Сообщение "Речевая культура как основная составляющая личности педагога"
статья по русскому языку на тему

Выступление на традиционных гимназических Педагогических чтениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Учитель русского языка

                                                 и литературы МОУ

   гимназии 12 г. Волгограда

                                                           Деврисашвили С.В.

    Речевая культура как основная составляющая

личности педагога

Русский язык - важнейший фактор сохранения и дальнейшего развития российской государственности и русского национального самосознания. Это система символов и понятий, через которые наш современник видит мир, пересоздает его, оценивает в нем свое место.

 Однако в обществе наступает оскудение  литературного языка,  и не без помощи средств массовой информации, нарушающих “экологический баланс русского языка”, когда стилистические нормы разрушаются широким внедрением вульгарной, арготической лексики и фразеологии не только в разговорную, повседневно-обиходную речь наших современников, но и в речь публичную, газетно-публицистическую, художественную, даже научную,  когда “явно сокращается число лиц, свободно владеющих высшим (“элитарным”) внутринациональным типом речевой культуры. Отмечается уменьшение активного словарного запаса носителей языка, опасная для его функционирования засоренность иноязычной лексикой, прежде всего англицизмами; обилие слов-паразитов.

Мало того, говорить по-русски становится немодно. Мы  часто  сталкиваемся с ситуацией, когда «продвинутые» родители чуть ли не с детского сада активно занимаются внедрением  иностранного языка в сознание своего ребенка, тогда как родной язык, наш богатый и прекрасный русский язык остается в стороне. Существуют школы, обучение в которых частично ведется на английском языке.

        

 Состояние языка, речи отражает состояние всей нации. А значит  в опасности не только язык, но и  будущее целой нации.

 Что педагог может противопоставить потоку языкового хулиганства, внедряемого с экранов телевизора, компьютера,  улицы?

 Мы, учителя,  создаем личность будущего человека и  при помощи нашего языка. С помощью этого сильнейшего оружия мы приобщаем учеников к богатствам многонациональной культуры, а эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

   О необходимости  владеть грамотной  речью  стоит не просто говорить ребятам: эту речь, точную, логичную, выразительную, им надо показывать.

 Культура речи учителя объединяет факторы филологический и педагогический

Культура речи – это характеристика устной и письменной речи, выражающаяся в соблюдении норм литературного языка, качестве  грамотной речи и коммуникативной целесообразности основных стилистических и риторических параметров сказанного. Это знание и нормы, и понимание  ситуации общения. Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему владение культурой речи, ее совершенствование особенно активно начинается еще в школьные годы и продолжается всю жизнь

И здесь необходимо системное воздействие на всех этапах воспитания и обучения начиная с ДОУ и продолжая в школе, и не только на уроках русского языка, хотя, несомненно,  роль учителя-словесника, является  ключевой, но и на других уроках

 Нормативная сторона речи – ее грамматическая правильность, соответствие 1. нормам орфоэпии

2. акцентологии,

3. лексики,

4. фразеологии,

5.словообразования,

6. морфологии,

 Целесообразность речи – ее соответствие таким качествам, как точность, логичность, уместность, чистота, краткость, действенность, выразительность. Культура речи как качество личности – умение не только нормативно и целесообразно строить речь, но и говорить так, чтобы собеседник с максимальной полнотой понимал сказанное.

Объем понимания – отражение качеств речи педагога.

Учителю безнравственно допускать погрешности в собственной речи, он речевая личность и коммуникативный лидер, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится.

Нам позволено много меньше, чем тому, для кого речь не является важнейшим средством трудовой деятельности, для кого речевая и профессиональная задачи не являются столь близкими.

Психологами доказано, что учащиеся резко отрицательно относятся к погрешностям в речи учителя, к речевым штампам, затасканным фразам. Небрежное отношение к родному языку подрывает авторитет педагога, нарушает взаимопонимание. А ведь очень часто преподаватели, блестяще знающие свой предмет, формирующие методическую ситуацию занятия, иногда нарушают свой авторитет допускаемыми в речи ошибками и небрежностью.

Речевые ошибки, речевая двусмысленность, безграмотность в устах учителя, обращающегося к детям, недопустимы.

Для того, что бы процесс усвоения знаний протекал продуктивно, мы должны позаботиться не только о содержании материала, методах его изложения, но и о ситуации общения

Практика показывает, что эффективность учебной работы также снижается из-за неумения учителя пользоваться богатейшими возможностями родного языка. Культура речи проявляется не только в том, что сказано, но и в том, как сказано. Жестикуляция помогает уточнить сказанное, указать на ошибки. Четкая дикция, грамотная речь, удачно подобранные иллюстрации делают материал доходчивым. Особое внимание педагог должен уделять фатическим (контактоустанавливающим) элементам занятия, т.к. они очень важны для формирования взаимоотношений учителя и учащихся, с наибольшей силой влияют на разворачивающийся процесс занятия, определяют психологические роли его участников. Каждый фатический элемент: приветствие, обращение, сообщение темы урока, постановка оценки, комментарий к ответу, похвала и порицание должен иметь свою специфическую интонировку, свои нацеливающие на восприятие или действие речевые алгоритмы. Чтобы владеть палитрой средств речевого воздействия и взаимодействия необходимо знать и уметь применять основные законы языка и нормы словоупотребления и словосочетания. Для оптимального профессионального общения учитель также должен владеть контекстами речи: лингвистическим (состоящим из слов и фраз), паралингвистическим (сопровождающим высказывание голосовыми модуляциями), экстралингвистическим (мимико- жестикуляционными особенностями), ситуационным (деталями, образующими ситуацию общения).

Умение глубоко, содержательно, образно, литературно правильно изложить собственные мысли, убедить учащихся в правильности своих взглядов, отстоять личное мнение в дискуссии – неотъемлемые качества квалифицированного педагога. От этого умения в значительной мере зависит эффективность обучения воспитанников, общения с ними. И овладеть этими умением может каждый учитель, помня высказывание В. Г. Короленко о том, что «слово - это не игрушечный шар, летящий по ветру, это орудие работы: он должен подымать за собой известную тяжесть».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая культура современного педагога

Культура речи педагога - важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности. Этому и посвящена статья, в которой представлены основные типы речевых культур учителей в современной...

«Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах профессиональной речевой культуры»

Умеем ли мы говорить? Один педагог говорит всегда тихо, другой, как правило, кричит; третий говорит медленно и нудно; четвертый каждую фразу начинает с «Ну вот, значит, это...», пяты...

Дистанционный семинар для педагогов «Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основного общего образования»

Представляю выполненные задания по предложенным модулям дистанционного семинара "Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основно...

"Речевая культура педагога ДОУ"

Консультация на тему: "Говорим правильно"...

Совершенствование речевой культуры педагога как условие профессионального роста

Статья о необходимости совершенствования речевой культуры педагога как социально значимом требовании...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Сообщение на тему: «Использование основных приёмов технологий на уроках русского языка в основной школе»

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувст...