательская работа на уроках литературы помогла им выработать навык самостоятельной творческой работы, развить умение внимательно читать текст художественной литературы и погружаться в него, анализировать, доказывать, обобщать и делать выводы и, в конечном итоге, формировать собственные аргументы и суждения.

Поисковая работа научила видеть красоту и значимость художественного слова, постигать мастерство писателя в создании художественного образа.

От описаний природы на начальном этапе учащиеся переходят к высказыванию своих оценочных суждений, своего мнения по поводу обсуждаемых проблем на среднем и старшем в русле экологической тематики.

Информация краеведческого характера способствует развитию у учащихся любви к родному краю, к Родине, а также любознательности, воспитанию чувств патриотизма и интернационализма.  Все мы понимаем, что экологические проблемы должны решаться, так как они отвечают высшим ценностям жизни и культуры человека. Дети любого возраста знакомы с экологическими кризисами, они понимают и интересуются экологическими ситуациями, ищут возможности личного участия в охране природных богатств Земли.

Задача учителя русского языка — заинтересовать школьников экологическими проблемами, используя всевозможные формы и методы образования и воспитания.

В течение всего учебного процесса учащиеся должны усваивать культуру общения человека с природой. Этому способствуют тексты о природе, о животных, птицах, о бережном отношении ко всему живому.

Например, при изучении темы « Однородные члены предложения» можно использовать данный текст:

Тропинка.

Я живу в деревне, в одном из самых прекрасных уголков средней полосы России.

Чистые, как алмаз, речки, задумчивые зеленые озера, лесные поляны, до краев наполненные солнцем, грибами и земляничкой. Но больше всего я люблю юркую лесную тропинку. Она бежит напрямик через овраги и болота. Перепрыгивает через сваленные грозой стволы деревьев, скачет на одной ножке по плоским камешкам ручья. (В. Тельпугов)

В 6 классе при изучении темы « Правописание глаголов 2 лица» можно использовать текст В. Пескова:

Хорошо летом в лесу! Заберешься в малину, наешься спелых ягод и идешь дальше. А то увидишь белочку. Она ловко прыгает с ветки на ветку, качается на верхушке дерева. Потом прыгнет на землю и пустится бегать по полянке.

За лесом протекает речка. Быстро разденешься, прыгнешь с высокого берега и ныряешь, плаваешь. После купания хорошо прилечь на горячем песке и погреться на солнце. Но пора возвращаться домой.

С большим интересом дети работают с текстами, где есть творческое задание. Например, предлагается задание: продолжить текст.

Весенняя капель.

Капель просыпается у нас раньше людей. По розовой сосульке скользит прозрачная капелька: она висит и покачивается на острие, потом срывается и звонко ударяется о затвердевший снег…

Продолжение учащегося (отрывок из сочинения):

И вот случилось чудо! Капелька присоединилась к другой, и вместе они побежали, образуя весенний звонкий ручеек. По дороге мило переговаривались, мечтая об огромном чистом море, чтобы в нем не было мусора, отходов.

В 8 классе на уроках русского языка мы завели словари природы и экологические словарики. К. Паустовский писал: « Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанными».

Словарь природы 8-классники начали с «осенних» слов. Это приметы осени, о которых ребята подбирают стихи русских поэтов, пробуют сочинять свои стихи, пишут небольшие сочинения. Словари ведем в отдельных тетрадях, каждому слову желательно отвести отдельную страницу, так удобнее работать, что-то нарисовать или приклеить. На первом листе помещаем слова К. Паустовского: «Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и трав, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». В течение всего учебного года ведем наблюдения за приметами осени, зимы, лета. Этот материал затем используем для написания сочинений.

Примерные темы сочинений:

Осень

 1.Березкам холодно.

2.Краски художественной осени.

3.Красною кистью рябина зажглась.

Зима:

 1.Мелодии зимнего дня.

2.За окном метелица.

3.На лыжах в лес.

4.Зимняя сказка.

5.Узоры на стекле.

Весна:

1.Встречаем перелетных птиц.

2.Пробуждение природы.

3.О чем может рассказать весенняя сосулька?

На лето тоже предлагается задание: понаблюдать за изменениями в природе, сделать небольшие зарисовки.

В следующих классах эта работа продолжалась, добавлялись к уроку поэтические 5-минутки (стихотворения о природе)

Экологические словарики начинаем вести с 5 класса, куда заносим экологические термины, выясняем значение, составляем с ними предложения,  запоминаем их.

