Виды сложного союзного предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок, спроектированный в соответствии с ФГОС, позволяет на уроке «открытия новых знаний» ученикам самим через поисковые задания, работая в группе и парах, узнавать новый материал, анализировать и систематизировать информацию, выдвигать гипотезы, вести диалог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_otkrytogo_uroka_v_5_klasse_ssp_i_spp.doc | 107 КБ |
vizitnaya_kartochka.docx | 18.35 КБ |
ssp_i_spp_.pptx | 858.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
Тема урока: «Виды сложного союзного предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.»
Класс: 5 класс
Тип урока: урок «открытия новых знаний»
УМК А.Ю Купалова, А.П.Еремеева, Г.К.Лидман _Орлова.. Русский язык 5 класс. Практика. Москва, Дрофа, 2012
В.В.Бабайцева., Л.Д.Чеснокова.Русский язык. Теория 5-9. Москва, Дрофа, 2012
Цель урока: обеспечить формирование умения узнавать и отличать распространённые предложения от нераспространённых, умения характеризировать предложение по наличию главных и второстепенных членов, ценностного отношения к совместной познавательной деятельности.
Предметные результаты:
Научатся: опознавать предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения, определять их вид (сложносочинённые и сложнополчинённые )
Получат возможность научиться: анализировать предложения с точки зрения структурной организации.
Метапредметные результаты: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Личностные результаты: Л1 - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; Л-2 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
УУД личностные: Л3 - ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
УУД познавательные: П1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 - выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними; П3 - определяют основную и второстепенную информацию; П4 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; П5 – представляют информацию в наглядно-символической форме (в виде схем, таблиц, алгоритмов).
УУД коммуникативные: К1 – приобретают опыт работы в группе; К2 - практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку.
- Аудифайл «Звуки природы»
№ п/п | Этап урока | Цель (формируемые УУД) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | Оценка |
1. | Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Настрой на учебную деятельность Л3 Р3 П2 К2 | Я очень рада Предлагаю сегодня быть соавторами урока, а вдохновение для творчества нам принёс журавлик…Передайте его бережно друг другу, оценив готовность к уроку | Под музыку, слушая стихотворное приветствие, настраиваются на творческую работу Объясняют смысл приветствия. Волевая саморегуляция | Внутренняя и внешняя готовность | Словесное поощрение учителя |
2. | Актуализация Знаний. Приём «Третье лишнее» (5мин) | Цель-актуализировать знания детей по теме «Сложное предложение». Организация ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания Л1 Р2 Р3 Р4 П1 П2 П4 К1 К3 | На слайде 3 предложения : 1.. Наступила поздняя осень и журавли потянулись на юг. 2. Наступила поздняя осень и журавли потянулись на юг. 3. Когда наступила поздняя осень журавли потянулись на юг. Что объединяет предложения (они сложные и в них допущена одинаковая пунктуационная ошибка) Прочитайте название лингвистической игры. Сформулируйте задание. Выберите, какое предложение лишнее, объясните, почему. Запишите в тетрадь, сделайте синтаксический разбор Ребята, не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в листах индивидуальных достижений. (Приложение №1) - А оставшиеся 2 предложения мы можем охарактеризовать? Кто сможет это сделать? А кто знает, как называются эти предложения? | Коллективная работа Анализируют и аргументируют предположения Объясняют свой выбор. Ликвидируют пунктуационную ошибку Индивидуальная работа. Разбирают предложение, проверяют по образцу на слайде | Актуализация знаний, необходимых для понимания новой темы | Оценка учителя\ем работ первых 3-х ,уч-ся. Комментарий каждого из них. Самопроверка по образцу Самооценка в маршрутном листе. |
3. | Постановка учебной задачи (определение темы, цели урока) (2мин) | ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность Уметь узнавать и отличать 2 вида сложных союзных предложений Р1, Р4, Л1, Л2, П4 | Мотивация к формулированию темы и целей урока: Что нам надо узнать? Вы хотите это узнать? Чему нам надо научиться? Сформулируйте тему урока. Давайте, посмотрим, как я её сформулировала? Согласны? Запишите тему урока. Сформулируйте цели урока. Давайте, посмотрим, как их сформулировала я?
