Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Жукова Елена Вячеславовна

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы

ЖУКОВА  Е.В.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 95 с УИОП» г. Саратов

Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время, безусловно, является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы. Прежде всего - ориентация на личность с высоким уровнем сформированности различных компетенций.

Слайд 2. Основная идея, заложенная во ФГОС, – идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.

Слайд 3. ФГОС ООО включает в себя систему основных требований:

- к результатам освоения ООП ООО

- к структуре ООП ООО

-  к условиям реализации ООП ООО.

Слайд 4. Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности.

Слайд 5. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС.

При этом перед учителем встают новые задачи:

  • Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.
  • Стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
  • Использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения.
  • Поощрение стремления ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные.
  • Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий  открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Слайд 6. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, наиболее адекватными поставленным целям и наиболее универсальными являются обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, дифференцированный и интегрированный подходы к обучению.

Эти направления относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности.

Обучение в сотрудничестве

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащийся совместно вырабатывают цель, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Наиболее интересным и доступным является обучение в команде или группе.

Слайд 7. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:

  • деление класса на группы для решения конкретных учебных задач;
  • выполнение полученного задания группой сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя (задания могут быть либо одинаковыми, либо дифференцированными);
  • задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
  • группа подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

Вот один из видов работы с использованием технологии обучения в сотрудничестве.  Например, при изучении творчества одного из поэтов класс делится на группы. Количество учащихся в группе соответствует количеству заданий для группы. Например, это могут быть темы творчества поэта либо при изучении биографических данных писателей этапы жизненного пути. Задания внутри группы участники распределяют сами, готовятся и обсуждают в группе. Затем происходит перегруппировка,  и обсуждение идет среди участников одной темы, где вырабатывается наилучший вариант презентации своего материала. После чего учащиеся возвращаются  в свои группы и рассказывают о результатах встречи экспертных групп.

Слайд 8. Вот еще одно из заданий.

Психологи утверждают, что существует 5 уровней счастья.

- В соответствии с этим, класс делится на 5 групп, для того чтобы каждая из них определила своё понимание счастья из предложенных литературных цитат.

1. Первая группа получила высказывание  О. Мандельштама: «За радость тихую дышать и жить, кого, скажите, мне благодарить?»

- В чем заключено счастье для автора этих строк? ( радость от самого пребывания на земле)

- А кто из литературных персонажей был счастлив только оттого, что жив? (Буратино, Колобок,  лягушка-путешественница)

2.  Вторая группа: «Счастье – в окладе большом и власти…» (Эдуард Асадов) А это что за счастье? (материальное благополучие)

-Кто из знакомых вам персонажей был доволен и счастлив на этом уровне? ( «Царь Кощей над златом чахнет», старуха из сказки « Золотая рыбка», мачеха и её дочери в сказках «Золушка», «Морозко», «Госпожа-метелица», «Остров сокровищ», «Пираты Карибского моря»)

3. Третья группа «…легче вдвоем одолеть кручину. Ведь горе в любви по-иному мерится» - какая мерка счастья заключена в этих словах? (общение, дружба, любовь)

- Дружбе, любви посвящено много произведений. Какие из них остались у вас в памяти? ( «Мой первый друг, мой друг бесценный» Пушкина и Нагибина, «Теплый хлеб» К. Паустовского, «Ася» , «Первая любовь»Тургенева, « Я вас любил» Пушкина и др.)

4 группе были предложены слова Э.Асадова «Счастье – это горение: поиск, мечта, работа и дерзкие крылья взлета!» Слова, говорящие сами за себя. (творчество)

Примеры из литературы можете привести? ( «В прекрасном и яростном мире» Платонов, «Два капитана», «Открытая книга» Каверин, «Слепой музыкант» Короленко).

5 группа  «Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей» (Людвиг ванн Бетховен). В чем секрет вашего счастья? (делать счастливыми других). Как вы понимаете эти слова? ( дарить своё сердце, жить ради других)

- Кого из героев литературы и в жизни вы можете назвать? ( Павел Корчагин из романа « Как закалялась сталь» - и его прототип – сам Николай Островский; «Овод» роман Этель Лилиан Войнич, Образ Данко из легенды Изергиль).

Дифференцированный подход к обучению

Принцип дифференцированного образовательного процесса как нельзя лучше способствует осуществлению личностного развития учащихся и подтверждает сущность и цели общего среднего образования. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности - раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться.

Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны - во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. Дифференцированный процесс обучения - это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся.

