Урок русского языка в 7 классе по теме "Повторение изученного по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Ярош Наталья Анатольевна

Урок русского языка в 7 классе проводится после изучения темы"Наречие" и служит для повторения изученного материала по теме. На уроке повторяется правописание наречий: 0-а на конце наречий, о-е на конце наречий, дефисное написание наречий, правописание приставок в наречиях. На уроке проводится физультминутка, урок сопровождается презентацией. В конце урока проводится рефлексия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Добросельская ООШ»

Грайворонского района Белгородской области

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

 В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

 «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ»НАРЕЧИЕ»

учитель: Ярош Н.А.

Тема:      Повторение изученного  по теме «Наречие»

Цель: - создать условия для обобщения и расширения сведений о наречии как части речи, повторения  правописания наречий, наблюдение за употреблением наречий в речи, в тексте;

- практическое закрепление навыков правописания наречий;

 - воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, внимательность, аккуратность;

Оборудование: художественный текст, слайды  презентации

                                                        Ход урока

  1. Организационный момент.

 Создание психологического настроения на работу.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок –это и есть наше с вами совместное творчество. Сейчас посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я улыбнусь вам, вы – мне, нашим гостям.

Я рада видеть каждого из вас,

И пусть зима прохладой в окна дышит,

Нам здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

Учитель: Откройте тетради, запишите число, классная работа. Оставьте строчку для темы урока.

2. Сначала мы напишем словарный диктант.

Видимо-невидимо, бок о бок,, точь-в-точь, кое-куда, где-нибудь, внизу, хорошо, во-первых, настежь, издавна, по-медвежьи, поровну, недолго.

Учитель: проверим правильность написания на слайде №1

У каждого есть лист учёта знаний. Оцените себя.

Беседа по диктанту:

-Из каких частей речи состоит словарный диктант?

-Какую часть речи мы изучали на протяжении нескольких уроков?

-Это материал новый для вас или уже известный?

-Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (Повторение по теме «Наречие») слайд №2

-Какова цель нашего урока?

3. Читаем эпиграф к уроку (хором) слайд №3

Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной.    М.Горький

-Как вы понимаете высказывание писателя?

*выразительное чтение наизусть стихотворения (читает ученик):

Наш язык и скромен, и богат.

В каждом слове скрыт чудесный клад.

Слово «высоко» произнеси-

И представишь сразу неба синь.

Ты скажи: «Кругом белым-бело» -

И увидишь зимнее село,

С белых крыш свисает белый снег,

Не видать под белым снегом рек.

Вспомнится наречие «светло» -

И увидишь: солнышко взошло.

Если скажешь слово ты «темно»,

Сразу вечер поглядит в окно,

Если скажешь «ароматно» ты,

Сразу вспомнишь ландыша цветы.

Ну, а если скажешь ты «красиво»,

Пред тобою сразу вся страна.  

-Какие слова привлекли внимание поэта?

-Какая это часть речи?

-На какой особенности этих слов акцентирует внимание автор? (образность)

4. Начнём работу по повторению правописания наречий. Выполним работу по карточкам (раскрыть скобки, объяснить, слитно или раздельно пишется НЕ с наречиями)

  *повторить правило «Слитное и раздельное написание не с наречиями на  

       –о, -е»*

(Не)лепо, вовсе (не)интересно, (не)весело, (не)далеко, а близко, совсем (не) убедительно, (не)хорошо, (не)хорошо, а плохо,  (не)уклюже, (не)по-товарищески.   Слайд №4

- обменяйтесь тетрадями, проверьте по слайду правильность написания и поставьте друг другу оценки.

5. Вспомним, когда на конце наречий пишется буква А, а когда –О?

             *повторить правило «Буквы о-а на конце наречий»*

Буквенный диктант

Слегка        стеснительно          начерно

досыта         влево                     дочерна

направо       задолго                 досуха

Добела        изредка                 дотемна

Сначала       искоса                   насухо

- проверим (слайд №5)

1.а       6. О        11. О

2. А     7. О        12. А

3. О     8. О        13. А

4. А     9. А        14. А

5. А     10.А       15. О

- выставьте себе оценку в лист оценок

6. Повторение слитного и раздельного написания приставок в наречиях

                                     *правило*

-заменить выражения синонимичными наречиями

Распределительный диктант:      слитно - раздельно

А) прийти в точно назначенное время – вовремя

Б) разделить на две части- надвое

В) сильно испугаться – до смерти

Г) сделать приблизительно – на глазок

Д) работать хорошо – на совесть

Е) работать рядом друг с другом – бок о бок

- проверьте правильность написания (слайд №6) и оцените себя за это задание

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сели ровно. Прислонитесь к спинке стула. Выполним упражнение «носок-пятка».

Закрыли глаза, встряхнули кистями рук, досчитали до 10. Откройте глаза, посмотрите в окно, теперь посмотрите на меня. Посмотрите ещё раз в окно, найдите самое дальнее дерево, теперь опять посмотрите на меня.

