Сочинение по литературе. 2014 - 2015 учебный год.
план-конспект по русскому языку на тему

Сочинение по литературе.
  2014   -  2015 учебный год.

Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014/2015

 

1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

2. Вопросы, заданные человечеству войной

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе

4. Спор поколений: вместе и врозь

5. Чем люди живы? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon sochinenie.ppt541.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С очинение по литературе. 2014 - 2015 учебный год. Учитель МОУСОШ№№17 Г.Карталы Косолапова Ольга Михайловна

Слайд 2

Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на учебный год 2014/2015 1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) 2. Вопросы, заданные человечеству войной 3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 4. Спор поколений: вместе и врозь 5. Чем люди живы?

Слайд 3

Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ » 1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова) 1. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

Слайд 4

Юбилей М.Ю. Лермонтова • "Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно..." • Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова • "А что такое счастие?" Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" • Имя Лермонтова на карте России • "Лермонтов и Кавказ", "Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ...", " То сердце, где кровь кипела..." • "...Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить;... • Я думал: жалкий человек • Согласны ли вы с утверждением Печорина: ""Один из друзей всегда раб другого..." ? • "В наш век все чувства лишь на срок". Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века? • Что в имени тебе моём? • "Большое видится на расстоянье". Антивоенный пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова "Валерик"

Слайд 5

2. Вопросы, заданные человечеству войной 2. Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Слайд 6

Вопросы, заданные человечеству войной • Между жизнью и смертью • Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне • Дети и война • 891 день мужества ленинградцев • Мемориал – памятник с особым значением • "По ком звонит колокол" • Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу? • Значение войн для государства и для человека

Слайд 7

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе 3. Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

Слайд 8

4. Спор поколений: вместе и врозь 4. Темы данного направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

Слайд 9

5. Чем люди живы? 5. Темы данного направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Слайд 10

- Сами темы никому не будут доступны до экзамена. - Проходить экзамен будет в декабре. Для не справившихся пересдача в феврале. - Проверять работы будут школьные учителя. - Оценка – зачёт/незачёт. - Работа будет отправляться в федеральную базу, откуда вузы смогут запрашивать копии (чистые, без проверки учителями). - Вузы имеют право к 1 октября объявить условия учёта результатов написания сочинения и, организовав в рамках работы приёмной комиссии проверку заверенных копий сочинений, добавить к имеющимся у абитуриента баллам ЕГЭ до 10 дополнительных баллов.

Слайд 11

Критерии оценивания сочинения: Что касается объёма итогового сочинения, глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов внёс предложение в этом году не ограничивать его жесткими рамками, а установить ориентировочный минимум слов в письменной работе, необходимый для положительного оценивания работы вкупе с другими критериями, — говорится в сообщении пресс-службы министерства. Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы. Во время экзамена, возможно, разрешат пользоваться литературой. Рекомендуемое максимальное количество слов в в сочинении 400. Если в сочинении менее 200 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

Слайд 12

1. Глубина раскрытия темы (содержательный критерий) Обучающийся раскрывает тему сочинения и /или отвечает на поставленный вопрос, аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, тезисы аргументированы обращением к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры, обращение к тексту того или иного литературного произведения и/или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения 2 балла Обучающийся раскрывает тему сочинения поверхностно и /или отвечает на поставленный вопрос, и/или аргументирует свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, но не обращается к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры не оправдано логикой и содержанием сочинения 1 балл Обучающийся не раскрывает тему сочинения, не даёт ответа на вопрос, и/или обращение к тексту литературного произведения и/или фактам истории, культуры отсутствует 0 баллов Критерии оценивания

Слайд 13

Критерии оценивания 2. Знание текста художественного произведения и/или фактов истории, культуры Обучающийся показывает знание текста, апеллирует к тексту в своих суждениях (интерпретирует, цитирует, комментирует, пересказывает, анализирует) текст художественного произведения, и/или обнаруживает знания фактов истории и культуры (интерпретирует, анализирует, комментирует их). Фактические ошибки и неточности отсутствуют 2 балла Обучающийся показывает недостаточное знание текста и/или неумение его анализировать и интерпретировать, подменяя анализ и интерпретацию пересказом и/или допускает не более 3 фактических ошибок в знании текста или фонового материала 1 балл Обучающийся показывает незнание текста, неумение его анализировать и интерпретировать и/или допускает более 3 фактических ошибок 0 баллов

Слайд 14

3. Культурологическая и/или филологическая компетентность Обучающийся применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа 1 балл Обучающийся не применяет термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения 0 баллов

Слайд 15

4. Композиционная цельность и логичность изложения Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 2 балла Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается 1 балл В сочинении не прослеживается композиционного замысла; допущены грубые нарушения последовательности частей высказывания, существенно затрудняющие понимание смысла сочинения 0 баллов

Слайд 16

Практические рекомендации к работе над сочинением Внимательное прочтение формулировки темы: определение ключевых слов, истолкование их семантики. Выбор жанра, соответствующего теме сочинения. 3. Формулирование главного тезиса и аспектов его раскрытия (микротем). 4. Определение способов аргументации тезиса на основе художественного текста и литературно-критического материала (примеры, цитаты, комментарии). 5. Продумывание композиционной структуры: от введения к заключению. 6. Постановка акцента на заключении: концентрированное выражение главного в сочинении и определение «горизонтов» дальнейшего развития темы.

Слайд 17

5. Следование нормам речи Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 речевых ошибок 2 балла Допущены 3 – 4 речевые ошибки 1 балл Допущено 5 и более речевых ошибок 0 баллов Максимальный балл 9 баллов Учитель вправе поставить 1 дополнительный балл за самостоятельность мышления, творческий, нестандартный подход, оригинальность стиля.

Слайд 18

Жанры сочинения. Эссе - это сочинение школьника, предполагающее такое раскрытие темы, при котором совмещаются литературоведческий и философско-этический аспекты ее освещения. В эссе ученик наиболее свободно выражает свое эмоционально-личностное понимание темы. Ведущие стилевые черты эссе : экспрессивность, ассоциативность, образность, субъективность.

Слайд 19

Характеристика литературного героя. Сопоставительная характеристика персонажей - это сочинение, предполагающее создание «портрета» героя/героев, в котором через сравнение с другими персонажами выявляются его/их нравственные характеристики и грани личности. При этом обязательно рассмотрение системы ценностей героя, его жизненной позиции.

Слайд 20

Литературоведческая (школьная) статья - это сочинение, ориентированное на научный жанр литературоведческой статьи. В его основе – рассмотрение конкретной литературоведческой проблемы: жанра, композиции, описаний (портрета, пейзажа, интерьера), рамочного комплекса (заголовка, посвящения, эпиграфа, авторского предисловия и др.), идейного смысла текста в целом.

Слайд 21

Анализ и интерпретация эпизода это сочинение, которое является разновидностью школьной литературоведческой статьи. Пишется на основе анализа эпизода – условно вычленяемой структурной единицы текста, которая осмысляется в контексте целого. Эпизод – относительно законченный фрагмент текста, обладающий своей структурой: микросюжетом, описаниями, композицией, авторским стилем.

Слайд 22

Анализ и интерпретация лирического стихотворения это сочинение, которое также является разновидностью школьной литературоведческой статьи. Пишется на основе целостного структурного анализа лирического текста и осмысления его пафоса (мироощущения лирического героя). Рассмотрение стихотворения в его интертекстуальных связях и литературном контексте придаст сочинению большую глубину .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 6 класс, В.Я.Коровина

Рабочая программа по литературе для 6 класса, 68 часов...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 10 класс, под редакцией В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе , 10 класс , 102 часа. Авто учебника - В.Я.Коровина...

Рабочая программа по литературе на 2014-2015 учебный год, 5 класс, В.Я.Коровина, ФГОС

Рабочая программа по литературе на 105 часов по ФГОС на 2014-2015 учебный год...

Рабочие материалы по русскому языку и литературе 5, 7-9 классы на 2014-2015 учебный год.

Рабочие программы по русскому языку 5класс по программе Рыбченковой, остальные по программе Ладыженской. рабочие программы по литературе по программе Коровиной....

Тематические направления итогового сочинения в выпускных классах на 2014/2015 учебный год

Тематические направления сочинения по литературе для выпускников 2015г....

приказ и положение " Об утверждении положения о проведении итогового сочинения (изложения) в 2014-2015 учебном году"

Положение определяет правила подготовки и проведения итогового сочинения (изложения) , в том числе определяет категории участников, сроки и продолжительность, сбор исходных сведений и подготовк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...