Виды сложного союзного предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Саренко Ольга Эдуардовна

Урок, спроектированный в соответствии с ФГОС,  позволяет на уроке «открытия новых знаний»  ученикам самим через поисковые задания,  работая в группе и парах, узнавать новый материал, анализировать и систематизировать информацию, выдвигать гипотезы, вести диалог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                       Урок русского языка

Тема  урока:  «Виды сложного союзного предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.»

 Класс: 5 класс

Тип урока:   урок «открытия   новых знаний»  

УМК А.Ю Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман _Орлова.. Русский язык 5 класс. Практика. Москва, Дрофа, 2012

В.В.Бабайцева., Л.Д.Чеснокова.Русский язык. Теория 5-9. Москва, Дрофа, 2012

Цель урока:   обеспечить формирование    умения узнавать и отличать распространённые предложения  от нераспространённых, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов,   ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.

Предметные результаты:

Научатся: опознавать предложения  по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (сложносочинённые и сложнополчинённые )  

Получат возможность научиться:  анализировать  предложения  с точки зрения структурной организации.  

Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция  своей деятельности.    

Личностные результаты: Л1 - достаточный объем словарного запаса  и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

УУД личностные:  Л3 - ориентирование в системе моральных норм и ценностей.

УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

УУД познавательные: П1 – проводят  сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 -   выбирают  смысловые единицы предложения  и устанавливать отношения между ними; П3 - определяют основную и второстепенную информацию; П4 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем, таблиц, алгоритмов).

УУД коммуникативные: К1 – приобретают  опыт  работы в группе; К2 - практическое усвоение  морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать  свои действия.  

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку.
  • Аудифайл «Звуки природы»     

                                                                                                                                                                   

 №

п/п

Этап урока

           Цель

(формируемые УУД)

        Деятельность

             учителя

      Деятельность

           учащихся

          Результат

          Оценка

1.

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Настрой   на учебную деятельность

Л3

Р3

П2

К2

Я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю:
каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе
сочиним урок!
Мои соавторы и судьи,
Оценкой вас не нахожу.
За странный слог не обессудьте.
А дальше прозой я скажу...

Предлагаю сегодня быть соавторами урока, а вдохновение для творчества нам принёс журавлик…Передайте его бережно друг другу, оценив готовность к уроку  

Под музыку, слушая стихотворное приветствие,  настраиваются на творческую работу

Объясняют смысл приветствия.

Волевая саморегуляция

Внутренняя и внешняя готовность

Словесное поощрение учителя

2.

Актуализация

   Знаний.

Приём «Третье лишнее»

(5мин)

Цель-актуализировать знания детей по теме «Сложное предложение». Организация  ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания

Л1

Р2

Р3

Р4

П1

П2

П4

К1

К3

 На слайде  3 предложения :

1.. Наступила поздняя осень и журавли потянулись на юг.

2. Наступила поздняя осень и журавли потянулись на юг.

3. Когда наступила поздняя осень журавли потянулись на юг.

Что объединяет предложения (они сложные и в них допущена одинаковая пунктуационная ошибка)

Прочитайте название лингвистической игры. Сформулируйте задание.

Выберите, какое предложение лишнее, объясните, почему.

Запишите в тетрадь, сделайте синтаксический разбор

Ребята, не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу  в листах индивидуальных достижений. (Приложение №1)

- А оставшиеся 2 предложения мы можем охарактеризовать?

  Кто сможет  это сделать?

А кто знает, как называются эти предложения?

 Коллективная работа 

Анализируют и аргументируют предположения

Объясняют свой выбор.

Ликвидируют пунктуационную ошибку

Индивидуальная работа.

Разбирают  предложение, проверяют  по  образцу на слайде  

Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы

 Оценка учителя\ем  работ первых  3-х ,уч-ся. Комментарий каждого из них.

Самопроверка по образцу Самооценка в маршрутном листе.

3.

Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока)

(2мин)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

Уметь узнавать и отличать 2 вида сложных союзных предложений

Р1, Р4, Л1, Л2, П4

Мотивация к формулированию темы и целей урока:

Что нам надо узнать? Вы хотите это узнать? Чему нам надо научиться? Сформулируйте тему  урока.  

Давайте, посмотрим, как я её сформулировала? Согласны?

Запишите   тему урока.

Сформулируйте цели  урока.  

Давайте, посмотрим, как  их  сформулировала я?

