Творческая мастерская
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Приставкина Ирина Васильевна

Как сделать урок радостным и интересным?

Как активизировать деятельность учащихся на уроке?

Как не только преподать определенную сумму знаний учащимся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

Эффективной работой в данном направлении я считаю творческие мастерские. С технологией творческих мастерских я познакомилась недавно и эта методика мне нравится.

Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческие мастерские на уроках русского языка и литературы

Приставкина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы,   МБОУ «Новокурская средняя общеобразовательная школа»

СЛАЙД 1

Работая над темой «Личностно-ориентированный подход в преподавании русского языка и литературы», ставлю перед собой задачи:

 СЛАЙД 2

Как сделать урок радостным и интересным?

Как активизировать деятельность учащихся на уроке?

Как не только преподать определенную сумму знаний учащемуся, но и дать возможность ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать все больше и больше?

Эффективной работой в данном направлении я считаю творческие мастерские. С технологией творческих мастерских я познакомилась недавно и эта методика мне нравится.

Мастерские – это совершенно иная форма организации учебной деятельности учащихся, чем обычный урок. В творческих мастерских ученик не получает готовых знаний, он их добывает, строит сам.

А самое важное, что открытия, озарения в мастерской обязательно случаются. Сверяя старые знания с полученными, которые ученик самостоятельно приобрел, он начинает верить в свои силы. В мастерской создаются условия, для самостоятельного выдвижения идеи, дальнейшее развитие которой происходит как в индивидуальной, так и в групповой и коллективной деятельности.

 В основе содержания и структуры данной методики  лежит концепция  образования на основе творческой деятельности. Рассматривается  образование как единство трех компонентов:

СЛАЙД 3,4

Путей повышения интереса школьников к нашему предмету множество: инсценировки, театральные постановки, литературные салоны, вечера, викторины, КВНы. Но эти мероприятия не идут в сравнение с самым главным уроком, на котором, собственно, и начинается любой творческий процесс в соавторстве: учитель- ученик.

Вот некоторые виды уроков  гуманитарного цикла,  которые являются толчком к интенсивной познавательной деятельности учащихся в мастерской:

СЛАЙД 5

Атмосфера доверия, сотрудничества учащихся и Мастера, содержательная работа с дидактическим материалом, обращение к личному опыту учащихся, связь с другими видами искусств способствуют развитию индивидуальности ученика, дают толчок творческому процессу создания текста. Не случайно французские педагоги выдвинули лозунг «Все способны!»

СЛАЙД 6,7

Мастерская – это психология, требующая от преподавателя перехода на позиции партнерства с учащимися. Преобладающие методы на таких уроках: проблемно-поисковые и диалогические.

СЛАЙД 8,9

Обязательно сотрудничество, сотворчество. Тип управления – система малых групп + репетитор (мастер). Даже слабоуспевающие ученики не испытывают больших затруднений в работе, потому что постоянно чувствуют в группе локоть друг друга, поддержку, помощь, понимание. Заканчивается мастерская всегда рефлЕксией на уровне мысли, анализа своих ощущений, впечатлений.

Сегодня сам учитель знает, что не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к  постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам.  

СЛАЙД 10

Приведу пример одного урока с использованием элементов методики мастерских.

Творческая мастерская письма

     СЛАЙД 1.

     Тема «Весна»

Цели: развитие творческих способностей учащихся; воспитание к любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепить навыки работы над сочинением-описанием.

Ход урока:

Организационный момент. Сообщение темы и цели.

Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей

     – Скажите, у вас есть дома копилки?

- А что вы в них копите? Сейчас я тоже раздам вам копилки (листочки). Сегодня мы должны наполнить эту копилку.… Как вы думаете – чем? Словами и мыслями.

Индуктор.

- Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей творческой мастерской. А чтобы найти его, послушайте.

СЛАЙД 2.

(Звучит отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид...»)

Ещё земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась.

- Назовите ключевое слово этого стихотворения. Опустите найденное слово в копилку и послушайте дальше. Запишите тему «Весна».

СЛАЙД 3.

(Мастер записывает на доске, остальные - на листочках).

