пошаговая инструкция
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

в помощь выпускникам , как писать сочинение на лингвистическую тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл инструкция14.25 КБ

Предварительный просмотр:

Пошаговая инструкция по написанию сочинения .

Шаг 1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания

Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

* о богатстве, выразительности, точности русской речи;

* о средствах выражения мыслей;

* о роли эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;

* о взаимосвязи лексики и грамматики;

* о роли синтаксиса в человеческом общении;

* о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление

Во вступлении необходимо:

* сформулировать позицию автора высказывания;

* выразить своё отношение к ней.

Сформулировать позицию автора вам помогут слова и выражения:

* автор анализирует

* характеризует

* рассуждает

* отмечает

* доказывает

* сравнивает

* сопоставляет

* противопоставляет

* называет

* описывает

* разбирает

* подчёркивает

* ссылается на...

* останавливается на ...

* раскрывает содержание

* отмечает важность

* формулирует

* касается

* утверждает

* считает, что ...

Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

* действительно

* на самом деле

* не могу не согласиться с автором высказывания

* я полностью согласен с ...

* вынужден согласиться с ...

* я разделяю точку зрения автора высказывания

* я поддерживаю мнение автора

* бесспорно мнение автора о том, что ...

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.

Можно применить цитирование, например:

К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Можно обойтись и без цитирования, например:

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.

или:

Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

или:

В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

Шаг 4. Пишем основную часть

Основную часть можно начать следующими словами

* Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ...(называем фамилию автора текста)

* Обратимся к тексту русского писателя ...(фамилия автора текста)

* Докажем эту мысль на примерах из текста...

* Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...

* Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:

* примеров должно быть 2;

* примеры должны быть из указанного текста;

* приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.

При оформлении примеров можно использовать вводные слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5. Пишем заключение.

В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

Начать вывод можно следующими словами и фразами:

* Таким образом, ...

* Итак, ...

* Следовательно, ...

* В итоге можно прийти к такому выводу: ...

* В заключение можно сказать, что ...

* Мы убеждаемся в том, что ...

* Обобщая сказанное, ...

* Из этого следует, что ...

и т.д.

Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.

Общий план:

1.Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2.Аргументация:

а) аргумент-пример №1;

б) аргумент-пример №2.

3.Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки, то есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца. А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пошаговая инструкция аттестации руководителей

пошаговая инструкция для аттестации руководителёй при вхождении в должность и для аттестации руководителей на первую и высшую квалификационную категорию...

Пошаговые инструкции упражнений: "Сетка слов", "Кроссворд", "Найди пару", "Правило чтения", "Виселица" на Сервере LearningApps.org

Пошаговые инструкции упражнений:" Начало работы",  "Сетка слов", " Кроссворд", " Найди пару", "Правило чтения, "Виселица"" помогут учителям, родителям и ученикам быстро и правильно потренир...

Пошаговая инструкция по вставке звука в презентацию Power Point

Пошаговая инструкция по вставке звука в презентацию Power Point...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сочинение.(Пошаговая инструкция: план, опорные слова, аргументы)

Данный материал содержит практические рекомендации к написанию сочинения-рассуждения: план, опорные слова, аргументы. Предназначен для подготовки выполнения задания "С" на ЕГЭ по русскому языку. "Поша...

пошаговая инструкция выполнения ГИА по русскому языку

Данная презентация поможет наглядно показать ученикам этапы подготовки к мини-сочинению в ГИА....

пошаговая инструкция по работе над проектом

пошаговая инструкция по работе над проектом...

Пошаговая инструкция по созданию презентаций

Данную инструкцию нам дала преподаватель ИКТ ИПК ПРО города Ульяновска Мукина Ольга Геннадьевна. Данная инструкция мне это очень помогает. Спасибо Ольге Геннадьевне) Надеюсь поможет и вам....