Технология подготовки и проведения "орфографического экспресса"
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Погребная Елена Алексеевна

Из личного опыта проведения уроков русского языка. Описание метода, дающего возможность каждому ученику класса  побывать у доски, выполнить задание (непрерывная работа у доски и на местах) и получить до трёх оценок. Все в напряжении, никто не отдыхает! Время проведения работы - 12-15 минут. Эта часть урока получается интересной, динамичной и эмоциональной. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         

                               

              ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

                    «ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ЭКСПРЕССА»

                            Методическая разработка

                   учителя русского  языка и литературы

                  высшей    квалификационной категории

                              ЦО ГОУ № 1311 «Тхия»

                         Погребной Елены Алексеевны.

Как развить и сохранить в детях интерес к учению?

Не одно поколение учителей искало ответы на этот вопрос. Сколько найдено решений, сколько методик разработано, а он по-прежнему остаётся актуальным.

Переходя из начальной школы в среднюю, многие дети сохраняют желание учиться, активно включаться в учебный процесс и, конечно, получать заслуженную похвалу учителя.

 Но часто ученик тянет руку, а его не спрашивают; рвётся к доске, а вызывают другого. Каждый учитель понимает, что есть масса объективных причин, оправдывающих такие ситуации.              

Однако для ребёнка это «выпадение» из учебного процесса чревато потерей интереса к учению, и он из «деятеля» превращается в инфантильного «созерцателя».

К сожалению, сейчас наши учителя находятся под катком бездушно-бюрократической машины, и не у каждого есть силы и время на творческое обдумывание своих методов работы.

А я лет 30 назад, будучи совсем молодым учителем, придумала своё решение обозначенной выше проблемы. И помню восторг пришедшего на урок завуча: за 15 мин. урока у доски побывал каждый из 35 учащихся.  При этом,  когда одни работали у доски, их работу письменно контролировали  те, кто остался на местах.  Процесс шёл непрерывно: садились на место одни – к доске выходили другие.

Трёх – четырёх уроков достаточно, чтобы достичь слаженности и организованности в работе. И если сначала ребята теряются (побежал не к той части доски, положил не на то место мини-карточку, не успел поставить значок контроля напротив фамилии ученика, работающего у доски и т.д.), то через 3-4 урока  все эти проблемы отпадают.

 Несмотря на компьютеризацию школ, ЖЕЛАНИЕ УЧЕНИКА РАБОТАТЬ У ДОСКИ СОХРАНЯЕТСЯ!  Дети с удовольствием участвуют в такой деятельности и понимают, на какой результат они работают.

           ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

                   «ОРФОГРАФИЧЕСКОГО ЭКСПРЕССА»

  1. Учитель на контрольных мини-карточках (узкие полоски плотной бумаги) печатает или пишет слова с пропущенными орфограммами.
  2. Для личного  контроля составляет на листке А-4 списки учащихся по рядам, стремясь к тому, чтобы получились группы, одинаковые по числу учеников и равнозначные по уровню обученности.
  3. Заранее оглашает этот список учащимся, чтобы они перед уроком расселись согласно списку.
  4. На перемене перед уроком учитель раскладывает на своём столе мини-карточки чистой стороной вверх.
  5. У середины доски ставит стул, на него – небольшую коробку, в которую ученики будут складывать использованные карточки.
  6. Доска делится на 3 равные части, на каждой вверху записывается номер ряда, который будет работать на этой части доски.

7. Сразу после звонка учитель проводит перекличку, чтобы убедиться, что все учащиеся сидят согласно списку. После переклички ученик каждого ряда составляет свой листок контроля:

 ученики первого ряда на отдельном листке пишут в             столбик фамилии учащихся третьего ряда, начиная с первой парты; ученики второго  -  фамилии учащихся  первого ряда, а третьего - второго,  (можно списки заготовить заранее, но при этом учитывать, что кто-то будет отсутствовать, значит, нужно будет на уроке корректировать количество учеников по рядам).