- Назовите слова-ассоциации к слову ВЕСНА.(Звучит запись «Дождь. Гроза. Раскаты грома. Капель. Крики грачей. Журчание ручья. Радостное пение птиц»). ЩЁЛКАЮ

(Вивальди Антонио- Времена года. Весна – Allegro – ВКЛЮЧИТЬ)

(Учитель раздает карточки, на которых написано по одному слову: дождь, гроза, птицы, мое настроение).

- Напишите на карточках два-три предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном.

2) Групповая работа

- Посмотрите, какой весну увидели русские художники (демонстрация картин русских художников на тему «Весна»).

 СЛАЙД 4.

1. Жуковский Станислав Юлианович. «Весенний ручей»1913

2. Бродская Лидия Исааковна  «Весна в полях» 1983

3. Брюллов Павел Александрович «Весна» 1875

4. Варваров Анатолий Викторович « Весеннее солнце уже рядом» 2007

- Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку на тему «Природа». Распределите ваши карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его.

- Нарисуйте первое найденное вами слово (весна).

     - Вспомните интересные истории из своей жизни, которые вы могли бы начать словами: «Это было весной...», расскажите их друг другу в группе. Выберите самую интересную, чтобы рассказать ее всем.

- Какие другие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово весна? Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их.

- Распространите слова-ассоциации определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания.

(После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, затем представители групп читают словосочетания вслух).

В результате записи  дополняются.

- Рифмуются ли какие-либо из них?

- Попробуйте написать небольшое четверостишие или двустишие, используя получившиеся рифмы. Представители групп зачитывают стихи.

Послушайте эти строчки стихотворения «Весна», начало которого звучит так:

СЛАЙД 5.

Вот и снова весна,

Это время любви....

(Весна и всё будет хорошо!!!- Вальс Е. Дога.- ВКЛЮЧИТЬ)

- Попробуйте написать определение слова весна: Весна – это…

3) Творческая работа

- Используя содержание своей копилки, напишите небольшой текст (пять-шесть предложений) о весне. Выразите свое отношение к весне. (5 – 7 минут.)

(Когда работа закончена, происходит обмен мнениями в группе, участники читают друг другу свои тексты вполголоса. Затем представители групп читают свои работы).

4. Работа с текстом. Анализ текста

Всем группам раздаются тексты (одинаковые).

- Прочитайте текст, составьте два-три вопроса к нему.

СЛАЙД 6.

     Самое важное чувство, которое мы должны воспитать в себя, - это признание самоценности природы самой по себе, без нашего присутствия: каждая травинка, куст, камень, ручей, птица имеют право на существование не потому, что мы что-то с их помощью создаем для себя. Они ценны уже только тем, что они есть…

Давайте научимся понимать величие нетронутой природы, вечность ее и свободу; осознаем, наконец, что мы все – лишь ее малая часть. (Ю.Ф. Флоринская).

Учащиеся читают составленные ими вопросы:

СЛАЙД 7.

    - Какое важное чувство мы должны воспитывать в себе?

    - Что надо научиться понимать?

    - Чем ценно всё живое?

 5. Творческая работа.

Послушайте стихотворение «Письмо весне»

СЛАЙД 8.

Здравствуй, долгожданная весна!

Вот ты и проснулась ото сна.

На дворе во всю шумит капель,

В руки взял правление апрель.

Я тебя всю зимушку ждала,

Коротала ноченьки без сна,

Верила, надеялась: придёшь

И любовь с собою принесёшь.

  - Напишите письмо себе от имени весны.                                                                                                        

     Чтение работ.

6. Синквейн.

-Составьте синквейн, где существительным будет слово весна.

СЛАЙД 9,10.

7. РефлЕксия.

СЛАЙД 11,12

 О рефлексии заговорили совсем недавно, хотя этот элемент имел место на уроке у многих опытных учителей. Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно-ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с рефлексивных заданий и вопросов на разных этапах урока:

- Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?

- Достигли ли мы цели урока?

- Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли?

- Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?

Такие вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учат осмысленно работать. Можно поинтересоваться о настроении учащихся после урока в интересной, занимательной форме.

