Урок по словарям 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы, работающим в 6 классе. В папке содержится сам урок и презентация к нему.Он позволяет закрепить знания учащихся по лексике, знакомит с различными словарями, совершенствует навык работы с ними. воспитывает интерес к книге, слову.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке. А.Франс.

Слайд 2

Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений. Декарт.

Слайд 3

«Дежурная буква» Игра

Слайд 4

Знакомство со словарями

Слайд 5

Конкурс рисунков

Слайд 6

Работа «словарей» с классом

Слайд 7

Замените словосочетание одним словом Торжественный смотр физкультурников на Красной площади. Старший брат получил документ, удостоверяющий его личность. В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель.

Слайд 8

Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос : как говорят о Кротком, беззащитном человеке. Чувстве большой неловкости, стыда. О человеке, который пришёл не вовремя, не кстати. О том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении.

Слайд 9

Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям Усердно трудиться Совсем близко Говорить вздор Кот наплакал По пальцам пересчитать можно Во всю прыть

Слайд 10

Игра «Кто больше?»

Слайд 11

Назовите как можно больше устойчивых сочетаний, имеющих в своём составе названия какого-либо животного, рыбы или птицы

Слайд 12

Объясните значение слова СТОЛ в каждом предложении Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь. Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол. Анна Ивановна работает в адресном столе. В санатории нам определили 5й стол. Колхоз продаёт государству 100 голов скота. Вдали показалась голова пехотной колонны. Он в неравном бою сложил голову. От бессоницы у него разболелась голова.

Слайд 13

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

               

Боталова Карина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, Краснодарский край,

город - курорт Анапа 2014- 2015уг       

___________________________________________________

             

           Урок, посвящённый словарям. 6 класс

Цель урока: 1) повысить и закрепить знания учащихся  по лексике ( о лексическом значении      слова, синонимах, исконно русских и иноязычных словах);

2)совершенствовать навыки работы со словарём;

3) воспитывать интерес к книге, к слову.

Эпиграф к уроку: «Словарь- это вся Вселенная в алфавитном порядке».

                                                                                               А.Франс

«Определите точно каждое слово, и вы избавитесь от половины заблуждений».

                                                                                     Декарт

                                                     

                                                          Ход урока

 I Игра «Дежурная буква». В течение 2х минут учащиеся записывают слова на указанную букву (напр.: Африка, алгебра, Америка, антилопа). Побеждает тот, кто сумеет записать большее количество слов.

Слово учителю:

- Названия всего, что есть во Вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке».

-Какие словари русского языка вам известны?

-К каким словарям мы обращаемся чаще всего?

-В каких случаях словари приходят вам на помощь?

II Знакомство со словарями.

В роли словарей выступают 4 ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а класс – определить, какой перед ним словарь.

1.Фразеологический словарь

«Встал ни свет ни заря, с первыми петухами,. Утренняя гимнастика  вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки.»

2.Словарь иностранных слов.

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт, и  выпил чашку кофе с сахаром.»

3.Толковый словарь.

«В 6 часов началась моя любимая передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл – прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур.»

4.Словарь синонимов.

«Да, ничего не скажешь, замысловатые слова. Ну  все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами».

III Конкурс рисунков.

Учащиеся заранее придумали и нарисовали обложки словарей. Теперь нужно решить, кому из представленных «словарей» какой рисунок предназначен. «Словари» сами выберут себе по одной обложке и тем самым определят победителя конкурса.

IV Работа «словарей» с классом.

Я – словарь иностранных слов. Я имею 20000 слов . При чтении газет, журналов, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова , а также сведения о его происхождении. Леди и джентельмены! Сейчас перед вами появится  некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иноязычные слова, называющие его одежду, но и определить, из какого языка они пришли в русский язык. (Появляется блестящий денди. Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, туфли).

Задание 1.

 А теперь в предложениях замените словосочетание одним словом.

Торжественный смотр физкультурников на Красной площади (Парад).

Старший брат получил документ, удостоверяющий его личность (Паспорт).

В нашем районе построили помещение для стрельбы в цель (Тир).

Задание 2.

Поработайте со словарём иностранных слов и приведите примеры слов, которые заимствованы из английского, французского, немецкого, греческого языков. Дайте лексическое толкование этих слов. (Работа по группам).

Я – фразеологический словарь. Это особый тип толкового словаря, в котором дается 4000 фразеологизмов русского языка, т.е. выражения типа: бить баклуши, почивать на лаврах, между двух огней. В словаре даны толкование значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий.

А сейчас попрошу выполнить мои задания.

Задание 1.