На уроках русского языка также использую презентации, где даны тексты о природе, предложены задания.

В течение года учащиеся ведут наблюдения за своими любимыми уголками природы, затем своими впечатлениями делятся в сочинениях, которые так и называются: «Мой любимый уголок природы осенью (зимой, весной, летом)» Лучшие работы помещаем на стенде в кабинете «Природа и мы».

Живой интерес вызывает работа с картинами русских художников, где изображены пейзажи: Пластов «Летом», И. Грабарь «Февральская лазурь», И. Левитан «Золотая осень», И. Шишкин «Рожь» и другие. Дети с удовольствием  рассматривают их, работают устно и письменно – пишут либо сочинение, либо устно описывают картины, проявляя богатую детскую фантазию.

На уроках русского языка проводятся также разные виды диктантов с экологическим уклоном: словарные, творческие, зрительные, объяснительные, графические, контрольные и другие. Например, словарный диктант для 5 класса:

Грозди фиолетовой сирени,  рассвет над рекой Волгой, вкусная земляника, весенняя оттепель, пахучий шиповник, безбрежные просторы, беспомощный птенчик, комнатные растения, возраст дерева, жужжание пчёл, шёлковый березовый листок, спелый крыжовник, бескрайние степи.

Чтобы дети лучше усваивали и запоминали экологические понятия, предлагается словарный диктант с творческим заданием – угадать по толкованию слово и составить с ним предложения. Например:

А) пространство, среда, в которой мы живем, весь мир животных и растений (биосфера);

Б) неприкосновенный участок, где оберегается природа, растения, животный мир (заповедник);

Регулярно на уроках русского языка используем  тексты о природе, о птицах, животных.

Многие уроки литературы проводятся с экологическим уклоном. Работая с программными произведениями мы, обязательно обращаемся к эпизодам - пейзажным зарисовкам, так они, во – первых, помогают лучше понять характер, мысли, поступки многих героев, во – вторых, мастерство каждого писателя, поэта в этом вопросе индивидуально – и это прекрасно! Учащимся нравится описание природы, времён года, времени суток у разных писателей (например, у Пушкина и Лермонтова, у Пушкина и Некрасова и т. д.).

В старших классах (9-11) обязательно проводятся уроки, раскрывающие характер главных героев на фоне пейзажных зарисовок. Например, рассматривая образ Г. Печорина из «Героя нашего времени» М. Лермонтова мы разбираем такие эпизоды, как: описание Койшаурской долины - «Славное эта долина! Со всех сторон горы неприступные…» - этот эпизод нас как бы готовит к встрече с главным героем – славным и в тоже время неприступным; в Пятигорске, где поселился Печорин (гл. «Княжна Мери») – «…Весело жить в такой земле! Воздух чист, свеж, как поцелуй ребёнка: солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления?» - через данный эпизод мы лучше понимаем чувства, мысли, сложный мир Печорина противоречивость его характера. А сколько эмоций вызывает эпизод поездки по степи Тараса Бульбы с сыновьями в Запорожскую Сечь из повести Гоголя «Тарас Бульба»!

Таким образом, эта работа помогает учащимся понять тесную взаимосвязь человека и природы – и если он (человек) будет чище, лучше, добрее, то и природа будет отвечать тем же самым.

 Обязательно проводятся уроки внеклассного чтения по произведениям писателей, для которых природа стала родным домом. Это К. Паустовский, М. Пришвин, В. Бианки и др. Подобные уроки прививают любовь учащихся не только к родной природе, но и к своей Родине, к тому месту, где мы родились и выросли.

Работая над произведениями выше перечисленных авторов, дети с удовольствием наблюдают за животными, растениями, деревьями и о своих впечатлениях делятся в рассказах, сказках…

Изучить и понять художественные произведения невозможно без анализа изобразительных средств, использованных автором какого – либо стихотворения, повести, романа… И особенно такая работа удаётся при изучения стихотворений о природе. Знакомя 5-классников впервые с такими литературоведческими терминами, как: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, лучше всего использовать тексты С. Есенина, А. Фета, Ф. Тютчева А в средних и старших классах, обращаясь к пейзажной лирике, учащиеся, анализируя стихотворение, уже сами легко находят изобразительные средства. А также сами пытаются их использовать в своём творчестве (стихи, рассказы…).