СЛАЙД 13.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА и литературы Учитель русского языка и литературы МБОУ « Новокурская СОШ» Приставкина Ирина Васильевна

Слайд 2

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ Приоритетные задачи: формирование и развитие интеллекта и речи ученика, развитие критического и творческого мышления. Воплощение гуманистических идей в педагогике, психологии, методике. Осознание педагогом ценности развития личности ребёнка. Ребёнок – уникальная личность, которая стремится к максимальной реализации своих качеств. Основа технологии – понимание и взаимопонимание. Установка учителя – общение с учениками на их «освобождение» для творчества.

Слайд 3

Образование как единство трех компонентов Образование творчество сотворчество знание и умение

Слайд 4

Цель технологии мастерских – предоставить ученикам психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться , осознавать самих себя, своё место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира.

Слайд 5

Урок- диалог Урок- фантазия Свободный микрофон Эвристический урок Деловая игра Урок художественного моделирования Поисковый урок Урок- наоборот Урок защиты творческих работ Урок- диспут Урок- противоречие Уроки в творческой мастерской

Слайд 6

Правила творческой мастерской заинтересованность всех участников мастерской равенство, включая педагогов отсутствие отметки важен внутренний результат (чему научились, что поняли учащиеся) неправильных ответов нет (право на ошибку) благоустройство пространства

Слайд 7

Алгоритм работы творческой мастерской Проблемная ситуация, вопрос, задание Работа с материалом Соотнесение своей деятельности с деятельностью других Поиск Дальнейшее исследование Индивидуальное или коллективное творчество

Слайд 8

Этапы работы педагогической мастерской 1. Индуктор – толчок, трамплин, мотивация, творческое начало. 2. Работа с материалом: - деконструкция – смешение, разложение, развёртывание; - выбор; - реконструкция – создание своего мира, текста, рисунка и т. д. 3. Первичная социализация – представление промежуточного результата; 4. Самокоррекция – сравнение своего и чужого, обмен материалом, доработка; 5. Информационный запрос – дополнение из разных источников; 6. Творчество – чистый лист – итоги работы (сочинение, рассказ, решение, таблица и т. д.) 7. Новая социализация – представление своей работы всем. Разрыв между старым и новым знанием. Урок-мастерская заканчивается РЕФЛЕКСИЕЙ.

Слайд 9

Принципы работы мастерской Равенство всех участников, включая педагога Ненасильственное вовлечение в процесс деятельности Отсутствие отметки Отсутствие соперничества, соревнования Чередование индивидуальной и групповой работы Важность не столько результатов творчества, сколько самого процесса Разнообразие используемого материала Ответственность каждого за свой выбор

Слайд 10

Учитель- это ученик, навсегда вызванный к доске. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Творческая мастерская письма

Слайд 2

Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мёртвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Ещё природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она И ей невольно улыбнулась. Ф.И. Тютчев

Слайд 3

«Весна» Дождь. Гроза. Раскаты грома. Капель. Крики грачей. Журчание ручья. Радостное пение птиц.

Слайд 4

Жуковский Станислав Юлианович « Весенний ручей » 1913 Бродская Лидия Исааковна «Весна в полях» 1983 Брюллов Павел Александрович « Весна » 1875 Варваров Анатолий Викторович « Весеннее солнце уже рядом » 2007

Слайд 5

Вот и снова весна, Это время любви.... . Весна – это …

Слайд 6

Самое важное чувство, которое мы должны воспитать в себе, - это признание самоценности природы самой по себе, без нашего присутствия: каждая травинка, куст, камень, ручей, птица имеют право на существование не потому, что мы что-то с их помощью создаем для себя. Они ценны уже только тем, что они есть … Давайте научимся понимать величие нетронутой природы, вечность ее и свободу; осознаем, наконец, что мы все – лишь ее малая часть. (Ю.Ф. Флоринская).

Слайд 7

- Какое важное чувство мы должны воспитывать в себе? - Что надо научиться понимать? - Чем ценно всё живое?

Слайд 8

Письмо весне Здравствуй, долгожданная весна! Вот ты и проснулась ото сна. На дворе во всю шумит капель, В руки взял правление апрель. Я тебя всю зимушку ждала, Коротала ноченьки без сна, Верила, надеялась: придёшь И любовь с собою принесёшь.