Слайд  9. Так, при изучении  деепричастного оборота возможно выбрать задание самостоятельно в соответствии со своими возможностями.

  • 1 группа.

А)Расставьте знаки препинания в предложениях.

  • 2 группа.

А) Расставьте знаки препинания в предложениях.

Б) Подчеркните деепричастные обороты.

  • 3 группа.

А) Перестройте предложения в соответствии со схемами

Принцип  дифференциации может быть использован и в  домашнем задании:

Изучение романа М.Ю.Лермонтова
«Герой нашего времени»

  • 1)     Фронтальное: написать сочинение «Мои любимые страницы романа»; перечитать повести «Бэла», «Максим Максимыч».
  • 2)     Групповое: а) подготовить сообщение о Печорине (портрет, черты характера, первые читательские впечатления о нем); б) собрать материал о Максим Максимыче.
  • 3)     Индивидуальное: а) подготовить выразительное чтение начала повести «Бэла»; б) подобрать и проанализировать стихотворения       М.Ю. Лермонтова, перекликающиеся с описанием природы в повести «Бэла»; в) подготовить рассказ истории жизни Бэлы от имени героини; г) подобрать к повестям поэтические эпиграфы из лирики Лермонтова, отражающие душевное состояние главного героя романа.

Использование дифференцированного подхода позволяет учителю развить и освободить творческие силы в ученике, активизировать его деятельность, воспитывать потребность узнавать все больше и больше о богатстве и многообразии форм русского языка.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является  создание проблемных ситуаций на уроке.

На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. В процессе такой систематической работы на уроке формируются личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. На таком уроке обучающиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы активизируют мыслительную деятельность обучающихся и в общем способствуют формированию различных компетенций (знаний, умений, навыков).

Слайд 14., 15, 16  Примеры создания проблемных ситуаций на уроках литературы и русского языка.

Не секрет, что современные учебники не всегда содержат в необходимом количестве задания, способствующие формированию УУД. Вот пример трансформации задания по русскому языку.

Слайд 17. Исходное задание. Выпишите сначала предложения с причастными оборотами, а затем остальные. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Причастные обороты и одиночные причастия подчеркните, определяемые ими существительные заключите в прямоугольник. Обозначьте часть слова, в которой находится вставленная орфограмма.  (Приводятся предложения из рассказа Л.Кассиля).

Возможный вариант трансформации задания:

Слайд 18. Составьте из данных предложений связный текст. Подчеркните слова, которые служат средствами связи последующих предложений с предшествующими.

Обсудите в парах:

  1. Каким этот текст является – письменным или записанным устным?
  2. К кому он обращен?
  3. Зачем Л. Кассиль нам его рассказывает?

Далее возможны варианты:

Вариант 1.

Перескажите этот текст от лица одного из ребят, которые участвовали в описываемых событиях. Адресат – родители этого мальчика/девочки, которые спросили, что происходило во дворе.

Подумайте, какой стиль будет уместен в данном случае?

Вариант 2.

Представьте, что вы стали свидетелем описанных Л. Кассилем событий и решили написать о поступке ребят в местную газету. Придумайте для этой заметки название.

Подумайте над тем:

  1. В каком стиле вы будете писать?
  2. Какова будет ваша цель (проинформировать читателей, пробудить в них те или иные чувства, призвать к чему, убедить в чем-то)

Объем заметки на ваше усмотрение.

Такие задания способствуют развитию коммуникативных навыков.

Интегрированные уроки

Интегрированные уроки являются эффективной формой, используемой для систематизации знаний в современной школе, так как на данных уроках осуществятся синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой неразрывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Цель интегрированного урока - дать учащимся всестороннее (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину.

Например, по теме «Определение научного понятия» (6-й класс) предлагаются следующие задания:

Задание 1. Найдите в данных текстах специфические конструкции, свойственные научному стилю, с помощью которых можно дать понятие о научном предмете.

1) Природа – весь мир, который нас окружает. Это Солнце и звезды, равнины и горы, леса и степи, моря и реки, растения и животные. Мы сами также являемся частью природы.

2) Живые тела – организмы. К ним относятся бактерии, грибы, животные, человек. Тела природы постоянно изменяются. Эти изменения называют явлениями.

Задание 3. Прочитайте текст и скажите, о чем в нем идет речь. Дайте заглавие тексту.

