Спецкурс по русскому языку 8 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Нормативные правовые документы.
- Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312.
- За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2010 год.
Речевая грамотность – часть общей культуры человека, поэтому понятно желание каждого, кто хочет быть культурным, повысить свою речевую компетенцию, расширить лингвистический кругозор, выработать навыки правильной письменной и устной речи. Русский литературный язык – это язык нормированный, то есть употребление в речи слов, словосочетаний, предложений подчиняется определенному образцу, норме. Для развития чувства языковой уверенности необходимо знание орфографических, пунктуационных и речевых норм.
Цель курса «Учись писать грамотно»:
обобщить полученные знания по правописанию за курс 5-7 классов.
Задачи:
1. Повысить речевую компетенцию учащихся.
2. Активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи.
Курс «Учись писать грамотно» предметно-ориентированный, рассчитан на учащихся 8-х классов. В программе особое внимание уделяется трудным случаям правописания.
В содержании программы отсутствует дублирование тем. В качестве обучающих пособий предложены не только традиционные учебники, сборники упражнений по формированию навыков правописания, но и книги по занимательной лингвистике и электронные учебники «Русский язык», «Репетитор по русскому языку». Преподавание курса ведется с использованием компьютерных технологий.
Содержание тем учебного курса.
Правописание приставок. Правописание частиц.
Неизменяемые приставки. Приставки, оканчивающиеся на з/с. Приставки пре/при. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Правописание гласных и согласных в корне слов.
Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. Ы и И после приставок. О и Е после шипящих в корне. Ы, И после Ц в корне слова. Чередование гласных О/А , Е/И. Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне.
Употребление Ъ и Ь.
Употребление Ь после шипящих на конце слова. Ь для обозначения мягкости согласного. Разделительный Ь и Ъ. Употребление Ь в числительных. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах.
Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий.
Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных и суффиксов наречий, личных окончаний глаголов.
Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, наречий и существительных. Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и наречий. Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.
Правописание предлогов, союзов, частиц.
Правописание производных предлогов. Омонимичные части речи. Различение на письме частиц НЕ и НИ.
Употребление тире в простом и сложном предложении.
Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении. Тире в сложном предложении.
Знаки препинания при однородных членах предложения.
Знаки препинания при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения. Однородные и неоднородные определения.
Обособление второстепенных членов предложения.
Обособление определений и приложений. Обособление обстоятельств. Предложения с уточняющими оборотами. Обороты с союзом «как».
Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения.
Обращения. Вводные слова.
Перечень педагогических технологий:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения дисциплины обучаемый должен
знать:
- правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
- условия, от которых зависит написание;
- норму, действующую при данных условиях;
- последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
-приёмы разграничения схожих написаний;
уметь:
- правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и традиционным принципами написания;
-правильно писать сложные слова,
-определять условия выбора Ь иЪ;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях имен существительных;
-правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных;
-правильно писать слова с орфограммами в окончаниях и суффиксах глаголов;
-выделять обособленные члены предложения;
.выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложений.
Результаты освоения учебного предмета.
Результатом изучения курса «Учимся писать грамотно» является формирование универсальных учебных действий:
- самостоятельно с учителем формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
- самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст - иллюстрация, таблица, схема);
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять
план, таблицу, схему);
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи, строитъ рассуждения.
Критерии и нормы оценки результатов обучения.
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по русскому языку критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Учебно-тематический план.
Наименование тем | Формы работы | Виды контроля |
Правописание приставок, правописание частиц | Практическая работа | |
Правописание гласных и согласных в корне | Практическая работа | Словарный диктант |
Употребление Ь и Ъ | Практическая работа | |
Дефисное правописание существительных, прилагательных и наречий | Доклад, практическая работа | |
Правописание суффиксов и окончаний существительных, прилагательных и суффиксов наречий, личных окончаний глаголов | Составление обобщающей таблицы, практическая работа | Тест |