 

Формулируют тему и цели урока

Узнать 2 вида сложных союзных предложений  Научиться различать 2 вида сложных союзных предложений  

Готовность к восприятию новых знаний

Словесная оценка учителя

4.

 Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Приём «Переработка лингвистического текста»

(7 мин)

Открытие новых знаний:

- работа с информацией в учебнике

Л1

Л2

Р2

 Р4

П3

П4

К1

К2

Предлагаю выполнить групповое задание «Рассыпанный лингвистический текст» (Приложение № 2)

Прочитать информацию в учебнике «Теория» о  видах сложных предложений  -    с.160, 161

Выполните  задание: в группах   определите    виды сложных союзных предложений, приклеив нужные тезисы в графы таблицы

Выполняют  задание №2

(групповая работа ЛОТО)  

Читают текст на стр. 127, перерабатывают информацию

Заполняют таблицу, распределяют теоретический материал по графам таблицы

Прикрепляют на доску

Ораторы рассказывают о видах сложных союзных предложений

и определяют виды сложных союзных предложений  

Присвоение выявленных закономернос-тей. Фиксирование новых знаний через моделирование

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Самооценка в листе индивидуальных достижений

Релаксационная минутка (2мин)

Цель – создание доброжелательной атмосферы, , снятие умственного и психологического напряжения  

Отдыхают, смотрят, релаксируют

5.

Закрепление изученного материала

(9 мин)

 Организация деятельности  для отработки навыков

Л2

Р4

П1

П2

П4

К2

К3

 Составляем алгоритм определения вида ССП (с подсказками журавлика)

Выполните следующее задание из маршрутного листа.  

Задание № 3

С.160  упр.

Спишите   предложения,

Самопроверка по образцу. 

Выполняют  задание № 3

Стр.160, упр. 442

Проверяют по образцу на слайде

 Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся.

Самооценка в листе индивидуальных достижений.

.

Физминутка(2мин) Организация здоровьесберегающего пространства, режим смены поз, увеличение двигательной активности

6.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.

Приём «Домино»

(7мин)

Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний

Л1

Л2

Р2

Р3

Р4

П3

П5

К2

К3

 Выполнить  задание в па рах .

Приложение  № 3

 Повторим правила работы в паре

1. На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

    Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

    Надо … руки поднимать.

Объяснить, как определяли вид ССП. Проговорите  шаги алгоритма

Слайд 8

Выполняют  

Задание № 3 игра «Домино»

Парная работа Проговаривают  шаги алгоритма

 

Осознание значимости новых знаний

Словесная оценка учителя работы пар, уч-ся.

Самооценка в листе индивидуальныхдостижений.

7.

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

(5мин)

Обобщение  ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка

Л1

Л3

Р3

Р4

П1

П4

К2

 Ответьте на вопросы:

- какова тема урока?

- какую цель ставили?

- достигли ли цели?

- какое правило использовали?

Оцените свою работу, поставьте оценку.

Отвечают на вопросы.

Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы.

Ценностное отношение к деятельности и её оценка

Самооценка листе индивидуальныхдостижений..

8.

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Закрепить полученные знания.

Развить творческие способности

Л1

Л3

П5.

Предлагаю выполнить по выбору:

Стр. 161, упр. 445

Стр. 162, упр. 446

Ну что ж, ребята,   закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова:

На доброе слово не надо скупиться,

Сказать это слово – что дать напиться…

Слайд 10

СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе  своей маленькой птицей удачи помог сочинить наш урок!

Самостоятельная домашняя работа

Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей

Оценка учителя

Приложение № 2

Задание для групповой работы «Рассыпанныё лингвистический текст»

Простые предложения соединяются с помощью союзов и, а, но

Простые предложения соединяются с помощью союзов что, где, когда, если, чтобы

Простые предложения равноправны

Простые предложения неравноправны

Нельзя задать вопрос от одного простого предложения к другому

Можно задать вопрос от одного простого предложения к другому

Схема предложения

Схема предложения

Виды сложного союзного предложения

?

?

С помощью чего соединяются простые предложения?

Отношения между частями сложного предложения

Можно или нельзя задать вопрос от одной части предложения к другой?

Схемы сложного предложения

Приложение №1

Лист индивидуальных достижений

Фамилия, имя __________________________________________________________________

Тема урока___________________________________________________________________

1.На этапе актуализации знаний я выполнял _________________________________________________разбор предложения.

