Анализ текста деловых бумаг
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Соболева Наталья Владимировна

Конспект урока по деловому и творческому письму в 10 классе (по программе И.М. Бгажноковой)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  открытого урока

в 10 классе по деловому и творческому письму

на тему:

«Анализ текста деловых бумаг»

Цель урока: учиться различать тексты по стилям, познакомиться со структурой написания деловых бумаг на примере составления заявления.

Задачи:

Образовательная: систематизировать знания учащихся о стилях речи, тренироваться в выделении делового стиля написания текста из других видов стилей, познакомиться со структурой написания деловой бумаги на примере написания заявления.

Коррекционная: корригировать умение анализировать, ориентироваться в пространстве.  

Воспитательная: воспитывать

         - умение работать самостоятельно;

         - взаимопонимание и взаимопомощь при выполнении заданий;

         - положительную мотивацию к изучению темы.

Оборудование: тетради, ручки, карточки разно уровневые для проверки домашнего задания и для составления заявления, карточки для домашнего задания 3-му уровню учащихся; карточки для оценивания своей деятельности на уроке, использование ИКТ технологий, презентация для урока  «Анализ текста деловых бумаг».

Межпредметные  связи: чтение;

используемые методы: тренинг, частично-поисковый метод, словесные, наглядные, практические, метод упражнение.


Сценарий урока

время

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 уровень

2 уровень

3 уровень

2 мин.

1.Организационный момент:

Для учителя:

  • настроить учащихся на урок;
  • проверить подготовку и настрой учащихся на урок письма.

Слайд № 1

Для учащихся:

проверить свою готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята. Урок делового и творческого письма. Проверьте всё ли готово к уроку (ручки, тетради, дневники).  Всё это лежит аккуратно на ваших партах.

Учащиеся Алексеева А., Дресвянникова А., Комаров С. самостоятельно готовятся к уроку, проверяют всё ли необходимое лежит на партах.

Помогают подготовиться к уроку более слабым  учащимся класса.

Мартынов Д., Пальмира Д. с дозированной помощью проверяют готовность к уроку

Егоров И., Левая К., Топалэ Е. с  помощью учителя и учащихся первого уровня проверяют готовность к уроку.

5 мин.

2.Проверка домашнего задания:

Для учителя:

  • Проверить степень усвоенности материала по теме «Стили речи».

Слайд № 2

Для учащихся:

  • Соеденить стрелочками стиль речи и что к ним относится.

Учитель подбирает карточки для проверки д/з соответственно уровням учащихся и даёт подробную инструкцию по выполнению этой работы.

Учащиеся Алексеева А., Дресвянникова А., Комаров С. самостоятельно  выполняют задание на карточках в более сложном варианте, по возможности помогают выполнять задание более слабым учащимся класса.

Мартынов Д., Пальмира Д. с дозированной помощью выполняют задание на карточках.

Егоров И., Левая К., Топалэ Е. с  помощью учителя и учащихся первого уровня выполняют задания на карточках в облегчённом варианте.

11 мин.

3.Актуализация опорных знаний и представлений.

Для учителя:

  • научить различать тексты различных стилей;
  • напомнить понятие делового стиля;
  • дать основные характеристики делового стиля.

Слайд № 3-6

Для учащихся:

  • научиться различать тексты делового стиля

- Мы помним, что существуют 3 стиля речи. Определите среди текстов находящихся на интерактивной доске к какому стилю они относятся. Определите тексты делового стиля.

- Тема нашего сегодняшнего урока «Анализ текста делового стиля».

Запишите в тетрадях число, классная работа и тему нашего урока зелёной ручкой.

После записи учащимися заданного в тетради, учитель напоминает понятие делового стиля, даёт основные характеристики, по которым можно выделить деловой стиль.

Учащиеся Алексеева А., Дресвянникова А., Комаров С. самостоятельно определяют тексты делового стиля. Объясняют свой выбор. Повторяют за учителем характеристику определения данного стиля.

Мартынов Д., Пальмира Д. с min  помощью находят среди текстов тексты делового стиля.

Егоров И., Левая К., Топалэ Е. слушают ответы учащихся первого, второго уровня; с maх помощью определяют тексты делового стиля

3 мин.

4.Физ. минутка.

Для учителя:

  • предупреждение гиподинамии у учащихся.

Слайд № 7

Для учащихся:

  • переключиться с деятельности, на деятельность.

- Мы долго и слаженно работали, давайте немного дадим нашим глазкам отдохнуть: выполняется физминутка для глаз (демонстрация на интерактивной доске).

