Методическая разработка по теме "Порядок слов в простом предложении. Односоставные и неполные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Иванова Елена Борисовна

Данная разработка поможет учителю быстро и компактно объяснить сложные для детского восприятия темы уже в 6 классе и закрепить их к итоговой аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги! Я хочу предложить вашему вниманию небольшую методическую разработку, которая постепенно сложилась на основании практической работы и, как мне кажется, может оказаться полезной.

В школьной программе по синтаксису простого предложения есть несколько тем,  не очень интересных ученикам, но очень важных с точки зрения подготовки в итоговой аттестации на разных уровнях. Это следующие темы:

 Порядок слов в простом предложении

Порядок слов в предложении - это определенное расположение членов предложения.

В русском языке различают прямой (обычный) порядок слов и обратный (необычный, называемый инверсией).

Односоставные предложения

Неполные предложения.

Я пришла к выводу, что эти темы можно легко и просто объединить и представить ученикам в виде универсальной схемы, которую легко понять и запомнить, причем рассмотрение материала  я начинала с 6 класса, и учащиеся прекрасно всё понимали и в дальнейшем  без труда вспоминали структурные части.

1 этап:

Итак, начинаем чертить схему простого распространенного двусоставного предложения. Она будет такой:

Согласованное определение

Подлежащее

Несогласованное определение

Обстоятельство образа действия

Сказуемое

Другие обстоятельства

Дополнение

Согласованное определение

Несогласованное определение.

В верхней части таблицы помещаем графические символы главных и второстепенных членов предложения. Итак, на первом этапе знакомимся с прямым порядком слов в простом двусоставном распространенном предложении ( к термину «двусоставное» вернемся позже, пока же достаточно его назвать). Делаем первый вывод: перед нами – прямой порядок слов в предложении. Любое нарушение такой последовательности называется ИНВЕРСИЕЙ.

Дело в том, что в школьных учебниках весьма туманно дается толкование этого термина, а ребенок, чтобы найти такое средство выразительности,  даже не предполагает, что ему нужно искать.

Прямой порядок слов предполагает постановку:

А)  подлежащего перед сказуемым;

Б) дополнения после управляющего слова;

В) согласованного определения перед определяемым словом;

Г) несогласованного определения после определяемого слова;

Д) обстоятельства перед сказуемым или после него.

Конечно, если в 6 классе вводить термины «Согласованное» и «Несогласованное» определение, это может вызвать затруднение, так как способы синтаксической связи изучаются в 8 классе, но в сильных классах бояться этого не стоит.

2 этап:

Согласованное определение

Подлежащее

Несогласованное определение

Обстоятельство образа действия

Сказуемое

Другие обстоятельства

Дополнение

Согласованное определение

Несогласованное определение.

На этом этапе при помощи уже составленной таблицы очень легко объяснить, что такое односоставное предложение.

 Для удобства и для наглядности лучше части таблицы окрасить разными цветами.

Теперь хорошо видно, что все члены предложения распределяются на  2 неравные части со смысловым ядром в каждой части. Левая часть таблицы – состав подлежащего, правая – состав сказуемого. Убрав одну из частей таблицы, получаем структуру односоставного предложения с главным членом в форме подлежащего или в форме сказуемого.

Согласованное определение

Подлежащее

Несогласованное определение

Это схема распространенного односоставного  предложения с главным членом в форма подлежащего ( назывное предложение)

Обстоятельство образа действия

Сказуемое

Другие обстоятельства

Дополнение

Согласованное определение

Несогласованное определение.

Это схема односоставного распространенного предложения с главным членом в форме сказуемого.

Таким образом, намного легче становится объяснить, что такое состав подлежащего (это подлежащее и относящиеся к нему второстепенные члены) и состав сказуемого (сказуемое и относящиеся к нему второстепенные члены). Учащимся становится ясным термин двусоставное предложение, который раньше употреблялся автоматически.

3 этап:

На этом этапе работы можно снова обратиться к полной схеме и объяснить, что перед нами – классический вариант мирного сосуществования двух смысловых центров со вспомогательными элементами. Младшим школьникам для простоты можно привести в пример жильцов двухкомнатной квартиры, которые вынуждены жить вместе, но при этом у каждого своя территория и свои функции, распоряжаться на чужой территории никто не имеет права.

4 этап:

Неполное предложение. После того как мы выяснили, что такое двусоставное и односоставное предложения, становится очень легко объяснить, что такое предложение неполное. (Дети часто смешивают понятия неполное и односоставное предложение.)

Мы помним, какая схема должна быть у распространённого двусоставного предложения, какие второстепенные члены относятся к подлежащему, какие – к сказуемому.

Разбираем предложение:

Над могилой героя  -  ночная звезда.

Схема:

Над могилой

героя

-

ночная

звезда

Обстоятельство

Несогласованное определение

Согласованное определение

Подлежащее

Мы видим, что в предложении полностью представлен состав подлежащего, а из состава сказуемого – только обстоятельство с относящимся к нему несогласованным определением. Обстоятельство входит в группу сказуемого, подлежащему не подчиняется никогда, значит сказуемое опущено, а в предложении на месте пропущенного члена поставлено тире.

Ещё одно предложение:

Теперь домой!

Теперь

домой

Обстоятельство

Обстоятельство

Делаем вывод: перед нами неполное предложение с опущенным главным членом сказуемым, так как обстоятельства могут в предложении относиться только к сказуемому.

Осмысление понятия неполное предложение является самым сложным для учащихся, но при некоторой тренировке с постоянными разборами предложений они достаточно быстро с ним справляются.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Порядок слов в простом предложении. Односоставные и неполные предложения.

Слайд 2

Порядок слов в простом предложении Подлежащее Сказуемое Согласованное определение Несогласованное определение Обстоятельство образа действия Другие обстоятельства Дополнение Согласованное определение Несогласованное определение

Слайд 3

Порядок слов в простом предложении Состав подлежащего Подлежащее Согласованное определение Несогласованное определение Состав сказуемого Сказуемое Обстоятельство образа действия Другие обстоятельства Дополнение Согласованное определение Несогласованное определение

Слайд 4

Односоставное предложение с одним главным членом подлежащим Распространенное Подлежащее Согласованное определение Несогласованное определение Нераспространенное Подлежащее

Слайд 5

Односоставное распространенное предложение с одним главным членом сказуемым Сказуемое Обстоятельство образа действия Другие обстоятельства Дополнение Согласованное определение Несогласованное определение

Слайд 6

Неполное предложение Над могилой героя Обстоятельство места Несогласованное определение ночная звезда Подлежащее Согласованное определение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе "Роль односоставных и неполных предложений в рекламных текстах"

Урок обобщающего характера по односоставным и неполным предложениям с использованием рекламных текстов....

Разработка урока для 1 курса колледжа "Односоставные и неполные предложения"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...

Контрольная работа по теме «Односоставные и неполные предложения». 8 класс

Контрольная работа по теме «Односоставные и неполные предложения». 8 класс...