Таким образом, человек не должен считать себя исключительным из мировой гармонии, так как в современном мире она невозможна без его участия, потому что сейчас особо остро стоит проблема разлада человека с природой, которая так легко может обернуться экологической трагедией. Предотвратить её – задача, стоящая перед всей современной цивилизацией, но побудить человека к поиску решения – это долг гуманистической культуры, и наш – учителей русского языка литературы.

Цель  работы  школы - создание образовательной среды, способствующей формированию целостной системы универсальных знаний и самостоятельной деятельности обучающихся, поэтому программа «Экологизация учебных предметов» является разделом  комплексной  программы экологического воспитания  учащихся (модуль 3  в Программе  развития  школы  на 2010-2016 г.г.) и частью раздела  «Программа социализации обучающихся» в  Основной  общеобразовательной  программе  основного  общего  образования  МБОУ  СОШ №161  г.о. Самара».

В соответствии  с  федеральными  государственными образовательными стандартами основного общего образования одним из  направлений  их  реализации  является  воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни. Это:

  • ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей  среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
  • осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния  окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и  общественного здоровья и безопасности;
  • начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в  создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
  • умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту;  демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных   формах деятельности;
  • знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического,  духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними  факторами;
  • знание основных социальных моделей, правил экологического поведения,  вариантов здорового образа жизни;
  • знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и   здоровья;
  • знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в  культуре народов России;
  • знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных  явлений;
  • умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества  окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой  приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с  людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах,  влияющих на здоровье человека;
  • умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать  последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития  явлений в экосистемах;
  • умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на  социоприродное окружение;
  • знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на   человека;
  • формирование личного опыта   здоровьесберегающей   деятельности;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения,   рекламы на здоровье человека;
  • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков,  наркотиков и других психоактивных   веществ; отрицательное отношение к лицам и  организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим  наркотики и другие ПАВ;
  • отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному  расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и  правовую оценку действиям, ведущим к возникновению, развитию или решению   экологических проблем на различных территориях и акваториях;
  • умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению  здоровья;
  • формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и  заботе о личном здоровье и здоровье окружающих людей;
  • овладение умением сотрудничества (социального партнёрства), связанного с  решением местных экологических проблем и здоровьем людей;
  • опыт участия в разработке и реализации учебно-исследовательских комплексных  проектов с выявлением в них проблем экологии и здоровья и путей их решения.

Это направление   реализуется  в  рамках модуля

«Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни»

Некоторые  задачи модуля, направленные на воспитание экологической культуры

  • присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности;
  • умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
  • понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека;
  • представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления;
  • способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека;
  • опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность;
  • осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития;
  • знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований;
  • овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;
  • профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества;
  • резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
  • отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ.

Виды деятельности и формы занятий с обучающимися:

Одно из направлений реализации данного модуля - экологизация  школьных дисциплин. Реализация этого направления позволяет раскрыть потенциальные возможности каждого предмета в формировании "экологической" картины мира и на этой основе сформировать у учащихся системный подход к анализу экологических проблем разного уровня с использованием специфических для каждой науки методов познания окружающей действительности.

Моделирующий этап эксперимента

На данном этапе я попыталась разобраться в вопросе, что такое экологическое воспитание и провести отбор форм и методов, способствующих развитию экологической  культуры учащихся.

Экологическая культура личности понимается как новообразование в личности, рождающееся и развивающееся под влиянием мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сфер жизнедеятельности и материализующееся в стиле взаимоотношений с социальной и природной средой.

Учебные предметы  русский язык и литература располагают большими возможностями для усиления различных направлений воспитания гармонически развитой личности, в том числе, и экологического, призванного формировать бережное отношение к природе как к общественной и личной ценности. Экологическое образование оказывает сильное влияние на многие области экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, играет важную роль в гуманизации общего образования.  Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения и развития подрастающего поколения, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности личности, обеспечивающий ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.Экологическое образование представляет конкретный пример осуществления единства обучения и воспитания, в результате чего формируется всесторонне развитая, гармоническая личность.

На этапе проектировки  мной была проведена теоретическая подготовка к деятельности и с опорой на теорию подобраны наиболее эффективные приёмы и методы по формированию экологической грамотности  учащихся  на каждом уроке.

