Аналитическая справка ПНПО
материал по русскому языку на тему

Икрянникова Любовь Александровна

Аналитическая справка содержит результаты работы за 3 года, описание методической системы на публичную презентацию результатов пед. деятельности учителя русского языка и литературы в 2015 г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая  справка о результатах  педагогической деятельности

Икрянниковой Любови Александровны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ Россошанской ООШ Милютинского  района

Ростовской  области

Четыре столпа, на которых основывается образование:

познавать, научиться делать, научиться жить вместе,

научиться быть.

                                                                                                                      Жак Делор

Современная школа – это школа развития, школа деятельности. Сегодня родители хотят видеть своих детей успешными:  умеющими ставить цель и добиваться её, умеющими  общаться и адаптироваться к ситуации, умеющими ориентироваться в мире и самостоятельно добывать и применять знания, умеющими заботиться о других. Среди требований, предъявляемых Федеральным государственным стандартом к выпускнику, обращают на себя внимание «…Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение».    

 

   Как сделать так, чтобы и школьнику, и его родителям, и учителям было интересно общаться друг с другом, чтобы дети видели, что взрослым интересны не только их отметки, но и то, как они смогли своим умом, талантами достичь успехов, чтобы родители, учителя и школьники учились принимать равную ответственность и за успехи, и за неудачи?   Эти вопросы заставляют учителя искать новые формы и методы работы, многому учиться, анализировать собственную профессиональную деятельность. Главная задача учителя русского языка и литературы – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить  ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но также и показать  практическую ценность знаний  в дальнейшей жизни.  Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей. Как этого добиться? Я считаю, что организация обучения на деятельностной основе поможет решить эти задачи. Методическая проблема, над которой я работаю последние 3 года: «Повышение качества обучения русскому языку и литературе на основе системно-деятельностного подхода через современные образовательные технологии».  

  1. Общие сведения о конкурсанте.

Дата рождения: 18 июля 1971 года.

Образование: высшее; окончила в 2010 году ПИ ЮФУ, диплом: ВСГ № 4915502 ,  

Общий трудовой стаж: 24 года.

Стаж работы в данном учреждении: 24 года.

Последнее повышение квалификации:  2014 год

Последняя аттестация: в 2015 году присвоена высшая квалификационная категория по должности «Учитель»; приказ № 260 от 24.04.2015 г. Министерства общего и профессионального образования РО.

В МБОУ Россошанской ООШ  работаю с 1990г.

Руководитель творческой группы – с 2014 г.

Заведующая кабинетом литературы – с 2013 г.

В 2014-2015 учебном году работаю в 1,2 и 9 классах.

2. Результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года.

2.1. Доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы)

Предмет

Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки

по результатам внутри школьного контроля (административные контрольные работы)

2011-2012год

2012-2013 год

2013-2014 год

2014-2015 год

Класс

5кл

6кл

6кл

7кл

7кл

8кл

9 кл

Русский язык

100%

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Литература

-

-

-

-

100%

100%

100%

Русский язык

Литература

Таким образом, доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы) в  течение 4-х лет  составляет  100% по русскому языку и литературе.

2.2. Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5»  по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы)

Предмет

Доля выпускников (в %), получивших «4» и «5» по результатам внутри школьного контроля (административные контрольные работы)

2011-2012год

2012-2013 год

2013-2014 год

2014-2015 год

Класс

5кл

6кл

6кл

7кл

7кл

8кл

9кл

Русский язык

33,3%

66,7%

50%

66,7%

100%

66,7%

66,7%

Литература

-

-

-

-

100%

66,7%

66,7%

Русский язык

Литература

   Таким образом, по русскому языку доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5»  по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы) в одном классе стабильная, в другом классе выросла от 33,3% до 100%.

2.3. Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам государственной итоговой аттестации (ГИА).

За  последние 3 года не работала в 9 классе.

2.4. Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года по русскому языку и литературе

Предмет

Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года

2011-2012год

2012-2013 год

2013-2014 год

класс

5

6

6

7

7

8

Русский язык

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Литература

-

-

-

-

100%

100%


        Русский язык        

Литература

   Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года по русскому языку и литературе  составляет 100% по всем годам обучения, что говорит о высокой мотивации учащихся в изучении курса русского языка и литературы.

2.5. Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года по русскому языку и литературе

Предмет

Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года

2011-2012 год

2012-2013 год

2013-2014 год

класс

5

6

6

7

7

8

Русский язык

 33,3%

66,7%

50%

66,7%

100%

66,7%

Литература

-

-

-

-

100%

66,7%

Русский язык

Литература

                

   Таким образом, доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки составляет 100%, а доля обучающихся, получивших отметки «4» и «5»  по  итогам учебного года по русскому языку и литературе выросла в одном классе от 33,3% до 100%, в другом классе  по обоим предметам стабильно высокая – 66,7%, что говорит о повышении интереса к предмету и уровня мотивации к изучению предметов русский язык и литература.

Уровень обученности и качество знаний по русскому языку и литературе за последние три года.

Русский язык

Литература

Познавательная активность обучающихся по предмету

2.6. Наличие обучающихся – участников и призеров предметных олимпиад, конкурсов.

Наименование мероприятий

Уровень

2011-2012год

2012-2013 год

2013-2014год

участники

Победители и призеры

участники

Победители и призеры

участники

Победители и призеры

Всероссийская олимпиада школьников

Муниципальные

0

0

0

0

0

0

Уровень ОУ

1

0

2

2

2

2

В 2014-2015 учебном году:         олимпиады:

уровень ОУ- участников – 1, победитель-1,  

(Приложение 1)

Олимпиады по русскому языку. Уровень образовательного учреждения.


        

 

 

   За последние три года количество участников школьного этапа всероссийской олимпиады  выросло, что свидетельствует о высокой мотивации к изучению предмета «Русский язык».  Участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиаде школьников в 2010-2013 гг не предполагалось, т. к. не работала в 9 классе.  В 2014-2015 учебном году  1 ученик принимал участие в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.  

За многолетнюю деятельность в качестве учителя имею Грамоты и Благодарности различного уровня. (Приложение 2)

Дата

Название

Уровень

1

2007

Грамота

Администрация Милютинского района

2

2008

 Грамота

Всероссийское педагогическое собрание

3

2013

Благодарственное письмо

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

4

2014-2015

Благодарственные письма за организацию олимпиад, конкурсов, викторин

(см. Приложение 2)

2.7. Рост мотивации к изучению  предмета

  Интерес учащихся к русскому языку обусловлен новыми подходами к организации учебного процесса, современными образовательными технологиями.

Увеличение процента учащихся, испытывающих интерес к изучению русского языка  выявляется по данным блиц-опросов, анкетирования:

  1. Нравятся ли тебе уроки русского языка и литературы?
  2.  Что привлекает тебя на уроке?
  3. Хотел бы ты заниматься проектной и исследовательской  деятельностью по этому предмету?

Годы

1 вопрос

2 вопрос

3 (да)

Русский язык

Литература

2012

50%

-

Интересный материал, возможность творчества, учебные игры

50%

 2013

60%

-

Хорошая атмосфера, неожиданные д/з, нужный предмет

60%

2014

66,7%

75%

Использование компьютера, подготовка к ГИА, интересный материал

75%

   О высокой мотивации к изучению предметов говорит большая активность участия учащихся в различного рода конкурсах, конференциях, олимпиадах и стабильные  результаты в них, но и результаты анкетирования, проводимого среди учащихся школы.

