Рабочая программа кружка "Лингвист"
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Белоножко Людмила Валерьевна

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности. Предназначена для работы в 9 классе с целью подготовки к Огэ. На занятиях обучающиеся отрабатывают навыки написания сжатого изложения, сочинения, а также рабатают с тестами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Семецкая  средняя общеобразовательная школа»

    Рассмотрено на МО

    Руководитель МО

  _____________Белоножко Л.В.

   Протокол №  1 от «30». О8. 2014г.

Утверждаю

Директор   школы

_____________Шныптева Е.Л.

Приказ № 75от 01. 09.  2014г.

Дополнительная общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«ЛИНГВИСТ»

 

Возраст детей, на который рассчитана

 программа:  

                   14-16 лет

Срок реализации программы : 1 год

Автор программы:  учитель

русского языка и литературы

Белоножко Людмила Валерьевна.

С. Семцы

2014 – 2015 учебный год

Пояснительная записка

    Актуальность создания данной программы. Государственная итоговая аттестация - это важный стимул для более глубокого изучения русского языка. В наш информационный век способность воспринимать и обрабатывать информацию, аргументировать и грамотно строить собственные высказывания - важные умения, постоянно используемые в современной жизни. Предлагаемая программа кружка поможет обеспечить эффективную подготовку учащихся 9 классов к выпускному экзамену по русскому языку в форме ГИА и сделать ещё один важный шаг к успешному будущему.

     Данная программа разработана  

 с учётом последних официальных документов и демонстрационных тестов ГИА 2015 года на основе программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская,  Н.М. Шанский.  , 2010  и разнообразной методической литературы, предназначенной для более глубокой и систематической подготовки выпускников к итоговой аттестации. В работе над планированием курса я использовала пособие Егораевой Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме); курс лекций Борисенко Н.А. , Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий в итоговой аттестации в 9-11 классах; Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс Ивановой С.Ю.; методические рекомендации Шапиро Н.А по подготовке к написанию изложения и сочинения; Материалы сайта ФИПИ и другие интернет-ресурсы.

     Доминирующей идеей Федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является речевое и интеллектуальное развитие учащихся. В соответствии с этой задачей задания итоговой аттестации в 9 классе проверяют уровень овладения учащимися необходимыми компетенциями:

      лингвистическая компетенция (знания о языке и речи; умение применять лингвистические знания в работе с языковым материалом);

     языковая компетенция, т.е. практическое владение русским языком, словарём и грамматическим строем; соблюдение языковых (лексических, грамматических, стилистических, орфографических, пунктуационных) норм;

      коммуникативная компетенция, т.е. уровень владения разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

   Структура заданий ГИА такова, что, кроме заданий по фонетике, лексике и фразеологии, орфографии, синтаксису и пунктуации, они содержат задания, связанные с конкретным текстом. Для его выполнения надо уметь анализировать текст, письменно воспроизводить его с заданной степенью свёрнутости, а также создавать свой текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

   Подготовка к экзамену в форме ГИА требует особого подхода. Прежде всего - это систематическое целенаправленное повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении различных тестов и творческих заданий. Все задания группируются определённым образом и не выходят за рамки школьной программы, что способствует освоению приёмов работы с материалами экзамена.

    Недостаточное количество часов, отведённых в девятых классах на повторение всех разделов русского языка, отсутствие специальных программ и пособий по планомерной подготовке к экзамену обусловили создание предлагаемого курса.

    Кружок  «Лингвист» рассчитан на учащихся 14-16 лет, т.е. на учеников 8, 9 классов.