В учебно-воспитательном процессе школы экологические знания учащихся можно повысить и через уроки русского языка и литературы, используя соответствующий материал.  Я, как учитель русского языка, могу предложить своим ученикам задачи, в основу которых положены данные о пагубном влиянии человека на природу, последствия его неразумных действий. Решение этих задач заставит учащихся проникнуться проблемами экологии и не допускать в будущем ошибок, связанных с непродуманным натиском на природу. Экологические задачи хорошо применять в 7-9 классах. В этих классах рекомендуется развивать «экологизационные» нравственные ценности, доступные подростку. Целью воспитания детей данного возраста    является формирование позитивного отношения к окружающей среде. Тематика задач может быть самой разнообразной: биоэкологическая, геоэкологическая, социологическая, историческая, в том числе решение задач  по проблемам природопользования и т.д. Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств.       Использование экологических задач является показателем уровня экологического сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, т.е. выживание человечества.

При решении экозадач у школьников вырабатывается:

  • Умение применять в жизни полученные  знания, рассуждать о проблемах экологии  и решать проблемные  задачи  на уроках;
  • Экологическое воспитание школьников вырабатывает  любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание;
  • Развивает интерес  к уроку и усиливает значение экологии в жизни человека.    
  • развиваются умения давать оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и отрицательных последствий деятельности человека в природном и социальном окружении.

 Использование задач с экологическим содержанием на уроках и во внеклассной работе по русскому  языку  создаёт условия для:

  • разъяснения сущности экологических терминов, употребляемых в задачах;
  • формирования некоторых представлений об экологии страны;
  • воспитания бережного отношения к национальному богатству страны;

Тексты и задания с экологическим  содержанием  позволяют раскрыть вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и приумножении её природных богатств. Каждый курс русского языка может вносить вклад в формировании экологического сознания.

Большую роль в развитии логического мышления играет способность учеников самостоятельно составлять вопросы и тексты, поэтому можно предложить учащимся самим составить их на основе справочно-информационного материала о состоянии окружающей среды.

В процессе обучения  у  школьников  формируются  личностные, познавательные,  коммуникативные  и регулятивные  универсальные  учебные  действия.

В сфере развития личностных универсальных учебных действий:

  • основы гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
  • основы социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
  • готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

В сфере формирования регулятивных универсальных учебных действий  сформированные действия  целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их  реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и  средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и  по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.  

В сфере формирования коммуникативных универсальных учебных действий:

  • формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с  учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов  общения и сотрудничества;
  • практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной  компетентности: действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;  удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели  коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации  партнёра,  выбирать адекватные стратегии коммуникации;
  • развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

В сфере формирования познавательных универсальных учебных действий:

  • развитие стратегий продуктивного (смыслового) чтения и работа с информацией;
  • практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного  аппарата, регулярное обращение в учебном процессе к использованию  общеучебных  умений, знаково-символических средств, широкого спектра  логических действий и операций.

В соответствии с требованиями Стандарта в систему планируемых результатов –личностных, метапредметных и предметных – включаются классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения.

Тексты  с  экологическим  содержанием  направлены на формирование и оценку у  обучающихся

1) умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

  • первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
  • выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов,  процессов и явлений действительности (природных, социальных, технических и др.) в соответствии с содержанием предмета  «русский  язык», созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов,  схем;
  • выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между  объектами и процессами;

2) навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако-символических средств и  логических операций  сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого  понимания изученного и  выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания  или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления  её в новой форме, переноса в иной контекст и т.п.

Текстовые  задачи  с  экологическим  содержанием  направлены на формирование и оценку

1) навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия  решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо  наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления   закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.;

2) навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с  распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;

3) навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного  текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом,  форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или  письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т.п.).

Данные    задачи направлены также на   формирование и оценку

  • навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями  организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы,  отслеживания продвижения в выполнении задания, поиска необходимых ресурсов  (задания со значком @),  распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
  • навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или  анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных  результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и  негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания  и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить,  выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.);
  • ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения  ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе  имеющихся представлений о социальных и/ или личностных ценностях,  нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации  (пояснения или комментария) своей позиции или оценки;

Текстовые  задачи  с  экологическим  содержанием  можно  использовать на уроках  как  следующие типы задач.