  В 2013-2014 уч. году было проведено анкетирование среди учащихся школы «Учитель глазами учеников»

 

  Результаты опроса учащихся 7-8 классов: из 22-х максимально возможных баллов

рейтинг учителя в 7 кл- 22 балла, в 8 классе – 20, 3 баллов, т.е. высокий.

  Результаты опросов позволяют сделать вывод о значительном влиянии преподавания русского языка и литературы   на формирование мировоззренческой позиции ученика.

  1. Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету.
  1. Внеурочная деятельность.

Большое внимание стараюсь уделять внеурочной работе с учащимися по русскому языку и литературе, считая, что именно за «пределами» урока возможно настоящее сотрудничество и сотворчество учителя и ученика. В своей работе использую разнообразные методы и формы работы: литературные гостиные, недели русского языка и литературы, интеллектуальные игры, конкурсы, викторины (включая и детско-взрослые с участием родителей), проектная деятельность, исследовательская деятельность. Подобные формы помогают мне по-новому взглянуть на своих учеников (часто «неуспешные» по предмету, скованные во время урока дети проявляют себя в поисковой, творческой деятельности), а ученикам увидеть красоту и многогранность явлений русского языка, углубить представление о русской культуре, почувствовать практическую значимость изучения учебных дисциплин. Убеждена, что пространство внеурочной деятельности должно выстраиваться как поле ориентировочной деятельности ученика, где он может попробовать себя в разных сферах и ролях (исследователь, автор, генератор идей, исполнитель и т.д.). В результате создаются условия для реализации интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей учащихся, развития у них познавательного интереса, мотивации к самообразованию, самостоятельности.

 3.2. Ведение элективных курсов, внеурочной деятельности

 В течение двух лет  веду  курсы по выбору  по русскому языку : 2013-2014 г и 2014-2015  учебный год – «Уроки словесности» - 1 час;   2014-2015 учебный год –  «Культура речи. Экология речи»- 1 час.  Для этого на основе имеющегося материала разработала рабочие программы курсов по выбору. Рабочая программа – один из самых важных документов учителя. При составлении рабочей программы руководствовалась Законом РФ «Об образовании», Положением о рабочей программе МБОУ Россошанской ООШ. Провожу анализ  имеющейся материальной базы, учебно-методического  обеспечения, имеющихся ЦОР, продумываю цели, задачи, содержание и результат обучения школьников, сопоставляет свою деятельность с возможностью учащихся с одной стороны и требованиями стандарта с другой. В структуре рабочей программы предусмотрены такие разделы, как «Содержание курса», «Технологиии, методы и приемы работы», «Прогнозируемые результаты обучения», «Календарно- тематическое планирование», «Формы и виды контроля»,  а также КИМы для оценки результатов обучения. Чтобы убедиться в правильности своей деятельности в данном направлении, рабочая программа курса «Культура речи. Экология речи» для 9 класса была отправлена на рецензирование. Получена рецензия кандидата педагогических наук, доцента О. И. Андреевой, ГБПОУ «Донской педагогический колледж» с заключение: «Рабочая программа курса по выбору по русскому языку «Культура речи. Экология речи» имеет педагогическую ценность и рекомендуется к внедрению в образовательный процесс» (Приложение 3)

   Для того, что бы сделать  занятия курсов по выбору более интересными, я использую видеоматериалы, компьютерные обучающие программы, презентации, дискуссии, ролевые игры, творческие зачеты и т.д.   Курсы  имеют практическую направленность, поэтому знания и умения, которые получают будущие выпускники, пригодятся им в жизни. В рамках курса «Уроки словесности» второй год реализуется творческий социальный проект «Для прекрасных мам», результатом которого становится совместный с ДК концерт. В процессе подготовки проекта ребята пишут стихи, готовят театрализованные представления.

   В рамках курса «Культура речи. Экология речи» в 2014 г стартовал долгосрочный социальный проект «Мы защитим тебя, русская речь», который направлен на  борьбу с негативным социальным явлением (засильем ненормативной лексики в разговорной речи). Мероприятия, реализованные за это время: «День славянской письменности и культуры», выпуск буклета «  Говори правильно», игра «Лингводилижанс». Защита проекта была организована в виде мероприятия «В городе Чистых слов».

   Для индивидуальной подготовки учащихся к  олимпиадам и конференциям мною разрабатываются специальные программы и выстраивается   индивидуальный график занятий. Также еженедельно осуществляются дополнительные консультации для учащихся, испытывающих затруднения в освоении учебного материала или пропустивших занятия по болезни, для преодоления «неуспешности».  

   Работу с одарёнными детьми начинаю с 5 класса. Для определения группы детей использую анкетирование, урочную и внеурочную деятельность. Неотъемлемой частью работы с такими детьми стали проведение предметных  Недель русского языка и литературы. При проведении предметных недель  я организую игры, конкурсы, викторины с целью развития интереса к предмету: брейн-ринг «По морям, по волнам», «Интеллектуальное казино», литературная гостиная «Поэзия подвига», для младших школьников – сказочные викторины, заочные путешествия к детским писателям и др.

   В 2014-2015 учебном году веду занятия внеурочной деятельности в 1 и 2 классах: социально направленный курс «Дончата» и  курс творческой направленности «Умелые руки».

Знания, умения и навыки, полученные в процессе внеклассной работы по предмету,  ученики демонстрируют, успешно участвуя в интеллектуальных и творческих конкурсах (Приложение 4)

Год

ФИО учащегося

Мероприятие

Форма

Резултат

2013

Думачев Дмитрий

 Муниципальный этап регионального конкурса сочинений «Если бы депутатом выбрали меня», номинация «Моя Родина – Ростовская область»

Грамота

 

1 место

2013

Буянова

Татьяна

 Муниципальный этап регионального конкурса «Овеянные славою флаг наш и герб», номинация «Литературное творчество»

Грамота

1 место  

2014

Думачев Дмитрий

 Муниципальный этап регионального этногеографического конкурса «Славен Дон-2015», номинация «Публицистика в защиту природы»

Грамота

1 место

2015

Думачев Дмитрий

Муниципальный этап регионального конкурса «Слово о полку Игореве»

Грамота

1 место

2015

Думачев Дмитрий

  Региональный этап конкурса «Слово о полку Игореве»

Грамота

3 место

Всероссийских дистанционных олимпиадах:

Всероссийский уровень (дистанционные олимпиады) (Приложение 4)


 

  1. Создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции

   Несомненно, что образование без воспитания невозможно – это взаимосвязанный процесс. Наибольший эффект оно дает, если осуществляется в системе, не только на уроке, но и во внеклассной деятельности. С 2014 года я   работаю классным руководителем 1 и 2 классов. Работа классного руководителя- сложная, но вместе с тем интересная. Для своих воспитанников я реализую  воспитательную систему класса «Познай себя»

   Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса являются:

     Индивидуальность,        

     Доброта,

     Деятельность,

     Творчество,

     Дружба,

     Активность,

     Коллектив.

   Главное средство воспитания - заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Я верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы - заповеди:

     Старайся делать добро!

     Бойся обидеть человека!

     Люби и прощай людей!

     Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

     Познай мир и себя!

     Стремись найти свою цель в жизни!

     Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!

     Лучше отдай свое, чем возьми чужое!

