факультатив по русскому языку для 8 класса
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Марченко Елена Игоревна

Данная рабочая программа факультативного курса подходит для изучения в 8 классе. Она содержит необходимые по современным критериям блок-модули.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus_8.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Элективный курс по русскому языку « Использование изобразительно-выразительных средств русского языка в тексте » изучается в 8 классе для тех , кто желает изучать русский язык на более глубоком  уровне, а также для тех, кто проявляет интерес к словесности, к речевому общению, к чтению, к творческой мысли.

         Факультативный курс предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

- сравнение и сопоставление; синтез и обобщение;

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;

- подбор аргументов, формулирование выводов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая словари, энциклопедии, Интернет-ресурсы;

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Целевая направленность факультативного курса

Развивающие цели:

- развитие речевой культуры, интеллектуальных и творческих способностей личности;

- углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;

- научить различным приемам использования их выразительных средств.

Обучающие задачи:

- понимание роли выразительных средств в развитии аналитического мышления человека;

- развитие монологической и диалогической речи, речевого самоконтроля, культуры публичной речи;

- формирование навыка создания текстов разных стилей речи;

- знакомство с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции и использование ее в речи;

- сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;

- пользование нормативными словарями и справочными материалами.

     

    В соответствии с учебным планом на изучение курса отводится 35 часов (1 час в неделю). По годовому календарному учебному графику – 34 часа ( 1 час – праздничный день: )

   

        Данный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.

        Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками и наблюдениями учащихся. Должны быть созданы условия для развития творческой познавательной активности учащихся. Уч-ся учатся создавать собственные высказывания.

        Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления уч-ся с сообщениями по материалам учебной литературы, исследования, диспуты.

       Эффективно использовать:

- проблемное изложение программного материала;

- самостоятельное исследования текста;

- рецензирование;

- сообщения как результат наблюдений;

- составление текста устного выступления на заданную тему.      

 

     

Структура занятий:

- анализ текста;

- конструирование текста;

- редактирование текста;

- создание собственного текста;

- обсуждение прочитанного, услышанного, созданного;

- защита творческих работ;

- поиск текстов разных стилей речи с определенным выразительным средством.

       

Федеральные государственные требования к уровню подготовки обучающихся

     Учащиеся должны овладеть в процессе изучения данного элективного курса следующими умениями и навыками:

- умение строить диалог и высказывать свою точку зрения;

- осуществлять запрос информации;

- уметь обращаться за разъяснениями;

- говорить и слушать, так как «уметь говорить – искусство, уметь слушать – культура» (Д.Лихачев);

- отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;

- владеть устной и письменной речью; различными видами монолога и диалога;

- соблюдать нормы построения текста;

- владеть навыками стилистической правки текста;

- кратко передавать содержание полученной информации;

- отделять главную информацию от второстепенной;

- понимать аргументацию;

- определять отношение к прочитанному и сказанному;

- расширять словарный запас;

- проводить самостоятельные исследования текста.

Ученик должен :

Знать/ понимать

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;

Уметь

- анализировать структуру и языковые особенности текста.

Приобретенные знания, умения способствуют самореализации, самовыражению личности, развивают навыки самостоятельной деятельности, совершенствуют коммуникативные способности, увеличивают словарный запас; расширяют круг используемых языковых и речевых средств.

Содержание обучения

Раздел

Наименование тем

Кол-во

часов

1

Введение

Введение. Роль изобразительно выразительных средств языка

1

2

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте

Эпитет в тексте. Работа метафоры в тексте. Роль олицетворения в тексте. Метонимия в тексте. Использование сравнения в тексте. Работа литоты и гиперболы в тексте. Работа аллегории в тексте. Работа оксюморона в тексте. Аллитерация и ассонанс в тексте. Стилистически окрашенная лексика в тексте. Работа оценочной лексики в тексте. Синонимы и антонимы в тексте. Антитеза . использование омонимов в тексте. Роль паронимов в тексте. Роль фразеологизма в тексте. Работа архаизма в тексте. Заимствованные слова в тексте. Перифраз в тексте. Работа анафоры и эпифоры в тексте. Градация в тексте. Инверсия в тексте. Использование синтаксического параллелизма в тексте. Роль риторических вопросов, восклицаний, обращений в тексте. Работа парцелляции, эллипсиса в тексте.