Слайд 9

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Слайд 10

Любовь. Сказочная, фантастическая. Приходит, окрыляет, убегает. Удержать ее умеют единицы. Мечта. Жизнь. Активная, бурная. Воспитывает, развивает, учит. Дает возможность реализовать себя. Искусство. Примеры синквейнов

Слайд 11

Рефлексия Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Слайд 12

Рефлексия Плюс Минус Интересно

Слайд 13

СПАСИБО ЗА УРОК !



Предварительный просмотр:

Метод «Острова»

         На большом листе бумаги изображается карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.

        Карта островов вывешивается на доске (стене) и ученики выходят к карте и маркером (фломастером) нарисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.

КОРАБЛИКИ.jpg          1250473979_korabli_raskraska-8.jpg               1250473979_korabli_raskraska-8.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Примеры рефлексии на уроке

Слайд 2

Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху. 1. «Лестница успеха».

Слайд 3

2. Техника «рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

Слайд 4

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления , о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др. Карта островов вывешивается на доске (стене) и ученики выходят к карте и маркером (фломастером) нарисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное , эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели. 3. Метод «Острова» .

Слайд 5

Бермудский треугольник О-в Воодушевления О-в Грусти О-в Ожидания О-в Тревоги О-в Неопределенности О-в Недоумения О -в Радости О-в Наслаждения О-в.Удовольствия О-в Просветления

Слайд 6

Предлагаем через выполнение определенных движений дать рефлексивную оценку. Могут быть предложены следующие движения: - присесть на корточки - очень низкая оценка, нега­тивное отношение; - присесть, немного согнув ноги в коленях, - невысокая оценка, безразличное отношение; - обычная поза стоя, руки по швам - удовлетворитель­ная оценка, спокойное отношение; - поднять руки в локтях - хорошая оценка, позитив­ное отношение; - поднять руки вверх, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки - очень высокая оценка, восторженное отноше­ние. 4. Метод «Зарядка» .

Слайд 7

5. Метод « Плюс-минус-интересно » . Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Плюс Минус Интересно

Слайд 8

1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересным / неинтересным Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ. 6. Метод « Анкета » .

Слайд 9

7. Вопросы , требующие многовариантных ответов: Почему было трудно? Что открыли, узнали на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок?

Слайд 10

7. Метод « Благодарю… » . В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убеди-тельные слова признательности и этому участнику событий.

Слайд 11

Ничего не понял Получил удовольствие Удивился Узнал что-то новое Расстроился Научился Я 8. « Лист самооценки » .

Слайд 12

Вид задания Отметка 9. « Лист самоконтроля ». Ведется на протяжении всего урока. Фамилия, имя ученика_____________________________

Слайд 13

Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов. В качестве задаваемых преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть: ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы. 10. « Бортовой журнал ».

Слайд 14

Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии) и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная" рефлексия). 10. « Дневники ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Творческая мастерская. Психолого-педагогические условия развития эмоционально творческой культуры младшего школьника

Исследовать психолого-педагогические условия развития эмоционально – творческой культуры младших школьников в целостном педагогическом процессе. 1. Раскрыть сущность эмоциональной и творческой ...

Творческая мастерская: конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: опыт и перс

Выступление на конференции Конструирование «идеального» решения математической задачи – основа развития творческого потенциала современного учителя, реализующего рабочую программу в свете Национа...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО –ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ «Творческая мастерская»

Социальная реабилитация детей «группы риска» - важнейшая задача работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Опыт работы многих убеждает, что одной из наиболее эффекти...

Методическая разработка «Формирование у воспитанников коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской»

В методической разработке рассматриваются проблемы формирования способности коммуникативной компетенции и творческих способностей на занятиях творческой мастерской.Актуальной проблемой современн...

Творческая мастерская «Кукла оберег» приемы активизации творческой деятельности обучающихся с ОВЗ

cent;Творчество есть необходимое условие развития личности, это деятельность созидающая, ведущая к появлению новых идей, продуктов и открывающая новое в самом субъекте и уже существующих формах культ...