Земля совершает полный оборот вокруг Солнца за год. Продолжительность года составляет 365 суток 5 час. 48 мин. 46 сек. Ось Земли сохраняет постоянное направление в пространстве. Прибор, который показывает, как происходит обращение Земли вокруг Солнца, называется теллурий (от лат. «теллус» – земля).

(Г.С. Калинова и др. Естествознание.)

Задание 4. Обратите внимание на правописание имен собственных (Земля, Солнце). В каком случае мы пишем эти слова с маленькой (строчной) буквы? Выпишите термины, необходимые для понимания текста (ось Земли, теллурий). Задайте к тексту вопросы. Перескажите текст, пользуясь изученными конструкциями.

Поскольку в качестве материалов для подобных уроков можно использовать тексты из учебников по любому предмету, не будет преувеличением сказать, что русский язык является средством, способным интегрировать практически все предметы школьной программы в единое целое.

Игровые технологии

       Дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

В каждом классе есть группа учеников, которая относится к разряду ― незаметных и тихих. Коллективный командный дух, желание одержать победу очень часто преображает этих робких детей и дает им возможность показать себя с неожиданной стороны, раскрыть дремлющие способности.

Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной работой по сбору необходимых сведений по предметам. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности. Для этого можно предложить вариативные формы ответов: письменные, устные. Также можно предложить конкурсы узкой направленности: конкурс капитанов, конкурс теоретиков и т. д.

На уроках русского языка могут использоваться игры со словами, игры-консультации, викторины.

Слайд  19.  Задание 1. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.

Например, обы(чай)ка.

МЕ( )ОЛАД     ФОР( )НИК     ЖЕЛ( )СИН                   ТАМ( )КА

ВАМ( )АТ

ДРА( )УРА

КИШ( )ЕЙ

КАР( )ЕМЕЦ

ВАМ( )АМИДА

ВОС( )АРЬ

ВОК( )ЕЖЬ

ПО( )ОТОК

У( )ОВА

ГОР( )ОЛАД

НА( )НЯ

ЗА( )ЕЦ

СВИР( )НИК

КАР( )НА

ПО( )АТКА

АМ( )АК

ГО( )КОТ

КОВ( )НЯ

КАБ( )ОШКО

Задание 2. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания, а также правила соединения слов в предложении точно такие же, как в русском.

Сделайте синтаксический разбор предложения, надпишите части речи.

Сурепая   рашка   зажугила   квинячий   торщ.

Слайд 20. Задание 3. Вы хотите удивить всех. Допишите прилагательные к словам так, чтобы получился

оксюморон: вода, мошенник, гром, мудрец, дурак.

Учитель может проводить уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки-КВН, уроки - ролевые игры, уроки-соревнования, театрализованные уроки.

Игровые технологии будут эффективными, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе.

Метод проектов

Что же может стать содержанием исследования по литературе и русскому языку?

Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их литературным отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы, анализ произведений или эпизодов, инсценирование, синквейны, сочинение, составление тестов, игр и прочее.

На мой взгляд, самый эффективный вид проекта — мини — проект. Учащиеся, исследуя учебный материал, составляют тесты для практических работ, кроссворды, сообщения, интервью с героями, комплексный анализ текста, синквейны, инсценирование эпизода, сочинение — миниатюры и др. Такие проекты самые эффективные, так как предполагают активное мышление и быстрый результат. Детям нравятся синквейны на уроках литературы и русского языка.

Результат проектной деятельности:

• словарик,

• морфологический портрет слова,

• энциклопедия одного слова,

• сборник иллюстраций,

• сборники собственных творческих работ,

• стенгазета,

• видео- или слайд-фильм,

• лингвистический анализ текста,

• публикация,

• буклет,

• презентация

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Информационные технологии

Повысить  интерес к изучаемым предметам, активизировать  познавательную деятельность учеников, развивать  их творческий потенциал помогает использование   информационно-компьютерных технологий. Учитель должен владеть многими педагогическими технологиями  и, в том числе, информационными и применять их в образовательном процессе

Компьютер стал привычным атрибутом  на уроках русского языка и литературы, во внеурочной  деятельности.

 ИКТ  позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу, осуществляют индивидуально-дифференцированный подход в обучении, способствуют совершенствованию практических умений и навыков

Слайд  21. Мы используем следующие варианты применения ИКТ:

  • создание презентаций к урокам (и учениками, и учителем),
  • работа с ресурсами Интернет,
  • работа с интерактивной доской,
  • использование готовых обучающих программ,
  • разработка и использование собственных авторских программ.

