Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Сложное предложение».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Трегубова Ольга Викторовна

Цель урока:  научить учащихся различать простые и сложные предложения; определять границы частей в сложном предложении; правильно употреблять знаки препинания между частями сложного предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5_kl_slozhnoe_predlozhenie.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК  РУССКОГО  ЯЗЫКА   В  5  КЛАССЕ

Тема:  « Сложное предложение»

Цель урока:  научить учащихся различать простые и сложные предложения; определять границы частей в сложном предложении; правильно употреблять знаки препинания между частями сложного предложения.

 Задачи:

-выявление степени понимания учебного материала и пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся по новому  материалу;

-активизирование познавательной деятельности учащихся, стимулирование и развитие мыслительных процессов;

-развитие умения спонтанной речи для передачи выводов и умозаключений на основе материала урока.

Тип урока:  усвоение новых знаний.

Вид урока: исследовательская деятельность.

Виды деятельности:

- устная и письменная;

-индивидуальная и коллективная;

-мыслительная деятельность: продуктивная и репродуктивная;

-речевая: учебная и спонтанная.

Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка.

Оборудование урока: компьютер, мультимедиопроектор,  презентация в Рower Point,

карточки с разным уровнем сложности..

                                     Ход урока

1.Организационный момент.

2.Создание психологического настроя класса для восприятия материала урока  (музыкальный слайд  2).

2.Актуализация знаний.

- Как называется раздел науки о языке, над которым мы работаем?

- Что является предметом изучения синтаксиса?

- Чем отличается предложение от словосочетания?

Перед вами сочетания слов (запись на доске)

сентябрьские дни; школьный звонок; дружеские разговоры; серьезно настроиться; наступила осень.

- Укажите,  какое сочетание слов не является словосочетанием и почему?

- В данных словосочетаниях укажите главное и зависимое слова, укажите тип подчинительной связи, подберите синонимичные словосочетания иного типа подчинительной связи.

- Что мы называем предложением?

Составьте предложение (оно записывается постепенно по мере выполнения задания).

- Из предложения   Стеной стоят желтые колосья пшеницы (слайд 3)  взять определение, выраженное прилагательным в Т.п.  (желтые);

- запишите существительные листья в Т.п. (слайд 4)  (листьями);

- Из предложения   Пушкин очень любил осень (слайд 5)  взять дополнение (осень);

- добавьте  обстоятельство из предложения  Осень щедро одаривает леса краской (слайд 6)   (щедро);

- добавьте сказуемое  из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковер (слайд 7)  (выстлала);

Из предложения  

Вы куда ведете, дороги? (слайд 8);

- запишите обращение.

Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги.

- Сколько грамматических основ в этом предложении?

- Как называется предложение, в котором одна грамматическая основа?

4. Изучение нового материала.

 - Посмотрите на тему урока, записанную на доске. Сформулируйте задачи нашего урока.

1) А теперь сравним два предложения (запись на доске).

Ночью ветер злится и шумит в окно.

Налетел ветер, и затрепетала листьями осинка.

- Сколько  грамматических основ в первом предложении?

- Как называется предложение с одной грамматической основой?

- Какие члены предложения соединяет союз и в первом предложении? Составим схему предложения.

- Сколько грамматических основ во втором  предложении?

- Чем отличается это предложение от предыдущего?

- Как вы думаете, какое из двух предложений соответствует  теме нашего урока?

- Сделайте вывод, какое предложение называется сложным?

Работа над теоретическими сведениями учебника стр.91.

5.Закрепление.

 Обратимся к записи на доске

Улетают птицы за море,

Миновало время жатв,

На холодном сером мраморе

Листья желтые лежали.

Солнце спряталось за ситцевой

Занавескою небес,

Черно – бурою лисицею

Под горой улегся лес.

- Что это мы записали?

- Как вы определили, что это текст?

- Как его можно озаглавить.  Сколько предложений в этом тексте? Какие это предложения?

- Сколько простых предложений в каждом сложном?

- Как вы определяли?

- А теперь перед вами задача продолжить предложения (задания на карточках).

Задание для первого уровня.

- Докажите, что оно сложное.

Осенние листья темнеют и теряют  свои яркие краски.

В лучах печально кричали ночные птицы, белая звезда переливалась над рекою.

Листья пожухли и шуршали при ветре.

Задание для  второго уровня.

- Среди данных предложений найдите сложное.

Наступила поздняя осень…

Подул холодный ветер…

Закружились в воздухе желтые листья березки…

6. Рефлексия.

- Перед вами  изображение осеннего пейзажа. Составьте текст по данному изображению, употребив сложные предложения (слайд 9).

7. Комментирование домашнего задания (параграф 46, упражнение 224).

8. Итоги урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка "ДВОЕТОЧИЕ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ". 9 класс

Урок разработан с использованием новых технологий: элементов адаптивной системы и разноуровневого обучения. Каждый вид деятельности учащихся оценивается в ходе самопроверки или взаимопроверки. В ...

Контрольная работа по русскому языку. 5 класс. Тема: "Сложное предложение"

Контрольная работа позволяет проверить орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся, умение составлять схему сложного и простого предложений, давать синтаксическую характеристику предло...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Презентация у уроку русского языка 5 класс. Тема :Простые и сложные предложения

Данная презентация соответствует уроку по теме :Простые и сложные предложения 5 класс. Урок-путешествие....

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....

Урок русского языка. 5 класс. Тема "Синтаксический разбор сложного предложения"

На  уроке  отрабатывается  алгоритм синтаксического разбора сложного предложения."Изюминка"  урока - дидактический  материал  подобран из  книги В.Губарева...