Учитель комментирует выполнение физминутки, подсказывает на чём следует сосредоточиться в определённые моменты.

10 мин.

5.Закрепление учебного материала.

Для учителя:

  • закрепить представление учащихся о тексте делового стиля;
  • напомнить структуру написания текста в деловом стиле, на примере заявления.

Слайд № 8-9

Для учащихся:

  • научиться составлять текс в деловом стиле, на примере заявления

- Мы с вами вспомнили что такое деловой стиль и какими характеристиками обладает текст этого стиля. Давайте с вами составим текст делового стиля, а именно заявление на имя директора нашей школы о приёме вас в 10 класс.

Пояснения учителем структуры составления заявления. Раздача карточек для сбора заявления с учётом уровневого состава класса, с подробной инструкцией выполнения задания.

- А теперь, запишите составленные заявления к себе в тетрадь.

Учащиеся Алексеева А., Дресвянникова А., Комаров С. самостоятельно составляют заявления из розданного дидактического материала, самостоятельно записывают его в тетради, по возможности помогают более слабым учащимся справиться с заданием.

Мартынов Д., Пальмира Д. самостоятельно выполняют более облегчённый вариант задания, под контролем учителя и записывают составленное заявление к себе в тетрадь.

Егоров И., Левая К., Топалэ Е. с maх помощью учителя и учащихся 1 уровня выполняют упрощённое задание. Егоров И. и Топалэ Е. записывают составленное заявление в тетрадь по обводке. Левая К. вклеивает составленное заявление в тетрадь (карточки).

4 мин.

6. Итог урока и оценки.

Для учителя:

  • подвести итог и оценить работу учащихся на уроке;
  • продолжить формирование адекватной самооценки учащихся.

Слайд № 11

Для учащихся:

  • Оценить свою деятельность.

Давайте попробуем оценить свою работу на уроке, с помощью карточек лежащих на вашем столе, поднимите ту карточку, которая по вашему мнению соответствует вашей работе на уроке:

 активно работал на уроке

 работал на уроке

 пассивно работал на уроке

Учащиеся Алексеева А., Дресвянникова А., Комаров С. самостоятельно оценивают свою работу в классе,  по возможности помогают оценить работу на уроке более слабым учащимся.

Мартынов Д., Пальмира Д. с min  помощью оценивают свою работу на уроке.

Егоров И., Левая К., Топалэ Е. с maх помощью учителя и учащихся 1 уровня оценивают свою работу на уроке.

5 мин.

7.Задание на дом.

Для учителя:

  • Добиться самостоятельного выполнения предложенного учителем задания с учётом психофизических особенностей учащихся.

Слайд № 10

Для учащихся:

  • Попробовать максимально самостоятельно выполнить д/з.

Учитель даёт задание на дом и объясняет алгоритм его выполнения.

Мах самостоятельно составить и записать заявление о приёме на работу.

Егорову И. и Топалэ Е. уметь составить заявление о приёме на работу и устно рассказать. Егорову И., Топалэ Е., Левой К. наклеить напечатанное заявление к себе в тетради (напечатанные заявления учитель раздаёт при задавании домашнего задания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Деловые бумаги в школе"

Проектная работа учащихся 6-го класса...

Элективный курс по русскому языку «Деловые бумаги»

Подготовка подрастающего поколения к взрослой жизни в современном обществе - одна из актуальных проблем образования. Социализация в современных условиях осложняется дестабилизацией обществ...

Элективный курс «Деловое письмо и деловые бумаги» .

Умение работать с деловыми бумагами и составлять деловое письмо - актуальное требование во всех сферах делопроизводства.Именно развитию этих умений и навыков посвящен данный элективный курс ,который м...

Занятие предпрофильного курса "Деловому человеку - деловая речь" "Применение официально-делового стиля на практике. Деловые бумаги личного характера" 9 класс

Наше время требует грамотных деловых людей, хороших специалистов. Как применять официально-деловой стиль на практике, в жизни? Какие деловые бумаги личного характера необходимы современному человеку? ...

«Официально-деловой стиль. Деловые бумаги»

Урок в игровой форме показывает учащимся, как заполнить бумаги для поступления или устройстве на работу, воспитывает культуру делового общения....

Элективный курс «Анализ текста». Занятие № 3 «Информативно-целевой анализ текста. Создание собственных текстов».

Повышение лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся. Обеспечить подготовку обучающихся к прохождению государственной (итоговой) аттестации за курс основной общеобразовательной школы....