Методическая разработка урока "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Горшунова Галина Витальевна

Урок русского языка в 7 классе по изучению темы "Деепричастие". Конспект урока представлен в виде технологической карты .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Горшунова Галина Витальевна

Предмет: Русский язык

Класс: 7

Тип урока: урок изучения нового учебного материала.

Технология урока: технология деятельностного метода, самостоятельные наблюдения,  беседа.

Тема: Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.

Цели урока:

образовательные – ввести новое понятие – деепричастный оборот, научиться находить деепричастный оборот (ДО) в  предложении, отличать его от причастного оборота (ПО), уметь выделять ДО на практике;

воспитательные – способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

развивающие – развитие умений проводить анализ и сравнение, делать необходимые выводы.

Задачи урока:

-анализировать текст;

-различать ДО и  ПО в тексте;

- предупредить речевые ошибки при употреблении ДО.

Этапы урока

Формирование УУД

Ход урока

Деятельность учащихся

I. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.

1.

-Ребята,  какова была тема прошлого урока? (Познакомились с новой частью речи – деепричастием, его признаками).

-Действительно, мы с вами научились находить деепричастия в тексте, отличать их от других частей речи, но оказывается есть ещё нечто, что вам будет полезно!  Хотите ли вы узнать новое о деепричастиях? Тогда вперед!

Вспоминают материал предыдущего урока, дают ответ на вопрос

II. Актуализация знаний с элементами проверки домашнего задания.

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные результаты:

 Осознание неполноты знаний, формирование интереса к новому.

Коммуникативные УУД:

1. Владеть приемами рационального слушания.

Регулятивные УУД:

Корректировать результат.

11. 1.- Начнем урок с   блиц-опроса.

1. Закончите высказывания:

а) Деепричастие это … .

б) Отвечает на вопросы … .

в) Обозначает …                                                                                    

 г) В предложении является …

д)  Деепричастие совмещает в себе признаки двух частей речи - это… .

е) Так же как и наречия деепричастия …

ж) Так же как и глаголы бывают …

Теперь проверим работы. Сверьте свои ответы с ключом.

Самопроверка по ключам.

( самостоятельная часть речи; что делая? что сделав?; добавочное действие; обстоятельством; наречие и глагол; не изменяются; совершенного и несовершенного вида.)

Оцените результат. 7  правильных ответов – весёлый смайлик, 6-5 – нейтральный, 4 и меньше – грустный.

Сделайте вывод: я хорошо( не очень хорошо) усвоил тему предыдущего урока; мне нужно ещё раз повторить тему предыдущего урока.

1.Письменно в тетрадях (на листочках по желанию учителя) пишут свои ответы.

2. Выполняют самопроверку.

3. Оценивают свою работу.

111.Введение в тему урока.

Формулирование темы урока.

Познавательные УУД:

1. Построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Регулятивные УУД

1.  Формулировать тему урока и его цель (задачи).

Коммуникативные УУД

1. Строить устное высказывание в соответствии с полученной задачей.

1.-А теперь   для вас задание на повторение.

Запишем предложение.

Микстуру, принесённую мамой, Витя проглотил зажмурившись.

 - Найдите в предложении деепричастие. (Зажмурившись)

- Кто может доказать, что это именно деепричастие?

( Это слово отвечает на вопрос - что сделав? Зависит от глагола «проглотил» и обозначает добавочное действие. Кроме того в слове есть суффикс  –вши-, характерный для деепричастий).

- Объясните графически постановку знаков препинания в этом предложении. (  В предложении есть причастный оборот.  Причастие  «принесённую» имеет зависимое слово: принесённую (кем?) мамой.  Определяемое слово «микстуру» находится перед ПО, поэтому выделяется запятой).

2.-Выпишите из предложения деепричастие и составьте с ним словосочетания, а я запишу их на доске. ( крепко зажмурившись, зажмурившись от страха, зажмурившись изо всех сил …)

- Определите главное слово в этих словосочетаниях. Укажите его часть речи. (Главное слово – деепричастие зажмурившись).

   - Как вы думаете, как будет называться деепричастие с зависимыми словами?

-Сформулируйте тему нашего урока. (Деепричастный оборот.) Запишите, оставив  одну строчку.

- Давайте запишем наше предложение снова, включив в него ДО.

Микстуру, принесённую мамой, Витя проглотил, крепко зажмурившись.

- Что ещё нам необходимо знать, чтобы быть уверенными в том, что мы всё записали правильно? ( Пунктуацию.)

-Следовательно, какая тема нашего урока? (Знаки препинания  в предложениях с деепричастными оборотами). Допишем это к теме урока.

- Какие задачи мы должны выполнить?

(Научиться находить в предложении ДО, отработать навыки постановки знаков препинания в предложениях с ДО.)

 - А есть опасность спутать ДО и ПО? ( Да. Значит, нужно закрепить умение отличать их друг от друга).

Попробуем составить план действий.

С чего начнём? ( Понаблюдаем, сделаем выводы, сравним с учебником, потренируемся)  А я добавлю предупредим ошибки!

  1. Записывают предложение.
  2. Находят деепричастие.
  3. Доказывают, что найденное слово является деепричастием.
  4. Выделяют графически причастный оборот и определяемое слово.
  5. Записывают словосочетания.
  6.  Отвечают на вопрос.
  7. Формулируют тему урока.
  8. Записывают предложение, преобразовав его.
  9. Отвечают на вопроси дополняют тему урока.
  10.  Ставят задачи и составляют план действий.