Все эти понятия легли в основу воспитательной системы класса «Познай себя».

        Воспитательная система моего класса «Познай себя» строится с учётом общешкольной воспитательной программы, программы духовно-нравственного развития школьников.  Моя личная концепция как классного руководителя заключается в том, что для самореализации личности ребёнка для развития его неповторимой индивидуальности, необходимо отношение с ребёнком строить на основе  демократичности, любви и уважения.

Цели для перспективного развития коллектива

     -создание дружного классного коллектива с навыками самоуправления

   - воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения

     -самостоятельность детей в учебном процессе и других видах деятельности

    - сознательная постановка учащимися цели достижения успехов и регуляция поведения и деятельности

 

Задачи:

1. формирование общения и доброжелательных отношений в коллективе

2. совершенствование сознательного контроля деятельности и поведения детей

3. развитие умений и навыков умственного труда

4. воспитание трудолюбия, положительного отношения к труду

5. воспитание эстетической культуры

6. физическое совершенствование, укрепление здоровья, формирование навыков санитарно-гигиенической культуры

7. развитие самостоятельности

8. интеллектуальный и личностный рост учащихся

 

        Компоненты воспитательной системы

Индивидуально-групповой

Ценностно-ориентационный

Функционально-деятельный

Пространственно-временной

Направления воспитательной системы:

1.     Хочу всё знать

2.     Мир прекрасного

3.     Спорт нам поможет силы умножить

4.     Доброе сердце

5.    Я  гражданин

 

Направление «Хочу всё знать»

Цель: интеллектуальное развитие личности ребенка, эффективное проявление своих интеллектуальных умений в окружающем мире.

Задачи:        

1.     Определить круг реальных учебных возможностей учащихся и зону его ближайшего развития;

2.     Формирование положительного отношения к учению;

3.     Создание условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

4.     Развивать кругозор и любознательность учащихся

Пути реализации:

1.     Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, викторинах

2.     Участие в проектной деятельности

 Результаты: во 2 классе качество знаний-75%, уровень обученности -100%, 1 ученица- отличница. Обучающиеся 1-2 классов принимают активное участие в олимпиадах и конкурсах.  

Результаты участия воспитанников в олимпиадах и конкурсах интеллектуальной направленности (Приложение 5)

Год

ФИ

учащегося

Наименование мероприятия

Уровень

Результат

 2014

 

 

Кавунова Арина

 Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по русскому языку (осень 2014)

Диплом

 

2 место  

Буянова Валерия

 Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по русскому языку (осень 2014)

Диплом

3 место

Кавунова Арина

 Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по математике (осень 2014)

Диплом

1 место

 

 

 

 

 

Буянова Валерия

 Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по математике (осень 2014)

Диплом

3 место

5 учащихся 1-2 классов

Общероссийская предметная олимпиада для школьников «Пятерочка» по русскому языку.

Сертификаты

участие

 

 2015

Кавунова Арина

 Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по русскому языку (зима  2015)

Диплом

 

2 место  

Буянова Валерия

 Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по русскому языку (зима 2015)

Диплом

3 место

Денисенко Анна

 Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по русскому языку (зима 2015)

Диплом

3 место

Фитисова Эвелина

 Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по русскому языку (зима 2015)

Диплом

3 место

Кавунова Арина

 Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по окружающему миру (зима  2015)

Диплом

 

2 место  

Фитисова Эвелина

 Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по окружающему миру (зима 2015)

Диплом

2 место

Буянова Анастасия

 Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по окружающему миру (зима 2015)

Диплом

3 место

Денисенко Анна

 Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по русскому языку (зима 2015)

Диплом

3 место

Буянова Валерия

 Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по русскому языку (весна 2015)

Диплом

2 место

Фитисова Эвелина

 Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по русскому языку (весна 2015)

Диплом

2 место

Кавунова Арина

 Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по русскому языку (весна 2015)

Диплом

3 место

Буянова Анастасия

 Международная дистанционная олимпиада проекта «Инфоурок» по русскому языку (весна 2015)

Диплом

3 место

        Направление «Мир прекрасного»:

Цель:

 - формирование любви к духовному и культурному наследию страны;

-  развитие креативных способностей учащихся.

Задачи:

1.     Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность  с учетом их потребностей;

2.     Создать условия для полного раскрытия способностей учащихся;

3.     Вовлечение учащихся в творческую жизнь школы, района;

4.     Привитие навыков культурного общения;

5.     Знание и сохранение традиций семьи, школы.

Пути реализации:

1.     Тематические классные часы;

2.     Конкурсы рисунков;

3.     Праздники, утренники.

Учащиеся класса принимают активное участие в мероприятиях, направленных на развитие эстетического вкуса, творчества. Был подготовлен проект «Золотая осень», в рамках которого дети организовали выставку рисунков, поделок, презентовали свое литературное творчество, попробовали силы в театральном искусстве.

Результаты реализации направления «Мир прекрасного» (Приложение 6)

        

Год

ФИО учащегося

Наименование мероприятия

Уровень

Результат

 2014

Кавунова Арина

  Всероссийский конкурс декоративно- прикладного творчества «По-осеннему шепчут листья»

 Диплом победителя

победитель

 

 

Фитисова Эвелина

  Всероссийский конкурс декоративно- прикладного творчества «По-осеннему шепчут листья»

 Диплом

участие

 Буянова Анастасия

Буянова Валерия

Денисенко Анна

Кавунова Арина

Вахнина Дарья

Матвеева Антонина

 Международный конкурс детского рисунка историческая арт-эстафета «Лента времени», проводимая порталом Истрия РФ.

 

Сертификаты, подписка на электронную версию детского журнала «Классный журнал»

 участие

 

         Фитисова Эвелина

 Школьный конкурс рисунков «Любимые сказки»

 Грамота

 

1 место

 

 Матвеева Антонина

 Школьный конкурс рисунков «Любимые сказки»

 Грамота

 

1 место

 

 Денисенко Анна

 Школьный конкурс рисунков «Любимые сказки»

 Грамота

 

1 место

 

 Кавунова Арина

 Школьный конкурс рисунков «Любимые сказки»

 Грамота

 

2 место

 

 Кавунова Арина

Фитисова Эвелина

 Школьный конкурс рисунков «Дети рисуют войну»

 Грамота

1 место

 

 Буянова Анастасия

Буянова Валерия

Денисенко Анна

Матвеева Антонина

Школьный конкурс рисунков «Дети рисуют войну»

 Грамота

2 место

 

 Вахнина Дарья

Чумакова Любовь

Школьный конкурс рисунков «Дети рисуют войну»

 Грамота

3 место

Направление «Спорт нам поможет силы умножить»:

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психологического здоровья.

Задачи:        

1.     Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

2.     Вовлекать учащихся в спортивные кружки и секции.

Пути реализации:

1.     Спортивные праздники и соревнования;

2.     Дни здоровья;

3.     Беседы о здоровом образе жизни;

4.     Систематизировать знание детей о правилах безопасности.

В данном направлении ведется систематическая работа, ведь здоровье ребенка является для меня приоритетным. В рамках реализации направления были проведены Дни Здоровья, Уроки здорового питания.  Семьи Кавуновых (2014 г), Денисенко (2015 г) участвовали в школьном конкурсе «Мама, папа, я – спортивная семья и заняли соответственно 2 и 1 место. В классе был подготовлен и реализован долгосрочный проект «Зеленая аптека». Дети вместе с родителями собирали лекарственные травы, подбирали и сочиняли стихотворения, сказки, загадки о лекарственных растениях нашего края, о лечебных свойствах растений, затем собранный материал был оформлен в папку –раскладушку. Этот проект нашел свое практическое применение на уроках окружающего мира, во внеклассной работе.

