Курс презентаций "Готовимся к ГИА-9". Однородные члены предложения
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Ткаченко Елена Ивановна

Подготовка к ГИА-9

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v4._odnorodnye_chleny_predlozheniya.pptx102.15 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГИА по русскому языку. Раздел «Грамматика. Синтаксис» Однородные члены предложения Ткаченко Елена Ивановна Учитель русского языка, литературы, МХК МБОУ «СОШ № 58» г. Арзамаса

Слайд 2

Однородные члены – это члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову , отвечают на один и тот же вопрос и выполняют в предложении одну и ту же синтаксическую роль. Однородными могут быть и главные , и второстепенные члены предложения. Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь , основательно .

Слайд 3

Не являются однородными членами предложения: 1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть длительность действия, его повторяемость и т.д. Мы точно плавали в воздухе и кружились, кружились, кружились . 2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так : верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать. 3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.; 4) устойчивые сочетания с двойными союзами, между которыми запятая не ставится (!): ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни рыба ни мясо, ни сном ни духом, и смех и грех, и так и сяк и др.

Слайд 4

Знаки препинания при однородных членах А) Бессоюзная связь: Потекла со страшной быстротой густая, пёстрая, странная жизнь( О, О, О ). Б) соединительные союзы: Он плакал и топал ногами( О и О ). Кое-где при дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка. ( О или О) В) Повторяющиеся союзы: На улице был и дождь, и снег, и ветер . (и О, и О, и О ) Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба (ни О, ни О, ни О ). Но Василий Львович или не расслышал её слов, или не придал им настоящего значения ( или О, или О) . Г) противительные союзы (и, но, да ( =но ): На взгляд-то он хорош , да зелен . ( O , да O ) Теперь море сияло не сплошь , а лишь в нескольких местах. ( O , а O ) В) при обобщающих словах: В саду росли деревья: яблоня, груша, вишня .( O : o , o , o ) Но ни заборы, ни дома – ничто так не изменилось, как люди.( ни o , ни o – O )

Слайд 5

Среди предложений 12–17 найдите все предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. (12)Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали. –(13)Какая диковинная память, а! – радостно говорит он. –(14)Всё помнит, будто вчера читал... (15)А я вот всё позабыл, всё перепутал! (16)Мне кажется, отец просто счастлив, что он всё забывает и путает. (17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал… 12,14,15,16

Слайд 6

Среди предложений 1–8 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. (1)Для меня музыка – это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!.. (6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса, зовут Кит... 4,7

Слайд 7

Среди предложений 23–27 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. (23)Конечно, я тогда плохо разбирался в этом, но мертвенную скуку и ужасающую безрадостность увиденного чувствовал. (24)3апах «анатомички», казалось, преследовал меня, он исходил там от всего: во всех выступлениях была видна ненужность происходящего. (25)Ненужность никому! (26)Ни выступающим, ни зрителям. (27)Это отсутствие надежды на радость заставило меня твёрдо отказаться от мысли поступить в институт культуры. 23, 26

Слайд 8

Среди предложений 19–23 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. (19)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности. (20)По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились. (21)Не бросил я только гимнастики и преуспевал в «военном строе», который был введён в программу реального училища в 1889 году. (22)Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было. (23)Я избрал военную карьеру. 19, 21, 22

Слайд 9

Среди предложений 12–17 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. (12)Толе очень нравилось бежать в школу под дождём. (13)Один раз он обернулся и вдруг на другой стороне улицы увидел маму. (14)На улице было много плащей и зонтиков, но маму он узнал сразу. (15)А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома. (16)«Прячется!» – сердито подумал Толя. (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его. 13, 14

Слайд 10

Среди предложений 1– 5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений. (1)Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками. (2)Здесь он познакомился с Машей. (3)Она была то ли студенткой, то ли практиканткой и работала с медведями. (4)Маша позволяла Тимофею смотреть, как она кормит маленьких медвежат. (5)Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей. 1,3

Слайд 11

Среди предложений 21–25 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. (22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал: –(24)Пожалуйста, приручи меня! –(25)Я бы рад, –отвечал Маленький принц, –но у меня так мало времени. 22

Слайд 12

Среди предложений 3–5 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. (3)Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каёмку пены. (4) Коста шёл по берегу, наклоняясь вперёд–против ветра. (5)Неожиданно на самой кромке берега возникла собака. 3

Слайд 13

Среди предложений 11–14 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. (11)Но однажды веник зацвёл. (12)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки, прорезались светло-зелёные листочки. (13)А за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега. (14)Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт. 14

Слайд 14

Русский язык. Правописание. Фонетика и орфография, синтаксис и пунктуация, культура общения. Авторы: Балашова Л.В., Дементьев В.В. http://www.licey.net/russian/map 2. ФИПИ – открытый банк заданий ГИА-9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....