Вернулись в класс. Вам тепло и спокойно. Вы бодры и полны сил. Продолжаем работать дальше.

7. Правописание Ь после шипящих на конце наречий.

 * повторить правило «Ь после шипящих в наречиях» *

Я буду читать наречия, а вы ставите +, если в наречии есть мягкий знак, и ставите «___», если мягкого знака нет.

 Цифровой диктант

Упасть навзничь, мчаться вскачь, ударить наотмашь, уйти прочь, выйти замуж, уж темно, усыпано сплошь, стало невтерпёж, открыть настежь, скопировать точь – в – точь.

- проверьте друг друга (слайд №7) и поставьте оценки в лист

1.+       3.+     5.-    7.+     9.+

2.+      4.+      6.-    8.-     10.+

8. Выполним задание по выбору

- на доске-

-О или –Е                                                                                 НЕ- или НИ-

Хорош..                                                                                            н..откУда

Свеж..                                                                                               н..где

Ещ..                                                                                                   н..когда

Горяч..                                                                                              н..гдЕ

Певуч..                                                                                               н..откуда

Могуч..                                                                                              н..кудА

Выжидающ..                                                                                    н..куда

- повторить правило-                                                  - повторить правило-

Оцените себя за это задание

9. Работа с текстом

(Тихо)тихо в лесу. Вот (по)кошачьи ступают по рыхлому снегу чьи(то) лапы. Откуда(то) (с)прав.. вместе с ветром доносится голодный вой волков. (По)зимнему молчит лес. Хлопья снега падают редко (редко). (С)прав.. и (с)лев.. от опушки стоят сосны в хлопьях снега.

-Прочитайте выразительно текст, докажите, что это текст.

-Как его можно озаглавить? Определите стиль текста

- Какую роль играют в тексте наречия? Выпишите наречия со скобками и пропусками, объяснить правописание наречий.

10. Работа в парах: Пословицы рассыпались.

- сложить «рассыпавшиеся» пословицы, объяснить одну из них, найти в пословицах наречия, объяснить их правописание.

ТИШЕ ЕДЕШЬ;  А ДОМА ЛУЧШЕ;   А ТЕЛЕГУ ЗИМОЙ;   ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ;  В ГОСТЯХ ХОРОШО;  ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ; СЛУШАЙ БОЛЬШЕ, ГОВОРИ МЕНЬШЕ; ДЛЯ ДОРОГОГО ГОСТЯ И ВОРОТА НАСТЕЖЬ.

11. Рефлексия

Мы говорили в начале урока, что одна из особенностей наречий –образность, наречия помогают выразить чувства точнее, выразительнее. Подберите наречия к пожеланиям и скажите, кому адресовано ваше пожелание: себе, ребятам, гостям:

                                  СЛАЙД №10

  1. ____________________ не болеть.
  2. ________________________ выглядеть.
  3. ____________________ улыбаться.
  4. ______________________готовиться к урокам.
  5. _________________писать в тетрадях по русскому языку.
  6. _________________________ быть преданным своему делу.
  7. Живите ______________________.
  8. ____________________________учить орфограммы.

Слова для справок:  всегда, никогда, чаще, счастливо, великолепно, аккуратно, тщательно, серьёзно, чисто.

Оцените себя за урок (несколько оценок послушать)

12. Подведение итогов урока:

- Что повторили на уроке?

-Спасибо за вашу работу на уроке. Надеюсь, что всё сказанное и сделанное не будет напрасным.

13. Домашнее задание : (слайд №11):

1. Составить словарный диктант по теме «Наречие»

2.  По учебнику: упр.271 стр. 125

3.           Дополнительное задание: найти 5-6 пословиц с наречиями

Литература:

  1. Русский язык. 7 класс [Текст]: учеб.для общеобразоват. учреждений / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, О.М.Александрова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба; науч.ред. Н.М.Шанский. – 31-е изд. – М.: Просвещение, 2009. -223 с., [4] л.: ил. -100000 экз.– ISBN 978-5-09-020359-3.

  1. Фёдорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе[Текст]: Кн. для учителя/М.В.Фёдорова. – 4-е изд., перераб. –М. : Просвещение, 2002. – 221 с.- 30 000 экз. - ISBN 5-09-010793-9.

  1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 7 класс [Текст]: пособие для учащихся /Г.А.Богданова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 143с. – (Лингвистический тренажёр).150 000 экз. – ISBN 978-5-09-021250-2.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии

урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...

презентация к уроку русского языка 6 класс "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"

Презентация к уроку русского языка 6 класс"Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фонетика" (повторение изученного), 5 класс (с презентацией)

Цель:повторить изученный материал по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»; систематизировать знания учащихся о звуках и их классификации; о  порядке фонетичес...

Урок русского языка "День освобождения села" Повторение изученного по теме "Сложное предложение"9 класс

Урок может быть использован для повторения ранее изученного материала по теме "Сложное предложение"....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...