Результаты реализации направления (Приложение 7)

Год

ФИО учащегося

Наименование мероприятия

Уровень

Результат

 2014

 Буянова Анастасия        

 Всероссийская викторина «Школа безопасности», проводимая Центром дистанционной сертификации учащихся, ФГОС-тест»

Сертификат

 

 Место в РФ-36

Место в регионе-30  

 

Кавунова Арина

 Всероссийская викторина «Школа безопасности», проводимая Центром дистанционной сертификации учащихся, ФГОС-тест»

 

Сертификат

 Место в РФ-34

Место в регионе-24  

 

 Фитисова Эвелина

 Всероссийская викторина «Школа безопасности», проводимая Центром дистанционной сертификации учащихся, ФГОС-тест»

Сертификат

 Место в РФ-15

Место в регионе-10

 

 Буянова Валерия

 Всероссийская викторина «Школа безопасности», проводимая Центром дистанционной сертификации учащихся, ФГОС-тест»

 Сертификат

 Место в РФ-33

Место в регионе-23

 

 Кавунова Арина

Школьный конкурс «Мама, папа, я- спортивная семья»

 

Грамота

 2 место

 

         Денисенко Анна

Школьный конкурс «Мама, папа, я- спортивная семья»

 

Грамота

 1 место

Направление «Доброе сердце»:

Цель: обучение учащихся смыслу человеческого существования, воспитание потребности делать добро;

Формирование позитивного опыта взаимодействия с окружающим миром.

Задачи:

1.     Оказание помощи  всем, кто в ней нуждается.

2.     Воспитание доброго отношения к родителям, окружающим людям, сверстникам.

3.     Воспитание чуткого отношения к окружающей природе.

Пути реализации.

1.     Акция «Доброе сердце»

2.     Беседы о добре и отзывчивости

3.     Уроки памяти

4.     Конкурсы рисунков, сочинений, плакатов

5.     Проект «Ты не один на свете»

        Результаты реализации направления:

Я считаю, что дети моего класса добрые, отзывчивые. Они всегда приходят на помощь друг другу, радуются успеху товарищей и вместе переживают неудачи.  

В течение 2014-2015 гг идет работа над проектом «Ты не один на свете». Этот проект носит социальный характер. В рамках проекта проводились акции «Доброе сердце» , «Елка в Новороссии» мои воспитанники приняли активное участие.  Еще один мероприятием проекта было изготовление подарков для мам и пап.

 (Приложение 8)

Год

ФИО учащегося

Наименование мероприятия

Уровень

Результат

 2014

 Буянова Анастасия        

 Всероссийская викторина «Азбука нравственности», проводимая Центром дистанционной сертификации учащихся, ФГОС-тест»

Сертификат

 

 Место в РФ-11

Место в регионе-7  

 

Кавунова Арина

 Всероссийская викторина «Азбука нравственности», проводимая Центром дистанционной сертификации учащихся, ФГОС-тест»

Сертификат

 Место в РФ-6

Место в регионе-6  

 

 Фитисова Эвелина

 Всероссийская викторина «Азбука нравственности», проводимая Центром дистанционной сертификации учащихся, ФГОС-тест»

Сертификат

 Место в РФ-19

Место в регионе-15

 

 Буянова Валерия

 Всероссийская викторина «Азбука нравственности», проводимая Центром дистанционной сертификации учащихся, ФГОС-тест»

Сертификат

 Место в РФ-24

Место в регионе-32

Матвеева Антонина

 Всероссийская викторина «Азбука нравственности», проводимая Центром дистанционной сертификации учащихся, ФГОС-тест»

Сертификат

 Место в РФ-52

Место в регионе-43

Чумакова Любовь

 Всероссийская викторина «Азбука нравственности», проводимая Центром дистанционной сертификации учащихся, ФГОС-тест»

Сертификат

 Место в РФ-35

Место в регионе-29

 Кавунова Арина

 Всероссийская дистанционная мультиолимпиада- марафон «Муравейник-2015»,  

 Диплом

 Победитель

 Фитисова Эвелина

         Всероссийская дистанционная мультиолимпиада- марафон «Муравейник-2015»,  

 Диплом

 Победитель

Направление «Я- гражданин»

        Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Пути реализации:

  1. Экскурсии
  2. Уроки мужества
  3. Игры, диспуты, олимпиады «Знаешь ли ты свое Отечество»
  4. Классные часы
  5. Встречи

Результаты реализации направления (Приложение 9)

Год

ФИО учащегося

Наименование мероприятия

Уровень

Результат

 2015

 Кавунова Арина

Открытая всероссийская открытая олимпиада «Наше наследие», школьный тур

 Диплом

 

 1 степень  

 

Фитисова Эвелина

Открытая всероссийская открытая олимпиада «Наше наследие», школьный тур

 Диплом

 

 1 степень  

 

 Денисенко Анна

Открытая всероссийская открытая олимпиада «Наше наследие», школьный тур

 Диплом

 

 2 степень  

 

 Буянова Валерия

Открытая всероссийская открытая олимпиада «Наше наследие», школьный тур

 Диплом

 

 2 степень  

 

 Буянова Анастасия

Открытая всероссийская открытая олимпиада «Наше наследие», школьный тур

 Диплом

 

 2 степень  

 

 Вахнина Дарья

Открытая всероссийская открытая олимпиада «Наше наследие», школьный тур

Сертификат

 

 участие  

 

 Чумакова Любовь

Открытая всероссийская открытая олимпиада «Наше наследие», школьный тур

Сертификат

 

 участие  

 

 Кавунова Арина

 Всероссийская дистанционная мультиолимпиада- марафон «Муравейник-2015», весенний  тур, посвященный 70-летию Победы

 Диплом

 Победитель

 

 Фитисова Эвелина

         Всероссийская дистанционная мультиолимпиада- марафон «Муравейник-2015», весенний  тур, посвященный 70-летию Победы

 Диплом

 Победитель

 

 

 

 

 

Все достижения детей оформляются в Портфолио учащегося (Приложение 10)

Одним из наиболее ярких проявлений воспитательной системы является самоуправление. Здесь главной является деятельность, направленная на совершенствование классного коллектива. Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения, они чувствуют себя значимыми, нужными, хотят проявить себя. В классе есть учебный сектор, который оказывает помощь в выполнении домашних заданий, следит за состоянием школьных принадлежностей. Спортивный сектор помогает организовать и проводить спортивные игры, соревнования, организует досуг на переменах.

Зелёный патруль следит за состоянием комнатных растений в классе, трудовой сектор за дежурством в классе, отвечает за сохранность мебели. Ребята культурно-досугового сектора оказывает помощь в проведении праздников, утренников, помогают организовывать выставки.  

Воспитательное пространство класса:

ученик

Сельская библиотека

МБОУ Россошанская ООШ

 Дом культуры

Таким образом, в воспитательной системе отчетливо реализуется идея сотрудничества, она способствует обогащению жизни детей, содействует формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, укрепляет и развивает отношения по развитию диалоговой среды «Учитель – дети – родители».

  1. Создание условий для адресной работы с различными категориями обучающихся.

В «Профессиональном стандарте педагога» сказано, что учитель должен  «владеть психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью».

Особых подходов в воспитании требуют к себе дети из семей «группы риска». В классе есть ребенок из семьи, которая состоит на внутришкольном учете. С этой семьей и ребенком проводится индивидуальная работа по разработанному плану. Также в классе есть ребенок из семьи беженцев из Украины, поэтому большое внимание уделяю адаптации ребенка в новой образовательной среде.

Особого подхода в воспитательном процессе требую дети с проблемами здоровья. В 1 классе учится девочка с серьезными нарушениями слуха. Поэтому проводится ежедневная работа по адаптации и социализации этого ребенка в классном коллективе. Для этой категории детей особенно важна социальная направленность обучения. Социализация предусматривает овладение языком, знаниями, приобщение к ценностям и нормам культуры, формирование мировоззрения.

Проблемы социальной адаптации и реабилитации ребенка стараюсь  решать через   включение девочки в доступные области бытовой, индивидуальной и общественно значимой деятельности с учётом личных интересов и возможностей. Девочка хорошо рисует, поэтому участвует в школьных и муниципальных конкурсах.

 Особого подхода требуют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и в обучении. В 9 классе для ученика с ОВЗ составлен план индивидуальной работы по подготовке к ГВЭ по русскому языку, на уроках учитываю уровень его работоспособности, соблюдение режима учебной деятельности и отдыха.

В 1 классе 2 ученицы с ОВЗ: ЗПР и нарушение слуха. Для этих детей разработала индивидуальные учебные планы с учетом рекомендаций ПМПК и ФГОС для детей с ОВЗ, индивидуальные рабочие программы. Коррекция должна быть направлена, в первую очередь, на развитие разных форм внимания (зрительного, слухового и т. д ,) формирования усидчивости и самоконтроля. Важным фактором успешности обучения таких детей является дифференцированный подход   при адекватно подобранных формах и методах коррекционной помощи с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, на   уроках и внеурочных занятиях. Девочки  сидят за первой партой, на уроках стараюсь четко проговаривать слова, чуть громче обычной речи.  Сквозными коррекционными курсами выступают развитие речи, формирование грамматического строя речи, работа над совершенствованием произношения, по развитию слухового восприятия. На уроках русского языка и литературного чтения (обучение грамоте) использую методы и приемы работы: индивидуальная работа по изучению букв, конструирование буквы из элементов, частое проговаривание звуков, составление предложений и текстов по сюжетным картинкам, фонетическая зарядка, разучивание чистоговорок.

 

  1. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий,  в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения.
  1. Актуальность проблемы

   Современное общество требует от образованных людей способности самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, решать многочисленные производственные и социальные проблемы. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельного мышления, способности разбираться в ситуации и находить решение.

Согласно ФГОС нового поколения успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни.

Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении и воспитании. Идея системно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания даются детям не в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Наша задача при введении материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами додумались до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Дети самостоятельно находят свои ошибки, выявляют причину этих ошибок, им предоставляется возможность самостоятельно исправить ошибки и убедиться в правильности их исправлений, учатся рефлексировать свою деятельность. А это так сейчас актуально, так как от самооценки и самоконтроля зависит взаимоотношение ребенка с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Это и определило специфику представляемой мною методической  системы: «Повышение качества обучения русскому языку и литературе на основе системно-деятельностного подхода через современные образовательные технологии».  Выбор образовательных технологий в системе школьного образования обусловлен двумя основными факторами:

- традициями школы, в которой я работаю,  Основной образовательной программой МБОУ Росошанская ООШ, где базовыми ценностями формирования личности является ее высокоразвитое гуманитарное мышление, способность к теоретическому обобщению и овладение универсальными языковыми системами;

- социальным заказом общества к современной личности человека, способного к постоянному самоопределению и самосовершенствованию с целью нахождения сво-

его места в обществе с любыми социально – экономическими условиями, к сотруд-

ничеству с людьми, с ценностными ориентациями на инициативность, самостоя-

тельность и ответственность.  

Главные принципы системно- деятельностного подхода:

научить учиться,

научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат,

научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, межкультурного взаимодействия и т.п.,

научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения,

научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и.т.п.).

Предметом изучения на уроках русского языка и литературы является слово, текст. Поэтому вся работа по русскому языку и литературе направлена на развитие:

•внимательного отношения к слову (в том числе, орфографической зоркости);

•творческого воображения;

•умений прогнозировать, интерпретировать и анализировать содержание текста;

•навыков графической обработки текста

Считаю, что  применяемая мною технология развития критического мышления  через чтение и письмо позволяет решать поставленные задачи и отвечает принципам системно-деятельностного подхода.

  1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроках русского языка
  1.  Возникновение и распространение технологии

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) была разработана в конце XX века в США. Ее авторы: Стил, Мередит, Темпл, Уолтер,- являются членами консорциума “За демократическое образование”. С 1996г. технология распространяется совместно институтом “Открытое общество”, Международной читательской Ассоциацией и Консорциумом Гуманной педагогики и прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.

Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской)  довели их до уровня технологии. Технология РКМЧП – универсальная, проникающая, “надпредметная” технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. Это, прежде всего, подход, не являющийся способом разукрасить урок, доставить детям удовольствие от использования игровых приемов, групповых форм работы, частой смены деятельности. Это совершенно четкая структура, имеющая в своей основе развивающие и воспитательные цели.

  1. Особенность технологии

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление есть мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить. Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил.  

Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания.

Технология РКМЧП направлена на достижение образовательных результатов:

умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;

пользоваться различными способами интегрирования информации;

задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

решать проблемы;

вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

брать на себя ответственность;

участвовать в совместном принятии решения;

выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

умение сотрудничать и работать в группе и др.

Отличительные черты технологии РКМЧП:

надпредметный характер;

технологичность;

усвоение информации и развитие рефлексивных и коммуникативных способностей;

сочетание навыков работы с текстом и общения по поводу текста;

применение способов работы с текстом как инструмента самообразования человека.

6.2.3  Базовая модель технологии

 Применение названных технологий приводит к изменению структуры урока, в котором выделяются 3 основные стадии: стадия вызова, стадия осмысления, стадия размышления (рефлексии).

Основной задачей стадии вызова является пробуждение интереса, подготовка учащихся к предстоящей работе. На этой стадии происходит озвучивание цели урока, принятие ее учащимися, мотивация их дальнейшей деятельности; стадии осмысления – столкновение учащихся с новой информацией; школьники пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа; стадии размышления (рефлексии) – корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, происходит присвоение нового знания. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.

Для решения вышеперечисленных задач на своих  уроках русского языка и литературы использую приёмы, среди которых наиболее эффективными, на мой взгляд, являются  следующие:

1.        На стадии вызова:

- «Я уже знаю» (кластер). Целью данного приема является вызов у учащихся индивидуальных представлений по изучаемой теме. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие  им на ум ассоциации. На 1 этапе учащиеся выполняют работу индивидуально. На 2 этапе происходит обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа. Третий  этап -  “Сброс идей в корзину”. Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими. В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихся знания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровень подготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры при объяснении нового материала.

