Конспект урока "Систематизация и обобщение изученного по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Лысенко Ирина Викторовна

Обобщение и закрепление знаний об имени числительном как о части речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx69.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока          Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя числительное».

Цель урока:

- обобщение и закрепление знаний об имени числительном как о части речи;

Задачи:

-совершенствование навыков аналитической работы со словом;

-развитие речи обучающихся, развитие умения «видеть» имена числительные разных разрядов в тексте;  

-совершенствование навыков нормированного употребления числительных разных разрядов

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация, карточки с заданиями.

                                                            Ход урока.

1.Организационный момент.

Приветствие

-Проверьте свою готовность к уроку

-Мы начинаем наш урок. Я желаю вам успехов в работе.

2.Языковая разминка.

-Выполним словарно-орфографическую работу: напишем небольшой диктант

-А кто мне скажет, что это за дата 2 февраля 1943 года?  (Победа Советских войск под Сталинградом).

-Сколько в этом году исполнилось со дня победы сов. войск под Сталинградом? ( 72 года)

-Верно, именно здесь 72 года  назад шли ожесточенные бои.

(Фрагмент фильма + песня)

-Подчеркиваем грамматическую основу предложения и даем его характеристику, чертим схему.

- Охарактеризуем употребленные в данном предложении имена числительные.

Второе – порядк., простое, целое.

Тысяча девятьсот сорок третьего – порядковое, составное.

3.Определение темы и цели урока.

- Что мы характеризовали в предложении для синтаксического разбора?

-Правильно, имена числительные.

-Значит, о чем сегодня пойдет речь? (о числительных)

-Посмотрите на тему нашего урока. Исходя из темы, попытайтесь определить цели нашего сегодняшнего урока. ( повторить все, что нам известно о числительном, проверить наши знания с помощью различных практических заданий).

4.Актуализация опорных знаний.

Работа в парах.

-За несколько уроков мы с вами узнали очень много о такой части речи как имя числительное. Попробуйте в парах, опираясь на таблицу, систематизировать знания о числительном, приводя примеры.

-Давайте проверим, что у вас получилось. (Один человек у доски)

-Что ж, у вас неплохие теоретические знания о числительном. Теперь пора перейти от слов к делу.

5.Развитие орфографических умений.

1.Немой диктант

-А теперь проведем немой диктант (по карточкам). Я буду показывать карточки с цифрами, а вы должны их записать словами.

-Все работают в тетради, а один у доски.

5, 15, 50, 500, 8, 80, 800, 6, 16, 60, 600, 100 000, 1 000 000 000, 11.

-Давайте проверим, какие слова у вас получились.

-Выделите орфограмму «Мягкий знак на конце и в середине имен числительных».

Физминутка.

-Ребята, вы молодцы. Устали, наверное. Давайте немного разомнемся. Выполните действия, названия которых будут появляться на экране

-давайте привстанем

-руками прихлопнем

-ногами притопнем

-приподнимемся на цыпочки

-присядем

-приступим к работе

2.Работа с текстом

-Перед вами текст. Прочитайте его, определите основную мысль.

В ходе Сталинградской битвы звание Героя Советского Союза получили 112 воинов. Но, пожалуй, наиболее известными среди них стали двое — сержант Яков Павлов и младший лейтенант Василий Зайцев. Штурмовая группа из четырех солдат, возглавляемая сержантом Павловым, 23 сентября захватила четырехэтажный дом. Солдаты вчетвером удерживали его два дня. Затем подошло подкрепление под командованием старшего лейтенанта Афанасьева, и дом удерживали вплоть до начала нашего контрнаступления. После войны дом был восстановлен, а одна из его стен ныне — памятник героям.

Василий Зайцев стал одним из самых знаменитых снайперов за всю историю Второй мировой войны. Охотник-сибиряк, он великолепно умел стрелять, поэтому неудивительно, что вскоре ему доверили снайперскую винтовку. По официальным данным, на его личном счету 242 убитых фашиста. А наибольшую известность он получил, одержав победу над опытным немецким снайпером.

-Какова тема данного текста? (тема –).

-А основная мысль? (основная мысль –                                  ).

-Давайте вместе с вами вслух прочитаем данный текст, правильно употребляя имена числительные. (Один человек читает текст).