    Новизна разработки в том, что с учётом изменений в заданиях ГИА 2015 года, на занятиях предполагается планомерная последовательная работа по повторению теоретических сведений разделов языкознания, отработке навыков решения тестовых задач (с выбором ответа, с кратким ответом) с использованием практических рекомендаций, необходимых для качественного выполнения заданий  2-14 из части 2; комплексная работа с текстом, направленная на успешное выполнение заданий первой и третьей частей ГИА. Учащимся будут предложены не изучаемые в полном объёме на уроках русского языка справочные лингвистические материалы, дополнительная литература, позволяющая систематизировать знания по данному предмету, методы определения микротем и способы компрессии текстов. В качестве тренажёров будут использоваться тексты различного уровня сложности с обучающими языковыми заданиями, система разнообразных упражнений, образцы типовых тестовых заданий, самостоятельно разработанные мной практические

и проверочные работы по всем разделам языкознания. Специальные упражнения научат школьников опознавать средства выразительности русской речи. На занятиях будут применены специально подготовленные в течение нескольких лет информационно-коммуникационные технологии: аудио-тексты для изложений, презентации с использованием мультимедиа, различные интерактивные тесты, программы-репетиторы, тесты в формате Excel, Power Point, занятия и зачёты с использованием электронных носителей.

    Предлагаемый курс подготовки к ГИА позволит девятиклассникам систематизировать знания, восполнить пробелы в них, соотнести с ними свои практические навыки, а также снять эмоциональное напряжение учащихся на экзамене, так как они будут иметь возможность более тщательно подготовиться к экзаменационным испытаниям.

   Цели:

- используя разработанную систему занятий, углубить знания учащихся о системе языка;

-совершенствовать их учебно-языковые и коммуникативные умения;

- подготовить выпускников к итоговому экзаменационному испытанию.

Программа направлена на достижение следующих задач:

- выполнение разноуровневых заданий, направленных на повторение теории языкознания;

- обобщение знаний по изученным темам и закрепление умений применять их в практике правописания во время проведения итоговой аттестации;

- создание собственных речевых высказываний в соответствии с поставленными задачами.

   

В результате изучения данного курса учащиеся должны уметь:

    владеть различными видами анализа языковых единиц;

   использовать основные приёмы информационной переработки текста (план, пересказ, компрессия, изложение);

  применять знания по языкознанию в практике правописания во время проведения итоговой аттестации;

  пользоваться словарным богатством, разнообразием грамматических форм и выразительными средствами родного языка при создании собственного текста;

  осуществлять речевой самоконтроль: оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Организация работы

    При реализации данной программы на занятиях будет использоваться блочная подача материала по заданиям ГИА, методы и приёмы, направленные на углубление знаний учащихся о системе языка, на совершенствование их учебно-языковых и коммуникативных умений, на повышение роли их самостоятельности при подготовке к экзаменам в домашних условиях по предложенной на занятиях системе. Особое внимание будет уделено подбору практических и творческих заданий и грамматических упражнений по разделам лингвистики.

    В обсуждении теоретических вопросов поможет использование таких приёмов, как лекция, беседа, выступления учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной литературы. Эффективными будут проблемное изложение материала и его блоковая подача, самостоятельное решение поставленных задач, работа в группах, использование технологии сотрудничества, решение различных тестов, организация самостоятельной работы по дидактическим и справочным материалам, сдача промежуточных зачётов, выполнение лабораторных и практических заданий, устный опрос и другие формы контроля. Многие занятия будут проводиться с компьютерной поддержкой, с использованием во время зачётов и тестирования электронных носителей. В процессе работы учащимися будет накоплен достаточный справочный материал, который поможет в успешной сдаче экзамена по русскому языку.

   Оценка знаний и умений обучающихся будет проводиться с помощью различных проверочных, зачётных и контрольных работ., конференций .  В течение года в личных тетрадях учащихся будет вестись диагностическая таблица «Моя подготовка к ГИА. Контроль знаний, умений, навыков».

   Примерная схема работы: зачёт по теории, выполнение практических упражнений, проверка, рекомендации учителя, индивидуальная работа над ошибками, повторная практическая часть, составление собственных тематических заданий; повторная диагностическая работа.