Личностные универсальные учебные действия:

  • на личностное самоопределение;
  • на развитие Я-концепции;
  • на нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • на учёт позиции партнёра;
  • на передачу информации и отображению предметного содержания;
  • групповые игры.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • задачи и проекты на выстраивание стратегии поиска решения задач;
  • задачи и проекты на сериацию, сравнение, оценивание;
  • задачи и проекты на проведение эмпирического исследования;
  • задачи и проекты на проведение теоретического исследования;
  • задачи на смысловое чтение.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • на ориентировку в ситуации;
  • на прогнозирование;
  • на целеполагание;
  • на оценивание;
  • на принятие решения;

Задачи экологического содержания по отдельным темам курса русского  языка   7-9 класс.

На своих уроках для воспитания экологического сознания школьников я использую пособие  из серии «Экологические капельки»  Русский  язык 7-9. Сборник заданий для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. /Лебедянцев С.Ф., Симак С.В., Таумов И.Д./, Москва, изд.: Международный социально-экологический союз, 2010 г.

«Экологизация»  русского  языка – это не только изучение  предметного содержания  но  и  междисциплинарное обсуждение экологических проблем. Задачи с экологическим содержанием  используются с определенной целью, а именно формирование экологических знаний и ответственного отношения к природе. Роль задач в процессе обучения определяется,  прежде всего, тем, что цели обучения предмету не сводятся только к овладению определенными методами и способами решения задач; через решение задач происходит усвоение предметной действительности. Полноценный результат обучения будет достигнут при условии применения знаний в ходе решения задач. При таком подходе, решение задач выступает как цель и как средство обучения.  

В таблице приведены примеры  задач, которые можно использовать    при изучении некоторых  тем:

Тема

Пример задания

Фонетика  и  орфоэпия (7 класс)

В  каком  слове  звуков  меньше  букв?  В  каких  словах  звуков  больше  букв?  В  каких  словах  все  согласные  звонкие?

Природа  болела  человеком. Человек  не  умел  видеть  Землю  как  живое  страдающее  существо. (Д. Гранин)

(задача №1.3, стр.3)

Словообразование  знаменательных  изменяемых  частей  речи  (7  класс)

Найдите  в  тексте  слова,  образованные  приставочно-суффиксальным  способом,  сделайте  их  словообразовательный  разбор

Была  речушка  рыбная,  на  славу.

Удильщикам  и  детям – благодать.

Спрямили  русло, сделали  канаву.

Теперь  лягушек  даже  не  видать.

                                        (Д. Ковалев)

(задача 2.5, стр. 4)

Словарное  богатство  русского языка (7  класс)

Взяв  за  основу  толкование  понятий  «экология»  и  «экологическая  культура»,  дайте  определение  «экологической  ответственности»

Экология:

Естественная  наука,  изучающая  живые  системы  в  их  взаимодействии  со  средой  обитания;

Комплексная  наука,  синтезирующая  данные  естественных  и  общественных  наук  о  природе  и  взаимодействии  ее  с  обществом.

Экологическая  культура:

  1. Часть  общей  культуры  человека,  состоящая  в  умении  правильно  анализировать  экологическую  ситуацию  вокруг  себя,  в  осознании  личной  ответственности  за  сохранность  окружающего  мира  во  всей  его  целостности  и  гармонии,  а  также  в  реализации  этой  ответственности  в  практических  действиях;
  2. Часть  общей  культуры,  которая  обуславливает  характер  прямого  и  косвенного  взаимодействия  субъекта  с  окружающей  природной  средой.

(задача №13.3, стр.11)

Морфология и синтаксис (7 класс)

Какая  речевая  ошибка  допущена  во  втором  предложении?  Произнесите  его  в  исправленном  виде.

На  планете  есть  места,  где  слой  озона  уже  уменьшился  на  три  процента. А  ведь  его  сокращение  на  один  процент  вызывает  ежегодный  рост  раковых  заболеваний  кожи  на  шесть  процентов.

(задача №14.7, стр.13)

Контрольная  работа «Заметка  в  газету» (7  класс)

Напишите  заметку  в  газету,  взяв  за  основу  мысль, выраженную  в  высказывании.

Первое  срубленное  дерево  стало  началом  цивилизации,  а  последнее – будет  означать  конец  её.

(задача №35.1, стр. 28)

Состав  слова  и  словообразование (7  класс)

Найдите  слово,  состоящее  из  шести  морфем.

Количество  углекислого  газа  в  атмосфере  Земли  увеличилось  на  35%  по  сравнению  с  его  количеством  в  то  время,  когда  еще  не  было  паровозов  и  автомобилей.