-Какие слова вызывают затруднения? Есть непонятные слова?

Словарная работа

Контрнаступление –

-Снайпер-

-Теперь поработаем с текстом и дадим характеристику нашим именам числительным.

-ОГЗ?

-Вопросы?

-Разряд? Строение?

-Морфологические признаки?

-Синтаксические признаки?

-Задание: есть ли слова, имеющие числовое значение, но не являющиеся числительными? (четырехэтажный, вчетвером)

─  Как отличить имена числительные от слов  с количественным значением, относящимся к другим частям речи?

6.Закрепление.

-А теперь закрепим свои знания об имени числительном, выполнив небольшой тест. (У каждого ученика на парте).

1. Тест.

1.Укажите фразу, в которой отсутствует имя числительное:

а) пять пистолетов;

б) пятеро немцев;

в) пятак;

г) пятый на батарее

2. Выберите правильный ответ:

 Имена числительные делятся на:

а) косвенные и нарицательные:

б) количественные и порядковые;

в) качественные и относительные;

г) количественные и повествовательные.

3. Укажите количественное числительное:

а) на первом месте;

б) во втором взводе ;

в) семидесятилетний юбилей;

г) семь тысяч наград.

4.  Укажите порядковое числительное:

а) четырнадцатые;

б) двенадцать;

в) двести;

г) тысяча девятьсот сорок третий

5. Укажите верное утверждение.

а) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и его порядок при счете.

б) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

в) Имя числительное – это служебная часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

г) Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

7.Рефлексия. Итог урока.

-Я надеюсь, что вы все справились с заданием.

-Наш урок заканчивается. Справились мы с поставленной в начале урока целью?

-И я надеюсь, что в ваших сердцах никогда не умрет память о защитниках Сталинграда.

Помните, на какой земле вы родились, растете, и на которой будут жить ваши дети.

-А теперь вы сами оцените свою работу. Что у вас получилось? Над чем еще нужно поработать?

-Заполните таблицы, которые лежат у вас на партах.

Утверждение

Поставь знак «+» или «-«

Я закрепил знания об имени числительном

Я достиг цели урока

Я умею  правильно писать имена числительные и  употреблять их в речи

Мне необходимо поработать над…

Выставление отметок

8.Домашнее задание.

1.Написать мини-сочинение на лингвистическую тему «Героический Сталинград», используя имена числительные.

2.Составить небольшой рассказ о себе и своей семье (классе), включив числительные.

 3.Найти 10 пословиц с числительными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение и обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Методическая разработка интегрированного (русский язык+математика) урока в форме игры, который проводится с участием двух учителей-предметников....

Интегрированный урок русского языка и предметов регионального компонента. Обобщение изученного по теме «Имя числительное». 6 класс.

Идея данного урока возникла во время участия во Всероссийском конкурсе «Мой лучший урок» - 2009.  Учитель русского языка и литературы из. г. Тимашевска Краснодарского края Чепуркова Ирина Эдуардо...

Открытый урок по теме: "Систематизация и обобщение изученного материала о числительном»

Закрепление изученного материала о числительном. Частотность употребления имени числительного. Выработка навыка выразительного чтения. Работа над орфографической и пунктуационной зоркостью....

Бинарный урок математики и русского языка по теме "Обобщение изученного по теме «Имя числительное». Вместе будем обобщать"

Цели:дидактические:формирование умений и навыков, учащихся по теме: “ формирование умений правильно употреблять численные в речи.воспитательные:через межпредметные связи воспитывать ученика как всесто...

Урок "Обобщение изученного по теме "Имя числительное"

Урок русского языка в 7 классе. Обобщение и систематизация изученного по теме "Имя числительное"...

«Систематизация и обобщение изученного об имени числительном»

Систематизация о обобщение знаний об имени числительном, закрепление навыков, связанных с употреблением числительных в письменной и устной речи...

Презентация к игровому уроку по теме "Грамматика в числах" ("Обобщение изученного об имени числительном") 6 класс

Команды учащихся выполняют задания на повторение изученной темы: теоретический блок, отличие числительных от других частей речи, разграничение разрядов и употребление в устной и письменной речи разных...