25

 3

Культура речи

Виды монолога. Виды диалога. Нормы построения текста.

3

4

Работа с текстом

Анализ и конструирование текста. Редактирование текста. Яркие словесные образы русских писателей и поэтов. Работа над проектом: «Яркие словесные образы русских писателей и поэтов». Защита и обсуждение проекта.

6

Итого: 35 часов

Основное содержание всех тем (блок-модули)

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте

25

3

Культура речи

3

4

Работа с текстом

6

Итого: 35 часов

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Дата

Тема

Кол-во

часов

План факт

Тип

урока

Элементы содержания

Вид контроля

Введение ( 1 ч)

1

Роль изобразительно-выразительных средств языка

1

Вводный урок

Беседа

Устный опрос

Изобразительно-выразительные средства языка в тексте ( 25 ч)

2

Эпитет в тексте

1

Урок изучения нового материала

Беседа. Редактирование собственного текста. Устранение ошибок в предложении

Исследование

3.

Работа метафоры в тексте

1

Урок-практикум

Практикум

Задания и упражнения

4

Роль олицетворения в тексте

1

Урок-практикум

Практикум

Словарная  работа

5

Метонимия в тексте

1

Урок изучения нового материала

Лекция

Работа с текстом

6

Использование сравнения в тексте

1

Урок-практикум

Практикум

Редактирование текста

7

Работа литоты и гиперболы в тексте

1

Урок-практикум

Работа с поэтическими и прозаическими текстами

Словарный диктант на основе ключевых слов темы

8.

Работа аллегории в тексте

1

Урок изучения нового материала

Беседа по вопросам с привлечением письменных ответов уч-ся

Словарная работа

9

Работа оксюморона в тексте

1

Урок изучения нового материала

Работа с текстом

Редактирование текста

10

Аллитерация и ассонанс в тексте

1

Урок изучения нового материала

Устные выступления уч-ся. Работа со словарем

Поисковая работа

11

Стилистически окрашенная лексика в тексте

1

Урок-лекция

Лекция. Исследование текстов.

Выводы, сделанные в ходе исследования текстов

12

Работа оценочной лексики в тексте

1

Урок изучения нового материала

Устное выступление. . Исследование текстов.

Поисковая работа на примерах текстов писателей

13

Синонимы и антонимы в тексте. Антитеза .

1

 Урок-  исследование

Исследование

Поисковая работа

14

Использование омонимов в тексте

1

Урок-лекция

Лекция. Исследование

Поисковая работа на примерах текстов писателей

15

Роль паронимов в тексте

1

Урок-лекция

Лекция. Работа со словарем

Исследование на основе поэтического текста

16

Роль фразеологизмов в тексте

1

Урок-семинар

Семинар.

Задания и упражнения

17

Работа неологизма в тексте

1

Урок-беседа

Беседа. Исследование

Ответы на вопросы

18

Работа архаизма в тексте

1

Урок изучения нового материала

Беседа

Написание статьи

19

Заимствованные слова в тексте

1

Урок изучения нового материала

Работа с текстом

Задания и упражнения

20

Перифраз в тексте

1

Урок -беседа

Строение текста. Роль концовки

Стилизация текста

21

Работа анафоры и эпифоры в тексте

1

Урок-лекция

Лекция. Анализ текста художественной лит-ры

Ответы на вопросы

22

Градация в тексте

1

Урок-семинар

Семинар. Исследование текста

Выводы на основе практической работы

23

Инверсия в тексте

1

 Урок-  исследование

Работа с текстом

Редактирование текста

24

Использование синтаксического параллелизма

1

Урок изучения нового материала

Исследование

Работа с текстом

25

Роль риторических вопросов, восклицаний, обращений в тексте

1

 Урок-  исследование

Работа с текстом

Редактирование текста

26

Работа парцелляции, эллипсиса в тексте

1

Урок изучения нового материала

Исследование

Работа с текстом

Культура речи ( 3 ч)

27

Виды монолога

1

Урок-лекция

Лекция. Исследование фрагментов текста

Работа с текстом

28

Виды диалога

1

Урок-лекция

Лекция. Исследование фрагментов текста

Работа с текстом

29

Нормы построения текста

1

Урок-семинар

Семинар. Исследование текста

Выводы на основе практической работы

Работа с текстом ( 6 ч)