- Целью приема «Решение творческих учебных задач» является стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса к изучаемой теме. Опираясь на сюжет изучаемого материала, учитель заранее составляет текст задачи и предлагает учащимся найти различные пути ее решения. Условие задачи должно соответствовать следующим требованиям: а) наличие проблемы, требующей решения; б) достаточность условия;                       в)  корректность вопроса; г)  наличие противоречия (неочевидность ответа).

Учащиеся  решают поставленную задачу самостоятельно или в группах,

выдвигают варианты решения. Учитель предлагает школьникам выяснить, как данная ситуация  разрешилась в реальности (переход к изучению нового материала).

- Результатом использования приема «Лови ошибку» должна стать  актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме, развитие у школьников критического подхода к получаемой информации. Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: 1уровень – явные, которые  достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; 2 уровень  - скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.

Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

2.        Среди приёмов, используемых при работе с текстом на стадии осмысления, использую такие, как:

- «Анализ текста по предложенной схеме». Учащиеся получают распечатку текста документа. Текст должен быть доступен для понимания школьниками. Учитель предлагает школьникам провести анализ данного документа, опираясь на перечень вопросов, зафиксированных на доске или в индивидуальной памятке. Важно, чтобы поставленные вопросы не носили репродуктивный характер, а позволяли учащимся сформировать свое собственное отношение как к событиям, описанным в источнике, так и к позиции автора документа. Учитель дает комментарии, обращая внимание на субъективизм различных видов письменных источников. В конце работы  происходит обсуждение различных вариантов ответов и совместно с учителем разбираются  затруднения, возникшие в ходе выполнения работы.

- Оптимизация проработки текста реализуется с использованием знаковой системы в ходе приема «Пометки на полях» (инсерт) Учитель предлагает проработать текст документа или параграфа учебника, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста: V – то, что было известно учащимся ранее; «+» – новая, неожиданная информация;           «-» – информация, противоречащая взглядам учащихся; ? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна). Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.

Полученные новые сведения можно оформить в виде таблицы:

Знаю        Узнал        Хочу узнать

                

- Развитие мыслительных  способностей учащихся, выработка собственной позиции  по изучаемой теме формируется при использовании прима  «Двойной дневник». Учитель предлагает изучить определенный текст. Учащиеся делят тетрадный лист на 2 части. В первой из образовавшихся колонок школьники выписывают понятия, даты, взгляды, иную информацию, почерпнутые ими из изученного текста, а во второй - стремятся выразить собственные мысли, исходя из проблемной ситуации, возникшей при изучении текста.

3. На стадии размышления (рефлексии) можно использовать приёмы:

- «Пресс-конференция», целью которого является формирование у учащихся умения грамотно и корректно формулировать вопросы, развитие мыслительных способностей школьников и диагностика уровня усвоения нового материала. Перед изучением учебного текста, учитель ставит перед учениками задачу составить к нему ряд вопросов. Целесообразно оговорить минимальное их число. Учитель заранее рассказывает ученикам, что вопросы могут быть конструктивными и  репродуктивными, расширяющими их знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответ на них – повторение уже известной информации. Вопросы, расширяющие знания учащихся,  позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнить известное, но не претендуют на значительное усложнение знания. Развивающие вопросы вскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало. Всю массу поставленных вопросов учитель разбивает на 3 группы, комментируя свои действия: 1 – вопросы, на которые можно ответить на уроке; 2 – вопросы, требующие отдельного исследования; 3 – вопросы, ответы на которые, возможно не существуют. Учитель может ответить на вопросы из первой группы, но целесообразнее предоставить право ответа более подготовленным ученикам. Некоторые вопросы из второй группы можно использовать как темы будущих докладов учащихся.

Диагностика деятельности учащихся в ходе реализации данного приема позволяет сделать следующие выводы:

        преобладание продуктивных вопросов показывает низкую заинтересованность учащихся в изучении данной темы;

        преобладание вопросов, расширяющих знания, показывает высокую заинтересованность учащихся, но недостаточность предоставленной информации;

        преобладание развивающих вопросов свидетельствует о высоком уровне усвоения нового материала, перенос полученных знаний в новые ситуации.

- Прием  «Написание эссе» позволяет развивать у учащихся культуру письменной речи и умения аргументировано отстаивать свою позицию.

Учитель предлагает школьникам в письменном виде изложить свои взгляды на изучаемую проблему. Важно не ограничивать учащихся в формах изложения своей позиции. Школьники могут написать эссе-размышление, рассказ, стихотворение. В условиях недостатка времени на уроке данную работу можно предлагать в качестве домашнего задания. При обсуждении написанных эссе на уроке важно давать положительную оценку творчеству учащихся, обращать особое внимание на логическую завершенность размышления.

Эссе-размышление,  направленное на выявление позиции ученика относительно вариантов решения исследуемой проблемы, как правило, начинается с фразы: “Я считаю, что …”, далее следует аргументация взглядов автора.

Эссе-ретроальтернативистика – предположение о случайном характере определённых явлений. Оно        позволяет выявить соотношения случайности и закономерности в развитии конкретных сюжетов. Выполнение данного вида работы требует высокого уровня теоретических знаний  учащихся, высокую степень развития логического мышления.

- «Составление синквейна» способствует развитию творческих способностей учащихся и закрепление новых знаний на уровне ассоциаций.

Синквейн – белый стих, составленный по следующей схеме: заголовок – ключевое слово  два прилагательных, ассоциирующихся у учащихся с ключевым словом  три глагола – по тому же принципу  фраза, несущая смысловую нагрузку  вывод-резюме.

Системное использование учителем вышеперечисленных приемов позволяет  сформировать у учащихся умения:

        находить, трактовать и анализировать различные виды информации;

        формулировать корректные вопросы, приходить к ответственным и сбалансированным решениям;

        видеть другие точки зрения, признавать и понимать эту инаковость;

        отделять факты от их интерпретаций; критически оценивать исторические явления;

        формировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения, опираясь на анализ имеющихся свидетельств и изучение широкого спектра точек зрения;

        давать оценку различным версиям и мнениям о происшедших общественных явлениях, признавая, что некоторые источники информации могут быть необъективными, объяснять причинно-следственные связи, делать прогностические заключения.

6.2.4.Результативность:

Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.  Результатом применения этой технологии является повышение качество знаний и интерес к предмету.

  1. Использование информационных технологий

Современный урок ценен не столько получаемой на нём информацией, сколько обучением в ходе его приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, обмена, эстетического оформления результатов. Компьютер является средством самоконтроля, тренажёром знаний, презентаций результатов собственной деятельности.

          Уроки русского языка и литературы с компьютерной поддержкой являются наиболее интересным и важным показателем внедрения ИКТ в учебный процесс. На своих уроках я применяю компьютер в различных режимах:

- использование готовых программных продуктов;

- работа с программами MS Office (Word, PowerPoint);

- работа с  Интернет-ресурсами;

- компьютерные тесты, предназначенные для контроля  уровня усвоения знаний учащихся и для подготовки к ОГЭ;

- медиатексты в электронном формате (поэтический текст, прозаический эпизод-анализ и т.п.);

- создание слайдов с текстовым изображением;

- компьютерная демонстрация мультимедийного урока или отдельной его части;

- презентации учебного материала, разработанного мною для уроков;

- презентации учебного материала, разработанного учениками для уроков;

- DVD/CD;

- электронные энциклопедии;

- самостоятельная работа учащихся (закрепление).

       Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, развивать познавательную активность обучающихся.

