Формирование культуроведческой компетентности учащихся через сетевой проект
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Нурлыгаянова Наталья Николаевна

Сетевые проекты учащихся. Их результативность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ЧЕРЕЗ СЕТЕВОЙ ПРОЕКТ

Нурлыгаянова Наталья Николаевна, г. Энгельс, МБОУ «Кадетская школа «Патриот», учитель русского языка и литературы

В последнее время образовательное пространство России претерпевает качественные изменения, и особая роль в обновляющемся учебном процессе принадлежит филологическому образованию: русскому языку и русской литературе как предметам изучения и как явлениям национальной культуры. Роль русского языка становится значительно шире предмета обучения: в современном контексте уроков родной язык может и должен восприниматься как особое национальное явление, воплощающее историческую и эстетическую память народа, источник знаний в разных областях общечеловеческой и национальной культуры.

В Федеральном компоненте образовательного стандарта по русскому языку среди целей, направленных на изучение русского языка,  на первое место поставлено «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности». Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Вопрос о приобщении молодого поколения к родной национальной культуре стоит  очень остро. Сегодня в процессе изучения русского языка необходимо одновременно приобщать обучающихся к национальной культуре своего народа,  формировать культуроведческую  компетенцию,  включающую  «в себя сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа и закрепляющем основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными культурными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи».

Развитие информационных и компьютерных технологий, процесс глобализации могут привести к отходу от национальных ценностей и традиций русского народа. Заботой об очищении русского языка от засоряющих его просторечных, жаргонных и заимствованных слов проникнуты возникающие в печати дискуссии о состоянии современного словоупотребления. К сожалению, сегодня приходится признать, что в общении  людей чувствуется утрата речевых традиций, мы перестали любить слово, интересоваться его богатейшими возможностями. А ведь слово недаром дано человеку! Язык, слово объединяют многие поколения людей в их историческом процессе, сплачивают нацию, питают ее самосознание и суверенность.

Мы, учителя русского языка и литературы, стараемся приобщать молодое поколение к национальным русским традициям непосредственно через уроки и внеклассную работу.

В настоящий период информатизации общества одним из условий организации эффективного обучения, работающего на формирование ключевых компетенций, индивидуального опыта творческой деятельности, является использование в обучении развивающих возможностей образовательных интернет-ресурсов. Среди разнообразных существующих сегодня интернет-ресурсов важное место в учебном процессе занимают  сетевые проекты. Сетевой проект – совместная деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, направленную на достижение совместного результата.

С 2009 года на кафедре филологического образования СарИПКиПРО организуются сетевые проекты.

В 2010 году  стартовали сетевые проекты: «Великое русское слово», «Всё об одном слове», «Ожерелье слов», в 2011 году – «Этот удивительный термин», «Науки юношей питают», в 2012 году – «Пословица – душа народа», в 2013 – «Фразеологизмы в нашей речи». Привлекая обучающихся к участию в  данных проектах, нам хотелось заострить их внимание  на проблеме экологии языка, сетевом этикете, воспитать в них любовь к русской словесности. Ведь духовное возрождение начинается с возрождения национального, с роста национального самосознания. А основой национального самосознания всегда был родной язык. Само общество может развиваться и совершенствоваться, пока совершенствуется личность. И, значит, опять-таки всё зависит от каждого из нас. Вместе мы сумеем победить равнодушие к родному слову.

Например, проект «Фразеологизмы в нашей речи» проводился в целях обобщения знаний учащихся о фразеологизмах, активизации их употребления в речи и обмена опытом по формированию познавательных универсальных учебных действий при изучении идиом.

Основные задачи проекта:

1)        обогащение речи учащихся образными фразеологическими выражениями;

2)        воспитание интереса к родному языку, его истории;

3)        формирование учебно-языковых фразеологических умений;

4)        развитие умения работы с учебной информацией;

5)        развитие интереса к использованию информационных компьютерных технологий в образовании,

6)        активизация общения, обмена опытом и знаниями среди учителей, родителей и учеников,

7)        развитие навыков творческой и исследовательской работы;

8)        развития интереса учащихся к исследовательской и проектной работе по русскому языку.

В процессе работы над  этапами проекта учащиеся самостоятельно проводят поиск, анализ и отбор нужной информации по заданной теме; выбирают средство обработки и оформления результата; выкладывают материал на страницу проекта.. Такие виды деятельности развивают творческий потенциал, аналитические способности, вербальные навыки, создают условия для уверенного ориентирования в информационном пространстве. Работа над проектом, рецензирование чужих материалов  формируют навыки работы в команде, развивают умение аргументировать и отстаивать своё собственное мнение, что позволит учащимся  проще и быстрее адаптироваться в социуме вообще и будущей профессиональной деятельности в частности.

При выполнении заданий проекта учащиеся выступают в разных ролях: библиотекаря, корреспондента или социолога, составителя словаря и, наконец, роль государственного деятеля; презентуют результаты работы с использованием компьютерных технологий; разрабатывают критерии оценивания результатов проекта.

Результат:

- Раскрытие творческого потенциала участников проекта (сборник «Лингвистические сказки»).

- Выравнивание словарного запаса и уровня знаний о языке и культуре (иллюстрации к фразеологизмам, исследовательские и проектные работы).

- Сохранение русского языка как части духовной культуры (копилка презентаций о фразеологизмах).

Библиографический список: 

  1. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи, М.: Просвещение, 2007, с.
  2. ФГОС. Примерные программы по русскому языку и литературе http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2625 
  3.  Шевченко И.А. Работа по формированию культуроведческой компетенции при обучении русскому языку в 5,6,9-х классах (методическая разработка), Ярославль, 2009, с. 8-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ – компетентности учащихся через технологию контекстного обучения.

Современное информационное общество ставит перед образованием задачу подготовки выпускников, способных к самообразованию и саморазвитию, свободному определению себя в профессии, владению различными ср...

Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность

Компетентностный подход стал популярен в российских школах. Формирование ключевых компетентностей требует других методов обучения: все чаще признаются учебное исследование и проектирование....

Формирование экологической компетентности учащихся через систему уроков и внеклассных мероприятий

В современных условиях для большин­ства людей природа — это окружающая среда, разные объекты которой можно использовать для собственного блага, в прагматических целях. Несомненно, та­кое взаимод...

Формирование социальной компетентности учащихся через школьную издательскую деятельность

Проект, которым я руковожу, посвящен подготовке и изданию на базе 525 школы Московского района СПб школьных газет, журналов, информационных буклетов, листовок, программок, брошюр и др. печатной продук...

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

Презентация проекта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование современных образовательных технологий на уроках географии"

изучить и апробировать в практике преподавания географии современных образовательных технологий формирующих коммуникативную омпетентность. уметь строить коммуникацию с другими людьми - вести диалоги в...

Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения

Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...