30

Анализ и конструирование текста

1

Урок-практикум

Работа с поэтическими и прозаическими текстами

Словарный диктант на основе ключевых слов темы

31

Редактирование текста

1

Урок-практикум

Работа с текстом

Редактирование текста

32

Яркие словесные образы русских писателей и поэтов

1

Урок-исследование

Исследование

Работа с текстами русских писателей и поэтов

33

34

Работа над проектом «Яркие словесные образы русских писателей и поэтов»

2

Уроки-практикум

Обсуждение проекта

Проектная деятельность

35

Защита и обсуждение проекта

1

Обобщающий урок

Защита и обсуждение проекта

Анализ и оценка проекта

Итого: 35 часов

Учет и контроль образовательных достижений обучающихся

Формы контроля:

                           

   1.Текущий контроль: проводится на каждом уроке. Объекты контроля – виды речевой деятельности или лексические и грамматические навыки.

   2. Промежуточный контроль : проводится в конце цепочки уроков, четверти и ориентирован на те же объекты.

Может носить тестовый характер.

   3. Итоговый контроль : проводится в конце учебного года. Объекты контроля – умения во всех видах деятельности: создание проекта.

                                   

Виды контроля:

- устный ответ;

- диспут;

- исследование;

- опрос;

- работа с текстом;

- беседа;

-работа со словарем;

-исследование текстов;

-защита проекта;

- редактирование текста.

                             Для осуществления образовательного процесса используются элементы следующих педагогических технологий:

- традиционное обучение;

- развивающее обучение;

- личностно-ориентированное обучение;

- проблемное обучение;

- коммуникативные технологии.

На занятиях используется групповая, фронтальная и индивидуальная работа

                           Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Печатные пособия
  1. Булатова Л.Н, Касаткин Л.Л, Строганова Т.Ю. О русских народных говорах.- М.: Просвещение, 1976.
  2. Гольдин В.Е. Речь и этикет.- М.,1984.
  3. Голуб И., Розенталь Д.. Секреты стилистики. – М., 2007.
  4. Горшков А.П. Русская словесность. – М., 2001.
  5. Каменская Р.А. Культурология.- М.:Просвещение, 2004.
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка.-М.,1975.

7.  Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И.Молоткова.- М.,1979.

8. Энциклопедический словарь юного филолога. – М., 2001.

      9.  Солганик  Г.Я. Синтаксическая стилистика. - М.: Знание, 1988.

  1. Цифровые образовательные ресурсы

    Для обеспечения плодотворности учебной программы используются следующие сайты:

- www.engmatrix.com/german.html.

- www.polyglot.ws/

- deutsch-uni.com.ru.

- www.de-fedorova.com/

- germ-mania.narod.ru.

  1. Учебно-практическое оборудование

В учебном процессе используется следующее оборудование :

- интерактивная доска;

- ноутбук;

- доска.

      4.  Демонстрационные пособия

Наглядные пособия: грамматические таблицы.

Творчество поэтов

  1. Ахматова А.
  2. Бальмонт К.
  3. Блок А.
  4. Брюсов В.
  5. Державин Г.
  6. Есенин С.
  7. Лермонтов М.
  8. Лохвицкая М.
  9. Мандельштам О.
  10. Маяковский В.
  11. Пушкин А.
  12. Твардовский А.
  13. Тютчев Ф.
  14. Фет А.
  15. Цветаева М.

Творчество писателей

  1. Булгаков М.
  2. Гоголь Н.
  3. Горький М.
  4. Достоевский Ф.
  5. Кассиль Л.
  6. Зощенко М.
  7. Платонов А.
  8. Чехов А.

Устное народное творчество

  1. Былины
  2. Загадки
  3. Лирические песни
  4. Пословицы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультатив по русскому языку в 9 классе

факультатив по русскому языку в 9 классе...

Факультатив по русскому языку 8 класс

Законы русской орфографии...

Факультатив по русскому языку 7 класс

Факультатив по русскому языку 7 класс...

Факультатив по русскому языку 7 класс

Рабочая программа факультатива по русскому языку в 7 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общео...

Факультатив по русскому языку 8 класс

Факультатив по русскому языку 8 класс...

Факультатив по русскому языку «Русская речь»

Рабочая программа факультатива по русскому языку для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной ...