Родовые окончания имён прилагательных (урок-экскурсия).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок русского языка в 6 классе (для КОУ VIII вида)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_6_klasse.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное   общеобразовательное учреждение  

школа  №487   Выборгского района  Санкт-Петербурга

Конспект открытого урока

по русскому языку в 6 классе (VIII вида,  I вариант)

 учителя Мальковой Инны Александровны

 

Тема: Родовые окончания имён прилагательных.

Тип урока: урок закрепление.

Вид урока: урок-экскурсия.

Цель урока: выявить знания и умения учащихся по изученному материалу.

 Задачи урока:

1). Развивать умение точно и правильно употреблять имена прилагательные в речи, правильно писать родовые окончания прилагательных.

2). Коррекция и развитие речи, словарного запаса, зрительного и слухового восприятия, мыслительных операций на основе упражнений; способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщать их к информационно-поисковой деятельности.

3). Воспитывать познавательную активность, любознательность, уверенность в себе, интерес к родному языку, воспитание культуры общения.

Оборудование:  занимательный и дополнительный материал, алгоритмы, схемы-опоры, раздаточный материал для учащихся, предметные и сюжетные картинки на темы "Зима", "Животные и растения леса", классическая музыка Ан. Вивальди "Зима", диагностическая работа, презентация к уроку.

ХОД УРОКА:

I.  Организация начала урока.

*Психологический настрой на работу:

                                         Начинается урок,

                                         Должен он пойти нам впрок.

                                         Книжки, ручки и тетрадки –

                                          Всё должно лежать в порядке.

-Улыбнитесь друг другу. Начинаем наш урок.

-Урок у нас сегодня необычный – мы отправимся на экскурсию в зимний лес. Дорога будет нелёгкой, нам пригодятся все ваши знания и умения. Ваши тетради – записные книжки. В них мы будем записывать свои открытия и наблюдения.

- Итак, в добрый путь!

II. Чистописание ("Лесная тропа").

- Прежде, чем отправиться в путь, мы должны с вами правильно выбрать тропинку, по которой и отправимся в лес. Для этого мы должны правильно и красиво написать элементы с буквой ч.

*Далее дети дают характеристику букве и звуку, подбирают слова на букву ч.

- Тропу мы отыскали – пора на экскурсию!

III. Постановка учебной проблемы, сообщение темы урока.

а) Наблюдение.

- А кто же нам будет помогать в лесу? Послушайте и отгадайте загадку.

                Художницу нашу знает весь свет,

                Раскрасит художница всякий предмет.

                Ответит всегда на вопросы такие:

                Какой? Какая? Какое? Какие?

- Кто же это? Как догадались? (Ответы детей).

*На доску вывешивается картинка. (Девушка в образе имени прилагательного).

б) Вывод (введение в тему урока).

*На доску вывешивается памятка "Сегодня на уроке". Дети читают начало фразы и по очереди продолжают её:  

                             Сегодня на уроке:

  • Я вспомню…
  • Я буду учиться…
  • Я смогу…

- Итак, ребята, сегодня  на уроке мы закрепим правописание родовых окончаний имён прилагательных.

IV.   Повторение изученного материала.

1). Игра "Доскажи словечко".

  • Имя прилагательное обозначает… (признак предмета)
  • Отвечает на вопросы…
  • Имя прилагательное связано с…
  • Имена прилагательные изменяются…
  • Род прилагательного зависит от рода…

2). Приведите примеры  имён прилагательных на букву ч.

3). "Назови вопрос и окончания".

*Детям предлагается карточка, на которой написан род прилагательного. Дети называют вопрос и окончания.

МУЖСКОЙ  РОД

КАКОЙ ?

 

IV.   Обобщение и закрепление изученного.

1). Разбор предложения по членам и частям речи (работа у доски).

В лесу росла чудесн… ёлочка.

- Что значит "чудесная ёлочка"?

2). Игра "Подбери слово" (работа в парах).

- Имена прилагательные украшают нашу речь, помогают уточнить признаки предметов, представить их в своём воображении. Давайте убедимся в этом.

- Вот мы и пришли в лес (вывешиваются на доску картинки с зимним пейзажем).

- Сейчас вы будете работать в парах. Вам нужно будет к именам прилагательным подобрать подходящие по смыслу имена существительные, т.е. будем узнавать предмет по его признакам.

Карточка №1.  "Узнай предмет по его признакам".

1. Хитрая, ловкая, рыжая … (_______________).

2. Серый, хищный, злой … (________________ ).

3. Трусливый, белый, маленький … (_______________ ).

4. Зелёная, колючая, пушистая … (_________________).

5. Белый, холодный, мокрый … (________________ ).  