Результаты использования ИКТ на уроке:

- повышается интерес к предмету, изучаемому материалу;

- применяется индивидуальный подход;

- повышается степень наглядности при изложении учебного

  материала;

- развивается творческий потенциал детей;

- появляются возможности для моделирования учебного

   процесса;

- снижается утомляемость учащихся;

- сокращается время на опрос.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции», - утверждал В. Сухомлинский. Эти слова не потеряли своей значимости. Чтобы ученикам было интересно учиться, а нам, учителям, интересно учить, необходимо повышать свою информационную культуру, идти в ногу со временем. Именно поэтому я активно использую в своей педагогической деятельности ИКТ не как дань моде, а как возможность проводить уроки на новом современном уровне.
 В соответствии с требованиями Министерства образования Российской Федерации (приказ Министерства образования и науки №1559 от 08 декабря 2014 года), с 15 апреля издательство Просвещение проводит Всероссийскую  апробацию электронных форм учебников издательства «Просвещение», в которой я также принимаю участие.

 Расширение возможностей интеллектуально-творческого и коммуникативного развития детей:

 данные опроса показывают, что интерес учащихся к предметам, повысился, расширился кругозор учащихся (стало возможным на уроках литературы привлекать образцы других видов искусств хорошего качества, что особенно актуально в Год литературы) ;

 использование ИКТ способствует включению детей в совместную коллективно-творческую деятельность.  

 значительно расширились возможности для развития учебной самостоятельности (за счет использования возможностей Интернета)

  1. Проектная технология

Еще одна технология в системе деятельностного подхода – проектная. Она позволяет наиболее полно раскрыть и развить творческий потенциал личности ребёнка в процессе обучения.

       На уроках стараюсь так организовывать познавательную деятельность учащихся, чтобы у них появлялась возможность самим открывать новые знания. В результате проектной деятельности учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса, продукт их творческой деятельности может иметь научную значимость и являться предметом инноваций. Дети сами открывают новые для них факты.

       Мои ученики готовят индивидуальные и групповые проекты, принимают активное участие в школьной научно-практической конференции   и занимают призовые места: Были разработаны проекты «Эти загадочные фразеологизмы», «Причастие», «Занимательная орфография». (Приложение 11)

      Данная технология делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным и ориентирует учащихся на самостоятельную работу: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается  с методом обучения в сотрудничестве, проблемным и исследовательским методом обучения.

  1. Технология интеграции

 Технология интеграции в образовании способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Данная технология развивает целенаправленность, активность, гибкость мышления и потенциал самих учащихся, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики,  коммуникативных способностей.

         Я активно использую эту технологию. На уроках русского языка в качестве дидактического материала предлагаю фрагменты текстов художественных произведений различных  авторов, а на уроках литературы осуществляю связь с уроками русского языка и истории. На своих уроках я использую музыкальные произведения, записи мастеров слова на дисках, фрагменты экранизации, репродукции картин, провожу видеоэкскурсии.

          Результативность:

Использование данной технологии расширяет кругозор обучающихся,  повышает  их интерес к предметам, а также формирует желание учащихся пополнить багаж  знаний за пределами материала учебника.

  1. Здоровьесберегающие технологии

Не менее важной задачей вижу обеспечение сохранения и способствование восстановлению здоровья в процессе продвижения ребенка в образовании. С этой целью при организации работы на уроке   стараюсь учитывать показатели учащихся «Мое настроение» (на полях тетради), выстраиваю ход урока сообразно динамики психофизической активности учащихся, своевременно меняя типы и уровень сложности заданий, регулярно проводя физкультурные паузы.

Особого подхода требуют обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. В 9 классе для ученика с ОВЗ составлен план индивидуальной работы по подготовке к ГВЭ по русскому языку, на уроках учитываю уровень его работоспособности, соблюдение режима учебной деятельности и отдыха.

В 1 классе 2 ученицы с ОВЗ: ЗПР и нарушение слуха. Для этих детей разработала индивидуальные учебные планы с учетом рекомендаций ПМПК и ФГОС для детей с ОВЗ, индивидуальные рабочие программы.

Показатели результативности и эффективности:        

1. По опросам   учащихся 1, 2, 9  классов, в классах создан положи-

тельный фон обучения (уровень комфортности на уроках 83%).

 «Видишь ­ вот нить. Незатейливая вещь, не так ли? ­ Так.

А вот обычный узел. Ты ведь уже видел такие? ­ Да. ­ А теперь мы с тобой перевяжем нити узлами ­ вот так. И получилась сеть.

С ней мы можем ловить рыбу или сделать заграду, изготовить гамак или придумать что-нибудь еще. Видишь, какая польза только от того, что каждая нить теперь не просто сама по себе? ­ Да.»

Это фрагмент  из книги Анатолия Гина «Приемы педагогической техники».

Приемы педагогической техники –это  сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему. Так и моя методическая система выстроена на тесном переплетении приемов педагогических технологий. Я считаю, что каждый учитель, применяя по-своему эти приемы, вкладывая свою индивидуальность, выстраивает свою систему.

Считаю, что методическая система «Повышение качества обучения русскому языку и литературе на основе системно-деятельностного подхода через современные образовательные технологии» результативна, что подтверждается повышением качества обученности, повышением интереса к предмету, результативностью участия школьников в предметных олимпиадах различных уровней.

  1. Представление  педагогического опыта:

 Практическим выходом методической системы  являются открытые уроки,  выступления на педсовете, методических объединениях, размещение материалов в электронных СМИ.  (Приложение 12)

На муниципальном уровне (Семинар завучей 14.03 2014 г) я показала открытый урок литературного чтения  на   системно –деятельностной основе по ФГОС в з классе «Б. Заходер. История гусеницы». Присутствующие отметили его высокую эффективность и соответствие требованиям, предъявляемым к современному уроку ФГОС. Конспект урока и мультимедийная презентация  размещены на сайте «Копилка уроков» (свидетельство № 186464, №186461)

Открытые уроки на уровне ОУ :

Урок русского языка в 6 классе «Имя прилагательное в словосочетании и предложении» с использованием ИКТ.(2011-2012 уч. год)

Урок русского языка в 6 классе «Понятие о деепричастии» на основе технологии развития критического мышления» (2012-2013 уч.год)

Урок русского языка в 8 классе «Согласованные и несогласованные определения» на основе технологии критического мышления (2013-2014 уч.год)

Урок русского языка в 9 классе по теме «Виды сложных предложений» на основе системно-деятельностного подхода (2014-2015 уч.год)

Урок-демонстрация компетентностей учителя при подготовке к педсовету. Урок обучения грамоте в 1 классе по теме «Согласные глухие звуки к, к, отличающиеся по признаку мягкости-твердости. Буквы К,к»

Выступления на заседаниях ШМО гуманитарного цикла (Приложение 13)

2013-2014

1. «Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка в условиях ФГОС» (протокол № 1 от 10.09.2013)

2. «Приемы технологии критического мышления на уроках русского языка» (протокол от 26.12.2013 г № 3)

 2013-2014:  Творческий отчет по теме : «Использование информационных технологий в УВП как способ активизации творческих и познавательных способностей обучающихся»

Выступления на педагогических советах (Приложение 14)

Педагогический совет с повесткой «Синтез традиций и инноваций в организации внеурочной деятельности школьников», доклад (протокол от 14.04.2012 г. № 7)

Педагогический совет с повесткой «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся (в рамках реализации Основной образовательной программы основного общего образования п. Программа проектной и учебно-исследовательской деятельности)», доклад, протокол от 29.12.2012 г. № 4)

Занятие теоретического семинара «Современные технологии построения УВП. ППО» по теме «Образовательное пространство и педагогические технологии в решении задач современного образования» (16.12. 2013 г.)

