Урок русского языка в 7 классе на тему "«Слитное и дефисное написание сложных прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Курова Ольга Викторовна

Урок «открытия» нового знания представлен в увлекательной форме, где использовались различные формы работы с учащимися:  групповая, индивидуальная, фронтальная, методы обучения: проблемный, исследовательский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.docx37.76 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет  Русский язык

Учитель  Курова Ольга Викторовна

Класс  7 а

Тема урока   «Слитное и дефисное написание сложных  прилагательных»

Цель  урока:  создать условие для формирования навыков правописания сложных прилагательных у учащихся

Задачи

Обучающая:     Научиться   писать сложные прилагательные

Развивающая:  Развивать навыки мыслительной деятельности, логическое мышление, умение работать по алгоритму, интерес к уроку через нестандартные формы работы.

Воспитательная:  Воспитывать чувство патриотизма, интерес к спорту и занятиям спортом.

Тип урока:   Урок «открытия» нового знания;

Формы работы учащихся:  групповая, индивидуальная, фронтальная

Методы обучения   Проблемный, исследовательский

Базовый учебник  «Русский язык.7 класс». Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева

Оборудование: Техническое оборудование урока – компьютер, экран, проектор; схема для работы детей и наглядное пособие “Олимпийские кольца” по теме, сигнальные карточки, алгоритм по теме, медали для награждения, карточки для эстафеты.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Этап построения проекта выхода из затруднения.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Орг.момент:

Учитель:  Главное соревнование -это борьба с самим собой.

-Как вы понимаете данные слова?

(Ответы учащихся)

В течение урока вы поймёте, почему я начинаю урок именно с этих слов.

Учитель.Посмотрите на слова.

Светло  (желтый)

Жизне  (радостный)

Вело  (гонка)                                      

Черно  (морское)

Юго  (восток)    

 Учитель. Прочитайте слова вслух. Скажите, что в них общего.

Д.--Эти слова сложные.

Учитель. Какие слова называются сложными?

Д.--Сложными называются слова, которые состоят из двух или трех корней.

Учитель. Разделите эти сложные слова на две группы.

Д. --Первая группа -сложные существительные, вторая -сложные прилагательные

Учитель. Как вы напишите представленные сложные существительные? Объясните свою точку зрения.

 Д.-- Слова с иноязычными элементами (вело, гидро, мото) пишутся слитно

Д.--  Стороны света пишутся через дефис

                   

 2. Формулирование темы и цели урока

Учитель. Назовите остальные слова. Дайте им характеристику. Скажите, как они могут быть написаны. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Светло- (желтый)

Жизне(радостный)

Черно(морское)

Д. --это сложные имена прилагательные. Они могут быть написаны через дефис или слитно.

Значит, тема  сегодняшнего урока — «Слитное и дефисное написание сложных прилагательных».

 Учитель. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске:

1) Познакомиться с.,.,"

2) учиться....

Д.--Цель урока: познакомиться с дефисным или слитным на писанием имен прилагательных; учиться правильно писать сложные имена прилагательные.

3. Изучение материала

(Песня или клип про олимпиаду) игры, которые мы заслужили вместе с тобой.

Учитель.Какое важное событие в мировом спорте приближается?

Д.: Открытие зимней олимпиады в городе Сочи.

(У.: Посмотрите на слова. Как вы думаете, что они обозначают?

Citius, Altius, Fortius», (Если вы говорите об олимпиаде, значит это призыв к чему-либо)

Действительно, это девиз олимпийских игр!

 «Быстрее, выше, сильнее» )

Но нашем уроке, наверное, нужно добавить слово «правильнее»

Итак, вперёд!!!

III. Объяснение нового материала.

Учитель. Обратимся  к условиям написания сложных прилагательных и заполним кластеры, которые представлены в виде олимпийских символов.

Учитель.: Прочитаем предложение. (Слайд    )

Д.:    1   Олимпийская эмблема состоит из пяти разноцветных колец.

