Дидактический материал по теме "Роль наречий в тексте".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Подковырина Нина Михайловна

В работе представлен дидактический материал по анализу текста при изучении темы "Наречие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_po_teme_narechie.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по теме

«Роль наречий в тексте».

Среди всех частей речи «убывают» из речи наших детей больше всего наречия. Это слова, которые обогащают нашу речь, создавая образность,, точность, яркость ее. При анализе текстов необходимо показывать выразительность наречий.

Что же можно передать наречиями?

  1. Пространство, время.

Ближе блестели золотые поля и перелески… Везде:  спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера,- это был вид самого поля сражения.                             (Л. Толстой)

- Подчеркните наречия. Определите их значение.

     2. Настроение, образ действия, оценку.

    Дядюшка взял гитару и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню «По у-ли-и-це мостовой». Враз, в такт… запел в душе у Николая и Наташи мотив песни… Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически-твердо отделывать песню… Чуть-чуть что-то смеялось в его лице.                             (Л. Толстой)

    «Не одна во поле дороженька пролегала»,- пел он, и всем нам сладко становилось и жутко… Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны… Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы;  глухие, сдержанные рыданья внезапно поразили меня… Я оглянулся -  жена целовальника плакала, припав грудью к окну. Яков бросил на нее быстрый взгляд и залился еще звонче, еще слаще прежнего; Николай Иваныч потупился; Моргач отвернулся; Обалдуй, весь разнеженный, стоял, глупо разинув рот; серый мужичок тихонько всхлипывал в уголку, с горьким шепотом покачивая головой; и по железному лицу Дикого-Барина, из-под совершенно надвинувшихся бровей, медленно прокатилась тяжелая слеза; рядчик поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился…            (И. Тургенев)

- Определите основную мысль текстов.

- Какими языковыми средствами авторы передают впечатление от музыки?

- Подчеркните наречия, определите их значение и роль в текстах.

3  Прослушав произведения классической музыки (Моцарт, Свиридов, Бах…), постарайтесь написать о ваших впечатлениях, используя наречия, в сочинении «В мире пленительных звуков».

4.                                        Мужество.

    Мы знаем, что ныне лежит на весах

    И что совершается ныне.

    Час мужества пробил на наших часах.

    И мужество нас не покинет.

    Не страшно под пулями мертвыми лечь,

    Не горько остаться без крова,-

    И мы сохраним тебя, русская речь,

    Великое русское слово.

    Свободным и чистым тебя пронесем,

    И внукам дадим, и от плена спасем

                       Навеки!                                           (А. Ахматова)

- Определите основную мысль текста. Объясните смысл названия.

- Подберите синонимы к наречиям «навеки, ныне».

- Проанализируйте словарную статью из словаря С.И. Ожегова: (ныне, нареч. (устар. и высок.) Теперь, в настоящее время).

- С какой целью автор повторяет

 Наречие «ныне» дважды?

- Какое еще слово, имеющее в словаре помету «высок.», используется в тексте?

- Найдите в тексте слова, употребленные в переносном значении, определите их роль.

- Определите смысл метафоры: «Час мужества пробил на наших часах».

5.   Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели… Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями.

          … Бедная моя кобыла тяжело шлепала ногами по грязи, скользила, спотыкалась;  лесник покачивался перед оглоблями направо и налево,   словно привиденье. Мы ехали довольно долго; наконец мой проводник остановился.                          (И. Тургенев)

- Как автор показал, что дорога к дому лесника была утомительной и нудной?

- Подчеркните наречия.

- Выделите наречия места, времени и «живописующие» глагол.

- Прочитайте текст без наречий. Что изменилось?

- Найдите слова оценочной лексики, укажите на их роль в тексте.

- Выпишите однородные сказуемые из предложения «Сильный ветер внезапно загудел в вышине…». Выделите приставки. Какое значение имеет приставка ЗА-

- С какой целью автор использует бессоюзную связь при глаголах-сказуемых в этом предложении?

6.    Море гудело под ними грозно, выделяясь из всех шумов этой тревожной и сонной ночи. Огромное, теряющееся в пространстве, оно лежало глубоко внизу, далеко белея сквозь сумрак бегущими к земле гривами пены… Море гудело ровно, победно, и казалось все величавее в сознании своей силы… Высокие, долетающие до нас волны с грохотом пушечных выстрелов рушились на берег, крутились и сверкали целыми водопадами снежной пены, рыли песок и камни и, убегая назад, увлекали спутанные водоросли или гравий, который гремел и скрежетал в их влажном шуме.  И весь воздух был полон тонкой, прохладной пылью, все вокруг дышало вольной свежестью моря.                           (И. Бунин)

- Подчеркните наречия, определите их роль в тексте.

- Какое эмоциональное воздействие оказывает на читателя описание моря?

- Каков характер лексики в тексте?

- Какие изобразительно-выразительные средства использует Бунин для описания моря?

7. Самостоятельная работа по использованию наречий в целях «живописания» глаголов. Эта функция наречий связана не просто с передачей информации, а и с оценкой ее, что вызывает затруднения у учащихся гораздо больше, чем сообщение о месте и времени действия.

- Напишите сочинение на одну из тем: «Перед бурей», «Гроза», «Метель», используя как можно больше наречий «живописующих» глагол (безлюдно, вдруг, вполнеба, тревожно, глухо, раскатисто и т.д.), а также наречия, указывающие на место и время действия. Обратите внимание на логичность, последовательность, целостность текстов, на средства связи предложений в тексте.

8.  Составьте небольшой текст на одну из тем: «Зимний день», «В лесу», используя наречия (теперь, здесь, оттуда, тут, там и др. ) для связи предложений.

9. Вставьте пропущенные наречия. Постарайтесь найти нужное слово. Обоснуйте свой выбор. Сверьте с авторским текстом.

    Бушует полая вода,

    Шумит и (глухо) и (протяжно).

    Грачей пролетные стада

    Кричат и (весело) и (важно).                  (И. Бунин)

    На солнце светлая река

    Трепещет, (радостно) смеется,

    И (гулко) в роще отдается

    Над нею ладный стук валька.                 (И. Бунин)          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал (тест )для повторения по теме "Наречие"

Дидактический материал (тест )для повторения по теме "Наречие"...

Наречие.7 класс.Дидактический материал

Наречие.Дидактический материал для учителя...

Дидактический материал по теме "Наречие" (7 класс)

Этот материал можно использовать на уроке обобщения по теме "Наречие" в 7 классе...

Дидактический материал по теме "Роль наречий в тексте".

В работе представлен дидактический материал по анализу текста при изучении темы "Наречие"....

Дидактический материал по теме "Наречие"

Разноуровневый ДМ для обобщения и систематизации знаний по теме "Наречие"...

Дидактический материал по теме "Наречие" 7 класс

Контроль за усвоением материала по указанной теме....

Дидактический материал (рабочая тетрадь) по теме "Текст". Русский язык. 5 класс.

Данный адаптированный материал по русскому  может быть полезен для использования на уроках в качестве закрепляющего и развивающего средства обучения при изучении темы "Текст"...