Словарные диктанты, 6 класс
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Словарные диктанты предназначены для учащихся 6 класса. Могут использоваться в качестве проверочной работы после изучения темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnye_diktanty.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Словарные диктанты, 6 класс.

Повторение изученного в 5 классе

   Словарный диктант № 1. Соревнования по гимнастике, тренер команды, школьный стадион, наклониться набок, ненавидеть ложь, блестеть на солнце, положить в портфель, запереть двери, постелить ковер, расстилаться вдали, понимать задачу.

   1. Выделите корни с чередующимися гласными, объясните выбор букв О и А, Е и И.

   2. Подчеркните  2-3 слова, правописание которых надо запомнить.

   Словарный диктант № 2. Строят здание, пассажирский вагон, мчаться к вокзалу, будьте внимательны, о юбилее известного инженера, офицеры армии, патриотическая молодежь, необъятное раздолье, бирюзовое небо, багряный закат.

   1. Выделите окончания существительных, имеющих в косвенных падежах букву Е или И; укажите  род, склонение, падеж, число существительного.

Лексика и фразеология. Культура речи

   Словарный диктант № 3. Детский шепот, шорох гравия, бирюзовый чайник, старинные ворота, оранжерейное растение, запах ромашек, сочный щавель, фиолетовые чернила, огромный циферблат, поражать товарища.

   1. Найдите слова с орфограммой «Буквы Е-О после шипящих в корне слова»; объясните выбор букв.

   2. Подчеркните слова с орфограммой «Буквы И, У, А после шипящих».

   Словарный диктант № 4. Выросли деревья, сверкает на солнце, расположиться у костра, сучья акации, прилагать усилия, зарастать ежевикой, поздняя ночь, ровная долина, календарь природы, увидеть впереди.

   1. Выделите корни с чередованием О-А; укажите, что влияет на выбор той или иной буквы.

   2. Найдите слова с непроизносимыми согласными в корне, подберите проверочные слова.

Словообразование и орфография. Культура речи

   Словарный диктант № 5. Бархатный сезон, караван в пустыне, багряная осень, писать акварелью, бордовые шторы, перила террасы, торопиться на вокзал, орден на кителе.

   1. В первых двух словосочетаниях (1 вариант), в последних двух словосочетаниях (2 вариант) подчерните орфограммы.

   2. Найдите 2-3 заимствованных слова; с помощью словаря укажите, из каких языков они заимствованы.

   Словарный диктант № 6. Изучать атмосферу Земли, запустить космическую ракету, великое изобретение, неизвестный предмет, сэкономить время, декоративные  растения, расположиться на площадке, натирать паркет, обтянуть мебель.

   1. Найдите слова с чередующимися гласными в корне; от чего зависит выбор нужной буквы.

   2. Выделите приставки, подчеркните в них буквы, не соответствующие звукам.

   Словарный диктант № 7. Красивый интерьер, касаться стены, легкое прикосновение, роскошная мебель, богатырский сон, заманчивое предложение, загорать на пляже, вытирать посуду, искусство резьбы по дереву.

   1. К словам с чередующимися гласными подберите однокоренные слова с другой гласной в корне.

   2. Укажите значения приставки ПРИ-

Морфология и орфография. Культура речи

   Словарный диктант № 8. Безымянная улица, картинная галерея, живописное полотно, подытожить результаты, сверхинтересный рассказ, беспрекословно выполнить приказ, непреодолимая преграда, не вступать в пререкания, пирог пригорел.

   1. Выделите приставку ПРЕ- со значением, близким приставке ПЕРЕ-.

   2. Выделите суффикс –Н- в прилагательных.

   Словарный диктант № 9. Устанавливать рекорд, разыскивать путешественников, гигантский корабль, слегка прикоснуться, принести телеграмму, презрительный взгляд, претворять мечту в жизнь, приморский бульвар, старинное предание.

   1. Выделите приставку со значением «очень».

   2. Разберите по составу слово с непроизносимым согласным.

   Словарный диктант № 10. Стоять на рейде, обратный рейс, отвезти дивизию в резерв, адъютант генерала, доблестный лейтенант, избирательная кампания, в студенческой компании, присутствовать на собрании, изложить со всеми подробностями, прикрыть салфеткой стакан.

   1. Подчеркните заимствованные слова, с помощью словаря иностранных слов укажите,  из какого языка заимствованы 1-2 слова.

   2. Объясните выбор буквы Е или И в окончаниях существительных.

Имя прилагательное

   Словарный диктант № 11. Приближаемся к станции, едешь по улице, заденешь плечом, ремонт крыш, приехала дочь, внимательный сторож, встретиться на остановке, осветить лучом, поднимаешься на второй этаж, подъехать к гостинице.

   1. Укажите спряжение глаголов, данных в личной форме.

   2. Объясните правописание Ь после шипящих на конце существительных.

   Словарный диктант № 12. Расположиться в долине, загореться от свечи, открывать ключом, вытираешь полотенцем, предупредить об опасности, участвовать в экспедиции, посланцы из соседнего племени, удивительные путешествия, остановиться в нерешительности, чувствовать неприязнь, непреклонность характера.

