Спецкурс по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) по теме

Скрябина Елена

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetskurs_8_v_uchimsya.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Нормативные правовые документы.

  •          Рабочая программа по русскому языку  составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года  № 1312.  
  •          За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского,  которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение»,  2010 год.

Речевая грамотность – часть общей культуры человека, поэтому понятно желание каждого, кто хочет быть культурным, повысить свою речевую компетенцию, расширить лингвистический кругозор, выработать навыки правильной письменной и устной речи. Русский литературный язык – это язык нормированный, то есть употребление в речи слов, словосочетаний, предложений подчиняется определенному образцу, норме. Для развития чувства языковой уверенности необходимо знание орфографических, пунктуационных и речевых норм.

Цель курса «Учись писать грамотно»:

обобщить полученные знания по правописанию за курс 5-7 классов.

Задачи:

1. Повысить речевую компетенцию учащихся.

2. Активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи.

Курс «Учись писать грамотно» предметно-ориентированный, рассчитан на учащихся 8-х классов. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.

В содержании программы отсутствует дублирование тем. В качестве обучающих пособий предложены не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике и электронные учебники «Русский язык», «Репетитор по русскому языку». Преподавание курса ведется с использованием компьютерных технологий.

                  

Содержание тем учебного курса.

Правописание приставок. Правописание частиц.

Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки пре/при. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Правописание гласных и согласных в корне слов.

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы, И после Ц в корне слова. Чередование гласных О/А , Е/И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне.

Употребление Ъ и Ь.

Употребление Ь после шипящих на конце слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ. Употребление Ь в числительных. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий.

Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных и суффиксов наречий, личных окончаний глаголов.

Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, наречий и существительных. Правописание О и Е после шипящих и Ц  в суффиксах и окончаниях существительных и наречий. Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

 Правописание предлогов, союзов, частиц.

Правописание производных предлогов. Омонимичные части речи. Различение на письме частиц НЕ и НИ.

Употребление тире в простом и сложном предложении.

Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения.

 Обособление второстепенных членов предложения.

Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом «как».

 Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения.

Обращения. Вводные слова.

Перечень педагогических технологий:

 уровневая дифференциация;

 проблемное обучение;

  информационно-коммуникационные технологии;

  здоровьесберегающие технологии;

 коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения дисциплины обучаемый должен

знать:

- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;

- условия, от которых зависит написание;

- норму, действующую при данных условиях;

- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;

-приёмы разграничения схожих написаний;

уметь:

- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными      морфологическим и традиционным принципами написания;

-правильно писать сложные слова,

-определять условия выбора Ь иЪ;

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных;

-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях       прилагательных;

-правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;

-выделять обособленные члены предложения;

.выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений.

Результаты освоения учебного предмета.

Результатом изучения курса «Учимся писать грамотно» является формирование универсальных учебных действий:

- самостоятельно с учителем формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к

целеполаганию, включая постановку новых целей;

- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать

свою деятельность;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности

своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,

подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную

информацию текста, воспринятого на слух;

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;

несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);

- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять

план, таблицу, схему);

- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,

выборочно;

- пользоваться словарями, справочниками;

- осуществлять анализ и синтез;

- устанавливать причинно-следственные связи, строитъ рассуждения.

                         Критерии и нормы оценки результатов обучения.

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка диктантов.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Учебно-тематический план.

Наименование тем

Формы работы

Виды контроля

Правописание приставок, правописание частиц

Практическая работа

Правописание гласных и согласных в корне

Практическая работа

Словарный диктант

Употребление Ь и Ъ

Практическая работа

Дефисное правописание существительных, прилагательных и наречий

Доклад, практическая работа

Правописание суффиксов и окончаний существительных, прилагательных и суффиксов наречий, личных окончаний глаголов

Составление обобщающей таблицы, практическая работа

Тест

Правописание предлогов, союзов, частиц

Практическая работа

Употребление тире в простых и сложных предложениях

Практическая работа

Знаки препинания при однородных членах предложения

Практическая работа

Обособленные второстепенные члены предложения

Доклад, практическая работа

Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения

Зачет

Зачет

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ

Четверть

Кол-во часов

Кол-во часов и

причины

опережения или

отставания

по

программе

по

КТП

факт

1

Всего:

9

9

2

Всего:

7

7

3

Всего

10

10

4

Всего

9

9

Итого

35

35

п/п

Название раздела, тема   урока

Количество

часов

Дата

Планируемый

результат

Вид

контроля

Домашнее

задание

план

факт

Правописание приставок. Правописание частиц.