Используя фразеологизмы , ответьте на вопрос: как говорят о

-кротком, беззащитном человека? (Мухи не обидит).

-чувстве большой неловкости, стыда (готов сквозь землю провалиться).

- о человеке, который пришёл не вовремя, не кстати? (Нелёгкая принесла).

- о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? ( В подмётки не годится).

Задание 2.

Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам.

Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор (не покладая рук, рукой подать, бред сивой кобылы)

Кот наплакал ( с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно ( раз- два и обчёлся), во всю прыть (сломя голову).

Задание 3. Игра «Кто больше?» Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименьшие части человеческого тела ( голова, ноги, глаза, нос, зубы, язык, ухо, рука).

Голова- человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую, дать голову на отсечение.

Ноги- уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь, другая там, ног под собой не чуять.

Глаза- мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо на глазу.

Нос- задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа, комар носа не подточит, остаться с носом, совать свой нос, комар носу не подточит).

Зубы- говорить сквозь зубы, зуб на зуб не попадает, скалить зубы, зубы заговаривать, ни в зуб ногой, положить зубы на полку.

Язык- язык проглотил, прикусить язык, найти общий язык, сорваться с языка, язык не поворачивается, развязать язык, не сходит с языка, острый на язык, язык до Киева доведёт, тянуть за язык, держать язык за зубами.

Ухо- держать ухо востро, пропустить мимо ушей, покраснеть до ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, навострить уши, слышать краем уха, прожужжать все уши, ушки на макушки.

Рука- отбиться от рук, всё валится из рук, на скорую руку, умывать руки, сходить с рук, своя рука владыка, прибрать к рукам, из первых рук, правая рука, брать себя в руки, с лёгкой руки, ходить с протянутой рукой, набить руку, попасть под горячую руку, положа руку на сердце, сложить руки, рукой подать, из рук в руки, как без рук, мастер на все руки, не покладая рук, просить руки, дать по рукам, голыми руками взять.

Задание 4. Назовите как можно больше устойчивых сочетаний , имеющих в своём составе название какого-либо животного, рыбы или птицы.

(Волком смотреть, собаку съел, козёл отпущения, белая ворона, как с гуся вода, как белка в колесе, стрелянный воробей, медведь на ухо наступил, комар носу не подточит, на ловца и зверь бежит, по щучьему велению, ни рыба ни мясо, как селедки в банке, сделать из мухи слона).

  -Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь яркой и самобытной.

Я – словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете, зачем объяснять значение многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание:  объяснить значение слова СТОЛ в каждом предложении.

1)Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

2)Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

3)Анна Ивановна работает в адресном столе.

4)В санатории нам определили 5й стол.

А теперь определите, какое значение имеет слово голова.

1)Колхоз продает государству 100 голов скота.

2)Вдали показалась голова пехотной колонны.

3)Он в неравном бою сложил свою голову.

4)От бессонницы  у него разболелась голова.

Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова сказал . А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе «Русский лес». Например: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить.

Теперь прошу выполнить мои задания.

1)К слову победить в моем словаре дано 14 синонимов. А сколько назовете вы?

2)Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку в 10 классе "Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текста"

Презентация к уроку в 10 классе базового курса УМК Угриновича Н.Д....

Библиотечный урок для 5 класса "Слово о словарях или путешествие в Словоград".

Ключевая роль в формировании информационной грамотности учащихся принадлежит школьной библиотеке, которая призвана содействовать формированию навыков непрерывного образования учащихся путем обуч...

УРОК – ЗАСЕДАНИЕ «В ГОСТЯХ У СЛОВАРЕЙ» (УРОК В 6 КЛАССЕ)

Тема урока: «В гостях у Словарей»Тип урока:      урок развития речи.Цели урока:Образовательная: повторить и закрепить знания учащихся по лексике          ...

Открытый урок в 7 классе О.В. Афанасьева «Rainbow English» Тема раздела: «Язык мира» Тема урока: «Как пользоваться словарями»

В данной публикации представлен план открытого урока в 7 классе. О.В.Афанасьева  "Rainbow English" . Тема раздела " Язык мира. Тема Урока "Как пользоваться словарями"...

Презентация к открытому уроку в 7 классе по теме "Как пользоваться словарями" Раздел "Язык мира" О.В. Афанасьева "Rainbow English"

Презентация к открытому уроку в 7 классе по теме "Как пользоваться словарями" Раздел "Язык мира" О.В. Афанасьева "Rainbow English"...

Урок в 6 классе на тему "Найдется нужный словарь"

Урок общеметодической направленности ко Дню словаря...