    Курс завершается контрольно-измерительной работой, при выполнении которой учащиеся должны показать свою готовность к сдаче ГИА по русскому языку.

Курс рассчитан на 34 часа лекционно-практических занятий в 9 классе.

Содержание  курса.

1.Введение. Требования к ГИА по русскому языку как объективному виду контроля знаний выпускников. Форма проведения и содержание выпускного экзамена. Уровень сложности заданий ГИА. Знакомство с тестовыми материалами (демоверсии). Обучение заполнению бланков.

2.Работа с текстом. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность текста. Информационная обработка текста.

3.Современные подходы к написанию изложения. Основные требования к изложению. Виды изложений. Понимание и запоминание текста на основе воссоздающего воображения. Понятие о микротеме. Способы компрессии текста.

4.Подготовка к выполнению тестовых заданий. Разделы языкознания:

1)Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ.

2)Лексика и фразеология. Лексические нормы употребления слова. Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы. Фразеологический оборот. Лексический анализ.

3)Орфография. Орфограммы. Орфографический разбор слова.

4)Виды тропов и способы их определения

5)Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи в словосочетании и предложении. Грамматическая основа предложения. Второстепенные члены предложения. Синтаксический анализ простого предложения.

6)Пунктуация. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, вводными словами. Обособление определений, приложений и обстоятельств. Знаки препинания в сложном предложении. Типы подчинения в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. Трудные вопросы постановки знаков препинания.

5.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Композиция сочинения. Анализ написанной работы. Корректировка текста.

6.Контроль знаний. Репетиционный экзамен в формате ГИА.

Учебно-тематический план

Тема

Кол-во  часов

Дата

теория

Практика

1

I. Введение

1.Вводное занятие. Форма проведения и содержание выпускного экзамена.

1

II. Работа с текстом. Подготовка к написанию изложения.

2

Текст как речевое произведение.

 

1

3

Информационная переработка текста. Главная и второстепенная информация в тексте.

1

4

.Современные подходы к написанию изложения. Основные требования к изложению.

1

5

Подробное и сжатое изложение.

Понятие о микротеме.

1

6

Оценивание изложения.

Критерии оценивания. Виды ошибок.

1

7-8

Сжатое изложение.

2

9

.Анализ работ.

1

1

III. Подготовка к выполнению тестовых заданий. Разделы языкознания.

10.

Фонетика, графика.  Звуки и буквы.

1

11

. Лексика и фразеология 

1

12

Лексика.

1

13

.Средства речевой выразительности.

1

14

.Орфография. Корни с чередованием.

1

15

Орфография. Правописание приставок.

1

16.

Орфография. Правописание суффиксов. 

1

17

.Контрольная работа по орфографии.

1

18.

Синтаксис и культура речи. Словосочетание.

1

19

.Синтаксис и культура речи. Простое предложение.

1

20.

Простое предложение .

Простое осложненное предложение.

1

21.

Синтаксис и культура речи. Сложное предложение.

1

22.

Сложное предложение. Бессоюзные сложные предложения.

1

23.

Сложное предложение .спп с несколькими придаточными.

1

24.

Сложное предложение.

1

25.

Контрольная работа по синтаксису.

1

IV. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

26.

Строение сочинения-рассуждения

1

27.

Сочинение-рассуждение. Тема, проблема, идея текста.

1

28.

Сочинение-рассуждение. Работа над композицией.

1

29.

Сочинение-рассуждение. Анализ написанного сочинения.

1

30.

Пробное сочинение-рассуждение (демоверсия, 2015).

1

31-

33

.Репетиционный экзамен в формате ГИА

3

34.

Итоговое занятие

1

.

.

 

        Список литературы

Литература для учителя:

1.Борисенко Н.А. , Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. Подготовка учащихся к выполнению тестовых заданий в итоговой аттестации в 9-11 классах. М.: Педагогический университет Первое сентября, 2008.

2.Бондаренко Г.Г., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. М.: Просвещение, 1995.