   1. Укажите, в каких случаях НЕ является приставкой, в каких  - входит в состав корня.

   2. Подберите проверочные слова к словам с непроизносимыми согласными

   Словарный диктант № 13. Причина неудачи, небрежность переводчика, прекрасный танцовщик, профессия сборщика, копировщик документов, пушистый бельчонок, неуклюжий медвежонок, шелковая рубашечка, ситцевая блузка, прикусить язычок, серая кукушечка,  ветхая одежонка.

   1. Выделите слова с орфограммой «Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных», объясните выбор букв в каждом случае.

   2. Выделите корни, в состав которых входит НЕ.

Имя числительное

   Словарный диктант № 14. Нисколько не интересный случай, туристская группа; не веселый, а грустный; непродолжительное ненастье, песцовый воротник, камышовые заросли, лицевой счет, низкий каблучок, дешевый костюм, освещать свечой, искусный мастер, искусственные цветы.

   1. Обозначьте орфограммы в суффиксах существительных и  прилагательных.

   2. Укажите условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными и существительными.

   Словарный диктант № 15. Непроглядная темнота, над деревянным крыльцом, ветряная мельница, ветреный человек, под соломенной крышей, на старинной картине, в отечественном искусстве, об оловянном солдатике, в жестяной коробке, экскурсионный маршрут, румяная девушка, обыкновенная тетрадь.

   1. Объясните условия выбора букв Н и НН в суффиксах прилагательных.

   2. Обозначьте орфограммы «Е и И в падежных окончаниях существительных» и  «Безударные гласные в окончаниях прилагательных».

Местоимение

   Словарный диктант № 16. Январский мороз, подветренная сторона, ветряной двигатель, в осином гнезде, лебединая песня, у бесструнной балалайки, стеклянные глаза, длинные ресницы, серебряная свадьба, единым росчерком, свинцовые белила.

   1. Выделите суффиксы, имеющие одну или буквы Н.

   2. Обозначьте орфограмму «Буквы И-Ы после Ц», объясните условие выбора соответствующей буквы.

   Словарный диктант № 16. Шерстяной костюм, кожаные туфельки, иссиня-черные волосы, мужественное лицо, невозмутимый вид, безграничный простор, беспредельная равнина, бездонна высь, простираться по степи, расстелить простыню, гигантская территория, колоссальный вулкан.

   1. Выделите приставки, имеющие на конце буквы –З(С-), укажите условия выбора буквы.

   2. Выделите корни, в которых имеются чередующиеся гласные, укажите условия выбора букв О-А, И-Е.

 

Глагол

   Словарный диктант № 17. Миллиард человек, беспокоишься обо мне, у кого-нибудь, кое у кого, кое-кто запирает дверь на ключ, никого не обидишь, не с кем ссориться, к четырнадцати экземплярам, популярная брошюра, коллекция уникальных инструментов.

   1. Объясните условия выбора Е и И в окончаниях глаголов.

   2. Пользуясь толковым словарем, объясните значение слова БРОШЮРА (1 вариант); УНИКАЛЬНЫХ ( 2вариант).

   Словарный диктант № 18. Ни на что не похожий, о ком-то расспрашивает, с кем-нибудь посоветоваться, темно-коричневый переплет, несложные контуры рисунка, костяной крючок, ни у кого не оказалось, шестьдесят семь рублей, какие-либо комнатные растения, шерстяная пряжа.

   1. Объясните условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи.

   2. Объясните, почему некоторые слова пишутся через дефис.

Словарный диктант № 19. Мне нездоровится, хорошо пахнет, прикоснуться к решетке, возвратиться из поездки, участвовать в состязании, беседовать с чтецом, рассчитывать заранее, танцевать вальс, маршировать по площадке, премировать за победу, гарантийный ремонт, обеспечьте явку.

   1. Выделите приставки, укажите в них орфограммы.

   2. Объясните правописание безударных букв Е и И в окончаниях существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарные диктанты для 10 класса

Словарные орфографические диктанты для учащихся 10 класса. Слова с вопросительным знаком предполагают знание их лексического значения....

Словарный диктант. 10-11 класс

Данный словарный диктант поможет отработать навыки практической грамотности учащихся 10-11 классов при подготовке к ЕГЭ. Представлены слова, где ученики наиболее часто делают ошибки....

Словарные диктанты 5- 6 класс

Словарные диктанты в 5-6 классах на  правописание приставок и корней...

Словарный диктант по русскому языку (5 - 6 классы)

В работе представлены словарный диктант с комплексным заданием  для 5 класса,литературный диктант для 5- 6 классов, а также  контрольная работа по русскому языку для 7 класса....

Словарные диктанты для 9 класса.

Словарные диктанты.9 кл....

Словарные диктанты.10 класс

Словарные диктанты по русскому языку...

Презентация для проведения зрительного словарного диктанта "Словарные слова" (животные)

Презентация представляет картинный материал для написания зрительного словарного диктанта по русскому языку. Использовать пособие можно на уроке во 2, 3 или 4 классе.Пособие состоит из 13 слайдов. На ...