Правописание предлогов, союзов, частиц | Практическая работа | |
Употребление тире в простых и сложных предложениях | Практическая работа | |
Знаки препинания при однородных членах предложения | Практическая работа | |
Обособленные второстепенные члены предложения | Доклад, практическая работа | |
Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения | Зачет | Зачет |
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ЧЕТВЕРТЯМ
Четверть | Кол-во часов | Кол-во часов и причины опережения или отставания | ||
по программе | по КТП | факт | ||
1 Всего: | 9 | 9 | ||
2 Всего: | 7 | 7 | ||
3 Всего | 10 | 10 | ||
4 Всего | 9 | 9 | ||
Итого | 35 | 35 |
№ п/п | Название раздела, тема урока | Количество часов | Дата | Планируемый результат | Вид контроля | Домашнее задание | |
план | факт | ||||||
Правописание приставок. Правописание частиц. | |||||||
1 | Неизменяемые приставки. | 1 | 02.09 | Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5-6 классе. Знать особенности развития русского языка | Вопросы | №2 (уст.); 6(п.) | |
2. | Приставки, оканчивающиеся на з/с. | 1 | 09.09 | Знать основные фонетические понятия Уметь производить фонетический разбор. | Самостоятельная работа | Заполнить таблицу примерами | |
3 | Приставки пре/при. | 1 | 16.09 | Знать морфемы. Уметь проводить морфемный анализ слова. | Тест, схематический диктант, работа с карточками | С.6 – к.в.; №12 | |
4 | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи Самостоятельная работа. | 1 | 23.09 | Знать понятия: корень слова, орфограмма. Уметь работать со словарями, систематизировать материал | Лексический диктант, самостоятельная работа | Словарь, №13 | |
Правописание гласных и согласных в корне слов. | |||||||
5 | Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне. | 1 | 30.09 | Знать правила написания приставок.. Уметь определять выбор орфограммы. | Тестирование, самостоятельная работа | К.в. с.9, 10; №22 – составить план, фонетический разбор указанных слов | |
6 | Ы и И после приставок. | 1 | 07.10 | Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях. Уметь производить морфемный и словообразовательный разбор | Тест, распределительный диктант, орфографическая диктовка | К.в. с.12; №27 | |
7 | О и Е после шипящих в корне. | 1 | 14.10 | Знать способы образования сложных слов. Уметь выполнять словообразовательный разбор. | Буквенный диктант, орфографическая диктовка | №26, словарь | |
8 | Чередование гласных О/А , Е/И. | 1 | 21.10 | Знать правило написания корней с чередованием. Уметь применять полученные знания на практике. | Диктант, тест | №38, 43 | |
9 | Сомнительная согласная, непроизносимая согласная, удвоенная согласная в корне. | 1 | 28.10 | Знать признаки числительных. Уметь применять полученные знания на практике. | Орфографическая диктовка | Работа по карточкам | |
Употребление Ъ и Ь. | |||||||
10 | Употребление Ь после шипящих на конце слова. | 1 | 11.11 | Знать правило написания Ь. Уметь применять полученные знания на практике. | Работа над ошибками, беседа по вопросам | №47 – списать, деля на абзацы | |
11 | Ь для обозначения мягкости согласного. | 1 | 18.11 | Знать изученный материал. Уметь применять полученные знания на практике. | Проверочная работа. | Повторить признаки глагола. | |
12 | Разделительный Ь и Ъ. | 1 | 25.11 | Знать правило написания Ь и Ъ. Уметь применять полученные знания на практике. | Составление таблицы | Заполнить таблицу примерами из произведений худ.литературы | |
13 | Употребление Ь в числительных. | 1 | 02.12 | Знать правило написания Ь в числительных. Уметь находить изучаемую орфограмму. | Практическая работа. | Просклонять числит. | |
14 | ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. | 1 | 09.12 | Знать признаки глагола. Уметь определять спряжение, правильно писать окончания глаголов. | Выборочный диктант, беседа | П.9, правило, словарь; №56 | |
Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий. | |||||||
15-16 | Дефисные написания существительных, прилагательных и наречий. | 2 | 16.12 23.12 | Знать правописание дефиса. Уметь определять условия выбора орфограммы. | Распределительный диктант, тест | Выучить теорию. | |
Правописание суффиксов и окончаний существительных и прилагательных и суффиксов наречий, личных окончаний глаголов. | |||||||
17 | Н и НН в суффиксах полных и кратких причастий и в суффиксах прилагательных, наречий и существительных. | 1 | 13.01 | Знать правило написания Н и НН в прилагательных, причастиях, отглагольных прилагательных ,в наречиях. Слова-исключения. Уметь определять условия выбора орфограммы. | Свободный диктант | №271, №272; повторить словарь | |
18 | Правописание О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных и наречий. | 1 | 20.01 | Знать правописание О и Е после шипящих и Ц. Уметь определять место изучаемой орфограммы. | Орфографическая диктовка, выборочный диктант, работа по карточкам | Правило; №414 | |
19 | Правописание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов. | 1 | 27.01 | Знать изученный материал. Уметь применять полученные знания на практике. | Творческая работа | Написать сочинение на лингвистическую тему. | |
Правописание предлогов, союзов, частиц.
