Курс презентаций "Готовимся к ГИА-9"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Ткаченко Елена Ивановна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел «Орфография» Корни с чередованием

Слайд 2

О-А в безударных корнях -лаг- / -лож- О (перед ж) -лож- Положить Предложить изложить А (перед г) -лаг- Полагать прилагательное Исключение: полог

Слайд 3

О-А в безударных корнях - раст -, - ращ - , рос- А (перед СТ, Щ) - раст -, - ращ-_ возраст растить выращивать приращение О (перед с ) -рос- заросли вырос Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав

Слайд 4

О - А в безударных корнях -кос- / - кас - А (перед суффиксом -а-) касаться прикасаться касательная О (нет суффикса -а-) прикоснуться прикосновение

Слайд 5

Правописание корней - гар -/-гор-, зар -/ - зор -, -клан- / -клон-, - твар - / - твор - Под ударением Без ударения - гар - загар огарок -гор- загорел горелый - зар - / - зор - зарево зорька - зар - зарница озарение -клан- / -клон- кланяться поклон -клон- наклонять склонение - твар - / - твор - тварь творчество - твор - творить

Слайд 6

И - Е в корнях с чередованием И (перед суффиксом -а-) Е (в остальных случаях) - бир - Собирать - бер - Соберет - дир - Обдирать - дер - Обдерет -мир- Замирать -мер- Замереть -тир- Обтирать -тер- Обтереть -пир- Запирать -пер- Запереть -жиг- Выжигать -жег- Выжег - стил - Расстилать -стел- Расстелить - блист - Блистать - блест - Блестеть - чит - вычитать -чет- вычет Но: сочетать, сочетание

Слайд 7

О - А в безударных корнях -мок- (- моч -) / -мак-, - равн - / - ровн - -мок- (- моч -) в словах со значением "пропускать жидкость; терять свои качества, находясь долгое время в воде" Непромокаемый, вымокнуть -мак- "погружать в жидкость" Макать сухарь в чай - равн - "равный, наравне, одинаковый" подравнять - сделать равным уравнение - ровн - "прямой, гладкий, ровный" заровнять Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь

Слайд 8

Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 1) обязательно 2) замер 3) потерялись 4) бежали 2 1) родилось 2) стреляли 3) потерять 4) Наклонилась 4

Слайд 9

Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 1) удивился 2) переливался 3) блестит 4) Тяжело 3 1) проскочить 2) боязнь 3) площадка 4) Обнищавший 1

Слайд 10

Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 1) наклонить 2) помириться 3) рядовой 4) Держать 1 1) визжит 2) спасать 3) выбирается 4) Передаются 3

Слайд 11

Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 1) домашняя 2) крикливая 3) пролистать 4) Прикоснуться 4 1) подбирать 2) передавать 3) выстригать 4) Сбивать 1

Слайд 12

Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 1) заплатил 2) потирая 3) делить 4) Удивлённо 2 1) собирайся 2) листавшего 3) непримиримый 4) Отделился 1

Слайд 13

Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 1) университет 2) заря 3) ученики 4) Отменялось 2 1) вытащить 2) умирали 3) протянуть 4) Мимоза 2

Слайд 14

Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 1) коснулась 2) покраснел 3) вымолвить 4) Интересная 1 1) вылепила 2) забирала 3) непримиримые 4) Потерять 2

Слайд 15

Из предложений 28–29 выпишите слово с чередующейся гласной корня. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке. Выросшие

Слайд 16

Из предложения 11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. (11)Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, – собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. Разложил (14)Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт. растение

Слайд 17

Из предложения выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне. (17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки. Положили (8)По одну сторону дорожки – кусты калины, которые были для нас тёмными зарослями – обителью диких ирокезов. зарослями

Слайд 18

Из предложений 3–5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной(- ых ) на конце корня. (3)Взлетают ракеты, одна за другой, лениво строчат пулемёты. (4)Я лежу в лопухах. (5)Приятно пахнет ночной влагой, растениями, сырой землёй. Растениями