Для того чтобы вызвать интерес к литературному произведению,  просматриваем фрагменты фильмов, спектаклей. На уроках литературы звучат  аудио-записи.

Использование информационных технологий позволяет раскрыть творческий потенциал учителя и объединить вокруг него таких же творчески настроенных учеников.

Это может быть заочная экскурсия по литературным местам, знакомство с творчеством писателя, подготовительная  работа к сочинению по картине…

И эта работа имеет большое значение для формирования  навыков самостоятельной работы по поиску информации, включает школьников и педагогов в современное информационное пространство, способствует самореализации и саморазвитию личности ученика.

Таким образом, вышеизложенные технологии позволяют добиться решения основной задачи: развития познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышление.

Использование  современных технологий  формирует личность школьника, помогает воспитать образованных,  нравственных людей, которые  способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы Жукова Елена Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 95 с УИОП»

Слайд 2

Основная идея, заложенная во ФГОС, – идея развития. Это необходимое условие жизни. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

Слайд 3

ФГОС ООО включает в себя систему требований: • к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; • к структуре основной образовательной программы основного общего образования; • к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования

Слайд 4

Результат освоения основных образовательных программ: формирование предметных результатов; метапредметных : включающих регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия; личностных результатов

Слайд 5

ФГОС: каким образом можно получить новый результат? организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии

Слайд 6

Педагогические технологии: обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное обучение, игровые технологии, дифференцированный интегрированный подходы к обучению

Слайд 7

Работа в малых группах позволяет взаимодействовать в группе с любым партнером или партнерами работать активно, серьезно относясь к порученному заданию вежливо и доброжелательно общаться с партнерами испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всего класса полностью осознавать, что совместная работа в группах - это серьезный и ответственный труд

Слайд 8

Определите своё понимание счастья из предложенных литературных цитат. Кто из литературных героев был счастлив на этом уровне? (Работа в группах) О. Мандельштам: «За радость тихую дышать и жить, кого, скажите, мне благодарить?» «Счастье – в окладе большом и власти…» (Э. Асадов) «…легче вдвоем одолеть кручину. Ведь горе в любви по-иному мерится» Э.Асадов «Счастье – это горение: поиск, мечта, работа и дерзкие крылья взлета!» «Счастлив тот, кто сделал счастливым наибольшее число людей» (Людвиг ван Бетховен)

Слайд 9

Дифференцированный подход к обучению Изучение деепричастного оборота: 1 группа. А)Расставьте знаки препинания в предложениях. 2 группа. А) Расставьте знаки препинания в предложениях. Б) Подчеркните деепричастные обороты. 3 группа. А) Перестройте предложения в соответствии со схемами.

Слайд 10

Изучение романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Предварительное дифференцированное домашнее задание: 1) Фронтальное: написать сочинение «Мои любимые страницы романа»; перечитать повести «Бэла», «Максим Максимыч». 2) Групповое: а) подготовить сообщение о Печорине (портрет, черты характера, первые читательские впечатления о нем); б) собрать материал о Максим Максимыче. 3) Индивидуальное: а) подготовить выразительное чтение начала повести «Бэла»; б) подобрать и проанализировать стихотворения М.Ю. Лермонтова, перекликающиеся с описанием природы в повести «Бэла»; в) подготовить рассказ истории жизни Бэлы от имени героини; г) подобрать к повестям поэтические эпиграфы из лирики Лермонтова, отражающие душевное состояние главного героя романа.

Слайд 11

Задание первой группе: соотнести понятие и определение. 1 Юмор 2 Сатира 3 Рассказ вид комического, беспощадное осмеяние. Критика существующей действительности, человека, явлений. небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. сильное преувеличение.

Слайд 12

Задание второй группе: написать понятие по определению. Вид комического, доброжелательный и весёлый смех. Способ раскрытия характеров героев в смешном виде. Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. Вид комического, беспощадное осмеяние. Критика существующей действительности, человека, явлений. Способ выражения насмешки. Сильное преувеличение. Предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального .

Слайд 13

Задание третьей группе: определить понятие по данному определению и дать определение понятию . 1. способ изображения действительности в нереальном виде. 2. Сарказм 3. вид комического, беспощадное осмеяние. Критика существующей действительности, человека, явлений. 4. Гипербола 5. вид комического, доброжелательный и весёлый смех. Способ раскрытия характеров героев в смешном виде. 6. Рассказ 7. предельное преувеличение, основанное на необычном сочетании фантастического и реального.

