Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку.
статья по русскому языку на тему

Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку.

Ахметшарафова Мадина Акрамовна – учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ села Новая Смаиль Малмыжского района Кировской области

   Мы живем в информационном обществе, в котором тот, кто владеет информацией, владеет миром. Наши дети - это поколение визуалов, хотим мы того или нет, но они привыкли получать информацию с мониторов и дисплеев. Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока, в чем мы еще раз убедились, применяя ИКТ на уроках. В настоящее время в школах  все активнее внедряются ИКТ. Суть новых информационных технологий — обеспечение доступа учителя и учеников к современным электронным источникам информации, создание условий для развития способности к самообучению путем организации исследовательской творческой учебной работы учащихся направленной на интеграцию и актуализацию знаний, полученных по различным предметам. Чтобы организовать качественное использование ИКТ на уроке необходимо учителю иметь достаточную подготовку в области использования средств ИКТ,  а также должную мотивацию по переводу учебного процесса на современный уровень.

           В нашей школе есть необходимые информационные ресурсы: компьютерный класс, наличие компьютера во всех учебных кабинетах, доступ в Интернет, интерактивные доски. Создается медиатека по русскому языку и литературе.  

В зависимости от типа  я создаю различные варианты    своих  уроков.

1.   Урок объяснения нового материала: актуализация знаний; объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере (использую один компьютер и компакт-диск); первоначальное закрепление; подведение итогов.

2.   Урок контроля и проверки знаний: творческая работа (индивидуально или по группам — написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы- анализ источников, документов – 20- 25 мин.); компьютерное тестирование (используется компьютерный класс, — 10 мин.); подведение итогов.

3.   Урок повторения пройденного материала: актуализация знаний; творческие  (работа по парам или группам; поиск информации на компакт-диске или в Интернете); рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и видеопроектор); подведение итогов.

  При подготовке  к урокам русского языка   я использую разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, помещенных в мультимедийной презентации.  Предлагаю  ученикам некоторые из них дополнить или создать одну из недостающих частей, давая тем самым целевую установку в начале урока.   Кроме того, я демонстрирую не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, занимательности, «оживления» иллюстраций.   
        Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформлять учебный материал. Задания с последующей проверкой и самопроверкой активизируют внимание обучающихся, формируют орфографическую и пунктуационную зоркость. Использование кроссвордов (иногда их придумывают мои ученики сами и предлагают использовать на уроке), иллюстраций, рисунков, занимательных и обучающих тестов, воспитывают интерес к уроку, делают урок интереснее и позволяют начать подготовку к ЕГЭ, начиная уже с 5 класса.
 

  На уроках закрепления изученного материала неоценимую помощь оказывают обучающие тесты из коллекции образовательных ресурсов. Например, различные тренажеры из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: Электронные тренажеры «Орфография. Пунктуация», «Развитие речи» (Институт новых технологий 2007). Электронный тренинг по русскому языку для ученика представляет собой комплекс упражнений по орфографии, пунктуации и развитию речи (понимание текста), охватывающий все темы, изучаемые в соответствующих разделах на уроках русского языка с 5-го по 9 класс и повторяемые в старших классах средней школы.  Электронное тестирование позволяет проверить умение ответственно, сосредоточенно и внимательно работать, применяя приемы самоконтроля.

   Для проведения контрольных и проверочных работ использую ресурсы  Справочно-информационного портала ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех.

  Коллекция дисков    «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», предназначенная для учеников 5-11 классов, ценна тем, что   материал на них представлен поурочно, есть аудио- и видеофрагменты, великолепный иллюстративный материал, изучаемые тексты, терминологический словарь.  Цель этих уроков - не только дать базовые     знания по русскому языку, но и расширить и углубить представление о языке, что позволит не заучивать автоматически разрозненные правила, а постепенно,   урок за уроком, выводя один закон за другим, охватить всю систему правил целиком.  

  Электронное пособие по русскому языку к учебникам Т.А. Ладыженской обеспечивает возможность тренировки ученика в выполнении всех типов заданий для 5- 6 классов. В пособии используется более семидесяти тысяч     слов в качестве объектов приложения изучаемых правил. Каждая тема в  пособии проиллюстрирована разъясняющими её плакатами с правилами и примерами.                                                                                                                                 

    Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ,   стихов, составление сборников. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают  рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном и воспитательном процессе также считаю проектную деятельность учащихся. Выполнение ученических работ в виде презентаций, докладов с помощью компьютерных программ позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне. Так, учащиеся 10 класса разработали проект «Стили речи» и оформили его в виде презентации. Учащиеся 5 класса работали над проектом «Приставки при- и пре-» и оформили проект в виде буклета.

   Для подготовки к  ЕГЭ и ОГЭ использую электронные пособия и тренажеры издательства "Дрофа» и электронное пособие «В помощь учителю русского языка: готовимся к ЕГЭ и ОГЭ.  Презентации.» Г.Т. Егораевой, издательства «Экзамен»  являются незаменимым помощником учителю и учащимся при подготовке к экзаменам.