Слайд 19

Из предложений 13—15 выпишите слово, в котором правописание чередующейся безударной гласной в корне определяется правилом: « В корне пишется Е, если после корня не следует суффикс -А-» . (13)Дома я первым делом заперла в ванной комнате своего чёрного котёнка, чтоб он не скакнул на цветочек и не сломал его. (14)Котёнок не понимает, что цветок не игрушка, а живое существо с растительным сознанием. (15)А потом я поставила горшок на подоконник, к солнцу, и стала его поливать. заперла

Слайд 20

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова Способы проверки безударных гласных в корне 1. Подбор однокоренных слов: соли́ть – со́ль , закрепи́ть – кре́пкий , возду́шный – во́здух . 2. Изменение формы слова: окно́ – о́кна , гроза́ – гро́зы . При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое значение: спешу́ (в школу) – спе́шка , спишу́ (текст) – пи́шет . Написание безударных гласных, не проверяемых ударением, определяется по орфографическому словарю.

Слайд 21

Укажите слово с не проверяемой ударением гласной в корне. 1) священный 2) пожилой 3) пальто 4) Деревянные 3 1) относилось 2) колодец 3) описание 4) Отмахнулся 2

Слайд 22

Укажите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. 1) собирают 2) кидалась 3) вытирая 4) Склоняет 2 1) повторить 2) положив 3) умер 4) Творил 1

Слайд 23

Укажите слово с не проверяемой ударением гласной в корне. 1) пастухов 2) повеселей 3) хлопотливых 4) Гравюры 4

Слайд 24

Из предложений 17–18 выпишите сложное слово, в котором безударная гласная в одном из корней проверяется ударением (17) Смычок –вот что он будет держать в руках всю жизнь! (18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку: плоскогубцы

Слайд 25

Из предложений 15–16 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением. (15)Но и люди вокруг меня были не теми, кем казались… (16)Да, я и правда был колдовским ребёнком, маленьким магом, чародеем. Казались, чародеем

Слайд 26

Из предложений 6—7 выпишите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением (6)Тревожно на душе у Динки . (7)Она уже не думает о себе, она думает, как смягчить незаслуженную обиду, чтобы облегчить удар? Душе, смягчить, облегчить

Слайд 27

Список литературы Сайт ФИПИ / Открытый банк заданий ГИА / русский язык / орфография


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Тестирование в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения.

Описание педагогического опыта работы.Тестирование  в школьном курсе математики и на элективных курсах как средство повышения качества обучения....

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

Дистанционные курсы по навыкам 21 века и функциональной грамотности (авторские курсы): Дистанционный курс "Прокачай креатив", Дистанционный курс "Время читать", Дистанционный курс "Дела житейские".

Функциональная грамотность уже давно перестала быть для образования просто критерием измерения результатов обучения. На сегодня, развитие таких составляющих функциональной грамотности, как финанс...

Комплект материалов для проведения зачета по ОГСЭ.04 Физическая культура Специальность 31.02.01 Лечебное дело 1 курс 1 семестр,2 курс 3 семестр,3 курс 5 семестр,4 курс 7 семестр. Москва 2018

Назначение  зачета   Зачет  по физической культуре проводится с целью:1.Формирования у обучающихся осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой, и ведени...

Контрольно-оценочные средства для проведения зачета/дифференцированного зачёта по ОГСЭ.04 Физическая культура Специальность 31.02.01 Лечебное дело 1 курс 2 семестр,2 курс 4 семестр,3 курс 6 семестр,4 курс 8 семестр.Москва,2019г

Назначение КОСЗачет по дисциплине «Физическая культура» проводится с целью:Оценить уровень физической подготовленности обучающихся.Формирования у обучающихся осознанных потребностей ...

Контрольно-оценочные средства для проведения зачета/дифференцированного зачёта по ОГСЭ.04 Физическая культура Для специальности 31.02.01 Лечебное дело 1 курс 1 семестр,2 курс 3 семестр,3 курс 5 семестр,4 курс 7,8 семестры. Москва 2019

Назначение КОСЗачет по дисциплине «Физическая культура» проводится с целью:Оценить уровень физической подготовленности обучающихся.Формирования у обучающихся осознанных потребностей в сист...