Слайд 14

При изучении произведения В.Г.Короленко «В дурном обществе» формулируются следующие проблемные вопросы: - «Почему Васе больше нравилось бывать в «дурном обществе», нежели находиться дома и общаться со своей семь.й?», - «Какую роль сыграли Тыбурций и его дети в жизни Васи и его отца?», - «Как вы думаете, какие торжественные клятвы давали Вася и Соня у могилы Маруси?», - «В сокращении повесть В. Г. Короленко печатается под другим названием – «Дети подземелья». Как вы думаете, какое название глубже и точнее? Почему?» Анализируя рассказ Л. Толстого «Кавказский пленник», учащиеся задумываются над вопросом: «Почему произведение называется «Кавказский пленник», в то время как Толстой рассказывает нам о двух пленниках?»

Слайд 15

« Почему Настя проявила заботу, чуткость и понимание по отношения к художнику Тимофееву, но оказалась ч.рствой и неблагодарной по отношению к собственной матери?» К.Г. Паустовский (Рассказ «Телеграмма») «Можем ли мы оправдать поступок Андрия?» (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Слайд 16

Запишите предложение, расставьте знаки препинания, составьте схему: «Я молча указал пальцем на храм, думая, что мне пригрезилось, что я в самом деле заснул и что мне явилось видение из тумана». Ученик у доски составляет схему: [- =, -•-, (что =), (что - =), и (что= -). - Теперь сравните свои схемы с моей. Схема учителя: [- =, -•-, (что =), (что - =) и (что= -). Почему в данном предложении запятая перед и не нужна?

Слайд 17

Исходное задание Выпишите сначала предложения с причастными оборотами, а затем остальные. -- Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Причастные обороты и одиночные причастия подчеркните, определяемые ими существительные заключите в прямоугольник. - Обозначьте часть слова, в которой находится вставленная орфограмма. (Приводятся предложения из рассказа Л. Кассиля).

Слайд 18

Вариант трансформации задания Составьте из данных предложений связный текст. Подчеркните слова, которые служат средствами связи последующих предложений с предшествующими. Обсудите в парах: Каким этот текст является – письменным или записанным устным? К кому он обращен? Зачем Л. Кассиль нам его рассказывает? Вариант 1. Перескажите этот текст от лица одного из ребят, которые участвовали в описываемых событиях. Адресат – родители этого мальчика/девочки, которые спросили, что происходило во дворе. Подумайте, какой стиль будет уместен в данном случае? Вариант 2. Представьте, что вы стали свидетелем описанных Л.Кассилем событий и решили написать о поступке ребят в местную газету. Придумайте для этой заметки название. Подумайте над тем: В каком стиле вы будете писать? Какова будет ваша цель (проинформировать читателей, пробудить в них те или иные чувства, призвать к чему, убедить в чем-то) Объем заметки на ваше усмотрение.

Слайд 19

Задание 1. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго ОБЫ( )КА -(чай) ЖЕЛ( )СИН – (ток) МЕ( )ОЛАД – (шок) ПО( )ОТОК – (мол) КОВ( )НЯ – (бой) ВОК( )ЕЖЬ - (зал) КАБ( )ОШКО – (лук) ПО( )ОТОК – (мол) ВАМ( )АМИДА- (пир) ГОР( )ОЛАД – (шок) ВАМ( )АТ - (пир) КАР( )НА – (тон)

Слайд 20

Задание 2. Вы хотите удивить всех. Допишите прилагательные к словам так, чтобы получился оксюморон : вода, мошенник, гром, мудрец, дурак

Слайд 21

Варианты применения ИКТ: создание презентаций к урокам (и учениками, и учителем), - работа с ресурсами Интернет, - работа с интерактивной доской, - использование готовых обучающих программ, - разработка и использование собственных авторских программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные требования и идеи ФГОС на уроке

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосоверш...

Основные требования и идеи ФГОС на уроке

В условиях введения в практику работы  школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результато...

Реализация основных требований и идей ФГОС на уроках математики

Выступление на городском семинаре для учителей математики...

Проблемы реализации основных требований и идей ФГОС на уроках русского языка и литературы.

Выступление на пед.совете Проблемы реализации основных требований и идей ФГОС...

Проблемы реализации основных требований ФГОС на уроках русского языка и литературы

Главная задача педагога – помочь человеку в умении действовать, подготовить школьника к саморазвитию, воспитывать и развивать свободную, жизнелюбивую, талантливую личность с научными знания...