1

Неизменяемые приставки.

1

02.09

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5-6 классе.

Знать особенности развития русского языка

Вопросы

№2 (уст.); 6(п.)

2.

Приставки, оканчивающиеся на з/с.

1

09.09

Знать основные фонетические понятия

Уметь  производить фонетический  разбор.

Самостоятельная работа

Заполнить таблицу примерами

3

Приставки пре/при.

1

16.09

Знать морфемы.

Уметь проводить морфемный анализ слова.

Тест, схематический диктант, работа с карточками

С.6 – к.в.; №12

4

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи Самостоятельная работа.

1

23.09

Знать понятия: корень слова, орфограмма.

Уметь работать со словарями, систематизировать материал

Лексический диктант, самостоятельная работа

Словарь,  №13

Правописание гласных и согласных в корне слов.

5

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.

1

30.09

Знать правила написания приставок..

Уметь определять выбор орфограммы.

Тестирование, самостоятельная работа

К.в. с.9, 10; №22 – составить план, фонетический разбор указанных слов

6

Ы и И после приставок.

1

07.10

Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор

Тест, распределительный  диктант, орфографическая диктовка

К.в. с.12; №27

7

О и Е после шипящих в корне.

1

14.10

Знать способы образования сложных слов.

Уметь выполнять словообразовательный разбор.

Буквенный диктант, орфографическая диктовка

№26, словарь

8

Чередование гласных О/А , Е/И.

1

21.10

Знать правило написания корней с чередованием.

Уметь применять полученные знания на практике.

Диктант, тест

№38, 43

9

Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне.

1

28.10

Знать признаки числительных.

Уметь применять полученные знания на практике.

Орфографическая диктовка

Работа по карточкам

Употребление Ъ и Ь.

10

Употребление Ь после шипящих на конце слова.

1

11.11

Знать правило написания Ь.

Уметь применять полученные знания на практике.

Работа над ошибками, беседа по вопросам

№47 – списать, деля на абзацы

11

Ь для обозначения мягкости согласного.

1

18.11

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.

Проверочная работа.

Повторить признаки глагола.

12

Разделительный Ь и Ъ.

1

25.11

Знать правило написания Ь и Ъ.

Уметь применять полученные знания на практике.

Составление таблицы

Заполнить таблицу примерами из произведений худ.литературы

13

Употребление Ь в числительных.

1

02.12

Знать правило написания Ь в числительных.

Уметь находить изучаемую орфограмму.

Практическая работа.

Просклонять числит.

14

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.

1

09.12

Знать признаки глагола. Уметь определять спряжение, правильно писать окончания глаголов.

Выборочный диктант, беседа

П.9, правило, словарь; №56

Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий.

15-16

Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий.

2

16.12

23.12

Знать  правописание дефиса.

Уметь определять условия выбора орфограммы.

Распределительный диктант, тест

Выучить теорию.

Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных и суффиксов наречий, личных окончаний глаголов.

17

Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, наречий и существительных.

1

13.01

Знать правило написания Н и НН в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных ,в наречиях. Слова-исключения.

Уметь определять условия выбора орфограммы.

Свободный диктант

№271, №272; повторить словарь

18

Правописание О и Е после шипящих и Ц  в суффиксах и окончаниях существительных и наречий.

1

20.01

Знать  правописание О и Е после шипящих и Ц. 

Уметь  определять место изучаемой орфограммы.

Орфографическая диктовка, выборочный диктант, работа по карточкам

Правило; №414

19

Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

1

27.01

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике.