| Формулируют тему и цели урока Узнать 2 вида сложных союзных предложений Научиться различать 2 вида сложных союзных предложений | Готовность к восприятию новых знаний | Словесная оценка учителя |
4. | Усвоение новых знаний и первичное закрепление. Приём «Переработка лингвистического текста» (7 мин) | Открытие новых знаний: - работа с информацией в учебнике Л1 Л2 Р2 Р4 П3 П4 К1 К2 | Предлагаю выполнить групповое задание «Рассыпанный лингвистический текст» (Приложение № 2) Прочитать информацию в учебнике «Теория» о видах сложных предложений - с.160, 161 Выполните задание: в группах определите виды сложных союзных предложений, приклеив нужные тезисы в графы таблицы | Выполняют задание №2 (групповая работа ЛОТО) Читают текст на стр. 127, перерабатывают информацию Заполняют таблицу, распределяют теоретический материал по графам таблицы Прикрепляют на доску Ораторы рассказывают о видах сложных союзных предложений и определяют виды сложных союзных предложений | Присвоение выявленных закономернос-тей. Фиксирование новых знаний через моделирование | Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. Самооценка в листе индивидуальных достижений |
Релаксационная минутка (2мин) | Цель – создание доброжелательной атмосферы, , снятие умственного и психологического напряжения | Отдыхают, смотрят, релаксируют | ||||
5. | Закрепление изученного материала (9 мин) | Организация деятельности для отработки навыков Л2 Р4 П1 П2 П4 К2 К3 | Составляем алгоритм определения вида ССП (с подсказками журавлика) Выполните следующее задание из маршрутного листа. Задание № 3 С.160 упр. Спишите предложения, Самопроверка по образцу. | Выполняют задание № 3 Стр.160, упр. 442 Проверяют по образцу на слайде | Осознание значимости новых знаний | Словесная оценка учителя работы групп, уч-ся. Самооценка в листе индивидуальных достижений. |
. | Физминутка(2мин) Организация здоровьесберегающего пространства, режим смены поз, увеличение двигательной активности | |||||
6. | Контроль за процессом и результатом учебной деятельности. Приём «Домино» (7мин) | Мониторинг планируемых результатов усвоения новых знаний Л1 Л2 Р2 Р3 Р4 П3 П5 К2 К3 | Выполнить задание в па рах . Приложение № 3 Повторим правила работы в паре 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … внимательным. 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … не перебивая. 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно. 4. Если хочешь отвечать – Надо … руки поднимать. Объяснить, как определяли вид ССП. Проговорите шаги алгоритма Слайд 8 | Выполняют Задание № 3 игра «Домино» Парная работа Проговаривают шаги алгоритма
| Осознание значимости новых знаний | Словесная оценка учителя работы пар, уч-ся. Самооценка в листе индивидуальныхдостижений. |
7. | Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия) (5мин) | Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка Л1 Л3 Р3 Р4 П1 П4 К2 | Ответьте на вопросы: - какова тема урока? - какую цель ставили? - достигли ли цели? - какое правило использовали? Оцените свою работу, поставьте оценку. | Отвечают на вопросы. Дают оценку своей деятельности, оценивают работу группы. | Ценностное отношение к деятельности и её оценка | Самооценка листе индивидуальныхдостижений.. |
8. | Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок | Закрепить полученные знания. Развить творческие способности Л1 Л3 П5. | Предлагаю выполнить по выбору: Стр. 161, упр. 445 Стр. 162, упр. 446 Ну что ж, ребята, закончить урок мне хочется словами поэта Н.Рыленкова: На доброе слово не надо скупиться, Сказать это слово – что дать напиться… Слайд 10 СПАСИБО всем, кто сегодня со всеми вместе своей маленькой птицей удачи помог сочинить наш урок! | Самостоятельная домашняя работа | Закрепление полученных знаний, развитие творческих способностей | Оценка учителя |
Приложение № 2
Задание для групповой работы «Рассыпанныё лингвистический текст»
Простые предложения соединяются с помощью союзов и, а, но
Простые предложения соединяются с помощью союзов что, где, когда, если, чтобы
Простые предложения равноправны
Простые предложения неравноправны
Нельзя задать вопрос от одного простого предложения к другому
Можно задать вопрос от одного простого предложения к другому
Схема предложения
Схема предложения
Виды сложного союзного предложения
? | ? | |
С помощью чего соединяются простые предложения? | ||
Отношения между частями сложного предложения | ||
Можно или нельзя задать вопрос от одной части предложения к другой? | ||
Схемы сложного предложения |
Приложение №1
Лист индивидуальных достижений
Фамилия, имя __________________________________________________________________
Тема урока___________________________________________________________________
1.На этапе актуализации знаний я выполнял _________________________________________________разбор предложения.
Выделил грамматическую основу | Выделил второстепенные члены предложени | Составил схему | Дал характеристику |
Без ошибок С ошибками | Без ошибок С ошибками | Без ошибок С ошибками | Без ошибок С ошибками |
1 балл 0 баллов | 1 балл 0 баллов | 1 балл 0 баллов | 1 балл 0 баллов |
Максим. Балл 4 Я набрал баллов |
2.На этапе усвоения новых знаний и первичного закрепления я работал в группе, выполнял роль_________________________________ _______________________________________. Наша группа ______________________________ с заданием.
Работал активно | Работал пассивно | Не принимал участия в работе | |||
2 балла | 1 балл | 0 баллов | |||
|
3.На этапе закрепления изученного материала я работал самостоятельно, выполняя упражнение с комплексным заданием.
Выделил грамматические основы | Выделил союзы | Составил схему | Определил вид |
Без ошибок С ошибками | Без ошибок С ошибками | Без ошибок С ошибками | Без ошибок С ошибками |
1 балл 0 баллов | 1 балл 0 баллов | 1 балл 0 баллов | 1 балл 0 баллов |
Максим. Балл 4 Я набрал баллов |
4.На этапе контроля за процессом и результатом учебной деятельности я работал в паре, мы с напарником определяли виды 7 сложных союзных предложений.
Не допустили ошибок | Допустили 1 ошибку | Допустили 2 ошибки | Допустили 3 ошибки | Допустили 4 и более ошибок |
4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
Максимальный балл 4 | Я набрал балла(ов) |
5. На этапе рефлексии деятельности (подведении итогов занятия) я оценивал деятельность, подвожу итоги:
Закончи предложения:
Сегодня на уроке я узнал о 2-х видах сложного союзного предложения:_____________________________________и _____________________
Теперь я умею их различать по ___________________, ____________________________, ___________________________________________
Если я набрал(а)
От 12 до 14 – «5»
От 11 до 10 – «4»
От 9 до 7 – «3»
Менее 6 баллов – ещё раз обратись к учебнику, таблице и алгоритму.
Я набрал(а) ……………баллов и получил(а) оценку……………
Приложение №2
Задание 3. Работа в парах. Прочитайте с напарником предложения, проговаривая действия по алгоритму, определите вид сложного союзного предложения, заполните игровое поле игры «Домино»
Сложное союзное предложение |
|
|
|
|
|
|
|
Игра «Домино»
№ | ССП | СПП | № | ССП | СПП | № | ССП | СПП | ||
1 | 1 | 1 | ||||||||
2 | 2 | 2 | ||||||||
3 | 3 | 3 | ||||||||
4 | 4 | 4 | ||||||||
5 | 5 | 5 | ||||||||
6 | 6 | 6 | ||||||||
7 | 7 | 7 |
Предварительный просмотр:
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА
урок русского языка в 5 классе
Раздел Синтаксис и пунктуация_________________________________________________________
Тема Виды сложного союзного предложения: сложносочинённое и_________________________ сложноподчинённое___________________________________________________________________
Формирование универсальных учебных действий:
- Личностные УУД
Умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор
- Регулятивные УУД:
Умения организовывать свою деятельность: высказывать предположения на основе наблюдений; формулировать тему,_______ проблему урока; искать пути её решения; соотносить цели и результаты своей___ деятельности; определять степень успешности работы_ осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.
- ПознавательныеУУД
Умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире: проводят______ сравнение и классификацию синтаксических единиц по самостоятельно выделенным критериям; выбирают смысловые единицы предложения и устанавливать отношения между ними_________; определяют основную и второстепенную информацию; строят логические рассуждения,________ включающие установление причинно-следственных связей; представляют информацию________ в_наглядно-символической форме (в виде опорных схем и формул, таблиц, алгоритмов).
- Коммуникативные УУД
Умения общаться, взаимодействовать с людьми: планировать учебное сотрудничество с_______ учителем и сверстниками, соблюдать_____ правила речевого поведения. Уметь высказывать и___ обосновывать свою точку_____ зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку____ зрения.________________________________________________________________
Основная идея урока
«Великая цель образования- это не знания, а действия» (Гербер). Расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов через формирование у учащихся умений реализации новых способов действия___________________________________.