(задача №57.2, стр. 40)

Лексика  и  словообразование (7 класс)

Какие слова,  использованные  в  данном  предложении,  являются  многозначными?  Приведите  примеры  их  использования  в  другом  значении.

Во  второй  половине  XXI  века  править  миром  будет  не  нефть,  а  пресная  вода.

(задача №58.3, стр.41)

Тире  между  подлежащим  и  сказуемым (8 класс)

Объясните  расстановку  знаков  препинания.

Тридцать  лет  мы  с  моими  друзьями  изучаем  море…  У  нас  было  время  и    были  возможности,  чтобы  выявить  тенденцию,  чреватую  конечной  гибелью  морской  фауны. А  гибель  океана – это  гибель  планеты  Земля.

                                                             (Жак  Ив  Кусто)

(задача №12.1,  стр. 51)

Обобщенно-личное  предложение (8 класс)

Выполните  синтаксический  разбор  односоставного  обобщенно-личного  предложения.

«Прощай, - сказал  Лис. – Вот  мой  секрет,  он  очень  прост:  зорко  одно  лишь  сердце.  Самого  главного  глазами  не  увидишь».

                                                              (А. де Сент-Экзюпери)

(задача №21.1., стр. 56)

Урок-деловая  игра «Мы делаем  газету» (8  класс)

Подберите  материал  об  эффективном  вторичном  использовании мусора.

Примите  участие  в  выпуске  газеты  «Мысли  глобально – действуй  локально».

(задача №40.1,  40.2, стр. 70)

Косвенная  речь. Замена  прямой  речи косвенной  (8  класс)

Запишите  слова  Альберта  Швейцера  в  виде  прямой  и  косвенной  речи.

Этика  есть  безграничная  ответственность  за  все,  что  живет…

(задача №42.1, стр.70)

Эссе:  понятие  о  жанре  (9 класс)

Как вы  понимаете  цитату?  Напишите  небольшое  по  объему  эссе,  взяв  за  основу  мысль,  высказанную  А. де Сент-Экзюпери

- Есть  такое  твердое  правило, - сказал  Маленький  принц.

- Встал  поутру,  умылся,  привел  себя  в  порядок – и  сразу  же  приведи  в  порядок  свою  планету.

(задача №20.1, стр. 93)

СПП  с  придаточным  образа  действия  и  степени  (9  класс)

Обозначьте  границы  предложений  в  СПП.  Начертите  схемы  предложений

На  некоторых  участках  болот  метан  поднимается  пузырьками  к  поверхности  так  быстро,  что  не  дает  этой  поверхности  замерзнуть.

Многие  товары  разрабатываются  так,  чтобы  избежать  проблем  с  утилизацией.

(задача №27.1, стр. 96)

Приведённые задачи относятся к курсу русского  языка 7-9  классов. Экологизация русского  языка  способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной деятельности учащихся и решение задач экологического воспитания, формирование представления о роли русского  языка в решении экологических проблем. Воспитывается интеллектуальное качество личности - компетентность (умение видеть проблему, владеть способами решения и добиваться успеха).

При решении таких задач у школьников:

  • вырабатывается умение применять в жизни программный материал, понимать проблемы экологии  и решать текстовые задачи  на уроках;
  • изучаются взаимосвязи, существующие в окружающем мире;
  • формируется любовь, уважение к окружающей среде и патриотическое сознание;
  • развивается интерес  к уроку и предмету в целом, понимание важности экологии  

           в жизни человека.

Использование задач с экологическим содержанием является показателем уровня экологического сознания, от которого зависит отношение людей друг к другу и к природному окружению, решает проблему, связанную с воспитанием нового человека, обладающего высоким интеллектуальным потенциалом и  экологической культурой.

 Одним специалистам в области гуманитарных  дисциплин  с задачами экологического образования не справиться. Это слишком серьёзная проблема. Она — касается каждого! Ведь цель устойчивого развития — выживание человечества в целом и повышение качества жизни для каждого гражданина в отдельности. А потому мы все сообща  (несмотря на предмет, который преподаём)  должны формировать в подрастающем поколении устойчивое желание и умение жить так, чтобы сохранить нашу Землю для настоящих и будущих поколений. Путей здесь много… Главное — результат!

Литература:

  1. «Экологические капельки»  русский язык 7-9. Сборник заданий для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. /Лебедянцев С.Ф., Симак С.В., Таумов И.Д./, Москва, изд.: Международный социально-экологический союз, 2010 г.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Стандарты второго поколения. Москва, Просвещение, 2011 г.