  • Укажите род прилагательных.

- Каких зверей нам удалось увидеть в лесу? (Ответы детей).

*Вывешиваются предметные картинки.

3). Игра "Найди пару"(Описание зимнего дня).

* На столе лежат карточки со словами (прилагательные и существительные). Карточки перевёрнуты. Дети подходят и берут по одной карточке, читают записанное на ней слово. Задача детей: найти себе пару и встать рядом, прочитать получившееся словосочетание. Определить род прилагательного.

*Например, зимний день…

- Запишите словосочетания, определите род имён прилагательных.

*Проверка работы уащихся.

*Вывод: какие  окончания пишутся у прилагательных м.р.? ж.р.? ср.р.?

*Физминутка.

-А сейчас мы немного отдохнём. Закройте глазки и мысленно представьте, что вы ещё увидели в зимнем лесу.

***Звучит классическая музыка А. Вивальди "Зима"

4).Работа по карточке №2.

*Детям предлагаются отрывки из стихотворений русских поэтов.

Задание: вставьте окончания прилагательных, определите их род.

I ряд -               Бел…  береза 
                         
Под моим окном 
                     
Принакрылась  снегом, 
                         
Точно серебром.       (С. Есенин)

II ряд -                     Весело сияет 
                                Месяц над селом; 
                                 Бел…  снег сверкает 
                                 Синим огоньком.         (И. Никитин)

*Проверка работы.

V.   Диагностическая работа (см. приложение №2).

* Проверка работы учащихся (самооценка).

VI.   Итог урока.

- Вот и заканчивается наша экскурсия в зимний лес.

- Итак, сегодня на уроке:

  • Я вспомнил…
  • Я учился…

VII. Домашнее задание.

Карточка №3 (работа с деформированным текстом).

Приложение

Карточка №1.  "Узнай предмет по его признакам".

1. Хитрая, ловкая, рыжая … (_______________).

2. Серый, хищный, злой … (________________ ).

3. Трусливый, белый, маленький … (_______________ ).

4. Зелёная, колючая, пушистая … (_________________).

5. Белый, холодный, мокрый … (________________ ).  

  • Укажите род прилагательных.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка № 2 (а).

  • Прочитай отрывок из стихотворения. Вставь пропущенное окончание у прилагательного.

                          Бел…  береза 
                         
Под моим окном 
                         
Принакрылась  снегом, 
                         
Точно серебром.       

                                     

                                              (С. Есенин)

-----------------------------------------------------------------------------------  

Карточка № 2 (б).

Прочитай отрывок из стихотворения. Вставь пропущенное окончание у  прилагательного.   

                                                                             Весело сияет 
                                      Месяц над селом; 
                                      Бел…  снег сверкает 
                                      Синим огоньком.

                                                       (И. Никитин)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Карточка №3.

  • Прочитай текст. Раздели его на предложения. Озаглавь его. Спиши. Подчеркни имена прилагательные, укажи их род.

             Стоит ясный морозный день с утра идёт пушистый снег деревья опустили ветки  от тяжести пруд затянуло хрупким ледком.

 Диагностическая работа №1 по теме "Имя прилагательное"

Класс: 6-б

Ф.И. _____________________________________________

1. Выбери правильное утверждение.  Имена прилагательные обозначают:

  • предмет
  • действие предмета
  • признак предмета

2. Имена прилагательные отвечают на вопросы:

  • кто? что?
  • какой? какая? какое? какие?
  • что делать? что сделать?

3. Имена прилагательные…

  • изменяются по родам
  • не изменяются по родам

4. Имена прилагательные имеют окончания (соедини стрелочкой род и окончания):

  • м.р.                           ая,  яя

  • ж.р.                           ое, ее

  • ср.р.                          ой, ый, ий

5. Подчеркни имена прилагательные. Укажи их род.

а). Зима, зимовать, зимняя.

б). Похолодало, холодный, холод.

в). Морозное, мороз, заморозить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.""

Конспект урока по теме"Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа."...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.""

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме ""Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа....

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе".

Урок русского языка в 6 классе по теме:   "Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе". ЦЕЛИ:    - закрепить умения учащихся проверять правописан...

Правописание родовых окончаний имён прилагательных

Цели урока: формировать  умение правильно писать родовые окончания прилагательных;различать род прилагательных;уточнить знания об имени прилагательном;развивать орфографическую зоркость;вос...

Конспект урока в 6-м классе по русскому языку «Закрепление по теме «Безударные окончания имён прилагательных»

На данном уроке закрепляются умение правильно и осознанно проверять написание родовых окончаний имён прилагательных; умение разбирать прилагательное как часть речи. А так же решаются коррекционно-разв...