Рабочая программа по развитию речи 6 класс( для коррекционных общеобразовательных школ V вида.)
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Герейханова Джамиля Джамалдиновна

Рабочая программа разработана в соответствии с примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_razvitiyu_rechi_6_klass.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №2124 «Центр развития и коррекции» СП№28

Рассмотрено                                                      Утверждено

на заседании МО учителей                               решением ПС учреждения

гуманитарного цикла                                        Протокол № ___ от______

Протокол №_____ от_______                          Приказ № ___ от_______

Руководитель МО______________                  И.О. рук.СП№28 __________

Рабочая программа

по развитию речи

6 класс

Разработана в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования

Срок реализации учебной программы 2015-2016

Разработала:

учителя русского языка и литературы

ГБОУ «Школа №2124 «Школа развития и коррекции»

Герейханова Д.Д.

Москва, 2015

                                 

                                   Пояснительная записка

Данная программа составлена на основании федерального компонента государственного стандарта общего образования, разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и концепцией модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29 декабря 2001 года; одобренной решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года     № 21\12; утвержденной приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования» от 5 марта 2004 года.                    Согласно государственному образовательному стандарту, специально выделенные часы на развитие связной речи в основной школе направлены на достижение следующих целей:

           Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

    Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, эстетического вкуса на основе освоения различных типов и стилей текстов, а также художественных произведений;

           Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

         Освоение знаний о русском  языке, его духовно-нравственном и эстетическом значении; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

         Овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Речь — это деятельность, которая представляет собой и сам процесс речетворчества во время ее произнесения (или письменной фиксации), и результат этого процесса — то высказывание, тот текст, который и составляет основную единицу речи.

      Культура речи - степень соответствия речи нормам литературного языка.   В наше время общение является одним из основных факторов взаимопонимания между людьми. Для правильного и грамотного общения существует специальный предмет, как русский язык и культура речи. Постигнув эту дисциплину, человек начинает правильно самовыражаться в жизни как индивид-личность. Культурная речь всегда помогала человеку найти взаимопонимание между людьми, как в производственных видах деятельности, так и в духовном общении.  

         Развитие речи – отрасль методики русского языка и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей. Предметом ее изучения является процесс овладения детьми родной речью и навыками речевого общения в условиях целенаправленного педагогического воздействия. Формирование правильной устной и письменной речи, а также навыков общения.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской федерации  V вида на  изучение предмета «Развитие речи» в 6 классе предусматривает 70 часов по 2 часа в неделю. Из них 8 часов для практических и контрольных работ.

Формой организации учебного процесса являются традиционные уроки.  Они классифицируются  по учебной цели, содержанию, форме, средствам обучения и другим основаниям.

Проводятся уроки формирования умений и навыков, различные виды уроков контроля, уроки повторения, обобщения и систематизации изученного. В организации учебного процесса используются: предметно-ориентированные технологии обучения, технология дифференцированного обучения, концентрированного обучения, модульного обучения в аспекте личностно-ориентированного подхода к обучению.

Механизмы обучения, построены с ориентацией: на дидактическую цель, лежащую в основе того или иного этапа обучения (методы обучения и методы контроля); на источник получения знаний учащимися (слово учителя, беседа, наблюдение, чтение, языковой анализ текстов и др.);  на способ мышления при познании (методы индукции и дедукции, аналогии, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза); методы теоретического изучения языка (сообщение, беседа, самостоятельная работа по учебнику); методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи (упражнения в распознавании типов текста, стилей речи, дифференциацией лексических значений слов, наблюдение, видоизменение, конструирование); методы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (метод опоры на ранее приобретенные знания).

Для осуществления контроля применяются текущий и  итоговый контроль, которые включают в себя опросы, изложения и сочинения.                                                                                                                           

   

     Учебники, используемые в учебном процессе:

  1. Русский язык:  5 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская  Л.А.Тростенцова и др.;  научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.
  2. Русский язык:  6 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская  Л.А.Тростенцова и др.;  научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
  3. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – 13- изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – 13- изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.

                     Содержание рабочей программы

Повторение изученного в 5 классе: 

Текст. Тема и основная мысль текста. Стили. Типы текстов.