Творческая работа

Написать сочинение на лингвистическую тему.

Правописание предлогов, союзов, частиц.

 

20

Правописание производных предлогов.

1

03.02

Знать правописание производных предлогов.

Уметь находить предлоги в тексте.

Орфографическая диктовка

Работа с текстом

21

Омонимичные части речи.

1

10.02

Знать понятие омонимичных частей речи.

Уметь составлять омонимичные пары.

Тестовые задания

Работа по карточкам

22

Различение на письме частиц НЕ и НИ.

1

17.02

Знать  правописание частиц НЕ и НИ

Уметь определять условия выбора орфограммы.

Орфографический диктант, тест, карточки

№373

Употребление тире в простом и сложном предложении.

23

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

24.02

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике

Свободный диктант

Повторить теорию

24

Тире в неполном предложении.

1

03.03

Знать понятие «неполное предложение».

Уметь выделять неполные предложения в тексте.

Работа с текстом

Комплексный анализ текста

25

Тире в сложном предложении.

1

10.03

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике

Знаки препинания при однородных членах предложения.

26

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

17.03

Знать правило постановки знаков препинания при однородных членах.

Уметь применять правило на практике.

Работа с текстом

Комплексный анализ текста

27

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

1

07.04

Знать понятие «обобщающее слово».

Уметь находить обобщающее слово в предложении.

Работа с текстом

Комплексный анализ текста

28

Однородные и неоднородные определения.

 

1

14.04

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике

Работа с текстом

Комплексный анализ текста

Обособление второстепенных членов предложения.

29

Обособление определений и приложений.

1

21.04

Знать понятие об обособлении.

Уметь находить обособленные члены предложения.

Работа с текстом

Комплексный анализ текста

30

Обособление обстоятельств.

1

28.04

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике

Работа с текстом

Комплексный анализ текста

31

Предложения с уточняющими оборотами.

1

05.05

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике

Работа с текстом

Комплексный анализ текста

32

Обороты с союзом «как».

1

12.05

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике

Работа с текстом

Комплексный анализ текста

Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения.

33

Обращения..

1

19.05

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике

Работа с текстом

Комплексный анализ текста

34

Вводные слова

1

26.05

Знать изученный материал.

Уметь применять полученные знания на практике

Работа с текстом

Комплексный анализ текста

35

Обобщение изученного.

1

02.06

Обобщить изученный материал.

     Список литературы для учащихся.

1. Валгина И.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М., 1993.

2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – М., Просвещение, 1991.

3.Шмаков С.А. Игры в слова и со словами. – М., 2000

4. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». – Ростов н/д, 1998

5.Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и текстах. – Пермь, 2000.

                        Список литературы для учителя.

1. Валгина И.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М., 1993

2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.З. Занимательно о русском языке.- М., Просвещение, 1990

3. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – М., Просвещение, 1991

4. Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и текстах. – Пермь, 2000

5. Шмаков С.А. Игры в слова и со словами. – М., 2000

6. Петровская С.С., Черников И.Н., Шипицына Г.М. Сборник диктантов по русскому языку. – М., Просвещение, 1998

Интернет - ресурсы

http://mousosh192005.narod.ru/pril1.ppt  (Презентация. Правописание приставок)

http://ruslit.ioso.ru/vowel.htm (тестирование компьютерное)

Презентация. Безударные гласные в корне слова

http://www.brave-on-ege.ru/oi.php (Тестирование. о-ё после шипящих с самопроверкой)

ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Дата внесения изменений, дополнений

Содержание

Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата)

Подпись лица, внесшего запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса

Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...

Программа спецкурса по русскому языку 6 класс

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...

Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)

Программа спецкурса  тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...

Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).

Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского...

Спецкурс по русскому языку для 10 класса

Спецкурс по русскому языку для 10 класса "Обобщение. Орфография. Синтаксис и пунктуация"...

Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс

Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан   на 34 часа  и предназначен   для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...

Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)

Рабочая программа  спецкурса «Трудные вопросы русского языка»  для 6 класса составлена на основе  ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом  пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...