. Основные понятия урока
Сложное союзное предложение, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение, союз как средство связи, сочинительная и подчинительная связь_____________________________________
Логика построения урока:
1.Постановка учебной задачи
Научиться различать виды союзного сложного предложения_по выделенным критериям________
2. Деятельность учащихся по выполнению задачи:
Групповая, парная работа______________________________________________________________
3. Подведение учащимися итогов деятельности:
Работа с оценочным листом,_балльная оценка, рефлексия «Закончи предложения»____________
4.Контроль уровня выполнения:
Самооценка и взаимооценка____________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синтаксическая лесенка Предложение Словосочетание Текст
Третье лишнее 1. Наступила поздняя осень и журавли потянулись на юг 2. Наступила поздняя осень журавли потянулись на юг. 3. Когда наступила поздняя осень журавли потянулись на юг.
Наступила поз д няя ос е нь , журавли пот я нулись на ю г .
Наступила поз д няя ос е нь , журавли пот я нулись на ю г . сущ. И.п . гл. сущ. И.п . гл. какая прил. куда сущ. на пр. х х
( Повеств ., невосклиц ., сложное, бессоюзное) , .
1. Наступила поздняя осень, и журавли потянулись на юг 2. Когда наступила поздняя осень , журавли потянулись на юг.
счастье здоровье удача долголетие
Сложные союзные предложения Вид союзного предложения Союзы Связь Отношения ССП СПП Вид союзного предложения Союзы Связь Отношения ? ССП и а но Сочини- тельная Равно- правные Нельзя задать вопрос СПП что где когда Подчини- тельная Неравно- правные Можно задать вопрос
Алгоритм определения вида союзного предложения Выделяю ГО,определяю их количество. 1. Исследую союз, связывающий простые предложения. 2 . Анализирую отношения между простыми предложениями. 3 . Определяю вид связи. и а но что где когда равноправные неравноправные сочинительная подчинительная
А.Степанов. Журавли
И.Левитан. Журавли. Болото
№ ССП СПП 1 2 3 4 5 6 7
Наедине с осенью Я услышал, как в небе кто-то начал осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала, и звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкал клин журавлей.
Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться!
Словосочетания Сочинительные Подчинительные Поз д няя и грус т ная Ул е тают на юг Ю г и север Клин журавлей Клин и к о сяк Уд и вительная ос е нь ? х х х
Словосочетания Поз д няя и грус т ная Ул е тают на юг Ю г и север Клин журавлей Клин и к о сяк Уд и вительная ос е нь Сочинительные Подчинительные Поз д няя и грус т ная Ул е тают на юг Ю г и север Клин журавлей Клин и к о сяк Уд и вительная ос е нь ?
Журавли Я плыл по лодке вниз и вдруг услышал, как в небе кто-то осторожно переливать воду из звонкого стеклянного сосуда в другой такой же сосуд. Вода булькала, позванивала, журчала, и звуки эти заполняли все пространство между рекой и небосводом. Это курлыкал клин ………..
Сложные союзные предложения Вид союзного предложения Союзы Связь Отношения ССП и а но Сочини- тельная Равно- правные Нельзя задать вопрос СПП что где когда Подчини- тельная Неравно- правные Можно задать вопрос
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Союзные сложные предложения.Сложносочинённые предложения.
Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. По союзам и по значению сложносочинённые предложения делятся на три группы. I....
Роль союза И для связи членов простого предложения и частей сложного союзного предложения
Тема: Роль союза И для связи членов простого предложения и частей сложного союзного предложения.Цели: 1) закрепить изученное о роли союза И в предложениях разного типа, о правилах постановки знаков пр...
Тренажёр. Подготовка к ГИА. Знаки препинания в сложносочинённом и сложноподчинённом предложении.
Тренажёр с триггерами состоит из 15 заданий В 7....
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."
Урок русского языка в 11 классе по теме "Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении."...
Виды сложных предложений. Союзные предложения (начало тем
Презентация к уроку по русскому языку на тему:"Виды сложных предложений. Союзные предложения (начало тем.)"...
Урок . Тема " Повторение. Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложносочиненном предложении». 11 класс
Урок повторения . 11 класс...
Презентация по теме : " Сложносочинённое и сложноподчинённое предложение".
В данной презентации вы найдёте полный анализ сложносочинённых и сложноподчинённых предложений....