Типы текста

Понятие о рассказе. Особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Лексика и фразеология

         Лексика. Исконно русские слова. Заимствованные слова. Общеупотребительные слова. Профессионализмы, диалектизмы. Жаргонизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Устаревшие слова. Неологизмы. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

          Фразеология. Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы, источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.           

            Типы текста 

           Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы.

           Описание помещения, структура этого текста, языковые особенности.

Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

           Описание природы, структуры  данного текста, его языковые особенности; описание предметов, находящихся вблизи и вдали. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы.

           Описание пейзажа по картине.

           Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

            Стили речи

            Публичная речь. Различные сферы употребления устной публичной речи. Публичное выступление – призыв, его структура. Языковые особенности. Публичное выступление о произведении народного промысла.

Контрольные мероприятия: опрос, изложение, сочинение.

          Учебно-тематический план

Русский язык

Кол-во часов

Развитие речи

Кол-во

часов

Русский язык – один из развитых языков мира

1

Русский язык – один из развитых языков мира

1

Повторение изученного в 5 классе

12

Текст. Тема и основная мысль текста. Стили. Типы текстов.

5

Морфология. Глагол

32

Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

14

Повторение изученного  в 5 классе (продолжение)

13

Создание текстов на основе исходного.

5

Словообразование и орфография

22

Лексика и фразеология.

Сбор и анализ материалов к сочинению.

Описание помещения.

10

Морфология.  Имя существительное

27

Систематизация материала к сочинению; сложный план. Выборочный пересказ исходного текста.

10

Морфология.  Имя прилагательное

28

Описание природы. Выборочный пересказ исходного текста с описанием природы.

10

Морфология.  Имя числительное

25

Пересказ исходного текста с цифровым материалом.

10

Повторение и систематизация изученного в 6 классе

15

Публичное выступление – призыв.

5

Всего: 175

Всего: 70

Требования к уровню подготовки учащихся за курс 6 класса

Учащиеся должны уметь определять по толковому словарю из какого языка заимствовано слово, относится ли оно к устаревшему, диалектным или профессиональным словам. Уметь пользоваться словарями иностранных слов, устаревших слов, фразеологизмов.

Уметь собирать материалы к сочинению. Пересказывать исходный текст.

          Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

          Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

          Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический текст).

           

Литература

  1. Русский язык:  5 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская  Л.А.Тростенцова и др.;  научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
  2. Русский язык:  6 кл. общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская  Л.А.Тростенцова и др.;  научн. ред. Н. М. Шанский/.- 31-е изд.- М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009.
  3. Русская речь: Развитие речи. 5 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – 13- изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Русская речь: Развитие речи. 6 кл.: Учеб.для общеобразоват. Учреждений. – 13- изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.
  5. Уроки русского языка в 5 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Г.А. Богданова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2012 г.
  6. Уроки русского языка в 6 классе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, Г.А. Богданова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2012 г.
  7. Уроки развития речи: Дидактические материалы для учащихся по программе «Речь»: 5 кл. / Под общей ред. Г.И. Кананкиной, Г.В.  Пранцовой. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000.
  8. Уроки развития речи: Дидактические материалы для учащихся по программе «Речь»: 6 кл. / Под общей ред. Г.И. Кананкиной, Г.В.  Пранцовой. – М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000.

     Материально-технические средства обучения

  1. Классная доска.
  2. Ноутбук.
  3. Наглядный материал: таблицы, плакаты, иллюстрации.
  4. Аудиомагнитофон.
  5. Телевизор.
  6. Видеомагнитофон.
  7. Видеопроектор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 7 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по географии 8 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по географии 9 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 9

Организационная модель внеурочной деятельности "школы полного дня".  Преимуществами данной модели является комплекс условий для успешной рекализации  образовательного процесса в течение всег...

Рабочая программа по географии 7 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по географии для 7 класса составлена с учётом психофизиологических особенностей обучающихся с интеллектуальной  недостаточностью на основании нормативно-правовых документов. При...

Календарно - тематическое планирование уроков письма и развития речи в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Материал содержит календарно - тематическое планирование уроков письма и развития речи в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на первое и второе полугодия учеб...

Календарно - тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Материал содержит календарно - тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 5 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на первое и второе полугодия учеб...