Учитель.: А почему кольца имеют разные цвета?  

  • Синий - Европа.
  • Желтый - Азия.
  • Черный - Африка.
  • Красный - Америка.
  • Зеленый - Австралия.

Все очень просто, пять колец - пять материков. Черный - Африка, зеленый - Австралия, желтый - Азия. Синий и красный - Америка и Океания. Приняты они были в 1914 году, а дебютировали в 1920 на Олимпиаде в Бельгии

Учитель: Найдите  сложное прилагательное?

Д.: Разноцветных.

Учитель.: Кто догадался, как оно образовано?

Д.: Это слово образовано от словосочетания.

Учитель.: Каким образом напишем это слово?

Д.:Слитно. Слитно пишутся прилагательные, образованные от словосочетаний.

Уитель. Поместим наше слово на пьедестал почёта

Учитель: Двигаемся дальше. В данном предложении найдите сложное прилагательное.

Д.:   2  Пешеходные дорожки на улицах города Сочи позволяют людям  чувствовать себя в безопасности.

Учитель : Кто нашёл нужное нам слово.

Д.: Я думаю, что слово «пешеходные» написано слитно, потому что образовано от сложного существительного (пешеход), пишущегося  тоже слитно.

Учитель: Вы правы.

Учитель. Дальше.

Д.: 3.   В былые времена использовался старославянский язык.

Учитель: Как вы думаете, почему слов старославянский написано слитно.

Д.: Образованы от двух прилагательных, между которыми нельзя поставить союз «и».

Вывод?

Учитель.:  Молодцы! Повторим изученный материал. Когда сложные прилагательные пишутся слитно?

-Когда образованы от словосочетаний.

-Когда образованы от сложных существительных, пишущих через дефис.

-Когда образованы от двух прилагательных, между которыми нельзя поставить союз «и».

Вот мы с вами стоим уже на пьедестале почета.

2

Другие случаи написания сложных прилагательных мы рассмотрим группах. Создадим мобильные группы.

Каждая группа получает задание, отражающее правописание сложных прилагательных,

Схему, по которой вы будете проводить исследование. Один человек, главный в команде, отчитывается о работе своей группы, не забываем правила работы в группах..

Слушаем группу1

1 группа.

1.Прочитайте предложение.

2.Найдите сложное прилагательное

3.Определите, каким образом слово образовано.

4.Докажите, почему его нужно писать через дефис

Д.:  1…Впервые спортивные игры прошли в юго-восточном греческом городе Олимпия.

Учитель.: Найдите в этом предложении сложное прилагательное.

Д.: Юго-восточном.

Учитель.: Как вы думаете, каким образом образовано это прилагательное?

Д.: От названия стороны света.

Учитель.: Почему его нужно написать через дефис?

Д.: Потому что слово “юго-восток” пишется через дефис.

Д.: Сложные прилагательные пишутся через дефис, если образованы от сложных существительных.

Учитель Вторая группа

2 группа.

1.Найдите сложное слово.

2.Определите, что обозначает данное слово.

3.Сделайте вывод, почему пишется дефис.

Учитель.: Посмотрим на следующее предложение? (Слайд       )

Д.:  2    Ярко-зелёное кольцо на эмблеме символизирует Австралию.

Учитель.: Что обозначает сложное прилагательное в этом предложении?

Д.: Оттенок цвета.

Учитель.: Сделаем вывод.

Д.: Через дефис пишутся слова, обозначающие цвет.

Учитель. 3 группа.

Читаем предложение. (Слайд     )

Д.:   3.    Олимпийский огонь зажигают пучком солнечных лучей, образованных
выпукло-вогнутым зеркалом.

Учитель.: Скажите, от каких слов образовано данное сложное прилагательное?

Д.: Выпуклый и вогнутый.

Учитель.: Данные слова равноправны и мы можем поставить между ними союз «и».

Сформулируйте, правописание данных прилагательных.