Выделил грамматическую основу

Выделил второстепенные члены предложени

Составил схему

Дал характеристику

Без ошибок             С ошибками

Без ошибок            С ошибками

Без ошибок             С ошибками

Без ошибок             С ошибками

1 балл                             0 баллов

1 балл                             0 баллов

1 балл                            0 баллов

1 балл                             0 баллов

Максим. Балл 4                                                                         Я набрал                                          баллов

2.На этапе усвоения новых знаний и первичного закрепления я работал в группе, выполнял роль_________________________________ _______________________________________. Наша группа ______________________________ с заданием.

Работал активно

Работал пассивно

Не принимал участия в работе

2 балла

1 балл

0 баллов

Максим. балл 2                                                                         Я набрал                                          баллов

3.На этапе закрепления изученного материала я  работал самостоятельно, выполняя упражнение с комплексным заданием.

Выделил грамматические  основы

Выделил союзы

Составил схему

Определил вид

Без ошибок             С ошибками

Без ошибок            С ошибками

Без ошибок             С ошибками

Без ошибок             С ошибками

1 балл                             0 баллов

1 балл                             0 баллов

1 балл                            0 баллов

1 балл                             0 баллов

Максим. Балл 4                                                                         Я набрал                                          баллов

4.На этапе контроля за процессом и результатом учебной деятельности я работал в паре, мы с напарником определяли виды 7 сложных союзных предложений.

Не допустили ошибок

Допустили 1 ошибку

Допустили 2 ошибки

Допустили 3 ошибки

Допустили 4 и более ошибок

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

Максимальный балл    4

Я набрал                                      балла(ов)


 5. На этапе рефлексии  деятельности (подведении итогов занятия) я оценивал деятельность, подвожу итоги:  

 Закончи предложения:
Сегодня на уроке я узнал о 2-х видах сложного союзного предложения:_____________________________________и _____________________
Теперь я умею их различать по ___________________, ____________________________, ___________________________________________
Если я набрал(а)
От 12 до 14 – «5»
От 11 до 10 – «4»
От 9 до 7 – «3»
Менее 6 баллов – ещё раз обратись к учебнику, таблице и алгоритму.


Я набрал(а) ……………баллов и получил(а)  оценку……………

Приложение №2

Задание 3. Работа в парах. Прочитайте с напарником предложения, проговаривая действия по алгоритму, определите вид сложного союзного предложения, заполните игровое поле игры «Домино»

Сложное союзное предложение

  1. В Японии жители верят, что журавлик приносит счастье.
  1.  Я сделаю бумажного журавлика, и моя мечта исполнится.
  1. Когда наступают холода, журавли улетают в тёплые края.
  1. Мы знаем, где отдыхают длинноногие птицы.
  1. Соловьи поют, а журавли курлыкают.
  1. Журавли живут на болотах,
  1. Птицы летают   стаями, а журавли передвигаются клином.

Игра «Домино»

ССП

СПП

ССП

СПП

ССП

СПП

 1

 1

 1

2

2

2

3

3

3

4

4

4

5

5

5

6

6

6

7

7

7



Предварительный просмотр:

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА

урок русского языка в 5 классе  

Раздел Синтаксис и пунктуация_________________________________________________________

Тема         Виды сложного  союзного предложения: сложносочинённое и_________________________ сложноподчинённое___________________________________________________________________

Формирование универсальных учебных действий:

  1.  Личностные УУД

Умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор

  1. Регулятивные УУД: 

Умения организовывать свою деятельность: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему,_______ проблему урока; искать пути её решения;  соотносить цели и результаты своей___ деятельности; определять степень успешности работы_ осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;  контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия. 

  1. ПознавательныеУУД

Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире: проводят______  сравнение и классификацию синтаксических единиц  по самостоятельно выделенным критериям; выбирают  смысловые единицы предложения  и устанавливать отношения между ними_________; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения,________ включающие установление причинно-следственных связей;  представляют информацию________ в_наглядно-символической форме (в виде опорных схем и формул, таблиц, алгоритмов).