  Фрагменты уроков русского языка с применением ИКТ

  1. Фрагмент урока русского языка в 9 классе.

 Тема урока: Пунктуация в сложносочиненном предложении.

 Этап урока:  Закрепление и систематизация знаний.

(На данном этапе урока используется мультимедийная презентация).

  На  слайдах -   сложносочиненные предложения.  Укажите   цифры, на месте которых  в предложениях должны стоять запятые,  прокомментируйте постановку запятых. (После комментария учащихся учитель предлагает сравнить  их ответы с  эталоном).

2. Фрагмент урока русского языка в 9 классе.

Тема: Повторение. Правописание приставок.

Этап урока: Контроль.

На данном этапе урока используются возможности  Справочно- информацион-ного портала ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех. Учащимся предлагается выполнение упражнения в режиме онлайн с последующей проверкой.

Упражнение. Выберите правильный вариант: и или е?
1. Коротков не расслышал, хотя и пр_падал ухом к замочной скважине. (М. Булгаков, "Дьяволиада")
2. Даша с трудом влезла на печь, пр
_крылась пальто, подобрала ноги. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
3. Итак, я слез и пр
_был в свою часть. (А. Толстой, "Хождение по мукам")
(В упражнении  - 30  предложений)

3. Фрагмент урока русского языка в 9 классе.

Тема: Применение официально – делового стиля на практике. Учимся составлять персональное резюме.

Этап урока: Опорное повторение (слайд 3) (3 минуты).

Перечислите, какие стили русского языка изучены нами.

Заполните таблицу:

«Особенности официально-делового стиля»

Сфера общения

Жанры стиля

Особенности стиля

Языковые средства

Один из учащихся работает на интерактивной доске, другие – на карточках, которые им раздал учитель.

После сравнения ответов учащихся  убирается   шторка и появляется правильно заполненная таблица. 

4. Фрагмент  урока русского языка в 6 классе.

Тема: Превосходная  степень прилагательных.

 На этапе объяснения нового материала используется ИКТ – тренажер. Режим "Учёба".    

 Учитель: Материал изложен на странице кратко. Кто сможет привести свои примеры прилагательных в превосходной степени?  В ходе рассказов учащихся на доске и в тетрадях создается таблица  «Превосходная степень прилагательных. Простая  и составная форма».  После ее создания на экран выводится   таблица «Прилагательные в превосходной степени. Простая и составная форма», ученики сравнивают две таблицы, при необходимости   добавляются в свои таблицы  примеры, предложенные учителем.  

5. Фрагмент урока русского языка в 5 классе.

Тема урока: Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях

с однородными членами.

Этап урока: Объяснение нового материала.

Используется электронное приложение к учебнику русского языка для                    5 класса Т.Ладыженской,  Л.Тростенцовой.   Демонстрация таблицы сопровождается аудиозаписью. Учащиеся записывают примеры из таблицы в тетрадь.

   Итоги использования компьютерных технологий таковы:

повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие  форм учебной деятельности детей на уроке);

осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью);

расширение объема предъявляемой учебной информации;

обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы);

улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве);

повышение качества контроля знаний учеников и разнообразие его формы;

включение детей в коллективную деятельность в парах, в группах;

повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, активизация творческого потенциала ученика и учителя;

включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.

В процессе использования ИКТ   на уроках  русского языка   у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:

-  умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;

-  умение работать в группе;

-  умение находить информацию в различных источниках; самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;

-  коммуникативная компетентность;

        -  осознание полезности получаемых знаний и умений.

     ИКТ на уроках русского языка, впрочем, как и на любых других уроках, не только возможны, но и необходимы.

Литература.

 Агатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: 1994.

Брыксина О. Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.//Информатика и образование. 2004. №5.

Ларских З.П. Интерактивные технологии в образовании// учебно-методический комплекс// Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005. – 21с.

 Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х томах.-Т.1М.: НИИ школьных технологий -2006.

Скоробогатова, 0. Г. Использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка. //Реализация образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе преподавания филологических дисциплин. Материалы первой областной научно-практической конференции// Сост. Г. М. Вялкова, Т. А. Чернова; под редакцией Л. Н. Савиной. М.:Планета, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование личностно-ориентированных технологий в процессе обучения английскому языку.

Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе

     Я учитель и передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ребёнок раскрыл сво...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения английскому языку и в воспитательной работе.

Изучение английского языка, как и изучение любого другого предмета, требует нелёгкой систематической работы, тем более, что наши ученики не имеют возможности общаться с носителями языка.Передо мной, к...

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку.

Из опыта работы учителя по использованию средств ИКТ при обучении русскому языку. В работе представлен теоретический материал и примеры практического  применения ИКТ....

Использование развивающих образовательных технологий в процессе обучения французскому языку в школе (из опыта работы)

В статье указаны инновационные образовательные технологии обучения иностранному языку, которые  я использую на своих уроках с приведением конкретных примеров. Применение данных технологий позволя...

Мастер-класс " Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения русскому языку и литературе"

žПрименение информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет:  -наполнить уроки новым содержанием;ž-развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащи...