Урок-практикум. Урок подготовки к ОГЭ. Лингвистический анализ текста
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Повторение и углубление знаний о системе языка и речи. Отработка орфографических и пунктуационных навыков. Формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskiy_analiz.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Лингвистический анализ текста.

Тип урока:

Урок-практикум. Урок подготовки к ОГЭ.


Образовательные цели: Повторение и углубление знаний о системе языка и речи. Отработка орфографических и пунктуационных навыков. Формирование коммуникативной компетенции учащихся, обеспечивающей развитие умений и навыков анализа текста.

Особенности педтехнологий: Использование мультимедийных средств обучения как важного условия повышения эффективности восприятия материала. Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной деятельности.

Ход урока

I. Словарный диктант

Ратный подвиг, Международная премия «За волю к жизни», раненный в обе ноги, преодоление трудностей, истинное мужество, пример судьбы известного летчика, иллюстрация к основной проблеме, своеобразное руководство к действию, сильнее обстоятельств, возвращение к жизни, поражая врачей и больных, нравственная проблема.

Сообщение целей урока.

II. Чтение текста. (

1)Странное состояние переживал Алексей Мересьев.

(2)С тех пор как он поверил, что путем тренировки сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным летчиком, им овладела жажда жизни и деятельности. (3)Теперь у него была цель жизни: вернуться к профессии истребителя. (4)С тем же фанатическим упорством, с каким он, обезножев, выползал к своим, стремился он к этой цели. (5)А Для этого он должен вернуть утраченные во время голодания здоровье и силы, восстановить боевые качества летчика гимнастическими упражнениями, и главное — развивать обрубленные по голень ноги так, чтобы сохранить в них силу и ловкость, а потом, когда появятся протезы, научиться проделывать на них все необходимые для управления самолетом движения.

(6)Даже хождение для безногого — нелегкое дело. (7)Мересьев же намеревался управлять истребителем. (8)А для этого, в особенности в мгновения воздушного боя, когда всё рассчитано на сотые доли секунды, ноги должны проделывать работу более быструю, чем руки. (9)Нужно было так натренировать себя, чтобы пристегнутые к обрубкам ног куски дерева и кожи выполняли эту тонкую работу, как живой орган.

(10)Любому человеку, знакомому с техникой пилотажа, это показалось бы невероятным. (11)Но Алексей верил, что это в пределах человеческих возможностей, а раз так, то он, Мересьев, обязательно этого достигнет.

(12)И Алексей педантично взялся за осуществление своего плана. (13)3аставить себя есть, спать, принимать лекарства нетрудно. (14)С гимнастикой было хуже. (15)Обычная система человеку, лишенному ног, привязанному к койке, не годилась. (16)Он придумал свою: по целым часам сгибался, разгибался, крутил торс, поворачивал голову с таким азартом, что хрустели позвонки.

(17)Когда с ног сняли бинты и Алексей получил в пределах койки большую подвижность, он усложнил упражнения. (18)Подсунув обрубки ног под спинку кровати, упершись руками в бока, он медленно сгибался и разгибался, с каждым разом увеличивая число «поклонов». (19)3атем он разработал серию упражнений для ног. (20)Улегшись на спину, он по очереди то сгибал, подтягивая к себе, то разгибал, выбрасывая вперед. (21)Когда он первый раз проделал это, то сразу понял, какие огромные, а может быть, непреодолимые трудности его ожидают. (22)В обрубленных по голень ногах подтягивание вызывало острую боль. (23)Движения были робки и неверны. (24)Их трудно было рассчитать, как трудно лететь на самолёте с поврежденным крылом или хвостом.

(25)Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днем отводил ей на минуту больше, чем вчера. (26)Это были страшные минуты — минуты, когда слезы сами лились из глаз и приходилось до крови кусать губы, чтобы сдержать невольный стой. (27)Но он заставлял себя проделывать упражнения сначала один, потом два раза в день, с каждым разом увеличивая их продолжительность. (28)После каждого такого упражнения он бессильно падал на подушки с мыслью: сумеет ли он снова возобновить их? (29)Но приходило положенное время, и он снова принимался за своё.

(30)Ноги занимали у Мересьева все мысли. (31)Порой, забывшись, он ощущал боль в ступне, менял позу, и только тут доходило до его сознания, что ступни нет. (32)Он так часто думал о ногах, что часто видел себя во сне здоровым, быстрым. (33)Как это хорошо, и как тяжело после этого, проснувшись, увидеть себя безногим!

(34)После таких снов Алексей впадал иногда в угнетенное состояние. (35)Ему начинало казаться, что он зря себя мучает, что никогда ему не летать, как не бегать босиком по степи...

(36)Но желание вернуться за штурвал самолета заставляло вновь и вновь заниматься гимнастикой...

III. Анализ текста.

Автор-Борис Николаевич Полевой (Кампов) (1908-1981).Уже в школьные годы стал интересоваться журналистикой. С начала ВОвойны работает военным корреспондентом на Калининском фронте, находясь в самых горячих точках. В 1946 выходит знаменитая «Повесть о настоящем человеке», написанная за 19 дней (когда он в качестве военного корреспондента присутствовал на Нюрнбергском процессе). Многие годы был главным редактором журнала «Юность».

Задания к тексту

Можно ли эти предложения назвать текстом?

Текст - законченная последовательность предложений, связанных по смыслу и грамматически.

1.Определите тему текста.

Рассказ о мужестве человека в борьбе с собственной бедой и отчаянием.

2.Какова идея текста.

Человек может преодолеть трудности, победить слабоволие, если у него есть цель, желание жить и быть нужным.

3.Определите авторскую позицию. Восхищается силой воли этого несгибаемого человека

4.Какой тип и стиль речи представлены в тексте? Докажите.

5.Выделите микротемы.

6.Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему А.Мересьев начал делать гимнастические упражнения?»

1)Он должен вернуть утраченные во время голодания здоровье и силы.

2)Путем тренировки сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным летчиком.

3)Чувство родины всегда с человеком, оно заставляет в особых случаях сделать все, чтобы ее защитить.

4)Талант – удел не только людей искусства, он необходим в любой профессии.

                        Лингвистический  анализ текста

1)Укажите  лексическое значение слов «фанатическим», «педантично».

2)Из предложений 6-10 выпишите слово с чередующейся гласной.(Рассчитано)

3)Из предложений 17-21 выпишите слово,  в котором правописание  НН определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано» (Медленно)

4)Из предложения 9 выпишите слово, правописание приставки ПРИ в котором зависит от лексического значения.(Пристегнуты-присоединение)

5)Определите способ образования слова ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ.(Суффиксальный)

                   Синтаксический анализ текста

1)Укажите тип связи в словосочетании ЗНАКОМОМУ С ТЕХНИКОЙ.(Управление)

2)Среди предложений 30-36 найдите предложение, в котором определение выражено инфинитивом.(36-желание вернуться)

3)Какой частью речи является ДАЖЕ в 6 предложении?(Усилительная частица)

4)Назовите все причастия в 5 предложении.(Утраченные, обрубленные, необходимые)

5)Определите вид сказуемого в 23 предложении. Чем выражена именная часть сказуемого?(СИС, краткое прилагательное)

6)Среди предложений 18-23 найдите предложение с вводным словом, определите его значение.(Может быть-предположение)21

7)Объясните постановку тире в 6 предложении.(Сказуемое и подлежащее выражено сущ. в Им.п.)

8)Разобрать у доски по членам предложение 17.

9) Среди предложений 14-20 найдите предложения с однородными членами, какой частью речи они выражены?

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ Часть3.15.1.

Какова роль деепричастий в данном тексте?

Что вы знаете о деепричастии и деепричастном обороте?

Деепричастие играет особую роль в тексте, передает подвижность предмета, одно действие присоединяет к другому. В художественной литературе деепричастие может передавать эмоциональное состояние героя, его характеристику, а также помогает детально представить воображаемое, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать тексту динамизм.

Как начать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Можно привести несколько примеров того, как начать сочинение-рассуждение. Это может быть

  • фраза, принадлежащая герою дискуссии и ее комментарий («Знаки препинания только осложняют нам жизнь», — заявил Саша. Можно ли с этим мнением согласиться? Я думаю, нельзя, потому что...»);
  • согласие или несогласие с одним из участников лингвистического спора (например, «Я согласен с мнением Миши, что без знаков препинания на письме не обойтись»);
  • вопрос (например, «Зачем нужны знаки препинания?»);
  • вопрос-ответ (например, «Нужны ли нам сегодня знаки препинания? Безусловно, нужны!»);
  • собственное высказывание (например, «Знаки препинания выполняют несколько важных функций»);
  • предложение, констатирующее актуальность темы (например, «Сегодня особенно важны знания о ... » или «Проблема... является актуальной в наши дни»);

именительный темы (например, «Русская орфография, Прин-ципы русской орфографии. Что обозначают эти понятия ?» или «Книжные и устаревшие слова. Какова их роль в публицистической речи?»).

Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении:

  • вводные слова таким образом, итак, в заключение, как видим и др.;
  • синтаксические конструкции: итак, можно увидеть, что...;

в результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что...;

эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что... и др.

Деепричастие. Одни ученые выделяют его как самостоятельную часть речи, другие – как особую форму глагола, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. Употребление деепричастных оборотов в предложениях 18, 20 придает тексту динамичность. В предложении 27деепричастный оборот помогает детально представить действия героя, его приближение к цели: вернуться к профессии истребителя.

Таким образом, употребление деепричастий и деепричастных оборотов в данном тексте помогают ярче представить действия героя, понять его сильный характер.

С.15.3. Напишите сочинение – рассуждение.

Что помогло А.Мересьеву вернуться к профессии истребителя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло

Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о  ли...

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.

Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка  и литературы при дальнейшем создании своего текста....

Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"

На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихс...

Статья "Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста. 2013 год"

 В статье я делюсь накопленным  с 2008 года  опытом подготовки выпускников к ЕГЭ.материал выстроен как в теоритическом ключе так и в практическом. Учителя русского языка смо...

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста

В ситуации экзамена в форме ЕГЭ учащиеся должны продемонстрировать разносторонний кругозор, оригинальность и образность мышления. Очевидно, что  нужно продумать систему работы с художественным те...

Интегрированный урок развития речи «Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Выполнение лингвистического анализа текста – рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», то есть выявление арсенала средств, используемых автором для создания художественного образа, художестве...

Открытый урок по русскому языку: "Лингвистический анализ текста (на материале фрагмента из книги Л. Яниной «Экспрессия медной истории»)" 7 класс

                Цели: воспитывать интерес  к истории родного города и его градообразующего предприятия; развивать умения задавать вопросы по тексту...