3.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). - М.: Экзамен, 2008.

4.Иванова С.Ю. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. - М.: Экзамен, 2009.

5.Капинос В.И., Пучкова Л.И., Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. Методические рекомендации по оцениванию заданий с развёрнутым ответом: Русский язык. М.: Уникум-Центр, 2008.

6.Материалы сайта ФИПИ (www.fipi.ru).

7. Нарушевич А.Г. Сочинение. Формулировки, аргументы, комментарии.- М.: Просвещение, 2014.

8.Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9 11 класс. - М.: Вербум-М, 2007.

9.Шапиро Н.А. Опыты анализа художественного текста. М.: МНЦМО, 2008.

Литература для ученика:

1.Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). - М.: Экзамен, 2014.

2.Иванова С.Ю. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. - М.: Экзамен, 2014.

3.Иванова С.Ю. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. 9 класс. - М.: Экзамен, 2009.

4.Кудинова Т.А. Подготовка к итоговой аттестации по русскому языку. Тестирование. Серия Библиотека школьника - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

5.Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). Государственная итоговая аттестация. - М.: Эксмо, 2009.

6.Материалы сайта ФИПИ (www.fipi.ru).

7.Сычева В.П. Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация: Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок . 9 класс. - М.: Экзамен.

Методическое обеспечение программы.

Опросник   (Педагог-психолог А.Костылёва)

Инструкция.    Итоги репетиционного экзамена в форме ГИА

Выберите из предложенных вариантов тот ответ, который наиболее точно соответствует вашему мнению.

1.Охарактеризуйте ваше состояние на пробном экзамене:

1)я совершенно не волновался;

2)я волновался, но вспомнил и применил техники борьбы с волнением, поэтому смог справиться с собой;

3)я сильно переживал по поводу того, что не справлюсь с заданиями, и это помешало мне хорошо выполнить работу.

2.Определите, каким образом вы действовали на пробном экзамене:

1)с самого начала действовал в соответствии со стратегией, выработанной в процессе подготовки к нему;

2)сначала я забыл о том, как необходимо действовать, и выполнял задания хаотично, но потом вспомнил об этом и перестроил свою работу;

3)действовал по ситуации, не придерживаясь определённой стратегии деятельности.

3.Предположите, насколько успешно вы выполнили экзаменационные задания:

1)выполнил работу успешнее, чем планировал, легко справился с заданиями, рассчитываю на более высокую сумму баллов, чем предполагал ранее;

2)думаю, что выполнил те задания, которые были мне по силам, получу сумму баллов, на которую рассчитывал;

3)задания оказались сложнее, чем ожидал, сумма баллов будет ниже, чем планировал заранее.

4.Всё ли вы знали о процедуре Г ИА:

1)знал всё, во время экзамена не возникло непредвиденных ситуаций;

2)мне нужно лучше познакомиться с процедурой ГИА;

3)некоторые моменты экзамена были неожиданны, не знакомы.

5.Ваши выводы после пробного экзамена:

1)Экзамен показал, что я хорошо подготовлен и по предмету, и психологически, отчётливо понимаю, что и как нужно делать во время ГИА;

2)Мне не хватило предметных знаний, необходимо заниматься дополнительно, чтобы ликвидировать пробелы по отдельным темам;

3)У меня возникли проблемы психологического характера, я нуждаюсь в психологической подготовке к ГИА.

Оценка результатов исследования

Оценка результатов производится путём подсчёта количества ответов обследуемого, свидетельствующих о готовности к ГИА.

Каждый ответ под номером 1 оценивается в 1 балл, номер 2 в 2 балла, номер 3 в 3 балла.

Суммарная оценка: 5-7 баллов высокий уровень психологической готовности к экзаменам; 8-12 баллов средний уровень готовности, требуется уточнить некоторые моменты подготовки; 13-15 баллов низкий уровень готовности, необходима систематическая подготовка к ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...