Д.: Если сложное прилагательное образовано из двух равноправных слов, то такое слово пишется через дефис

4 группа.

1.Найдите сложное слово.

2.Определите, что обозначает данное слово.

3.Можно ли поставить союз «не только…,но и»

4.Сделайте вывод.

     4.Шесть тысяч лет назад когда-то пресное Чёрное море превратилось в солёно-горькое.

Учитель.: Что обозначает слово?

Д.: Слово обозначает какой-то дополнительный оттенок. Море не просто солёное, но и немного горькое.

Учитель.:Как будем писать  такие слова?

Д.: Слова, обозначающие дополнительный оттенок, пишутся через дефис.

Учитель.: Следующая информация содержится в предложении 5 группы

Послушаем 5 группу.

1.Найдите сложное предложение.

2.Определите, каким способом оно образовано.

3.Объясните, почему оно пишется через дефис.

Д.    Белые-пребелые вершины Кавказских гор восхищают своей красотой.

Учитель.: Как образовано слово «белые-пребелые»?

Д.: Слово образовано приставочным способом путём повторения слов. Такие прилагательные тоже пишутся через дефис.

Учитель.: Вот наши олимпийские кольца заполнены. Сегодня олимпийская эмблема символизирует пять положений дефисного написания сложных прилагательных.

Вывод(проговаривание всех случаев написания )

IV. Закрепление изученного материала.

1. Работа с сигнальными карточками

Учитель.: Ещё одним символом Олимпийских игр являются Олимпийские медали. (Слайд        )

Учитель.: Медали какого достоинства вручаются атлетам на Олимпийских играх?

Д.: Золотые, серебряные и бронзовые.

Учитель.: Готова поспорить с вами, что вы не знали о том, что на первых Олимпиадах  не было золотых медалей. Награждали только спортсменов, занявших первое и второе места, т.е. вручали серебряные и бронзовые медали.

У вас на партах лежат сигнальные карточки в виде медалей. Посмотрите, серебряная медаль имеет серый оттенок, а бронзовая – красноватый.

Предлагаю вам такое задание:

У каждого на солее лежат медали: серебряная- имеет задание повышенной трудности, бронзовая- задание проще. Выберите ту медаль, с заданием которой вы справитесь.

Оцените себя.

Рефлексия. Учитель предлагает закончить высказывания:

  • сегодня  я узнал…
  • было интересно…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…
  • я приобрел…

Учитель.: В 1896 году основателем современных Олимпийских игр Пьером де Кубертеном был определён Олимпийский принцип: “Самое важное в Олимпийских играх – не победа, а участие, также как в жизни самое главное – не триумф, а борьба”. Подумайте над этими словами, и пусть они станут полезными для вас.

Урок окончен.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и

обосновывать свою точку зрения

Регулятивные: обнаруживают и формулируют учебную проблему совместно с учителем.

Личностные : установление обучающимися связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом, самоопределение;

Личностные: установление обучающимися связи между целью учебной

деятельности и ее мотивом, самоопределение;

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной

цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со

сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и

обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные

 соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и

обосновывать свою точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс. Тема: « Душа родного города». (Обучение написанию сочинения - рассуждения).

Цели:Øформирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментированию;Øвыработка навыков определения и формулирования проблемы текста, авторской по...

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Конспект урока-практикума в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

Коспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса в нетрадиционной форме....

Урок русского языка в 7 классе на тему: "Слитное, раздельное и дефисное написание наречий".

Урок получения новых знаний с последующим закреплением умений и навыков по данной теме....

Конспект урока русского языка 7 класс УМК М.М.Разумовская по теме "Слитное написание союзов ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО"

Урок получения новых знаний по теме "Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато". Урок позволяет научить учащихся отличать союзы ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от местоимений с предлогом и частицами и союза...

Конспект урока по теме: "Слитное, раздельное и дефисное написание слов".

Урок предназначен для формирования знаний у учащихся о правильном написании слов...

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...