 Учащиеся третьего ряда будут работать на той стороне доски, которая ближе к первому ряду, первый ряд - напротив второго, а второй - напротив третьего. Так учащимся легче контролировать  написанное.

  1. По команде учителя к доске выходят одновременно три  ученика: по одному с первых парт каждого ряда.

  1. Каждый берёт  любую мини-карточку со стола учителя, подходит к своему месту у доски, записывает слово, которое напечатано на карточке, вместо пробела вставляет пропущенную букву, подчёркивает её.  Выполнив задание, возвращается на место, не дожидаясь остальных, и включается в работу по проверке.

  1.  В это время учащиеся на местах проверяют написанное на доске «своим» учеником, т.е. тем, который значится в их списке, и выставляют напротив его фамилии + ( если запись, по мнению проверяющего, выполнена правильно)  и – (если, по мнению проверяющего, запись выполнена неправильно).

  1. Первая тройка, записав слова, кладёт использованные мини-карточки в коробку, садится и сразу на своих листках контроля отмечает знаками + (-)  работу только что побывавшего у доски товарища (того, кто указан в списке). Т.к. дети работают в разном темпе, кто-то возвращается на место раньше, кто-то позже. Никто никого не ждёт! На освободившееся место уже бежит следующий участник. Такой «экспресс» разжигает азарт!

  1.  Выходит (выбегает) вторая тройка. Действия повторяются, пока все не побывают у доски.

  1. Во время работы учащихся учитель на своём листке контроля напротив фамилии КАЖДОГО ученика ставит + (-) в зависимости от правильности записи на доске, Т.Е. УЧИТЕЛЮ ПРИХОДИТСЯ СЛОЖНЕЕ ВСЕХ.

  1.  По окончании работы учитель собирает у ребят ПОДПИСАННЫЕ листки контроля.

  1. Коллективная работа по рядам у доски проверяется в классе.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА.

1)первая оценка может быть поставлена всему ряду за работу у доски (за коллективную работу ставить можно только положительные оценки). Если на доске учащиеся ряда допустили 1-2 ошибки, весь ряд получает «4».

2)вторую оценку каждый получает за индивидуальную проверку (учитель проверяет листки контроля после урока, сверяя со своими пометками)

3)третью оценку –«5»- можно поставить каждому ученику дополнительно, если  за работу у доски по рядам не будет «3», т.е. в работе ряда не будет допущено больше 2-х ошибок.

 Третья оценка – поощрение детей за ответственность, чувство товарищества. Даже если весь ряд получил «4», то третья оценка у всех одинаковая –«5».

Такая поддержка является хорошей мотивацией для дальнейшей учебной деятельности. Я часто её применяю, например, в словарных диктантах. Написали без «3» - получите дополнительно «5» за знания, старание и ответственность перед товарищами.

Буду рада, если кому-то мой метод поможет сделать уроки интересными, динамичными , наполнит их позитивными эмоциями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию

Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...

Выступления на ШМО "Технология подготовки к ЕГЭ "

Технология подготовки к ЕГЭ. Выступление на семинаре руководителей ШМО учителей математики Поскольку контроль является неотъемлемой частью учебного процесса, то все происходящее в организации госуда...

Технологии подготовки учащихся к сдаче ГИА по чтению.

Эта работа содержит технологии по обучению речевой компетенции-чтение. Здесь описаны требования к уровню подготовки  учащихся-КОДИФИКАТОР и СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольно- измерительных материалов для п...

Доклад по теме: « Технология подготовки и проведения классного часа»

Доклад по теме:« Технология подготовки и проведения классного часа»...

Технологии подготовки учащихся к сдаче ГИА по английскому языку.Раздел "Чтение".

Данное учебно-методическое пособие предлагает систему упражнений, формирующих ключевые умения, проверяемые в разделе "Чтение" с использованием стратегий, рекомендуемых для выполнения различных типов з...

Элективный курс " Технология подготовки к ГИА по математике"

Данный элективный курс  «Технология подготовки к ГИА по математике» носит обобщающий характер и направлен на закрепление умений и навыков, полученных в 7-9 классах средней школы, а также на расши...