| |||||||
20 | Правописание производных предлогов. | 1 | 03.02 | Знать правописание производных предлогов. Уметь находить предлоги в тексте. | Орфографическая диктовка | Работа с текстом | |
21 | Омонимичные части речи. | 1 | 10.02 | Знать понятие омонимичных частей речи. Уметь составлять омонимичные пары. | Тестовые задания | Работа по карточкам | |
22 | Различение на письме частиц НЕ и НИ. | 1 | 17.02 | Знать правописание частиц НЕ и НИ Уметь определять условия выбора орфограммы. | Орфографический диктант, тест, карточки | №373 | |
Употребление тире в простом и сложном предложении. | |||||||
23 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | 24.02 | Знать изученный материал. Уметь применять полученные знания на практике | Свободный диктант | Повторить теорию | |
24 | Тире в неполном предложении. | 1 | 03.03 | Знать понятие «неполное предложение». Уметь выделять неполные предложения в тексте. | Работа с текстом | Комплексный анализ текста | |
25 | Тире в сложном предложении. | 1 | 10.03 | Знать изученный материал. Уметь применять полученные знания на практике | |||
Знаки препинания при однородных членах предложения. | |||||||
26 | Знаки препинания при однородных членах предложения. | 1 | 17.03 | Знать правило постановки знаков препинания при однородных членах. Уметь применять правило на практике. | Работа с текстом | Комплексный анализ текста | |
27 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 | 07.04 | Знать понятие «обобщающее слово». Уметь находить обобщающее слово в предложении. | Работа с текстом | Комплексный анализ текста | |
28 | Однородные и неоднородные определения.
| 1 | 14.04 | Знать изученный материал. Уметь применять полученные знания на практике | Работа с текстом | Комплексный анализ текста | |
Обособление второстепенных членов предложения. | |||||||
29 | Обособление определений и приложений. | 1 | 21.04 | Знать понятие об обособлении. Уметь находить обособленные члены предложения. | Работа с текстом | Комплексный анализ текста | |
30 | Обособление обстоятельств. | 1 | 28.04 | Знать изученный материал. Уметь применять полученные знания на практике | Работа с текстом | Комплексный анализ текста | |
31 | Предложения с уточняющими оборотами. | 1 | 05.05 | Знать изученный материал. Уметь применять полученные знания на практике | Работа с текстом | Комплексный анализ текста | |
32 | Обороты с союзом «как». | 1 | 12.05 | Знать изученный материал. Уметь применять полученные знания на практике | Работа с текстом | Комплексный анализ текста | |
Обособление слов, грамматически не связанных с членами предложения. | |||||||
33 | Обращения.. | 1 | 19.05 | Знать изученный материал. Уметь применять полученные знания на практике | Работа с текстом | Комплексный анализ текста | |
34 | Вводные слова | 1 | 26.05 | Знать изученный материал. Уметь применять полученные знания на практике | Работа с текстом | Комплексный анализ текста | |
35 | Обобщение изученного. | 1 | 02.06 | Обобщить изученный материал. |
Список литературы для учащихся.
1. Валгина И.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М., 1993.
2. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – М., Просвещение, 1991.
3.Шмаков С.А. Игры в слова и со словами. – М., 2000
4. Шанский Н.М. Русский язык на «отлично». – Ростов н/д, 1998
5.Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и текстах. – Пермь, 2000.
Список литературы для учителя.
1. Валгина И.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. – М., 1993
2. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.З. Занимательно о русском языке.- М., Просвещение, 1990
3. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. – М., Просвещение, 1991
4. Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и текстах. – Пермь, 2000
5. Шмаков С.А. Игры в слова и со словами. – М., 2000
6. Петровская С.С., Черников И.Н., Шипицына Г.М. Сборник диктантов по русскому языку. – М., Просвещение, 1998
Интернет - ресурсы
http://mousosh192005.narod.ru/pril1.ppt (Презентация. Правописание приставок)
http://ruslit.ioso.ru/vowel.htm (тестирование компьютерное)
Презентация. Безударные гласные в корне слова
http://www.brave-on-ege.ru/oi.php (Тестирование. о-ё после шипящих с самопроверкой)
ЛИСТ ФИКСИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Дата внесения изменений, дополнений | Содержание | Согласование с курирующим предмет заместителем директора (подпись, расшифровка подписи, дата) | Подпись лица, внесшего запись |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа спецкурса по русскому языку для 11 класса
Предлагаемый спецкурс по русскому языку рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 11 классов. Подготовка к экзамену в форме ЕГЭ требует особого подхода. Прежде всего, это систематическ...
Программа спецкурса по русскому языку 6 класс
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 6 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 6 классе осно...
Программа спецкурса по русскому языку (5 класс)
Программа спецкурса тесно связана с основным курсом русского языка в 5 классе и дополнена темами, требующими повторения. В соответствии с программой изучения русского языка в 5 классе основной т...
Игровой спецкурс по русскому языку («Вселенная русского языка»).
Данный спецкурс основан на методических рекомендациях и пособиях преподавателя кафедры методики преподавания русского языка и литературы О.В. Канарской. В частности, на ее книгах «Уроки русского...
Спецкурс по русскому языку для 10 класса
Спецкурс по русскому языку для 10 класса "Обобщение. Орфография. Синтаксис и пунктуация"...
Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс
Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...
Рабочая программа спецкурса по русскому языку «Трудные вопросы русского языка» 6 класс (ФГОС)
Рабочая программа спецкурса «Трудные вопросы русского языка» для 6 класса составлена на основе ОП МБОУ «СОШ №7» с учетом пособия по русскому языку Узорова О.В., Нефёдова Е.А.. ...