1У. Открытие новых знаний.

Регулятивные УУД:

1. . Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим).

2. Извлекать информацию и преобразовывать ее в таблицу.

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

1 Внимание на доску.

    Кирилла Петрович, выходя из церкви, пригласил всех к себе обедать.

Выходя из церкви, Кирилла Петрович  пригласил всех к себе обедать.

Кирилла Петрович  пригласил всех к себе обедать, выходя из церкви.

- Понаблюдайте за пунктуацией в этих предложениях. Какой можно сделать вывод?  ( Во всех  предложениях выделен ДО, значит ДО выделяется запятыми независимо от своего местоположения)

2.  Работа с текстом в учебнике на стр. 102.

-Сравните свои наблюдения с определением в рамке. Чтение вслух.

-Назовите ключевые слова урока. ( ДО, запятые).

3. Закрепим новые знания. Запись предложений на доске и в тетрадях с графическим обозначением ДО.

Подъезжая к оврагу, услышал я издали шум и крики. Пугачёв задремал, сидя на своём месте.  Весело разгорелся огонёк, пустив кверху синюю струйку дыма. Летнее солнце, врываясь в окно, освещало мастерскую.

 

4.Продолжим наши наблюдения. Найдите  в учебнике упр. 166   на стр. 81.   Запишите по образцу  первые 2 предложения.

На основании этой работы сделайте вывод, чем отличается ДО от ПО.

     5. -Представьте информацию в виде обобщающей таблицы.

 - Каким членом предложения является?

- От чего зависит?

 - Когда обособляется?

Причастный оборот (ПО)

 Деепричастный оборот (ДО)

В предложении является определением.                                  

В предложении является обстоятельством.

Зависит от существительного

Зависит от глагола.

Обособляется если стоит после определяемого слова.

Обособляется всегда.

-Объясните, опираясь на таблицу, как в предложении отличить ДО от ПО.

 1. Читают предложения с доски, делают вывод.

2. Строят устное высказывание на основе наблюдений.

3. Читают учебник, сравнивают свои наблюдения с материалом учебника.

4. Записывают предложения, выделяют ДО.

5. Работают с учебником по упр.___, читают свои предложения, корректируют их по необходимости.

6. Устно делают вывод на основе наблюдений.

7. Составляют и зполняют таблицу.

 У. Развитие  речевых и правописных умений.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний
  2.  Анализировать, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1. Умение точно выражать свои мысли.

2. Слушать и слышать других, осуществлять речевую рефлексию.

   1.- Внимание на доску!

Прочитайте предложение. Всё ли в нём верно?

Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

( Искажается смысл. Получается, что к станции ехала шляпа.)

- Давайте разберёмся, почему так получилось? Найдите в предложении деепричастие (подъезжая).

-  От какого слова оно зависит? ( От слова  слетела).

 -  Что обозначают деепричастия? ( Добавочное действие).

 - Кто выполняет основное действие, выраженное сказуемым слетела? (шляпа). Вывод: Основное и добавочное действие должны совершаться одним и тем же объектом. Запишем  в справочники.

 - Как можно исправить это предложение, чтобы всё встало на свои места?

 ( Подъезжая  к станции, я потерял шляпу. Когда  я подъезжал к станции,  у меня слетела шляпа.)

 2. Давайте потренируемся, чтобы не допускать подобных ошибок. Коллективно выполняется упр. 161(предложения, требующие исправления, записываются в тетрадь) стр. 78 учебника

 

  1. Устная работа.
  2.  Запись вывода.
  3. Выполнение практической работы коллективное с комментариями.

VI. Итог урока. Рефлексия.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

- Урок подходит к концу. Давайте подводить итоги.

- Ещё раз прочтите  полностью тему нашего урока. Вспомните, какую цель перед собой мы ставили в начале урока? ( Научиться находить в предложении ДО, отработать навыки постановки знаков препинания в предложениях с ДО.)

-Как вы считаете, мы достигли цели нашего урока?

-Как мы это делали?

-Какое задание понравилось более всего?

-Как Вы оцениваете свою работу на уроке? Заполните анкету «Плюс-минус–интересно».

Этапы урока

Плюс

Минус

Интересно

1.Блиц-опрос по домашнему заданию я выполнил.

2.  Я сформулировал тему урока. Поставил  цель.

3. Я смог сделать вывод о постановке знаков препинания в предложениях с ДО.

4. Я смог найти и правильно выделить ДО в предложениях.

5. Я смогу отличить ДО от ПО.

6. Я понял, как правильно употреблять ДО.

7. Я подвёл итоги, проанализировав свою работу на уроке.

  1. Называют тему урока.
  2. Проверяют выполнение поставленных задач по плану.
  3. Заполняют анкету.

У11. Домашнее задание.

-Домашнее задание:  упр.165, или найти 3 предложения с речевыми ошибками в употреблении деепричастий и показать варианты их исправления.

Записывают домашнее задание.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по сисиеме Бабайцевой с применением ЦОР....

Урок в 7 классе "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Конспект урока по системе Бабайцевой с применением ЦОР....

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

Методическая разработка уроков по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Методическая разработка уроков по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» представлена с использованием методики «Взаимопередача темы»...

Статья. Тема урока «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте».

Тема урока «Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте». Цель урока: 1. Совершенствовать навыки нахождения д.о., выделения его знаками препинания; построения предложений, осложн...

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте"

Материал открытого урока по русскому языку на тему "Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте" с исполҗзованием сингапурских структур....