Я делюсь своими методическими материалами в сети Интернет: создала свой сайт в социальной сети работников образования (http://nsportal.ru/), личная страничка на сайте «"ПроШколу.ру" - школьный портал, размещаю рабочие программы, конспекты уроков, внеклассных мероприятий, творческие работы учеников (свидетельство о размещении на сайте «Наша сеть» в разделе «Проект для одаренных детей «Алые паруса» творческой работы Думачева Дмитрия «Степное чудо- тюльпан», которая участвовала в региональном конкурсе «Славен Дон-2015»), презентации и другие материалы. (свидетельство о создании собственного сайта, о размещении электронного портфолио) (Приложение 15)

  1. Непрерывность профессионального развития учителя.

Современное общество предъявляет высокие требования к педагогу и без постоянного совершенствования он не может справиться с возложенными на него задачами. Я  постоянно повышаю свою квалификацию и профессиональную подготовку (Приложение 16).

 2009 г. ГОУ ВПО «Донской государственный технический университет» по программе «Методика работы предметных комиссий по русскому языку для проверки ответов на задания ЕГЭ и ГИА 9» в объеме 72 часов;

2014г. АНО «Сант-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» по программе повышения квалификации «Теория, методика и современные образовательные технологии начального, основного общего и среднего (полного) общего образования» по теме: «Системно-деятельностный подход как основа реализации Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения на уроках русского языка и литературы» в объеме 72 часов

2015 г  ОУ Педагогический университет «Первое сентября» по программе «Современное образовательное учреждение», 72 ч

Участие во Всероссийском педагогическом мастер-классе    «Проектирование современных уроков литературы», проводимом ЧОУ ДО «Центр знаний» г. С-Петербург 19.01.2015

Участие в вебинарах:

русский язык и литература:

«Итоговая оценка. Метапредметные результаты», 24.11.2014, издательство «Просвещение», Москва

«Итоговая оценка: метапредметные результаты. Смысловое чтение и работа с информацией» 03.12.2014 г, издательство «Просвещение», Москва

«Формы  организации учебной деятельности на уроках русского языка в свете требований нового ФГОС», 23.01.2015 г издательство «Просвещение», Москва

«Готовимся к ОГЭ по русскому языку с пособиями издательства «Просвещение», 13.03.2015 г издательство «Просвещение», Москва

Начальная школа:

«Организация проектной деятельности на уроках технологии в 1-4 классах», 21.01.2015, издательство «Просвещение», Москва

«Проектная деятельность как средство формирования УУД в начальной школе», 29.01.2015, издательство «Просвещение», Москва

Участвую в профессиональных конкурсах:

2007 г – участие во всероссийском конкурсе «Лучший директор образовательного учреждения»- победитель, Грамота Всероссийского педагогического собрания;

2015 г –Всероссийский профессиональный конкурс методических разработок «Методическая мастерская», проводимый Центром интеллектуального развития «Академия таланта»- 1 место в номинации «Конспект урока».

2015 г - 2 место во Всероссийском творческом конкурсе «Русконкурс» в номинации «Методическая разработка» (Приложение 17)

Имею  индивидуальную программу развития профессиональных компетенций

Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Профессиональный   стандарта педагога  ставит перед учителем задачи, которые необходимо решать, повышая свои компетенции. Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие  требования. Для  того чтобы учить других,  нужно знать больше, чем все остальные.

Цель:

повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как учителя русского языка и литературы.

Задачи:

изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;

изучить опыт педагогов, школы, района, региона, страны;

овладеть новыми информационными технологиями путем внедрения их в учебно-воспитательный процесс;

вести мониторинг саморазвития школьников;

обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.

Модель развития профессиональных компетенций

п/п

Мероприятия

Срок

выполнения

Отметка о выполнении

1

Прохождение курсов повышения квалификации по внедрению информационных технологий

2015

2

Работа в творческих группах по плану школы

постоянно

3

Подготовка и проведение семинаров и тематических консультаций

постоянно

4

Освоение и внедрение в практику обучения и воспитания новых педагогических технологий:

  • ИКТ
  • РКМЧП

 

2012-2015

6

Продолжение работы по пополнению копилки методических разработок

постоянно

7

Совершенствование деятельности по осуществлению мониторинга успешности обучения обучающихся

2011-2015 гг.

8

Совершенствование форм и методов подготовки учащихся к олимпиадам

постоянно

9

Совершенствование методов использования информационных технологий

постоянно

10

Продолжение работы над своей педагогической проблемой

2011-2015 гг.

11

Пополнение фонда презентаций по курсу русского языка и литературы

2011-2015 гг.

Предполагаемый  результат.

1. Повышение  качества  преподаваемого предмета (средний  балл  по  предмету  не  ниже  3,7, отсутствие  неуспевающих).

2. Разработанные  программы  экспериментальной работы.

3. Проведенные  открытые  уроки  перед  учителями  школы, района.

4. Проведенные  мастер-классы  перед  учителями  школы, района.

5. Доклады  и  выступления.        

6. Разработка  дидактических  материалов.

7. Разработка  и  проведение  уроков  по  инновационным  технологиям.

8.Создание  комплектов  педагогических  разработок  уроков  и  внеклассных 

мероприятий.

10. Пакет  материалов  по  различным  педагогическим  технологиям.

12. Личная  методическая  веб-страница.

Оценка эффективности проекта

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий (уровень мастерства педагогических кадров);

уровень обучаемости и обученности школьников;

Степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;

Качество учебно-методического и технологического обеспечения;

Качественное и количественное размещение информации на веб-сайте педагога.

Учитель - это профессия, где невозможно достичь точки, когда можно по- чувствовать себя профессионалом и ...успокоиться. Общение с детьми ставит новые и новые вопросы, на которые необходимо искать ответы, чтобы урок стал СО- бытием для ученика и для учителя, где оказывается возможным СО-творчество и СО-авторство в открытии нового знания. Я понимаю, что многому еще нужно научиться, а значит, впереди еще много интересных открытий.  

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

аналитическая справка по промежуточной аттестации

Аналитическая справкапо итогам промежуточной (годовой)аттестации в 2010-2011 учебном году....

Аналитическая справка победителя ПНПО Алексеевой Р.А.

Представляю "Аналитическую справку" может кому пригодится, моим уважаемым коллегам.С ув. Алексеева Р.А....

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПНПО-2014

Отдельные критерии также размещены на минисайте http://nsportal.ru/user/206045/page/prioritetnyy-natsionalnyy-proekt-obrazovanie-2014 и на сайте ГБОУ гимназии № 1522 http://www.gym1522.ru/ru/%D0%...

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ПНПО-2015

Материалы выступлений на методическом объединении учителей естественно-научного цикла....

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 6Б класса. Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме" Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей".

Аналитическая справка по результатам опроса родителей 11В класса по теме"   Психологический климат в классе. Удовлетворенность родителей". Аналитическая справка по результатам опроса ро...

Аналитическая справка участника конкурса ПНПО

Материал, построенный в соответствии с требованиями конкурса ПНПО, включает информацию о профессиональных достижениях педагога....