Формирование УУД в основной школе на уроках русского языка
проект по русскому языку (7 класс) на тему

Сопрыкина Татьяна Алексеевна

Развитие связанной речи учащихся - это раздел школьного курса, по которому возрастает ряд проблем у поколения сегодняшних школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_v_osnovnoy_shkole_na_urok_rus.yaz_.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 «Основные направления региональной образовательной политики

в контексте модернизации российского образования»

(модуль инвариантной части повышения квалификации
по именному образовательному чеку)

        

Выпускной проект по теме:

«Развитие речи у обучаемых в системе инновационных образовательных технологий »

Срок выполнения проекта: 27.01. - 07.02.2014 г.

                                             Разработчик проекта:

                       Сопрыкина Татьяна Алексеевна

                 учитель русского языка и литературы

                                   ГБОУ СОШ с. Мусорка

                                    Ставропольский район

 

                 Проект допущен к защите:

«___» __________2014 г.

                                            Руководитель проекта:

__________Васильева Н.В..

     

Тольятти,

2013

Формирование  УУД в основной школе на уроках русского языка

Проект

педагогического эксперимента по освоению  и внедрению СОТ

по теме «Развитие речи у обучаемых в системе инновационных образовательных технологий»

Актуальность. Развитие связной речи учащихся- это раздел школьного курса, по которому возрастает ряд проблем у поколения сегодняшних школьников.

    Бедность словаря, ограниченность и шаблонность используемых в речи конструкций, более  широкое, чем ранее, применение однозначных слов- вот далеко не полный перечень трудностей, с которыми сталкивается сейчас педагог, работая  в школе с детьми всех возрастов. Кроме того, современный  ритм  жизни накладывает свои отпечатки не только на речь, но и на развитие мышления  учеников. Готовые часы напролет  проводить у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес  к учебным заданиям. Невероятно сконцентрированные в игре, они рассеянны и невнимательны на уроке, сосредотачиваются только на непродолжительное время. Выполняя ежедневно сотни тестовых заданий, они, как ни странно, имеют серьезные проблемы с памятью.

      Клиповость мышления, снижение мотивации, отсутствие навыков логического анализа, узость кругозора – все это  в комплексе требует пересмотра требований к содержанию и организации работы с учебной информацией.

      Именно на  уроках русского языка наряду с достижениями предметных результатов воспитывается положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной  речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека. Уроки развития речи призваны прежде всего развивать коммуникативные универсальные действия, так как учат умению выбирать адекватные языковые  средства для успешного решения речевых задач.

Новизна проекта заключается не столько дать  учащимся как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить их такими универсальными способами действий, которые помогут им  эффективно позиционировать себя в непрерывно меняющемся обществе. Задания по развитию  речи способны обеспечить  максимальное влияние на формирование  ценностно – смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Написание  сочинений, изложений позволяет увидеть многообразие взглядов различных людей на одну и ту же проблему, быть доказательным и корректным в защите гипотезы, формирует опыт переноса и применения УУД  в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного , личностного и познавательного развития.

Обоснование выбора темы проекта:

  1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательное отношение к языку как духовной  ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности – за счет подбора  соответствующих по содержанию текстов;
  2. Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное  владение русским  литературным  языком   в разных сферах  и ситуациях общения; готовности и способности к речевому  взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом  самосовершенствовании- посредством  разнообразия заданий, сопровождающих процесс написания изложения;
  3. Освоение  знаний  о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах,  основных нормах русского литературного  языка и речевого этикета; обогащению словарного запаса и расширение  круга используемых грамматических средств – за счет стилистической окраски текстов для воспроизведения;
  4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию – за счет логического анализа материала изложений и необходимости  его графического  структурирования;
  5. Применение  полученных знаний и умений в собственной речевой практике, поскольку создание в конечном счете творческого продукта (текста) с заранее заданными параметрами, отвечающего определенным  требованиям, является необходимым условием и целью работы.

Глоссарий проекта.  

  • Информация (от лат. informatio – разъяснение, изложение).  1. Сообщение о чем-либо. 2. Сведения, являющиеся объектом хранения переработки и передачи.
  • Коммуникация (от лат. communicatio – делать общим, связывать, общаться).  Вступительная беседа, чтение текста, беседа по содержанию, составление плана, составление рабочих материалов, устный пересказ текста, редактирование.
  • Технология (от греч. techne – искусство, мастерство + логия).

Произвольное построение речевого высказывания,  близкое к оригиналу; обогащение словарного запаса и грамматического строя языка; задания, обучающие пониманию логики построения текста; задания коммуникативного характера, обучающие учеников самостоятельно составлять связное монологическое высказывание; задания, позволяющие анализировать стилистические особенности текста; задания, связанные с анализом коммуникативной ситуации и отбором адекватного типа речи.

Цель проекта: разработать интегративные формы применения инновационных технологий  на уроках русского языка.

Задачи проекта:

  1. Изучить периодическую  литературу о современных технологиях и о внедрении их в образовательный  процесс общеобразовательной школы в 5-9 классах.
  2. Обобщить  материалы по инновационным  технологиям, формах их интеграции и представить   в виде технологической схемы для использования в организации учебного процесса по предметам гуманитарного цикла.
  3. Разработать блок уроков в 5-9  классах по теме проекта.

Методическая основа проекта:

  • текст, предназначенный для написания изложения, должен быть содержательным, интересным, личностно значимым;
  • работу по подготовке к написанию изложения  сделать рассредоточенной во времени;
  • предварительная работа должна носить комплексный характер

Объект проектирования: современные технологии по развитию вербальных форм коммуникации.

Предмет проектирования: УУД, позволяющие сформировать у учащихся эффективные формы коммуникации

План мероприятий по проекту.

Этапы

Мероприятия

Срок

Форма представления результатов.

1

Диагностический

1.Анализ трудностей УВП;

2.Постановка проблемы;

3.Изучение литературы по проблеме.

2013-14 уч.г.

  • Постановка проблемы на МО.
  • Публикации, участие в НПК

2

Прогностический

1.Постановка цели, задач работы в рамках проекта;

2.Разработка проекта.

2014-15

уч.г.

  • Выступление на МО.
  • Публикации, участие в НПК
  • Разработка авторских программ

3

Практический

1.Внедрение проекта в УВП;

2.Формирование методического комплекса по проекту;

3.Диагностика – первичная выборка;

4.Корректировка проекта.

2015-16 уч.г.

  • Открытые уроки, конференции.
  • Выступление на заседании МО.
  • Публикации, участие в НПК
  • Внедрение авторских программ в УВП ОУ

4

Обобщающий

1.Подведение итогов внедрения;

2.Оформление результатов работы по проекту;

3.Дальнейшая реализация проекта в УВП;

4.Повышение квалификации (курсы);

5.Распространение опыта;

6. Диагностика – вторичная выборка.

2016-17 уч.г.

  • Выступление на педсовете.
  • Трансляции опыта работы (НПК, публикации).
  • Разработка авторской программы и внедрение на базе ОУ

5

Внедренческий

1.Использование опыта работы в процессе дальнейшей работы;

2.Распространение опыта.

2017-2018

  • Аналитический отчет по итогам внедрения проекта.
  • Рефлексия

Ожидаемые результаты:

  • Формирование коммуникативные УУД;
  • Формирование навыков написания изложений, сочинений, эссе;
  • Формирование единого информационного пространства «учитель-ученик» для повышения интереса учащихся к предмету, организации оперативного контроля знаний обучаемых, повышения уровня усвоения программного материала, стимулирования самостоятельной деятельности школьников в получении дополнительных знаний.

Формы трансляции опыта работы:

- публикации с выступлением на НПК разного уровня

- создание (и внедрение)  авторских программ

Практические приемы и формы работы

  • Задания на произвольное построение  речевого высказывания, близкое к оригиналу
  1. Разученный диктант
  2. Прием «Кто больше?»
  3. Прием «Реставрация текста»
  4. «Найди ошибку»
  5. Прием «Будь внимателен»
  6. Восстановленный диктант
  7. Прием «Не пропусти»
  8. Прием «Самый внимательный»
  9. Свободный диктант
  10. Прием «Снежный ком»

  • Задания, рассчитанные на обогащение словарного запаса и грамматического строя языка учащихся
  • Задания для формирования познавательных УУД (понимание логики построения сюжета и композиции текста)
  • Задания коммуникативного характера на самостоятельное составление связного монологического высказывания
  • Задания, направленные на анализ стилистических особенностей текста
  • Связанные с анализом коммуникативной ситуации и отбором адекватного типа речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение творчества У.Шекспира в основной школе на уроках английского языка

Интересные познавательные презентации о творчестве и биографии У. Шекспира...

Формирование УУД в основной школе на уроках русского языка и литературы

Формирование УУД в основной школе на уроках русского языка и литературы...

Обучение развивающему чтению в основной школе на уроках английского языка

Обучение развивающему чтению в основной школе на уроках английского языка...

Групповая работа как средство развития универсальных учебных действий в основной школе на уроках иностранного языка

Системно-деятельностный подход в обучении иностранному языку нацелен на развитие личности,на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести з...

Формирование функциональной грамотности учащихся основной школы на уроках русского языка

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Важно, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры. В обществе, умел выстраи...

ФГИС «Моя школа». Использование основных ресурсов на уроках русского языка и литературы

С 1 сентября 2022 года заработал единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам ФГИС «Моя школа». Пользоваться «Моей школой» смогут учащиеся, ...

2022 год Развитие читательских компетенций у обучающихся основной школы на уроках русского языка и литературы

Педагогический проект, над которым работа продолжалась в течение трёх лет...