  1. Коммуникативные УУД

Умения общаться, взаимодействовать с людьми: планировать учебное сотрудничество с_______ учителем и сверстниками, соблюдать_____ правила речевого поведения. Уметь высказывать и___ обосновывать свою точку_____ зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку____ зрения.________________________________________________________________ 

Основная идея урока

 «Великая цель образования- это не знания, а действия» (Гербер). Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов через формирование у учащихся умений реализации новых способов действия___________________________________.
. Основные понятия урока

Сложное союзное предложение, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение, союз как средство связи, сочинительная и подчинительная связь_____________________________________

Логика построения урока:

1.Постановка учебной задачи

Научиться различать виды союзного сложного предложения_по выделенным критериям________ 

2. Деятельность учащихся по выполнению задачи:

Групповая, парная работа______________________________________________________________

3. Подведение учащимися итогов деятельности:

Работа с оценочным листом,_балльная оценка,  рефлексия «Закончи предложения»____________

4.Контроль уровня выполнения:

Самооценка и взаимооценка____________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Наступила поздняя осень и журавли потянулись на юг 2. Наступила поздняя осень журавли потянулись на юг. 3. Когда наступила поздняя осень журавли потянулись на юг.

Слайд 2

Синтаксическая лесенка Предложение Словосочетание Текст

Слайд 3

Третье лишнее 1. Наступила поздняя осень и журавли потянулись на юг 2. Наступила поздняя осень журавли потянулись на юг. 3. Когда наступила поздняя осень журавли потянулись на юг.

Слайд 4

Наступила поз д няя ос е нь , журавли пот я нулись на ю г .

Слайд 5

Наступила поз д няя ос е нь , журавли пот я нулись на ю г . сущ. И.п . гл. сущ. И.п . гл. какая прил. куда сущ. на пр. х х

Слайд 6

( Повеств ., невосклиц ., сложное, бессоюзное) , .

Слайд 7

1. Наступила поздняя осень, и журавли потянулись на юг 2. Когда наступила поздняя осень , журавли потянулись на юг.

Слайд 8

счастье здоровье удача долголетие

Слайд 11

Сложные союзные предложения Вид союзного предложения Союзы Связь Отношения ССП СПП Вид союзного предложения Союзы Связь Отношения ? ССП и а но Сочини- тельная Равно- правные Нельзя задать вопрос СПП что где когда Подчини- тельная Неравно- правные Можно задать вопрос

Слайд 12

Алгоритм определения вида союзного предложения Выделяю ГО,определяю их количество. 1. Исследую союз, связывающий простые предложения. 2 . Анализирую отношения между простыми предложениями. 3 . Определяю вид связи. и а но что где когда равноправные неравноправные сочинительная подчинительная

Слайд 14

А.Степанов. Журавли

Слайд 15

И.Левитан. Журавли. Болото

Слайд 17

№ ССП СПП 1 2 3 4 5 6 7

Слайд 18

Наедине с осенью Я услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала, и звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкал клин журавлей.

Слайд 20

Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться!

Слайд 21

Словосочетания Сочинительные Подчинительные Поз д няя и грус т ная Ул е тают на юг Ю г и север Клин журавлей Клин и к о сяк Уд и вительная ос е нь ? х х х

Слайд 22

Словосочетания Поз д няя и грус т ная Ул е тают на юг Ю г и север Клин журавлей Клин и к о сяк Уд и вительная ос е нь Сочинительные Подчинительные Поз д няя и грус т ная Ул е тают на юг Ю г и север Клин журавлей Клин и к о сяк Уд и вительная ос е нь ?

Слайд 26

Журавли Я плыл по лодке вниз и вдруг услышал, как в небе кто-то осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала, и звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкал клин ………..

Слайд 27

Сложные союзные предложения Вид союзного предложения Союзы Связь Отношения ССП и а но Сочини- тельная Равно- правные Нельзя задать вопрос СПП что где когда Подчини- тельная Неравно- правные Можно задать вопрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Союзные сложные предложения.Сложносочинённые предложения.

Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три группы. I....

Роль союза И для связи членов простого предложения и частей сложного союзного предложения

Тема: Роль союза И для связи членов простого предложения и частей сложного союзного предложения.Цели: 1) закрепить изученное о роли союза И в предложениях разного типа, о правилах постановки знаков пр...

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."

Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...

Виды сложных предложений. Союзные предложения (начало тем

Презентация к уроку по русскому языку на тему:"Виды сложных предложений. Союзные предложения (начало тем.)"...

Презентация по теме : " Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение".

В данной  презентации вы найдёте полный анализ сложносочинённых и сложноподчинённых предложений....